{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Нет смысла тягаться с крупным конкурентом, «вдохновившимся» вашим стартапом? Это не так — рассказываю на личном опыте

Привет, меня зовут Роман Рабочий. Три месяца назад я опубликовал здесь статью про свой стартап — секретаря Машу. А спустя два месяца после запуска Маши вышла копия от одного крупного банка. И вчера эстафету перенял известный сотовый оператор. Рассказываю обо всем по порядку.

Xmell

Сначала меня пытались купить, а потом просто скопировали продукт

Через три дня после публичного запуска Маши мне написали сотрудники банка, который вы все хорошо знаете. Сначала они предложили работу мне — я отказался. Потом предложили трудоустроить всю мою команду — мы не согласились. После этого пришли еще одни товарищи, предложили полностью оплатить мне затраты на создание Маши. Взамен я должен был отойти и не мешаться под ногами. Делать я этого, конечно, не стал.

А спустя два месяца на рынке появился еще один секретарь-бот в Телеграме, который похож на Машу: тоже работает с любыми операторами и управляется через Телеграм ¯\_(ツ)_/¯

Мы наблюдали, как с небольшой задержкой наш продукт копировали — в частности, постоянно изменяющийся онбординг новых пользователей. А однажды мы увидели, как они скопировали нашу ошибку в http-линке на личный кабинет одного оператора.

Ребята из команды «конкурента», небольшая подсказка: инструкция для МТС у вас сделана не очень. Мы ее обновили недавно, посмотрите — новый вариант работает лучше.

Если вас скопировал гигант — не переживайте, а гордитесь

Буквально вчера вышла еще одна копия Маши, на этот раз у крупного сотового оператора. Но меня это даже радует: это означает, что продукт хорош и востребован.

На самом деле все копируют у всех. Вот, например, кто первым придумал Stories? Snapchat. В итоге сейчас сториз есть вообще у всех соцсетей, даже у Твиттера, а про Snapchat никто и не вспоминает. И я очень сомневаюсь, что кто-то платил ему отступные.

Если вами НЕ «вдохновляются», стоит задуматься, актуальна ли вообще ваша идея и нужна ли она рынку.

Если вашу идею и технологии скопировал гигант рынка — не упустите шанс сотрудничества с другими крупными игроками. Мне кажется, нет смысла судиться и взывать к совести конкурентов. Лучше подождать: скорее всего, другие корпорации поймут, что продукт потенциально прибыльный, и с большой вероятностью предложат сотрудничество именно стартапу.

Что делать, если идею или технологию скопировали и выпустили на рынок

Не паниковать и не бросать дело. Да, кажется, что у крупного конкурента есть всё — деньги, штат лучших сотрудников, технические возможности. Но на самом деле у них нет главного — гибкости и возможности сотрудничать с другими гигантами рынка. Пока огромная корпорация будет заниматься согласованиями, вы уже протестируете несколько новых идей и сделаете продукт еще круче.

Кроме того, нужно все время стараться улучшить свой продукт: искать функции, которые оценит ваша целевая аудитория и которые будет сложно повторить гиганту.

Что мы делаем сейчас, чтобы не потерять деньги и клиентов

Мне нравится мысль Стива Джобса о том, что «между великолепной идеей и великолепным продуктом — гигантское количество упорной работы». Поэтому, вместо того чтобы огорчаться или жаловаться, что идею украли, я предпочитаю развивать ее дальше и лучше, используя свои преимущества.

Стив Джобс считал: многие заблуждаются, что гениальная идея — это 90% дела. Между великолепной идеей и великолепным продуктом — гигантское количество упорной работы. И работа эта состоит из компромиссов и поиска решений: не всего можно добиться от электроники, заводов или роботов. Разрабатывая продукт, каждый день вы удерживаете в голове тысячи разных нюансов и концепций и ищете способ связать их воедино. В этом процессе — вся магия…

Сейчас мы наладили сотрудничество с Райффайзенбанком. Запустили совместный пилотный проект, и за первый месяц клиенты банка проявили большой интерес к Маше.

Машу мы развиваем дальше — добавили интеграцию с личными контактами и автоматическое определение номеров компаний. Теперь даже без прослушивания звонков и расшифровок вы узнаете, какая клиника в сотый раз предлагает обследование и какой банк очень хочет выдать кредит.

А если номер звонящего есть в вашей адресной книге, в сообщении от Маши отобразится имя:

Мы не получаем доступ к номерам ваших контактов и не делимся ими с другими сервисами. Обмен номерами происходит между браузером вашего телефона и Google. Маша хранит только хеши ваших контактов. Как только мы высылаем вам звонок, все данные о звонке тут же удаляются с серверов — нам они не нужны =)

Еще Маша позволяет пользователям заработать. Вы приводите друга по своей реферальной ссылке и, если он пользуется Машей, получаете 10% от его подписки.

Кстати, теперь у Маши есть брат Миша — секретарь с мужским голосом, чтобы жены не ревновали. Правда, почему-то с Мишей не очень хотят разговаривать. Мы пока разбираемся, с чем это связано: то ли у Миши слишком брутальный голос, то ли у нас в стране больше привыкли к секретарям-девушкам.

Техподдержка тоже выросла. Раньше она была только в боте. Но во время наплыва пользователей после первой статьи мы поняли, что это так себе вариант: клиенты не всегда быстро получают ответ на свой вопрос. Поэтому добавили живых операторов: бот в поддержке — это зло, а мы любим своих пользователей.

Подумали, что будет классно добавить в секретаря встроенный сервис для планирования консультаций и встреч. Он интегрируется с Zoom, Google и Outlook Calendar — как думаете, полезное решение? Идея пока в разработке, и да, мы «вдохновляемся» зарубежным стартапом — Сalendly ¯\_(ツ)_/¯ Но это тема для следующей статьи.

Хочу сказать большое спасибо всем, кто после первой статьи доверился нам и стал пользоваться Машей. Благодаря вашей обратной связи мы знаем, в какую сторону нам развиваться, чтобы даже огромные корпорации с кучей денег не были нам помехой.

0
424 комментария
Написать комментарий...
Валентин Бодров

Возможно это имеет место быть, но не в моем случае.Лично у меня зарубежный игроки на рынке следуют негласным правилам добросовестной конкуренции.
Эти правила заключается в следующем: "кто первый создал и популяризовал "нечто" - тот обычно и получает выгоду", а значит те, кто попытается скопировать успех копипастой будут обречены на неудачу при условии отсутствия финансирования. Такие предприниматели будут искать другие способы привлечь клиента отличными от конкурента. Пытаться выделяться, индивидуализироваться, брать качеством, идеями, удобством, выгодной для конечного пользователя.
В моем случае есть некий хамелеон-паразит, который имеет следующий паттерн поведения:1. Смотрим что предлагают конкуренты и куда бегут пользователи2. Копируем функционал 1 в 1 как у конкурента3. Вливаем бюджеты на грязную конкуренцию, понимажем на какое-то время цены, что бы сделать свой продукт более привлекательным (бюджеты то есть).4. Клиент переметнется благодаря маркетингу к конкуренту, потому что "Дешевле, и тоже самое".5. Конкурент повторяет подобное для остальных игроков рынка.6. Получает суммарно часть прибыли от всех скопированных проектов и клиентов этих проектов.7. Авторы продуктов чьи работы были скопированы - деморализуются, аудитория падает и сильно бьёт по карману. Отсутствие любая мотивация продолжать поддерживать свой продукт, так как это лишено смысла. Закрывается или стагнирует.8. В то же время конкурент не в силах предлагать что-то новое и развивать основную идею, и переключает фокус паразитирования на другого мелкого конкурента высасывая и поглощая его идеи.9. Такой паразит не может составить конкуренцию основным игрокам рынка при равных бюджетах, но может поглащать идеи и вести себя недобросовестно и оставаться "на плаву" на несколько месяцев дольше, чем ребята, которые генерировали идеи и реализовывали код.10. По итогу: такой паразит сливается, когда не остается конкурентов поменьше, и после него остается пустота, путой рынок, и отсутствие новых идей. Его же продукт начинает стагнировать и приходит в упадок.11. Остаются крупные регулярно тяжелоработающие игроки которые генерят свой контент и которые при бабле, и еле-еле прорастающие на выжженном поле альтернативы, куда слабее чем паразит и основные игроки.12. Ну и самая главная ценность это клиент который страдает очень сильно дистрофией из-за отсутствия выбора пересыщается продуктом и уходит в небытие.

Вот именно это и ждет автора прекрасного бота.Да, ты создал классную идею, но у тебя нет бюджетов сопостовимых с крупными игроками, они съедят тебя и проглотят всю твою аудиторию используя грязные методы борьбы, а после заявят что это вообще их идеи и реализации, а ты вообще плагиатор. 

Поэтому вывод из моей простыни прост:Одной идеи недостаточно. Важна уникальность, новизна идеи, и огромные финансовые вливания и жертвы, что бы твоя идея устоялась в сознании пользователей, что бы пережить шторм от недобросовестных паразитирующих конкурентов.
Apple не была революционной корпорацией, технологии сущестовали и ранее. Просто у них были ресурсы и деньги, что бы донести до всего мира, что мы первые, мы лучшие, и вот наш продукт - пользуйтесь.
А те, кто действительно создавали функционал и компоненты этого продукта но без финансирования продвижения фич и "бренда" своей фичи - остались в небытие... 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

а вот и выводы)))
так, ну опять же соглашусь, но!
Если нет бабок то и ловить нечего, так?
Идти покупать корейскую дешевую тачку и таксовать? 

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Бодров

Не нужно уходить в максимализм, нужно бороться и обрастать связями, репутацией и финансированием, что бы в подобных ситуациях душить конкурента идеями и пользовательской лояльной базой

Ответить
Развернуть ветку
421 комментарий
Раскрывать всегда