Как ведут личный бюджет российские предприниматели Статьи редакции

Советы основателей Aviasales, Coub, MDK и других компаний.

Редакция узнала у известных российских предпринимателей, как они учитывают личные финансы и контролируют расходы. Ранее своими советами поделились читатели vc.ru.

Я могу поделиться, наверное, принципами управления деньгами, а не конкретными инструментами планирования бюджета, поскольку у меня они суперпримитивны.

Это банковские выписки по поступлениям, а также банковская выписка (в приложении для управления финансами «Рокетбанка») для расходов. На этом всё. Этого достаточно, чтобы иметь картинку «с вертолета».

Все расходы стараюсь делать по карте, а не наличными (чтобы они учитывались и шел кэшбэк). Если расплатиться картой нельзя, то я специально каждый месяц снимаю круглую сумму (например, 50 тысяч рублей), чтобы потом было легко видеть всю картинку и не считать вообще.

Инструмент учета значения не имеет: раньше я даже таблицу в Excel вёл. А потом понял, что нужен высокоуровневый контроль.

Алексей Колесников, сооснователь «Рокетбанка»

Все просто: один мой близкий друг научил меня: «Не копи деньги, трать их от души на близких, на друзей, получай удовольствие от них. И они будут возвращаться к тебе сторицей». Так и поступаю, и все так и происходит.

Константин Калинов, основатель сервиса Aviasales

При планировании личных финансов я предпочитаю придерживаться нескольких несложных принципов. Прежде всего, я планирую расходы как минимум на год.

Подход к планированию личных финансов у людей в России во многом специфичен. Большинство считает, что учет средств, ведение личной бухгалтерии — это как-то мелочно, так поступают жмоты или зануды. На самом деле это не так.

В конце года (в ноябре — декабре) я нахожу время, чтобы составить личный финансовый план на следующий год (в котором при необходимости будут учтены и долгосрочные затраты на 3–5 лет). Свои доходы и расходы необходимо фиксировать письменно, не стоит надеяться на то, что такого рода информацию можно удержать в голове. Для этого необязательно устанавливать какие-то специальные программы, можно создать простую таблицу в Excel или Word.

Финансовый план, который мы создаем на год, должен быть детальным: учитывать стоит не только планируемые крупные покупки (приобретение квартиры, мебели, автомобиля, затратные путешествия), но и, скажем, праздники, дни рождения и прочее.

Один из моих основных принципов: текущие затраты на покупки, подарки и развлечения при планировании бюджета не должны быть в приоритете. Широко распространенный подход «Я потрачу столько, сколько считаю нужным, остальное отложу» неверен.

Распределять личные финансы нужно обдуманно, согласно своим жизненным приоритетам. У меня на первом месте — саморазвитие, образование, на втором — инвестиции в инструменты, которые позволят мне получать пассивный доход, и лишь затем идут траты на текущие нужды.

Я предпочитаю инвестиции в объекты коммерческой недвижимости — торговые центры и стрит-ритейл приносят доход от сдачи в аренду, а непосредственным управлением объектами я не занимаюсь, это делает специализированная управляющая компания площадки Aktivo.

Оскар Хартманн, основатель KupiVip, Aktivo, CarPrice и других компаний

Бедные 90-е годы приучили меня к разумным тратам. Поэтому я не веду бюджет: жаль времени на это. В голове есть понимание, что надо делать, а что нет.

Например, я не покупаю машины, а пользуюсь такси, ногами, велосипедом и метро. Это и по деньгам выгоднее, и не занимает голову ненужными проблемами вроде стоянок, парковок, страховок и аварий.

На некоторых вещах грех экономить. Например, нужно всегда иметь флагманский смартфон, ведь это продуктивность.

Тем, кто склонен к растратам, кредитам или откладывает менее 30% доходов на будущее, конечно, надо вести бюджет: записывать все траты, анализировать их структуру, и не слишком буквально воспринимать мудрую фразу о том, что бояться надо не больших расходов, а малых доходов.

Олег Анисимов, член совета директоров интернет-бухгалтерии «Моё дело»

У нас есть месячный семейный бюджет доходов и расходов по статьям, где мы смотрим, чтобы сходился баланс, и по итогам месяца он был скорее положительным.

Для контроля текущих расходов используем принципы разумного потребления, которые позволяют влиять на бюджет и выдерживать баланс — покупать качественные вещи, но без претензии на «люкс», не гнаться за потребительскими иллюзиями, не покупать необязательных дорогих вещей, машин и прочих атрибутов «красивой жизни». Лучше тратить больше денег на путешествия и впечатления.

Также есть принципы инвестирования. Если говорить о консервативной части портфеля, я считаю правильным вкладывать деньги в финансовые инструменты, которые не требуют времени на обслуживание — депозиты и облигации.

Когда инвестирую в бизнесы (в качестве акционера или операционного менеджера), то выбираю те, что мне близки по духу, которые интересны и полезны, где инвестируя не только деньги, но и время, идеи, можно чувствовать отдачу и реализацию.

Максим Спиридонов, сооснователь образовательного сервиса «Нетология»

Я делал несколько подходов к планированию личных расходов, и все они сбивались, как правило, на этапе занесения или фиксирования всех расходов.

Поэтому в следующем месяце планирую сделать еще один подход. Скорее всего, начну в Excel, потом потихоньку буду подключать планировщики. Вообще, это занятие лучше доверить любимой женщине, потому что концентрироваться надо на увеличении прихода денежных средств.

Роман Кумар Виас, основатель агентства Qmarketing

Лет пять назад пробовал Saver и другие приложения, но бросил — не хватает дисциплины заносить все траты.

Антон Гладкобородов, сооснователь платформы Coub

У нас единый семейный счет, которым пользуются трое взрослых и один ребенок. Я неоднократно пытался брать себя в руки и вести домашнюю бухгалтерию либо в Excel, либо с помощью сервисов вроде Zenmoney, но еще ни разу меня не хватало больше чем на две-три недели.

Все-таки им всем не хватает какой-то дополнительной плюшки, чтобы подсадить на себя таких как я надолго. А так как у меня все очень плохо с личными расходами, то себе на карту поставил лимит на ежедневные траты — 10 тысяч рублей.

Этого вполне хватает, чтобы заправить машину, сходить в кафе или магазин. Всё что дороже — покупается с отдельной карты, и о покупке знает больше чем один член семьи.

Ну и основной принцип расходов у семьи простой: есть деньги — тратим, нет — не тратим. И чтобы примерно понимать, не слишком ли много мы посетили питейных заведений или магазинов в каждом из месяцев, то регулярно заглядываем в личный кабинет «Альфа Банка», где формируется вот такая симпатичная диаграмма.

Сергей Барышников, основатель издания Bigpicture.ru

Я не планирую расходы, поскольку как у всех предпринимателей, мой доход скачет ежемесячно, иногда свои личные расходы необходимо вкладывать в проекты, так что тут какое-либо планирование исключено.

Баланс между доходами и расходами никак не держу: смотрю на банковский счёт в ТКС или «Альфа Банке». Наличкой вообще не пользуюсь. Минимального порога трат особенно нет: кредитный лимит в моих банках несколько миллионов, главное за них не падать.

Роберто Панчвидзе, сооснователь медиакомпании MDK

Для ежедневного контроля пользуюсь Zenmoney уже лет пять (или сколько они существуют?). Ребята молодцы. Если привыкнуть, внесение операций занимает немного времени, тем более большую часть можно автоматизировать.

Зачем это? Во-первых, ощущение контроля. Когда к нему привык, отказаться непросто. Во-вторых, любопытная статистика — можно понять, куда на самом деле тратятся деньги.

Бывают сюрпризы (скорее всего, большинство не осознает, сколько тратит на машину или еду в ресторанах). Сильно на этих вещах я не зацикливаюсь, но и полностью отказываться от такого учета не готов. Это как если вы в компании внедрили нормальную управленческую отчетность, уже не можете понять, как жили без нее до этого.

Михаил Перегудов, основатель компании по доставке ужинов «Партия еды»
0
56 комментариев
Написать комментарий...
Максим Красуцкий

Короче суть одна - мало у кого хватает терпения дотошно вести учет во всяких приложухах и спецпрограммах. Кто то забивает через неделю а кто то через 3 месяца. А ведь казалось бы, уже проще и увлекательней придумать что то сложно. Желаю всем зарабатывать своим трудом столько, сколько не пересчитать и не потратить :)

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

И ставить! Ставить строгий лимит в 10 000 рублей в день!
Но такой, чтобы расходы выше этой суммы видели другие члены семьи (то есть не совсем даже лимит, а так).

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Иван Александрович

Жена! Пожалуй самый удобный и надежный способ личного учета финансов.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

В смысле учета финансов? Я мало кого лично знаю из обеспеченных людей, но у них (всех) как-у-одного, жены НЕ знают суммы ежемесячного дохода мужа, вот не знают и все.
А расходы да, расходы могут учитывать, или не учитывать. И планы строить. Как им хочется.

Муж на эти планы говорит обычно говорит "да", "да, чуть позже", "пока нет", и "да ты обалдела".
И все планирование.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Бородин

Только недешевый :) Хотя, наверное, у всех разные тарифные планы.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Бельтюков

Без Калинова материал был бы лучше. Черт, да мир вообще был бы лучше без Калинова.
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10208397210665687&set=a.1326988692629.2044341.1168280395&type=3

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Laptev

Идея для VC, каждый советчик озвучивает свой годовой доход, чтобы понимать ценность совета )

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Anton Chetverikov

Вообще пох, он же не в одной комнате с вами живёт.
Без него ничего бы не изменилось. Просто авиасейлс не было бы, да и всё.
Может и Тинькова туда же?) тоже не стесняется в выражениях.
Все мы мрази, в большей или меньшей степени.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Олег Ивахнов

Ну отхуесосить кого то из вондерзина это разве плохо?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexander Polynov

"трое взрослых и один ребенок" - шведская семья чтоли?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

может теща с ними живет

Ответить
Развернуть ветку
Фаиз Мангутов

На эту тему супер статья есть https://journal.tinkoff.ru/spreadsheet/

Там же можно скопировать таблицу для Google Docs в которой можно вести список доходов и расходов.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Gavrish

Записываю расходы/доходы в коинкипер, раньше лет 5 пользовалась easyfinance, но сервис капитально устарел. Это не занимает времени, согласна с Мишей полностью, дисциплинирует и позволяет сильно улучшить финансовое положение и сто раз подумать, прежде чем купить ненужную фигню.
Кроме того, любые доходы делятся в определенной пропорции на жизнь, развитие, развлечения, инвестиции и благотворительность. Не знаю, как эта штука работает, но реально с деньгами нет проблем при любых доходах. Если залезаю в другой конверт, то возвращаю долг с 100% годовых. В конверт инвестирования деньги идут сразу, а не "сколько останется". Инвестиционные деньги идут на акции, фонды недвижимости, депозиты.
Короче, финансовое планирование - вещь! После того, как начала этим заниматься, ни разу не занимала деньги, а слово кредит вообще для меня ругательное))

Ответить
Развернуть ветку
Степан Воронцов

Сейчас в почти в каждом банке есть в приложении отчёт по расходам и категориям. Зачем ещё что-то?
А кэш... Да кому он нужен?(в МСК и СПб)

Ответить
Развернуть ветку
Внимание к деталям

Да много где нужен кэш, не выдумывайте. Клинеру вы спасибами платите? Консьержа карточкой ко лбу пайпассите?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Maxim Berezkin

Когда пользуешься только одним счетом, на который получаешь все деньги и с которого тратишь — да, может быть. А когда у тебя несколько источников дохода, расходы наличкой, разными картами (разных банков), переводы кому-то на счета, где-то дал или взял в займ — тогда банковское приложение не помогает ничем. Zenmoney, кстати, топчик. Двое упомянули в статье, присоединюсь к ним и посоветую тоже.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Sokolov

Костя! :)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Снеговской

Давно занимаюсь бюджетом. Всем советую в голове становится все по полкам из личного опыта советую программу YNAB. Там даже своя методологиям бюджета. Что нужно жить в этом месяце на предыдущую зарплату. Тк. Каждый заработанный рубль должен быть определён. После 6 мес. Ведения очень легко планировать. Всем советую. Правда прога только на английском. :) Всем добра.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Автоматом прочитал "советскую программу УНАВ", задумался, представил что-то под DOS такоё :)

Поясните пожалуйста, _зачем_ Вы занялись бюджетом первоначально?
И далее - как Вам удалось продержаться больше 1 месяца (обычно сдаются люди на 3-ей, 4-ой неделе).

Далее, хочу уточнить, что в соц. опросах идея домашнего бюджетирования определяется в трех пунктах (которые делают домашний бюджет бессмысленным), цитирую:

1-2 - там все плохо :)
3. Нам хватает денег на повседневные траты, но должны копить на крупную покупку (отпуск, автомобиль)
4. Можем купить автомобиль, но не квартиру или загородный дом.
5. Нет ограничения в тратах - можем купить что угодно.

Мне кажется, переходы с 2 на 3 (и выше), как-то не связаны с домашним бюджетированием - как кто-то из респондентов (живущих в пунктах 4 и 5), заметил - главное, все-таки _рост доходов_, а не контроль расходов.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Юрий Ковалёв

Мама всегда говорит «богатый не тот, кто много получает, а тот – кто мало тратит».

Всё верно, но нужно всё-таки стремиться зарабатывать больше.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов
«богатый не тот, кто много получает, а тот – кто мало тратит».

Тот кому хватает.

Ответить
Развернуть ветку
Christina Coloboque

Июль ещё не кончился, а у кого-то расходы уже больше 600 000! :smiling_imp: На самом деле у Альфы реально хорошая аналитика, сама разбивает по категориям почти без промахов. Просто везде расплачиваюсь с Альфы и все, у всех домашних Карты привязанные к тому же счету. Это минимальное усилие, которое приходится прилагать, если есть наличка, то положить Ее на Альфу. Остальные способы записывать не работают, тк требуют слишком много самоконтроля.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов
Июль ещё не кончился, а у кого-то расходы уже больше 600 000

У кого то ипотечный платеж 600к в месяц.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Илья Снеговской

Фиксирование расходов, это не финансовое планирование. Это простой учёт. Если зарплата фиксированная то это рано или поздно приводит к нехватке денег. На себе проверено. Если своё дело, то может и привести к нехватке денежных средств в компании потратил больше чем заработали и пошло и поехало.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Anton Ilabanau

Если говорить о бытовых расходах, то нет смысла постоянно контролировать себя.

Я это делаю периодически, например раз в год-два ну или когда lifestyle меняется, или место жительства.
Тупо беру один месяц и анализирую расходы по карточке.

И сразу видишь, все ли ок в твоем финансовом поведении или ты как долбоеб тратишь больше чем должен.

Если все плохо, откладываешь у себя в голове простые правила типа "жрать надо меньше" ну и потом при порывах сходить в кабак просто вспоминаешь эти установки.
Или "хватит покупать черную икру". Или "надо экономить воду" :) ну и т.п.

Короче не понимаю дрочеров которые годами но прогах разных сидят. Анализ ради анализа - нахера?? Быстренько вникнул, сделал такое action points, все, гуляй дальше.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

А может силы, время и внимание перенести с учета на дополнительную работу? Взять доп.заказчика или доп.проект.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Ковалёв

А че, никто в крипту не инвестирует чтоли?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Petrov
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Александрович

Планирую расходы в приложении сбербанка. Там же создаю счета для разных целей (не пользуюсь предусмотренным функционалом автоматического списания на цели, как-то некомфортно). Так же, как в альфе расходы делятся по категориям, и можно посмотреть, где нужно тратить поменьше.
Не пропагандирую сбер, но инструменты в приложении удобные

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Палькин

Раньше была проблема с учетом бизнес/личное.

Разделил деньги бизнеса (р/с Альфабанка и карта Альфы) и личные (Рокетбанк) - стало прозрачно и ушла вина за «может я сьедаю деньги бизнеса, беру больше».

Есть Google табличка для бизнеса с планом на месяц, в конце ввожу фактические траты. Оплаты провожу по неделям.

Для разделения на статьи расходов в личных финансах использую теги в приложении Рокетбанка... (доход, обед, кафе, развлечения, отдых) + откладываю на субсчета (10% магнит, хотелки, ...)

Ответить
Развернуть ветку
Kim Tkhe Sik

Да раньше было тяжело вносить все траты в ручную. А сейчас подключил Сбербанк, Альфабанк, Тинькофф у меня три счета и 2-е карты (одна у меня одна у жены) и все само заносится в программу.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Иванов

Ахаха.
В прошлом году начал вести в ручную книгу учета, потом понял, что все подсчитывать затруднительно. Начал вести в Exel, с начала добавил 2 формулы, потом еще 10, потом еще макрос написал для более легкого заполнения таблицы, потом еще 10 внес. Каждый месяц стараюсь совершенствовать свою таблицу, из-за чего (еще и цветовая гамма %)) ) она теперь похожа на монстра.
Не такая лакончиная, как у тинкофф, но формул больше :P

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов
поскольку как у всех предпринимателей, мой доход скачет ежемесячно

Ээээ, кажется ты что то делаешь не так чувак. (ну или я)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
4 комментария
Илья Мишин

Когда тратишь 10 тыс /день или 600 тыс мес то плюс минус сотка роли не играют, поэтому нет смысла заморачиватся на учет. 600 или 700 слил - абсолютно пофиг.

А вот когда зарплата типичного россиянина 20 тыс рублей /мес то тут абсолютно пофиг ведешь ты учёт расходов или нет, все равно к концу месяца будет 0. Поэтому как и в первом случае нет смысла заморачиватся на учет.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Некипелов

Со студенчества интересовался финансами и во всех книжках были обычные советы: контролируйте расходы, 10-20% откладывайте, составляйте план расходов. Когда получаете деньги, сначала откладывайте, а потом тратьте.
Перепробовал кучу программ: excel, домашнюю бухгалтерию, 1с, море программ для айфона, пока не наткнулся на приложение coinkeeper. Оно огонь! Самое простое добавление операции, даже стоя у кассы просто добавить покупку. #coinkeeper

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
53 комментария
Раскрывать всегда