{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как ведут личный бюджет российские предприниматели Статьи редакции

Советы основателей Aviasales, Coub, MDK и других компаний.

Редакция узнала у известных российских предпринимателей, как они учитывают личные финансы и контролируют расходы. Ранее своими советами поделились читатели vc.ru.

Я могу поделиться, наверное, принципами управления деньгами, а не конкретными инструментами планирования бюджета, поскольку у меня они суперпримитивны.

Это банковские выписки по поступлениям, а также банковская выписка (в приложении для управления финансами «Рокетбанка») для расходов. На этом всё. Этого достаточно, чтобы иметь картинку «с вертолета».

Все расходы стараюсь делать по карте, а не наличными (чтобы они учитывались и шел кэшбэк). Если расплатиться картой нельзя, то я специально каждый месяц снимаю круглую сумму (например, 50 тысяч рублей), чтобы потом было легко видеть всю картинку и не считать вообще.

Инструмент учета значения не имеет: раньше я даже таблицу в Excel вёл. А потом понял, что нужен высокоуровневый контроль.

Алексей Колесников, сооснователь «Рокетбанка»

Все просто: один мой близкий друг научил меня: «Не копи деньги, трать их от души на близких, на друзей, получай удовольствие от них. И они будут возвращаться к тебе сторицей». Так и поступаю, и все так и происходит.

Константин Калинов, основатель сервиса Aviasales

При планировании личных финансов я предпочитаю придерживаться нескольких несложных принципов. Прежде всего, я планирую расходы как минимум на год.

Подход к планированию личных финансов у людей в России во многом специфичен. Большинство считает, что учет средств, ведение личной бухгалтерии — это как-то мелочно, так поступают жмоты или зануды. На самом деле это не так.

В конце года (в ноябре — декабре) я нахожу время, чтобы составить личный финансовый план на следующий год (в котором при необходимости будут учтены и долгосрочные затраты на 3–5 лет). Свои доходы и расходы необходимо фиксировать письменно, не стоит надеяться на то, что такого рода информацию можно удержать в голове. Для этого необязательно устанавливать какие-то специальные программы, можно создать простую таблицу в Excel или Word.

Финансовый план, который мы создаем на год, должен быть детальным: учитывать стоит не только планируемые крупные покупки (приобретение квартиры, мебели, автомобиля, затратные путешествия), но и, скажем, праздники, дни рождения и прочее.

Один из моих основных принципов: текущие затраты на покупки, подарки и развлечения при планировании бюджета не должны быть в приоритете. Широко распространенный подход «Я потрачу столько, сколько считаю нужным, остальное отложу» неверен.

Распределять личные финансы нужно обдуманно, согласно своим жизненным приоритетам. У меня на первом месте — саморазвитие, образование, на втором — инвестиции в инструменты, которые позволят мне получать пассивный доход, и лишь затем идут траты на текущие нужды.

Я предпочитаю инвестиции в объекты коммерческой недвижимости — торговые центры и стрит-ритейл приносят доход от сдачи в аренду, а непосредственным управлением объектами я не занимаюсь, это делает специализированная управляющая компания площадки Aktivo.

Оскар Хартманн, основатель KupiVip, Aktivo, CarPrice и других компаний

Бедные 90-е годы приучили меня к разумным тратам. Поэтому я не веду бюджет: жаль времени на это. В голове есть понимание, что надо делать, а что нет.

Например, я не покупаю машины, а пользуюсь такси, ногами, велосипедом и метро. Это и по деньгам выгоднее, и не занимает голову ненужными проблемами вроде стоянок, парковок, страховок и аварий.

На некоторых вещах грех экономить. Например, нужно всегда иметь флагманский смартфон, ведь это продуктивность.

Тем, кто склонен к растратам, кредитам или откладывает менее 30% доходов на будущее, конечно, надо вести бюджет: записывать все траты, анализировать их структуру, и не слишком буквально воспринимать мудрую фразу о том, что бояться надо не больших расходов, а малых доходов.

Олег Анисимов, член совета директоров интернет-бухгалтерии «Моё дело»

У нас есть месячный семейный бюджет доходов и расходов по статьям, где мы смотрим, чтобы сходился баланс, и по итогам месяца он был скорее положительным.

Для контроля текущих расходов используем принципы разумного потребления, которые позволяют влиять на бюджет и выдерживать баланс — покупать качественные вещи, но без претензии на «люкс», не гнаться за потребительскими иллюзиями, не покупать необязательных дорогих вещей, машин и прочих атрибутов «красивой жизни». Лучше тратить больше денег на путешествия и впечатления.

Также есть принципы инвестирования. Если говорить о консервативной части портфеля, я считаю правильным вкладывать деньги в финансовые инструменты, которые не требуют времени на обслуживание — депозиты и облигации.

Когда инвестирую в бизнесы (в качестве акционера или операционного менеджера), то выбираю те, что мне близки по духу, которые интересны и полезны, где инвестируя не только деньги, но и время, идеи, можно чувствовать отдачу и реализацию.

Максим Спиридонов, сооснователь образовательного сервиса «Нетология»

Я делал несколько подходов к планированию личных расходов, и все они сбивались, как правило, на этапе занесения или фиксирования всех расходов.

Поэтому в следующем месяце планирую сделать еще один подход. Скорее всего, начну в Excel, потом потихоньку буду подключать планировщики. Вообще, это занятие лучше доверить любимой женщине, потому что концентрироваться надо на увеличении прихода денежных средств.

Роман Кумар Виас, основатель агентства Qmarketing

Лет пять назад пробовал Saver и другие приложения, но бросил — не хватает дисциплины заносить все траты.

Антон Гладкобородов, сооснователь платформы Coub

У нас единый семейный счет, которым пользуются трое взрослых и один ребенок. Я неоднократно пытался брать себя в руки и вести домашнюю бухгалтерию либо в Excel, либо с помощью сервисов вроде Zenmoney, но еще ни разу меня не хватало больше чем на две-три недели.

Все-таки им всем не хватает какой-то дополнительной плюшки, чтобы подсадить на себя таких как я надолго. А так как у меня все очень плохо с личными расходами, то себе на карту поставил лимит на ежедневные траты — 10 тысяч рублей.

Этого вполне хватает, чтобы заправить машину, сходить в кафе или магазин. Всё что дороже — покупается с отдельной карты, и о покупке знает больше чем один член семьи.

Ну и основной принцип расходов у семьи простой: есть деньги — тратим, нет — не тратим. И чтобы примерно понимать, не слишком ли много мы посетили питейных заведений или магазинов в каждом из месяцев, то регулярно заглядываем в личный кабинет «Альфа Банка», где формируется вот такая симпатичная диаграмма.

Сергей Барышников, основатель издания Bigpicture.ru

Я не планирую расходы, поскольку как у всех предпринимателей, мой доход скачет ежемесячно, иногда свои личные расходы необходимо вкладывать в проекты, так что тут какое-либо планирование исключено.

Баланс между доходами и расходами никак не держу: смотрю на банковский счёт в ТКС или «Альфа Банке». Наличкой вообще не пользуюсь. Минимального порога трат особенно нет: кредитный лимит в моих банках несколько миллионов, главное за них не падать.

Роберто Панчвидзе, сооснователь медиакомпании MDK

Для ежедневного контроля пользуюсь Zenmoney уже лет пять (или сколько они существуют?). Ребята молодцы. Если привыкнуть, внесение операций занимает немного времени, тем более большую часть можно автоматизировать.

Зачем это? Во-первых, ощущение контроля. Когда к нему привык, отказаться непросто. Во-вторых, любопытная статистика — можно понять, куда на самом деле тратятся деньги.

Бывают сюрпризы (скорее всего, большинство не осознает, сколько тратит на машину или еду в ресторанах). Сильно на этих вещах я не зацикливаюсь, но и полностью отказываться от такого учета не готов. Это как если вы в компании внедрили нормальную управленческую отчетность, уже не можете понять, как жили без нее до этого.

Михаил Перегудов, основатель компании по доставке ужинов «Партия еды»
0
56 комментариев
Написать комментарий...
Илья Снеговской

Давно занимаюсь бюджетом. Всем советую в голове становится все по полкам из личного опыта советую программу YNAB. Там даже своя методологиям бюджета. Что нужно жить в этом месяце на предыдущую зарплату. Тк. Каждый заработанный рубль должен быть определён. После 6 мес. Ведения очень легко планировать. Всем советую. Правда прога только на английском. :) Всем добра.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Автоматом прочитал "советскую программу УНАВ", задумался, представил что-то под DOS такоё :)

Поясните пожалуйста, _зачем_ Вы занялись бюджетом первоначально?
И далее - как Вам удалось продержаться больше 1 месяца (обычно сдаются люди на 3-ей, 4-ой неделе).

Далее, хочу уточнить, что в соц. опросах идея домашнего бюджетирования определяется в трех пунктах (которые делают домашний бюджет бессмысленным), цитирую:

1-2 - там все плохо :)
3. Нам хватает денег на повседневные траты, но должны копить на крупную покупку (отпуск, автомобиль)
4. Можем купить автомобиль, но не квартиру или загородный дом.
5. Нет ограничения в тратах - можем купить что угодно.

Мне кажется, переходы с 2 на 3 (и выше), как-то не связаны с домашним бюджетированием - как кто-то из респондентов (живущих в пунктах 4 и 5), заметил - главное, все-таки _рост доходов_, а не контроль расходов.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Снеговской

Да, вы правы как и любой простой человек, я хотел ее бросить на 2 недели, тк. Постоянные записи тебя выматывают. Но я всегда подогревал себя статьями создателя YNAB. Плюс хотелось понять куда уходят твои деньги. Устал от того что постоянно приходилось перекладывать деньги с одной покупки на другую. Что касаемо тех кому денег хватает, то я за них рад. Что касаемо роста заработка, то могу сказать что рост возможен в своём бизнесе, а не в другой компании. Я когда участвовал в конкурсе при адм. СПб по предпринимательству, то меня ужаснули цифры что только 2% из молодых людей от 18 до 25 хотели начать бизнес в РФ. То есть если я правильно понимаю все эти 2 % сидят в vc.ru? Ведь говорить это одно, а делать совсем другое. На себе испытал. :) Всем добра.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Theodoro Karalenka

Напомнило письмо в техподдержку:
- Я распечатала гифку, а она у меня не двигается! Принтер неисправен?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
53 комментария
Раскрывать всегда