{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Ох уж эти фрилансеры

Ключевые выводы о работе с фрилансерами после 500 опубликованных заданий.

Всем привет, меня зовут Данила Тривайло, я сооснователь сервиса для поиска квартир themeters.ru.

Недавно, закрывая очередное задание на фриланс-бирже, подумал, что есть много дельных мыслей о том, как стоит работать с фрилансерами. Решил посчитать и понял, что у меня уже за плечами суммарный «налет» более 500 заданий. Поэтому хочу поделиться своим опытом и основными выводами.

Первое впечатление

Начнем с того, что если вам кажется, что человек странный/необязательный/непоследовательный или что-то еще, 90%, то вам не кажется. Вот серьезно: практически не помню случаев, когда меня что-то смущало еще до начала выполнения задания, но в итоге все было гладко. Вроде долго выбираешь подрядчика, обсуждаешь с ним все нюансы. Но все время есть ощущение, что то ли он странный, то ли на какой-то другой волне. Тогда думаешь: "Ну ладно, наверно все как то наладится, вроде парень толковый. Возможно, мне просто показалось".

Если вам кажется, то вам не кажется. Это, наверное, самый простой, но самый действенный совет.

Теперь по по порядку. На что ещё обращать внимание?

Стоп-факторы

Демпинг. Вы выкладываете задачу. Видите, что все предлагают реализацию за 3000 рублей, а кто-то откликается за 500 рублей. Я всегда такие кейсы пропускаю. Чисто ради интереса раз 10 я выбирал таких исполнителей, но это совсем не работает: либо человек некомпетентен, либо не понял суть задачи (то есть некомпетентен).

Отсутствие отзывов. Речь идет именно про пустые аккаунты. Иногда я выбираю исполнителей, у которых есть несколько отзывов, но только при условии, что все другие параметры меня устроили и ничего не смущает. Но если отзывов нет вообще, вижу большие риски. Причем тут важно понимать: речь скорее не про «потерять деньги», речь про сроки и вложенные усилия. Потому что бОльшая часть задач делается к конкретному дедлайну, а любая попытка требует времени на коммуникацию, объяснение, выполнение и т.д. В общем, без отзывов никогда не беру.

Разнопрофильные задачи. Всегда проверяю профили исполнителей. Если ты заходишь и видишь, что человек делает сайты, ремонты, а также ремонтирует автомобили — я сразу такие профили пропускаю. Не могу сказать, что было много негативного опыта в таком формате работы, но кажется, что сфокусированность — всегда лучше, чем такое многообразие.

Желание работать без безопасной сделки. Это супер-стоп-фактор. Если вы предлагаете оплатить услугу через сервис и, например, речь идет о том, что комиссия или ложится на вас, или делится пополам, а исполнитель отказывается, я бы сразу отсекал такой вариант. Все случаи с мошенниками были именно по такой схеме:)

В целом, я обычно работаю без безопасных сделок через биржу. Использую ее, если мы работаем первый раз и речь идет про бюджет от 10 тыс за задание. Вообще самый надежный вариант: это придумать какое-то небольшое тестовое задание с бюджетом в 2-3 тыс. рублей и посмотреть на исполнителя "в бою". Если пропадет с деньгами - хорошо, что не пропал условно с 30 тысячами:)

Срыв сроков до выполнения задачи. Допустим, вы договорились с исполнителем созвониться сегодня в 19:00. Он не вышел на связь. Как правило, потом следует история про роды у хомячка, всемирный потоп или еще что-то похожее. Переносите созвон на завтра. Ситуация повторяется. Дальше даже не стоит продолжать.

В лучшем случае можно дать один шанс — в жизни всякое бывает, один раз правда может произойти ЧП. Но чтобы 2 ЧП подряд… В общем, внимательно относитесь к договоренностям (созвон в Х часов, прислать пример работ вечером, уточнить какой-то вопрос и т.д.).

Тут уже понятно по переписке, как дальше будут развиваться дела, с 90% вероятностью. Можно не строить ожиданий:)

Согласие без уточнений. Вы выкладываете задачу «Сделать сайт» и получаете отклик формата: «Готов все сделать за 3 дня». Можете даже не изучать дальше таких кандидатов. Если человек готов сразу взять в работу проект, дать сроки (!), не понимая, какой сайт нужен, какое ТЗ и т.д., нет смысла тратить дальше время.

Далее те моменты, на которые я обращаю внимание с позитивной стороны.

Позитивные сигналы

Встречные вопросы. Это очень хороший признак. Как минимум, человек прочитал ваше задание. Как максимум — у него могут быть вопросы по делу. Если человек вообще ничего не уточняет в процессе обсуждения — это суперстранно.

Специалист ответил на вопросы в ТЗ и уже дал свои комментарии по макетам.

Когда я делаю задания, то почти всегда добавляю в описание просьбу уточнить что-то или ответить на вопрос:

  • Как считаете, сколько по времени займет задача?

  • Пожалуйста, приложите ссылку на аналогичную работу (на одну, не на всё портфолио)

  • Пожалуйста, укажите, на каком языке собираетесь реализовать данный скрипт?

Если в отклике нет ответа на проверочный вопрос, это большой жирный минус для этого исполнителя.

Свои условия. Это очень хороший признак специалиста. Если он спец, то делал уже десятки проектов до этого и натыкался на разные сложности. И у него должен быть алгоритм, как эти сложности преодолевать. Поэтому если вы видите в сообщении условия со стороны исполнителя «Сроки такие-то, оплата за переработки такая-то, предоплата 30%, затем высылаю исходники, если ок, то оплачиваете остальную сумму» и т.д., то это позитивный знак.

Вопрос-ответ. После того, как я выбрал потенциальных кандидатов (все нормально с отзывами, адекватный профайл, ничего не смущает, есть ответы на вопросы и т.д.), мы начинаем что-то обсуждать по задаче. Один из моих самых любимых инструментов — «3 вопроса». Вам нужно задать подряд 3 вопроса и посмотреть, как человек на них отвечает.

Такой ответ должен был сразу меня смутить.

Если вы задали 3 вопроса, структурный человек всегда пришлет 3 ответа. Я бы не сказал, что это 100% стоп-фактор для работы, но насторожить точно должно.

В итоге, кстати, Саша Гудик взял у меня предоплату, вообще ничего не сделал и деньги так и не вернул:)

Платные тестовые задания. Отличный инструмент, если вы работаете первый раз. Причем задача может быть очень маленькой. Но, как правило, нужно совсем немного поработать вместе, чтобы понять, стоит ли ввязываться в большой проект с этим человеком.

Узкие места фриланса

У большинства фрилансеров есть типичные проблемы, с которыми вам придется столкнуться.

  • Пунктуальность. Когда специалисты работают в компании, над ними всегда есть орг. надстройка в виде менеджеров проектов, продактов и т.д. Система всячески старается уложить проект в срок. Очень часто фрилансеры бегут от этой надстройки — не хотят, чтобы над ними кто-то стоял, давил, подгонял и т.д. И в результате часто начинаются проблемы со сроками и дедлайнами. Для меня было абсолютно удивительной новостью, что фрилансеры часто пропадают. Иногда с деньгами, иногда без них.

За все время работы на моем опыте фрилансеров пропало больше, чем население небольшого поселка.

  • Контроль качества. Работая в компании, специалисты могут посоветоваться с коллегами, обсудить работу, сделать «прожарку» и т.д. Как правило, у фрилансера отсутствует такая возможность.

К чему я это все? Если видно, что у вашего подрядчика «барахлят» аккуратность и пунктуальность, то эти функции придется взять на себя вам как заказчику:)

Воронка заказов

Чтобы найти хорошего — надо выбирать. Чтобы выбирать — нужны отклики. Обычно, нужно собрать хотя бы 10-20 откликов, чтобы была возможность выбрать достойного исполнителя. Иногда бывает, что у Вас есть 3-4 кандидата, но из них, например, два - достойные.

Если вы выложили задание, но откликов нет или их очень мало, значит:

  • Слишком сложное задание. Делите его на несколько: отдельно дизайн, отдельно разработка, отдельно макеты и т.д.
  • Заголовок не продает. Это очень важный аспект. У меня был случай, когда нужно было сделать несколько телефонных звонков и «сыграть» покупателя. Заголовок первого задания звучал как «Актер-аниматор по телефону». Нет откликов. Затем выложили точно такое же задание с заголовком «Удаленно. Переговоры на 20 минут». И сразу нашли несколько человек.
  • Мало деталей. «Сделать сайт», «Построить дом» и т.д. — это просто ни о чем. Не удивляйтесь, если не будет откликов.
  • Неадекватная цена. Такие кейсы тоже бывали. Мне казалось, что адекватная цена — 10 тысяч, но откликов почти не было. И только после увеличения бюджета до 15 тыс. рублей пошел просто шквал хороших спецов.

Фриланс-площадки

На разных площадках — разные специалисты. Где-то больше программистов, где-то дизайнеров, где-то лучше с техническими задачами. Я не дам вам однозначного ответа, что лучше, просто советую не делать вывод по размещению задачи только на одном ресурсе. У меня много раз было: делаешь задачу — никого нет. Копируешь ее на другую площадку — и просто куча предложений. Из тех площадок, что я знаю, использовал:

  • youdo.ru
  • profi.ru
  • kwork.ru
  • fl.ru
  • freelancehunt.ru
  • freelance.habr.com
  • Freelance.ru
  • uslugi.yandex.ru.
  • Weblancer.ru

В общем, не надо бояться работать с фрилансерами: тестируйте, пробуйте, не бойтесь. При этом будьте на чеку!:) В голове я всегда держу возможный вариант, что человек пропадет или сделает какую-то фигню. Раньше я настраивался на то, что, мол, раз я его выбрал и оплатил, он должен сделать. Сейчас я всегда закладываю некий процент брака: если хотя бы 2 из 3 исполнителей будут адекватными и компетентными — уже хорошо.

Буду рад полезным комментариям: поделитесь опытом, какие правила и принципы используете в работе?

Расскажите, какой фриланс-биржей обычно пользуетесь?
youdo.ru
profi.ru
kwork.ru
fl.ru
freelancehunt.ru
freelance.habr.com
Freelance.ru
uslugi.yandex.ru.
Weblancer.ru
Другое
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
217 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Солозобов

1. Отдаю предпочтение узкоспециализированным фрилансерам. Есть задача по Excel – обратился к специалисту, по wordpress к тому, кто на нем специализируется и т.д.
2. Ставлю адекватную цену и стараюсь расписать ТЗ максимально подробно (но без фанатизма). Если цену не знаю – тестирую, но с подробным ТЗ фрилансеры всегда могут оценить задачу.
3. По поводу встречных вопросов тоже не все однозначно. Бывают тупые вопросы, которые очевидны либо на подробное ТЗ просто пишет «можно подробности задачи».
4. На однотипные задачи формирую небольшое ТЗ, которое можно выполнить за 1-2 дня. Сделал хорошо, не пропал – повторяю. Потом можно переходить на общение вне биржи.
5. Стараюсь работать с теми фрилансерами, кто не боится давать свой телефон. Это хоть какое-то подтверждение адекватности. Без телефона только мелкие задачи на 1-2 дня.
6. Несколько раз брал фрилансера без отзывов. Но там по переписке был понятен уровень компетентности и адекватности. Не пожалел.
7. Стараюсь быстрее принимать работу и оплатить, сохраняя рейтинг адекватного и четкого заказчика. Рейтинг заказчика не менее важен, чем фрилансера. Они тоже выбирают, с кем работать.

Ответить
Развернуть ветку
Данила Тривайло
Автор

🔥 про телефон поддерживаю. Всегда напрягает, когда специалист не даёт номер и категорически не хочет созваниваться. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gordeev

Никогда и ни за что личный номер телефона заказчикам! В последние годы даже не беру проекты с созвонами. Бессмысленная трата времени, когда в слаке все можно написать, и история сохраняется. Носом ткнуть можно того, кто задачу ставил -))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Солозобов

Как говорил успешный предприниматель своим менеджерам: "как вы зае...ли со своими переписками, мессенджерами, почтой и прочей херней. Вопрос, который можно решить за 5 минут звонком растягиваете на целый день, а то и больше: "мне еще не ответили, мне не написали, не так поняли"
Не желаете давать личный номер, что мешает завести рабочий и включать в рабочее время с 9 до 18. Звонок не исключает, а дополняет деловую переписку.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kireiev

Ни разу, еще раз повторюсь, за 15 лет фриланса, ни разу то что можно было описать двумя предложениями или максимум абзацем текста, не решалось по созвону за 5 минут. Это всегда от полу часа до пару часов пустого трепа.
Нет ничего более бессмысленного чем созвон. Текст помогает изложить мысли лаконичней и продуманней, текст фиксирует детали, есть точный список пойнтов и не будет позже такого «я это не говорил».

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Попова

Так в том то и дело что текст надо продумывать и писать, а они хотят позвонить и натрындеть свои хотелки. А кто будет обрабатывать этот поток сознания, вычленять из него полезные сигналы, оформлять это в четкое ТЗ, считать трудозатраты и стоимость? Это же тоже работа и время, которая не факт что окупится, заказчик может вообще отказаться. Считаю заказчик должен генерировать ТЗ сам, либо если ему лень или он не может, пусть наймет себе менеджера.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Солозобов

Коротко для чего нужен телефон:
1. Чтобы не ждать 2 дня ответа в мессенджере, когда ответ нужен хотя бы к обеду. Чаще всего в процессе задействованы и другие люди (руководители, другие исполнители, клиенты). Вдруг человек в плену, а я ему пишу.
Ну и дополнительно:
2. Не все исполнители обладают структурностью и могут нормально описать свои действия. Некоторые пишут как школьники.
3. Не всегда заказчик сам до конца понимает работу исполнителя, возможности проекта, как лучше сделать, довериться ли исполнителю или требовать четкого исполнения своего ТЗ.
4. Часто заказчик (условно менеджер) и исполнитель (условно программист) разговаривают на разных языках, а в разговоре можно уточнить значение слов или тот же программист может примерно понять уровень знаний заказчика в его области.

Ответить
Развернуть ветку
Syzygy

1. Если вам отвечают по два дня, от такого исполнителя надо бежать. Он и по телефону будет мозги конопатить. Странно, что вы этого не понимаете.
2. Если кто-то не обладает структурностью мыслей, то не нужно давать ему задания ,которые этого требуют.
3-4. Телефон в этом никак не поможет. Вы требуете от исполнителя результата, сами плохо понимая, чего хотите.

Ответить
Развернуть ветку
litlemil dim

Видимо у человека аврал или ещё что нибудь, человек в тексте конкретном сказал, как освобожусь напишу, в чем проблема?

Если пригорает, то найдите штатного специалиста который будет выполнять все прихоти и вы всегда будете знать где он и сможете звонить ему с утра до ночи, но вы пытаетесь фрилансеров использовать как штатных специалистов, что совсем в корне не правильно. Большинство думают раз договорились то на время выполнения у специалиста не может быть других задач. Думаете наняли фрилансера и теперь у вас есть собственный раб на все это время?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kireiev

Все проблемы которые вы описали не решаются созвоном, это проблема людей с плохой коммуникацией, и она у них будет такая же и на созвонах, если человек не может структурно излагать мысли то в разговоре ничего не изменится.

Ответить
Развернуть ветку
Петя Вася

Скорее всего вы и ваша задача достали разработчика до кончиков ушей, вот он и морозится. Я никогда не созваниваюсь и терпеть не могу когда по любому поводу мне звонят. Особенно когда это происходит 3,5,7 а то и 10 раз за день. Я устаю от этого. Я устаю от митингов. Нет к ним я готовлюсь и знаю что они есть, поэтому они проходят легко. Но когда в течении дня происходит звонок который из 15 минут переходит в 1.5 часа я потом остаток дня как выжатый лимон. А мне ещё работать. Всегда говорю что никаких звонков, особенно таких когда звонят просто так типа «Кость извини что отвлекаю, просто в хотел узнать как у нас дела идут, что в работе что и как» и это условно всего лишь через два часа после общего созвона котором все обсуждали. Ещё есть любители сразу звонить если кнопка не работает, страница не грузится и т.д. Звонить в обед, звонить вечером, звонить в выходной день, звонить после того как ты скажешь прямо что не нужно мне звонить! 

Ответить
Развернуть ветку
Алена Кулакова

Я практикую комбо: пишу ТЗ, подрядчик его изучает, потом созваниваемся, обсуждаем и вносим корректировки. То, что решаем диалогом в 20 минут, переписка затянет на несколько часов. 
И еще момент: если исполнитель не тупая макака, которая способна двигаться только по ТЗ, то мне интересно услышать мнение спеца, который может видеть какие-то решения иначе. Мы спецов для этого и нанимаем, чтоб нам "сделали красиво".
Другое дело, когда заказчик звонит со словами "я такой занятой, у меня так мало времени" и приседает на уши часа на 2. Издержки, да. Но с таким заказчиком исполнитель может и не работать далее.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

зачем вопрос, который можно решить за 5 минут в фоне в слэке, 40 минут обсуждать по телефону с полным отрывом от производства?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Юрий

Битва манагеров и разрабов: одним языком молоть по кайфу, другим по клаве стучать, так и живем :)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

согласен
ну это вообще хороший рецепт
до митинга (созвона) выслать четкую agenda и по ней вести обсуждение.

хуже всего - это сказать "долго объяснять давай созвонимся" даже без намека на тему обсуждения.

еще прикольно когда такие сообщения игноришь, и тебя долбят 3 дня, давай созвон, давай созвон, давай созвон... а в итоге вопрос был - можешь найти и переслать там какой-нибудь док )

ну короч много вариантов запороть любую коммуникацию :)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Юрий

Из своего опыта, если надо обсуждать с разрабами: 1. Четко определить вопросы. 2. Не отклоняться от них в диалоге. Сразу жизнь наладится :)

Ответить
Развернуть ветку
Всвиторе

Прогеры тоже любят говорить, но не переводить из пустого в порожнее. Почти любой вопрос можно обсудить за 5 минут. Лично меня почти не раздражает когда человек лично подходит и спрашивает необходимые ему вопросы хоть много раз, а вот свербящий звонок раз в пол часа прям вымораживает. 

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

а потом ты как верблюд будешь доказывать что ты такого не говорил и тебя заказчик по телефону не так понял. ну нафиг эти ваши созвоны

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

такая проблема есть но она решаема, надо после созвонов собраться с силами и выслать всем meeting minutes, т.е. краткий конспект и все экшн поинты.
ну и призвать всех добавить пункты про которые забыл.
это и есть "документ" по результатам любого митинга.

Ответить
Развернуть ветку
Всвиторе

О да. Я помню такую тему. Заказчик вываливает на тебя поток сознания. Ты помимо разговора думаешь как это сделать, даёшь оценку, транскрибируешь разговор. Высылаешь текст разговора, делаются ещё пару правок, потом это всё переводится в задачи. В жопу! Только мессенджеры. Тем более звонки клиент никогда не оплачивает, только если в ущерб результату.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

ну вот с оплатой да. 
если проект большой то еще как-то компенсируется, а если скидывают задачку на 200 баксов а потом начинают вести переговоры, то смысла в этом никакого

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

мой поинт в том что твой успешный предприниматель херовый манагер, раз не понимает что кувалда и молоток - разные инструменты.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

А если не умеют описать аккуратно тз то будет кипеш, это показатель) 👍

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Попова

Вам ток дай телефон, вы же его блеать оборвете. Каждый найдя бесплатные уши звонит и трындит про свой проект, выжирая тонны времени: а ещё я хочу это, это и это, а это можно сделать, а сколько будет стоить? Аааа, у меня там все сломалось, срочно посмотри!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Mok

Вам похоже не везло с заказчиками. Все конечно зависит от задачи. Если она типовая и копеечная, то созвон не нужен.
Но все мы люди, и недопонимание случается, поэтому прогваривать голосом иногда просто необходимо, для успешного исхода.

У меня сейчас в работе у двух фрилансеров задачи с общим бюджетом на первую часть работ - 280тыс. С первым был один созвон и дальше хватает переписки. Со вторым приходилось несколько раз созваниваться, т.к. работа пошла не по плану, вчера он сам звонил, комментировал свой план работ.

Поднимайте свой уровень в т.ч. коммуникации. Будут интереснее задачи, и заказчики. Позиция "не дам номер" застопорит вас где-то внизу.

Ответить
Развернуть ветку
Петя Вася

При чем тут застопорит или нет. Есть такой тип людей, я их называю звонилки. Они не думают им это не нужно, они не ждут, они просто берут и звонят когда им вздумается чтобы что-то уточнить. Эти диалоги могут растянуться до часа, а в задаче никак не поможет. 

Я понимаю когда работа и что-то обговорить нужно чтобы именно посовещаться. Но когда простые вопросы ответы, для этого достаточно чата и ни о какой коммуникабельности тут не идет речи

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

Вы Екатерина, а значит априори с вами приятно говорить. Это другое 🤗

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Попова

Ну если бы это было так, где же интересные предложения? Пока только предлагают сделать работу занедорого. :(

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

Поставьте улыбку на аватар, все поймут как здорово с вами работать. Крутой коллектив сильнее замученных фрилансеров 🤗

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

У разработчиков не принято звонить. У меня например с нового года телефон в авиарежиме. Проверяю раз в сутки и сюда захожу. С коллегой, программистом раз в неделю дискорд видео + переписка. Не надоедаем, не суетимся, решаем сложные задачи в комфортные сроки и стоим дорого 🤟

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Чёмов

Имхо, подрабатываю на фрилансе и если заказчик хочет созвониться, то сразу сливаюсь, т.к. если задачу нельзя описать на бумаге, то её нету совсем. В таких  случаях скорей всего заказчик сам не знает чего хочет или задача размыта и придётся по несколько раз переделывать. Ставка при этом как правило не почасовая и при переделках я теряю время или выполняю работу менеджера, секретаря, преподавателя, дизайнера, маркетолога и прочее.. Уже ни раз с таким сталкивался и стараюсь больше не ввязываться.

Когда человек излагает свои мысли письменно, то он их попутно систематизирует причем не только для фрилансера, но и для себя. Помимо этого на биржах есть услуги по типу "сейфа" и в случае недопонимания, а с устным ТЗ оно наверняка будет, арбитраж записи разговора не примет, нужна только переписка из личного кабинета биржи. Текущие вопросы во время выполнения конечно можно решить устно или с помощью голосовых сообщений.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Багрецов

А если заказчики идут без телефонной связи)

Ответить
Развернуть ветку
214 комментариев
Раскрывать всегда