{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Нет смысла тягаться с крупным конкурентом, «вдохновившимся» вашим стартапом? Это не так — рассказываю на личном опыте

Привет, меня зовут Роман Рабочий. Три месяца назад я опубликовал здесь статью про свой стартап — секретаря Машу. А спустя два месяца после запуска Маши вышла копия от одного крупного банка. И вчера эстафету перенял известный сотовый оператор. Рассказываю обо всем по порядку.

Xmell

Сначала меня пытались купить, а потом просто скопировали продукт

Через три дня после публичного запуска Маши мне написали сотрудники банка, который вы все хорошо знаете. Сначала они предложили работу мне — я отказался. Потом предложили трудоустроить всю мою команду — мы не согласились. После этого пришли еще одни товарищи, предложили полностью оплатить мне затраты на создание Маши. Взамен я должен был отойти и не мешаться под ногами. Делать я этого, конечно, не стал.

А спустя два месяца на рынке появился еще один секретарь-бот в Телеграме, который похож на Машу: тоже работает с любыми операторами и управляется через Телеграм ¯\_(ツ)_/¯

Мы наблюдали, как с небольшой задержкой наш продукт копировали — в частности, постоянно изменяющийся онбординг новых пользователей. А однажды мы увидели, как они скопировали нашу ошибку в http-линке на личный кабинет одного оператора.

Ребята из команды «конкурента», небольшая подсказка: инструкция для МТС у вас сделана не очень. Мы ее обновили недавно, посмотрите — новый вариант работает лучше.

Если вас скопировал гигант — не переживайте, а гордитесь

Буквально вчера вышла еще одна копия Маши, на этот раз у крупного сотового оператора. Но меня это даже радует: это означает, что продукт хорош и востребован.

На самом деле все копируют у всех. Вот, например, кто первым придумал Stories? Snapchat. В итоге сейчас сториз есть вообще у всех соцсетей, даже у Твиттера, а про Snapchat никто и не вспоминает. И я очень сомневаюсь, что кто-то платил ему отступные.

Если вами НЕ «вдохновляются», стоит задуматься, актуальна ли вообще ваша идея и нужна ли она рынку.

Если вашу идею и технологии скопировал гигант рынка — не упустите шанс сотрудничества с другими крупными игроками. Мне кажется, нет смысла судиться и взывать к совести конкурентов. Лучше подождать: скорее всего, другие корпорации поймут, что продукт потенциально прибыльный, и с большой вероятностью предложат сотрудничество именно стартапу.

Что делать, если идею или технологию скопировали и выпустили на рынок

Не паниковать и не бросать дело. Да, кажется, что у крупного конкурента есть всё — деньги, штат лучших сотрудников, технические возможности. Но на самом деле у них нет главного — гибкости и возможности сотрудничать с другими гигантами рынка. Пока огромная корпорация будет заниматься согласованиями, вы уже протестируете несколько новых идей и сделаете продукт еще круче.

Кроме того, нужно все время стараться улучшить свой продукт: искать функции, которые оценит ваша целевая аудитория и которые будет сложно повторить гиганту.

Что мы делаем сейчас, чтобы не потерять деньги и клиентов

Мне нравится мысль Стива Джобса о том, что «между великолепной идеей и великолепным продуктом — гигантское количество упорной работы». Поэтому, вместо того чтобы огорчаться или жаловаться, что идею украли, я предпочитаю развивать ее дальше и лучше, используя свои преимущества.

Стив Джобс считал: многие заблуждаются, что гениальная идея — это 90% дела. Между великолепной идеей и великолепным продуктом — гигантское количество упорной работы. И работа эта состоит из компромиссов и поиска решений: не всего можно добиться от электроники, заводов или роботов. Разрабатывая продукт, каждый день вы удерживаете в голове тысячи разных нюансов и концепций и ищете способ связать их воедино. В этом процессе — вся магия…

Сейчас мы наладили сотрудничество с Райффайзенбанком. Запустили совместный пилотный проект, и за первый месяц клиенты банка проявили большой интерес к Маше.

Машу мы развиваем дальше — добавили интеграцию с личными контактами и автоматическое определение номеров компаний. Теперь даже без прослушивания звонков и расшифровок вы узнаете, какая клиника в сотый раз предлагает обследование и какой банк очень хочет выдать кредит.

А если номер звонящего есть в вашей адресной книге, в сообщении от Маши отобразится имя:

Мы не получаем доступ к номерам ваших контактов и не делимся ими с другими сервисами. Обмен номерами происходит между браузером вашего телефона и Google. Маша хранит только хеши ваших контактов. Как только мы высылаем вам звонок, все данные о звонке тут же удаляются с серверов — нам они не нужны =)

Еще Маша позволяет пользователям заработать. Вы приводите друга по своей реферальной ссылке и, если он пользуется Машей, получаете 10% от его подписки.

Кстати, теперь у Маши есть брат Миша — секретарь с мужским голосом, чтобы жены не ревновали. Правда, почему-то с Мишей не очень хотят разговаривать. Мы пока разбираемся, с чем это связано: то ли у Миши слишком брутальный голос, то ли у нас в стране больше привыкли к секретарям-девушкам.

Техподдержка тоже выросла. Раньше она была только в боте. Но во время наплыва пользователей после первой статьи мы поняли, что это так себе вариант: клиенты не всегда быстро получают ответ на свой вопрос. Поэтому добавили живых операторов: бот в поддержке — это зло, а мы любим своих пользователей.

Подумали, что будет классно добавить в секретаря встроенный сервис для планирования консультаций и встреч. Он интегрируется с Zoom, Google и Outlook Calendar — как думаете, полезное решение? Идея пока в разработке, и да, мы «вдохновляемся» зарубежным стартапом — Сalendly ¯\_(ツ)_/¯ Но это тема для следующей статьи.

Хочу сказать большое спасибо всем, кто после первой статьи доверился нам и стал пользоваться Машей. Благодаря вашей обратной связи мы знаем, в какую сторону нам развиваться, чтобы даже огромные корпорации с кучей денег не были нам помехой.

0
424 комментария
Написать комментарий...
Хаттори Ханзо

Может денег мало предложили, вот и не стали продавать? А за сколько продали бы? Если бы чемодан с деньгами завтра привезли. :-)

Ответить
Развернуть ветку
second avenger

Шок. Чуваку предлагали деньги за проделанную работу, он отказался. Это ж каким надо быть ...

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

it depends you know

Допустим вы сделали товар, допустим табуретку, и есть возможность продать ее за 100 рублей, а вам предлагают 10 рублей. Считается ли эта ситуация шоковой, как вы считаете? 

Ответить
Развернуть ветку
second avenger

Ну, вы не продали за 100 рублей, и не продали за 10 рублей, просто на рынке появилась аналогичная табуретка.

Ответить
Развернуть ветку
Opjat Dvoika

В этом и суть - они сделают табуретку лучше, пока другие будут пытаться продать за 100 ту же самую табуретку

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Кто не рискует тот не пьет шампанского.
Риск это вообще составляющая предпринимательства.
Чем больше вы рискуете, тем больше вы приобретаете.
Кто то имеет пассивную позицию, забирая что может прямо сейчас.
Кто то любит подождать и получить больше.

Есть хороший эксперимент с детьми - зефирный эксперимент.

Первое контрольное исследование в 1988 году показало, что «дети дошкольного возраста, которые были способны растянуть удовольствие подольше, были описаны более чем через 10 лет своими родителями, как подростки, которые были значительно более компетентными».

Выводы делать вам самим...

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Зефирный эксперимент резко критикуется. Короче не стоит ссылаться

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

А на что стоит ссылаться? 

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

на то, в чем разбираетесь и зуб даете, что это именно так

Да вообще нет в жизни "лучше подождать или лучше взять сразу". Это зависит от ситуации, и как конкретный человек понимает "лучше или хуже"
В нашей стране говорят "в большой семье клювом не щелкают" :) про то, что нефиг ждать свою зефирку, сожрут братья-сестры :)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Окей представим себе что у меня достаточно много зефира, чтобы не брать еще одну зефирку вот прямо в данный момент.

В остальном да, только личный опыт, лично я люблю подождать, именно этим опытом и делюсь)

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val
представим себе что у меня достаточно много зефира, чтобы не брать еще одну зефирку вот прямо в данный момент

Ну ок. А у кого-то вот нет прямо сейчас много зефирок. Ипотека, или родственник с раком не дай бог.

Вы же тут исходя из сугубо личного опыта, раздаете советы

Ответить
Развернуть ветку
Andrio

Рассчитывать платеж по ипотеке так что бы не было на зефирку глупо, инвестировать в непонятного родственника с неизлечимой болезнью тоже

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

тут метафоры уже, а Вы буквально понимаете "зефирки"

Ответить
Развернуть ветку
second avenger

Другие тоже улучшают свои табуретки.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Табуреток много, но и желающих купить тоже не один.
Рынок...

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

А мне нравится его подход к делу. Счастье не в деньгах.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Капустин

Деньги — брызги!

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Шампанского!!!)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Rumyankov
Ответить
Развернуть ветку
Птиц

Это когда Гугл покупает твой стартап )

Ответить
Развернуть ветку
second avenger

Таких мнений в принципе не должно быть на ресурсе про венчурный капитал.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

меня улыбнуло про ресурс.
вы там мне выше писали про стартаперов и зумеров...
ну ок) 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

🤣 разумеется, но почему-то всегда нужны. 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

Мне тоже нравится его подход, но откуда вы сделали вывод что он не про деньги? У него стащили (заплатив 0), затем предлагали купить по себестоимости (на основе их собственной оценки наверняка).

Но автор не сломался, и в итоге получил я так понимаю уже более адекватное предложение от Райфайзена.

Любой бизнес или просто проект это всегда про деньги. Даже т.н. "благотворительность" в большинстве случаев. Просто потому что люди тратят на это время, а время любого человека - стоит денег, и это невосполнимый ресурс.

 Тут вопрос в том, что можно пытаться сразу "хабать" и оттолкнуть массу юзеров слишком "коммерческим" для малой компании подходом, а можно работать в убыток, с прицелом на гораздо большие деньги в перспективе - как делает автор тут. К слову, в этом и есть суть стартапов.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Разумеется, бизнес делаем для денег, чтоб мы были обеспеченными, но есть одно НО - любимое дело не продается, как не продают детей, родителей, друзей и.т.д. и.т.п.  вот откуда.

Ответить
Развернуть ветку
Andrio

Детей, родителей, друзей и т.д.  и т.п. можно продать. То что ваша мораль этого не позволяет - ваши проблемы

Ответить
Развернуть ветку
second avenger

Позвольте, а в чем счастье? В очередном чат-боте, ничем особо не отличающемся от аналогов?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Rumyankov

Ну конкретно аналоги Маши в телеге появились позднее, Тинькоф портанул своего Олега, а Мегафон вон запустил пилот (вчера писали). Как пользователь могу сказать, что все они тупят безбожно, но в случае Маши ей реально оставляют контакты - кому надо перезвонить. С Олегом тупо бросают трубки, что курьеры, что партнеры. Я хз как это получается, но что есть - то есть.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Счастье такая штука, относительная...
Кому и кобыла невеста, а кому супер модель подавай.
Кому то счастье ноунеймом быть, а кто то не боится высказываться от реального имени.
Риторический вопрос вобщем)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Вижу что уже ответил автор.
Могу добавить - счастье — это свойство характера. У одних в характере его всё время ждать, у других непрерывно искать, у третьих — повсюду находить и у четвёртых постоянно кляузничать. Смотря, для кого как.

Ответить
Развернуть ветку
second avenger

Вопрос про счастье был в контексте данного ресурса - VC. Про деньги и бизнес. Не про хобби, не про любовь, не про еду и не про заморочки с характером.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Здоровцова

ну не всегда стоит продавать свои детища, другое дело что он никак не защитил его от плагиата или пиратства, раз у него даже ошибки воруют в коде. разве это не повод задуматься?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
421 комментарий
Раскрывать всегда