Нет смысла тягаться с крупным конкурентом, «вдохновившимся» вашим стартапом? Это не так — рассказываю на личном опыте

Привет, меня зовут Роман Рабочий. Три месяца назад я опубликовал здесь статью про свой стартап — секретаря Машу. А спустя два месяца после запуска Маши вышла копия от одного крупного банка. И вчера эстафету перенял известный сотовый оператор. Рассказываю обо всем по порядку.

Xmell

Сначала меня пытались купить, а потом просто скопировали продукт

Через три дня после публичного запуска Маши мне написали сотрудники банка, который вы все хорошо знаете. Сначала они предложили работу мне — я отказался. Потом предложили трудоустроить всю мою команду — мы не согласились. После этого пришли еще одни товарищи, предложили полностью оплатить мне затраты на создание Маши. Взамен я должен был отойти и не мешаться под ногами. Делать я этого, конечно, не стал.

А спустя два месяца на рынке появился еще один секретарь-бот в Телеграме, который похож на Машу: тоже работает с любыми операторами и управляется через Телеграм ¯\_(ツ)_/¯

Мы наблюдали, как с небольшой задержкой наш продукт копировали — в частности, постоянно изменяющийся онбординг новых пользователей. А однажды мы увидели, как они скопировали нашу ошибку в http-линке на личный кабинет одного оператора.

Ребята из команды «конкурента», небольшая подсказка: инструкция для МТС у вас сделана не очень. Мы ее обновили недавно, посмотрите — новый вариант работает лучше.

Если вас скопировал гигант — не переживайте, а гордитесь

Буквально вчера вышла еще одна копия Маши, на этот раз у крупного сотового оператора. Но меня это даже радует: это означает, что продукт хорош и востребован.

На самом деле все копируют у всех. Вот, например, кто первым придумал Stories? Snapchat. В итоге сейчас сториз есть вообще у всех соцсетей, даже у Твиттера, а про Snapchat никто и не вспоминает. И я очень сомневаюсь, что кто-то платил ему отступные.

Если вами НЕ «вдохновляются», стоит задуматься, актуальна ли вообще ваша идея и нужна ли она рынку.

Если вашу идею и технологии скопировал гигант рынка — не упустите шанс сотрудничества с другими крупными игроками. Мне кажется, нет смысла судиться и взывать к совести конкурентов. Лучше подождать: скорее всего, другие корпорации поймут, что продукт потенциально прибыльный, и с большой вероятностью предложат сотрудничество именно стартапу.

Что делать, если идею или технологию скопировали и выпустили на рынок

Не паниковать и не бросать дело. Да, кажется, что у крупного конкурента есть всё — деньги, штат лучших сотрудников, технические возможности. Но на самом деле у них нет главного — гибкости и возможности сотрудничать с другими гигантами рынка. Пока огромная корпорация будет заниматься согласованиями, вы уже протестируете несколько новых идей и сделаете продукт еще круче.

Кроме того, нужно все время стараться улучшить свой продукт: искать функции, которые оценит ваша целевая аудитория и которые будет сложно повторить гиганту.

Что мы делаем сейчас, чтобы не потерять деньги и клиентов

Мне нравится мысль Стива Джобса о том, что «между великолепной идеей и великолепным продуктом — гигантское количество упорной работы». Поэтому, вместо того чтобы огорчаться или жаловаться, что идею украли, я предпочитаю развивать ее дальше и лучше, используя свои преимущества.

Стив Джобс считал: многие заблуждаются, что гениальная идея — это 90% дела. Между великолепной идеей и великолепным продуктом — гигантское количество упорной работы. И работа эта состоит из компромиссов и поиска решений: не всего можно добиться от электроники, заводов или роботов. Разрабатывая продукт, каждый день вы удерживаете в голове тысячи разных нюансов и концепций и ищете способ связать их воедино. В этом процессе — вся магия…

Сейчас мы наладили сотрудничество с Райффайзенбанком. Запустили совместный пилотный проект, и за первый месяц клиенты банка проявили большой интерес к Маше.

Машу мы развиваем дальше — добавили интеграцию с личными контактами и автоматическое определение номеров компаний. Теперь даже без прослушивания звонков и расшифровок вы узнаете, какая клиника в сотый раз предлагает обследование и какой банк очень хочет выдать кредит.

А если номер звонящего есть в вашей адресной книге, в сообщении от Маши отобразится имя:

Мы не получаем доступ к номерам ваших контактов и не делимся ими с другими сервисами. Обмен номерами происходит между браузером вашего телефона и Google. Маша хранит только хеши ваших контактов. Как только мы высылаем вам звонок, все данные о звонке тут же удаляются с серверов — нам они не нужны =)

Еще Маша позволяет пользователям заработать. Вы приводите друга по своей реферальной ссылке и, если он пользуется Машей, получаете 10% от его подписки.

Кстати, теперь у Маши есть брат Миша — секретарь с мужским голосом, чтобы жены не ревновали. Правда, почему-то с Мишей не очень хотят разговаривать. Мы пока разбираемся, с чем это связано: то ли у Миши слишком брутальный голос, то ли у нас в стране больше привыкли к секретарям-девушкам.

Техподдержка тоже выросла. Раньше она была только в боте. Но во время наплыва пользователей после первой статьи мы поняли, что это так себе вариант: клиенты не всегда быстро получают ответ на свой вопрос. Поэтому добавили живых операторов: бот в поддержке — это зло, а мы любим своих пользователей.

Подумали, что будет классно добавить в секретаря встроенный сервис для планирования консультаций и встреч. Он интегрируется с Zoom, Google и Outlook Calendar — как думаете, полезное решение? Идея пока в разработке, и да, мы «вдохновляемся» зарубежным стартапом — Сalendly ¯\_(ツ)_/¯ Но это тема для следующей статьи.

Хочу сказать большое спасибо всем, кто после первой статьи доверился нам и стал пользоваться Машей. Благодаря вашей обратной связи мы знаем, в какую сторону нам развиваться, чтобы даже огромные корпорации с кучей денег не были нам помехой.

0
424 комментария
Написать комментарий...
Никита Зотов

Очень крутая история. Классно было бы в будущем компаниям покупать такого секретаря, чтобы отвечала на все звонки) мне кажется б2б тоже должно зайти 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Пилим сейчас мааааленький такой сдвиг в сторону легонького такого b2b ) 

Ответить
Развернуть ветку
Digital Boroda

А подумайте над отдельной услугой заточки маши под конкретную B2B компанию.

Например, завод продает станки. Звонит клиент и говорит - Хочу, но не знаю какой.

Что бы маша спрашивала: назначение, каких параметров, называла стоимость, спрашивала про доставку и тп. Сотни сценариев и вариантов. =) В общем максимальная замена отдела продаж. 

Ответить
Развернуть ветку
421 комментарий
Раскрывать всегда