Как наша проблема стала нашим хобби, профессией и источником заработка. Часть 2

В первой части этой истории мы (Дмитрий и я, Константин) обнаружили проблемы с обучением у своих детей, попробовали решить эту проблему, увлеклись, увидели перспективы, уволились со своих работ. Все с деталями и деньгами. А в этой части, про то, что происходило в 2019 году.

Что мы имели в самом начале 2019 года

У каждого из нас были аккаунты на Профи.ру с 3-5 положительными отзывами.

У каждого было примерно по 10 учеников, стоимость обучения была 2400 рублей в неделю с одного ученика.

С каждым учеником было одно часовое очное занятие в неделю по расписанию и ежедневные задания, на вопросы по этим заданием мы оперативно отвечали.

Ученики были в основном низкого уровня подготовки на старте.

Мы уже сделали сервис, который несколько облегчал подбор и выдачу ежедневных заданий из нашей базы задач. Выдавая дневное задание ученику, мы могли переключиться на нужную тему, увидеть в какой части последовательности задач ученик остановился и какие задачи из этой последовательности были в предыдущем задании, и могли набрать следующих задач по этой теме.

Как мы видели будущее

Напомню, что нам не хотелось быть обычными репетиторами. У нас было иное видение целевого процесса обучения.

Целевой процесс мы видели так: "ученик решает ежедневные задания, двигаясь по подстраивающейся под него последовательности задач, и если у него возникает вопрос, то система строит гипотезу о том, какой это вопрос, валидирует ее и отвечает". Важным методологическим моментом было то, что последовательности задач достаточно для того, чтобы объяснить всю теорию, мы специально составляем задачи так, чтобы провоцировать учеников на вопрос, в ответ на который мы сообщим нужную информацию.

Все, что мы делали, мы оценивали с точки зрения соответствия конечной цели, но четко видели только ближайший шаг. И когда мы делали эти шаги, то было ощущение, не что мы “уверенной поступью идем к своей цели”, а скорее “мы лезем в гору, на нас летят глыбы, выбираем самую большую и от нее уворачиваемся, стараясь при этом сделать несколько шагов вверх”.

Как мы планировали идти в будущее

Мы планировали начать с самого обычного процесса: репетитор, который занимается очно раз в неделю, но выдает ежедневные домашние задания и оперативно отвечает на вопросы по заданию. И постепенно трансформировать этот процесс, устраняя себя. В тот момент мы точно не знали, какие будут все шаги такой трансформации. Но точно видели следующий шаг: снижение роли очного занятия и повышение роли ежедневной домашней работы.

Как окружающие нас люди видели наше будущее

Многие, кому мы рассказывали (а рассказывали мы всем, кто готов был нас слушать), говорили нам примерно следующее: “Никогда не будет обучения без визуального контакта с учителем”, “обучение - это «:химия»” (т.е. про то, что обучение это не формирование синапсов в результате электрохимических процессов, а что-то космическое), “я бы не хотел у вас учиться”, “вот такие приходят в образование, Боже, что же будет с нашими детьми?”.

В момент моего увольнения с работы я рассказал о своем проекте одному большому начальнику, и он сказал мне, что как только мы вылезем за несколько миллионов, то нас сразу “чпокнут”, “в том числе черными методами”. Работайте лучше на работе.

Дети говорили: “Папа, у тебя же клевая работа, офис крутой. А ты хочешь быть учителем? Учителей же никто не уважает. Е-мое...”

Но, как Вы поняли, нас это не сильно все тронуло.

Ухабистые цепочки задач

Итак, конец зимы 2019 года. Мы только что уволились. Постепенно отпускало )))

Нашей задачей было сделать базовые обучающие последовательности задач по каждой теме. С прицелом на то, чтобы сами эти цепочки задач были максимально обучающими.

Хоть у нас и было не много учеников, но то, что мы каждый день выдавали им задания, состоящее из 10-15 задач, порождало примерно 3-5 вопросов в день от ученика. Каждый вопрос показывал нам проблемы в нашей последовательности задач. И нам приходилось закрывать собой бреши в последовательности. Мы очень часто созванивались с учениками дополнительно или писали в чат. Такая работа была очень полезна для учеников, но от нас это требовало больших усилий. По сути мы занимались с каждым каждый день полноценно.

Мы видели, что именно такая работа дает нам полезнейшие данные для того, чтобы постепенно модернизировать базовые цепочки задач, алгоритмы выбора задач, алгоритмы выбора подсказок и т.д. для того, чтобы последовательности становились все более и более “гладкими” и мы сокращали время на ученика. Опытный читатель сразу спросит: “А, может, вы просто повышали решаемость? А не обучаемость?”. Да, это опасность. Приходилось делать различные приемы контроля. Маркировали задачи, которые обязательно нужно проверить вручную. Делали такие формулировки в нужных местах, чтобы склонять ученика к вопросу, в случае если он не до конца понимает, и многое другое.

Наши жены постоянно жаловались на нас, что в любой момент, например, во время прогулки, мы могли остановиться и начать набирать в телефоне ответ ученику и им казалось, что мы теряем контакт с миром. Так как задачи были иногда сложные и во время прогулки начертить было что-то проблематично, поднимали взгляды кверху и рисовали чертежи в уме. Наверное, это выглядело ужасно. А отвечать ученикам нужно было оперативно, чтобы контекст вопроса не улетучился из их головы.

В какой-то момент мы обнаружили что текстовое сообщение в WhatsApp можно наговаривать, а не набивать пальцами на виртуальной клавиатуре. Со стороны это стало выглядеть, наверное, ещё ужасней. Теперь, резко остановившись во время прогулки, мы могли достаточно громко бормотать в телефон: "Опусти перпендикуляр на эту плоскость и пришли мне что получится точка". Знаки препинания тоже нужно было проговаривать. Так как иногда было шумно, то эти заклинания приходилось повторять несколько раз. Со временем мы научились говорить очень артикулированно и с паузами между словами, чтобы было лучшее распознавание.

Хорошо помню случай в ресторане в Ялте. Я с большими паузами между словами говорю официанту: “Можно ___ нам___счет___знаквопроса”.

Причины проблем с цепочками задач

Итак, нашей основной проблемой на тот момент было больше количество вопросов от учеников. Мы видели две причины этому:

  • низкое качество последовательности задач;
  • трудоемко находить корень непонимания для неприлежных учеников.

Как выбрали решение

В будущем мы рассчитывали, что учиться у нас будут самые обычные дети. Не монстры дисциплины и усердия. Поэтому мы сразу решили, что не будем делать никакого отбора, чтобы не сбить прицел, отобрав сильных ребят, и не сделать систему только для них. Поэтому мы решили не работать со второй причиной, а начать с повышения качества последовательностей. Мы видели, что это приведет к:

  • уменьшению числа вопросов, так как, решив больше промежуточных задач, ученики лучше справятся с теми, с которыми не могут справиться без подводящих;
  • более дробные задачи позволят нам быстрее погружаться в контекст задачи при ответе на вопросы.

Стоит отметить, что у нас возникла в тот момент мысль о том, чтобы скрипт, который генерирует задачи, генерировал бы еще и решение, чтобы отвечая ученику мы сразу видели бы и решение. Но ее мы отложили, так как библиотеки функций для построения кода задач не были развиты и мы породили бы кучу спагетти кода. А решать несколько задач сразу мы не могли.

Сейчас мы уже сделали генерацию шагов решения всех задач. Это позволило выдавать не только подсказки, но и в нужных ситуациях нужные шаги решения.

Решение

Улучшение последовательностей задач мы делали, отрабатывая объяснения на очных занятиях, и потом после обсуждения и повторных тестирований объяснение перекладывалось в последовательность задач. Возникали новые вопросы, и так по кругу. Пока последовательность задач не генерировала от ученика только тех вопросов, которые нам были нужны. А вопросы были нужны для того, чтобы провести обобщения или обратить внимание на какие-то особенности.

Для обеспечения такого процесса мы:

  • сделали простенький веб интерфейс, чтобы при каждом вопросе ученика можно было оставлять комментарий о заданном вопросе и о том, что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию. Это было удобно, так как в момент ответа ученику было очень четкое представление, в чем причина затыка. Так мы получили инструмент накопления данных.
  • каждое утро в 10:00 мы вместе садились и за час-полтора проходили по всем комментариям, которые сделали за предыдущий день. Для этого тоже сделали страничку, на которой отображались все задачи из данной последовательности (темы), признаки наличия комментариев, и можно было все эти комментарии прочесть. Мы обсуждали их и вырабатывали решение. Решениями были задания на разработку (нам же): такую-то задачу так-то доработать, между этими двумя вставить вот эти задачи, перенести эти выше, а эти ниже, эту разбить на две и т.д. Этот процесс мы назвали “методирование” )))). Он позволял делать локальные улучшения.
  • сделали еще один ритуал, который был не каждый день, а примерно раз в неделю. Мы садились, брали какую-то тему и с учетом всего того, что накопилось, перетрясали ее. Т.е. это было не реагирование на комментарии, а глобальные улучшения, учитывающие сразу много факторов. Это мы называли “мощные проходы” )))

Интересное наблюдение. При каждом способе построения прохождения темы всегда были определенные “точки напряжения”. Точки в последовательности задач, где было наибольшее число сложностей. И расшить их было очень сложно. Мы подбирали такую архитектуру последовательности, чтобы таких “ям” (наше рабочее название таких точек) было меньше, чтобы был простой критерий выброса флага “ученик в яме”, понятный алгоритм “выхода из ямы”. У нас много мыслей по этому поводу - потянет на отдельную статью.

Так мы организовали поток обоснованных заданий на разработку задач. Которыми мы и занимались сразу после методирования.

Эффект

Первые пару недель мы отлаживали все эти процессы, и стало только тяжелее. Но примерно через месяц мы уже чувствовали улучшение. Конечно, всегда были ученики, которые шли впереди по темам, и все это отрабатывалось на них. А следующие шли уже по расчищенной дороге. Основная радость была не в том, что напряг спал раза в два, а в том, что мы смогли найти решение. Организация такого процесса позволила проектировать, какими темами нужно грузить учеников (если есть выбор), чтобы оптимизировать поток задач на доработку.

Так построенная ежедневная работа по оттачиванию объяснений и перекладывание этих объяснений на цепочки задач позволила сделать традиционно сложные темы простыми.

Стоит отметить, что все программировали мы сами. В тот момент мы четко представляли, как разбить процесс по людям (если бы мы их наняли), как нарезать компетенции и т.д. Причин, по которым не нанимали, было две: у нас у самих компетенции только росли и идея о “создании экзокортексов для двух человек” против “идеи сделать бизнес как обычно” привлекала нас куда больше.

Летом 2019 мы все же наняли двух программистов: мама в декрете из Новосибирска и доцент вуза из Донецка. Как искали, как выбирали - это отдельная веселая история. Но получилось невероятно удачно. Нам удалось распределить работу между нами и программистами: мы делали математическую часть и ставили им задачи, делая заготовки кода со встроенным в него ТЗ, собирали с них сложности, чтобы впоследствии использовать их для построения библиотек и фреймворков. Это было дешево, и они обрабатывали больше половины всего потока задач. Это дало возможность нам не оказаться под завалом, а заниматься системным уменьшением этого потока и контролировать системность кода задач.

Недавно они уволились, проработав у нас 2 года. Система библиотек и фрейморков развилась настолько, что написать задачу проще чем транслировать ТЗ в большинстве случаев. Это и было целью.

Совсем мало денег

Весна 2019 года. Доходы по 100.000 рублей в месяц. Расходы по 25.000 рублей в месяц на программистов.

Примерно в этот момент мы наткнулись на сайт достаточно известного репетитора, который опубликовал данные о своих доходах. Он занимается по обычной методике: очные занятия и т.д. Но, посмотрев на его доходы (а там было примерно 300 т.р в месяц, если распределить по году) мы решили немного отложить развитие и поднять доходы.

Как заработать

Чтобы увеличить доход, нужно либо больше брать с ученика, либо увеличить число учеников. Мы решили немного увеличить цену, благо положительных отзывов стало штук по 8. И в три раза увеличить число учеников. Чтобы дойти до заветных 300.000 в месяц на брата.

Цену сделали 3000 рублей за неделю (эта цена не изменилась и сейчас). В нее, как и ранее, входило одно очное занятие и ежедневные работы и оперативные коммуникации по вопросам по заданию.

Увеличиваем число учеников

Для увеличения числа учеников нужно было либо больше брать с Профи.ру, либо искать другие каналы привлечения. Хотелось сделать свой подконтрольный канал привлечения. Решили действовать в нескольких направлениях:

  • У нас был 100% конверсия с диагностики в длительное обучение, мы думали, что это из-за того, что наша методика выглядит привлекательно, расскажем о ней всем - сделаем канал на YouTube. Я сделал. Записал примерно 10 наивных роликов про методику обучения. В среднем 15 просмотров. Понятно как-то нужно этим заниматься. Но времени не было. Отложили.
  • Ученики привлекают учеников: у ученика была страница, на которой он видел свое задание. Мы решили на этой странице показывать ему ачивку, если он выполнял задания в течении 10 дней подряд без перерывов. В ачивке мы показывали ролик, некоторую стату и т.д. и CTA поделиться этой инфой. Ученики не делились от слова совсем. Может, конечно, мы сделали криво, но там даже движения не было. Нас только спросили несколько раз: “А что это за фигня?”
  • Многие просили нас поучить их еще и физике: сказано сделано. Взял сдуру двоих. Оба сдали экзамен отлично, но я больше так никогда делать не буду. Год работали почти на два фронта. Очень много сил затратили. Построили драфт курса. Сразу поняли что не потянем его так же шлифовать, как и математику. Поэтому тащил его в ручном режиме.
  • Улучшить анкеты на Профи и поработать с отзывами и увеличить число учеников с Профи ру. Вот это сработало. Мы наладили сценарий: анкета -> первый разговор с родителем -> диагностика -> первая неделя занятий. Механизм практически не давал сбоев. Все, кто нас выбирал, становились нашими учениками и практически все учились до самого конца. Основой такой конверсии стала демонстрация системности подхода.

Если бы у нас был опыт, то мы могли бы предвидеть, что во всех способах, кроме последнего, нам потребуются силы и время. А их у нас не было. Сработал только тот способ, где можно просто купить ученика без затрат сил и времени.

В итоге решили сосредоточиться на совершенствовании методики и системы, а привлечение временно отдать профессионалам. Это окупило себя.

Эффект

Стало приходить по 2-3 ученика в месяц, уже более похожих на ранних последователей. Забегая вперед скажу, что в конце 2019 года доход поднялся примерно до целевой цифры.

В двух словах расскажу, как мы работали в тот момент. Так как мы живем в разных городах Подмосковья (Диман в Королеве, а я в Подольске), то нам требовалась живое общение, помимо ежедневных скайпов. Мы установили правило, что неделю он ко мне приезжает на два дня, а в следующую неделю я к нему. В этот день мы работали не как во все остальные. Мы много гуляли по окрестностям, обсуждая насущные вопросы. Гуляли по многу часов и нахаживали до 25 километров за раз. Естественно, каждые 15 минут останавливаясь, доставая бумажку и решая какую-нибудь задачу в ответ на вопрос ученика. Мы старались максимально систематизировать и оптимизировать наши разговоры по скайпу, а встречи живьем оставляли как есть. Только готовили список вопросов на каждую встречу и потом записывали action points и отслеживали action points c предыдущих встреч.

Примерно в это же время мы решили посмотреть, а как организуют занятия мастера онлайн обучения. И записались на мастер-класс, который рекомендовался очень авторитетным сервисом. Такой пурги я никогда более не слышал о “за все хорошее и против всего плохого”. Ладно бы это были какие-то левые курсы. Не буду уточнять, откуда мы о них узнали и кто это проводил. Но это была жесть. На второй семинар основной ведущий не пришел, первый его ждал и тщетно звонил, но нет. Больше он не появлялся. Насколько мы поняли, ведущие продвигали на этих курсах свои LMS среди репетиторов без особой заботы об эффективности таких занятий для ученика.

Задач стало больше

Лето 2019

Построив процесс накопления тех задач, в которых мы нуждались, мы тут же столкнулись с тем, что число задач стало увеличиваться. Вместе с новыми задачами, как всегда, появлялись и новые баги. Исправляя баг в одном месте, нужно было думать, а где еще править. Эта работа очень быстро росла в относительных трудозатратах. Мы решили среагировать раньше, чем она нас собьет с ног.

Ситуация осложнялась тем, что с самого начала, желая сделать самую лучшую систему, мы переборщили с вариативность каждой задачи. Например, один скрипт мог сделать задачи на совершенно разные вещи из одной темы, а иногда и из разных тем. Вначале нам казалось, что это очень круто. Но потом мы поняли, что это не просто неудобно, а еще и вредно. Снижается контроль того, что выдается ученику. И что существует оптимум вариативности задач. И иногда, исправив баг или сделав методическую доработку в задаче и думая, что с этим покончено, мы получали блуждающие экземпляры задач, содержащие те же ошибки из-за заложенной высокой вариативности.

Выбор решения

Первой идеей было забить на вариативность вообще, а делать статические задачи. Но, попробовав, поняли, что разработчики языков едят свой хлеб не зря и организовывать переиспользование кода намного проще чем переиспользование текста. И достаточно быстро мы пришли к необходимости построения библиотек и фреймворков.

Примерно в этот момент Диман, который до нашего предприятия занимался финансами и изначально ненавидел программирование, начал уже довольно быстро программировать задачи.

Решение

Первым делом мы сделали функции, которые позволяли выводить нам формулы в LaTex. У нас наконец-то появились нормальные формулы. Обнаружили, что теперь нужно переделывать все задачи. Это было неподъемно сразу, поэтому пришлось обеспечивать совместимость. Даже сейчас мы иногда находим задачи-динозавры, которые прекрасно работают, но написаны так, что глаза кровоточат.

Также тогда мы сделали функции для решения стандартных уравнений, функции генерации заданных наборов случайных чисел, разложения на множители и т. д. и т. п. Все это снижало число багов и повышало скорость разработки.

Теперь совершенствование системы построения кода задач - это отдельное направление. И это самое важное направление. Оно определяет, с какой скоростью мы можем вносить методические правки, определяет, как быстро мы можем делать новые темы, позволяет планировать разработку, позволяет выстраивать методику захода в новые темы и предметы. Скорость в этой точке - решает.

Примерно в то же время сделали вывод, что не стоит делать задачи, которые сразу же не будут выданы ученикам. Пустая трата времени сделать задачу и выдать ее через месяц. Контекст этой задачи уже уйдет из головы, исправлять ее будет дольше. Решили обгонять передовых учеников максимум на неделю. Хотя бывали дни, когда выдавать было нечего и мы устраивали на день “повторение” ))))

Эффект

Резко выросла скорость производства и поддержки задач. Теперь мы делали задачи, которые нужно, и их код стал компактнее, и делать их стало быстрее. Так как программированием задач занимался Диман, то у него высвободилось пара часов в день. А я взял на себя разработку библиотек функций и классов, которые он использовал.

Опять стало легче. Хотя сейчас вспоминая тот процесс становится не по себе. Сейчас у нас очень развитые фреймворки разработки задач, функционал которых разбит по темам математики, визуализации и.т.д. Мы умеем компактно программировать 3D объекты, 2D графики, таблицы, работать с алгебраическими выражениями (как мы пробовали приладить sympy а потом плюнули и сделали свое - об этом в следующей части). Сейчас есть своя web-среда разработки задач с моментальным просмотром того, что получилось. Для каждой задачи сейчас мы делаем и построения подробных шагов решения. Но до начала разработки всего этого тогда был еще год.

Дошли до сложных задач

Осень 2019.

Ученики, которым через полгода (в мае 2020) нужно было сдавать экзамен, уже дошли до стереометрических задач. Кто-то уже решал сложную планиметрию, сложные неравенства и экономические задачи. Мы уже умели делать хорошие задачи, но на нас неслась новая проблема. Задачи были сложными, и, чтобы отвечать на вопросы учеников по таким задачам, приходилось сначала решать эту задачу, полностью представить ее контекст в голове, понять в чем причина проблемы ученика, и выбрать правильный методический прием.

Весь дом был завален бумажками с решениями. Везде были разложены листочки и ручки - необходимость решить срочно задачу могла настигнуть в любом месте ))). На прогулку мы теперь всегда брали листочек и ручку, тоже самое было в машине. Выработалась интересная адаптация организма: мы стали помнить, на чем остановились в обсуждении с каждым учеником. И когда переписка по вопросу возобновлялась, то в голове моментально всплывала задача со всеми подробностями и с положением ученика в ней. Все это очень помогало построению алгоритма подбора задач и подсказок.

В тот момент у нас было примерно по 20 учеников на каждого. 10 из них были на сложных задачах. Представляете, что значит решать эти задачи по несколько десятков в день. А основная жара начиналась в 19:00 когда большинство садилось за задание. В то время мы еще активно проводили очные занятия. По три штуки в день. Это было каждый день с 17:00 до 20:00. Утром и днем мы занимались методикой и разработкой, потом начинались очные занятия, и примерно в их середине начинались вопросы. По сложным задачам. Вопросы были до полуночи. В первом часу падали замертво. Долго так было не протянуть.

Если на вопросы по простым задачам мы отвечали моментально. То на то, чтобы ответить на ворос по сложной задаче, нужно было иногда 5-10 минут. Нам нужен был инструмент быстрого погружения в задачу. Самая большая сложность была со стереометрией. С нее и решили начать. Помимо этого запланировали следующим шагом сделать так, чтобы задачи генерировали не только условие и ответ, но и шаги решения. Мы понимали, что это потребует переписывания всех задач, поэтому готовились к этому основательно. А сейчас нужно было побороть часы, которые мы теряли на “узнавании” задач по стереометрии.

Выбрали доработку, которая была бы минимальной и приносила максимальный эффект. К каждой задаче решили сделать чертеж. При разработке задачи мы все равно делали этот чертеж, чтобы отправить его программисту. Этот же чертеж мы решили перенести и в задачу, чтобы он был виден нам, когда ученик задает по нему вопрос.

Мне пришлось освоить 3d библиотеку для javascript и сделать движок, который бы позволял в питоне создавать словарь, который разбирался бы на фронте и строилась бы 3d картинка, которую можно было бы крутить. Через две недели у нас был такой инструмент. Ощущение от его использование - это примерно как пересесть с велосипеда на машину.

Не буду рассказывать о всех доработках, но их было несколько.

Мы все еще проводили для всех учеников очные занятия. Так как нужно было как-то отдыхать, то мы часто ездили путешествовать на машинах. Иногда одним днем, иногда на недельку-другую. Интересным было планирование маршрута: к моменту очных занятий нужно было быть в городе с хорошим интернетом. Жен и детей высаживали из машин, а сами проводили уроки прямо с водительского кресла. Кстати, удобно. Ставишь ноут на руль, на подлокотнике бумага и вперед. Мне это очень нравилось.

Радикальное снижение времени на ученика

Мы достигли заветных цифр дохода. Немного оправились от загрузки. Мы видели следующий шаги, но все они меняли ситуацию не радикально.

Однажды, когда мы ехали на электричке на день рождения к нашему другу в конце 2019 года, я по приколу говорю: “Диман, давай больше не будем брать учеников с фиксированными очными занятиями. У нас уже достаточно отработанные последовательности задач по некоторым темам. Давай попробуем предложить заниматься у нас без регулярных очных, а только с ежедневными заданиями и созвонами только при необходимости”. Я хотел еще добавить, что мы снизим цену в 2-3 раза. Но Диман опередил меня и добавил: “Давай. Только цену опускать не будем”. Я подумал, что он сошел с ума. Кому это понравится? Но произнес: “Договорились”.

В первой части в комментариях нас просили показать наши рожи. Вот они. Слева-направо: Диман, я, Андрей (к которому мы ехали на день рождения). Селигер. Лето 2021 года. Вообще, что-то фоток никаких нет, только эта с заваленным горизонтом.
В первой части в комментариях нас просили показать наши рожи. Вот они. Слева-направо: Диман, я, Андрей (к которому мы ехали на день рождения). Селигер. Лето 2021 года. Вообще, что-то фоток никаких нет, только эта с заваленным горизонтом.

Составили план действий: в основном он касался нашей анкеты на Профи.ру, и скриптов текста отклика, первого разговора с родителем, диагностики и первых недель.

За день переписали анкету, сделали версию скриптов общения. Заменили анкету и стали откликаться на заказы по новому. Охренеть. Нас стали выбирать. Причем мы получили двойную выгоду: помимо того, что не нужно было отсиживать ритуальные очные занятия (основное обучение все равно происходит при ежедневном общении), так резко повысился уровень самосознания приходящих учеников. Анкета заработала как отличный фильтр. К нам не шли те, кому нужен был аниматор. Приходили ученики с целью и понимающе, в результате чего происходит обучение мозга человека.

Естественно, у нас были старые ученики, с которыми мы занимались, как и раньше, но многие уже, поняв, что приносит пользу, согласились отказаться от очных занятий.

Конец второй части

Вот так прошел 2019 год.

Мы заложили основы системы построения контента, научились привлекать учеников, подняли доход до “чуть больше чем на работе”, и самое главное - решились сделать главный шаг к целевому процессу - отменили регулярные очные занятия. Мы еще не ощутили последствия, которые повлекут эти изменения, но 2020 год пройдет в борьбе за жизнь с этими последствиями. Очень полезная для нас борьба.

Забегая вперед, скажу что результатом этой борьбы стало некоторое изменение видения целевого процесса обучения. Для подтверждения некоторых своих гипотез мы сделали бесплатную подготовку для всех желающих. Т.е. серьезную подготовку со всеми основными признаками нашей индивидуальной подготовки: ежедневные задания, выборочные проверки с личными комментариями, ответами на вопросы, разборами и т.д. до самого экзамена в 2022. Это не индивидуальные занятия, но при желании можно отлично подготовиться. Туда подписалось более 250 человек. Ну и наш канал где я записываю мысли об эффективности обучения:

5454
48 комментариев

Сил вам! Вот так фигачить несколько лет одну тему не многим дано. Пусть все будет хорошо у вас.

15
Ответить

Судя по числу просмотров на первой части и второй - первую читает примерно треть. Это проблема связанных историй. Либо пересказывать, либо еще что-то делать. Не могу понять что. Подскажите. 

3
Ответить

Можно попробовать в обеих частях добавить отдельной строкой и текстом гиперссылки на первую вторую части, в начале и в конце текстов)

3
Ответить

А за статьи большое спасибо! Прочитал на одном дыхании. 
Успехов вам! Буду помнить к кому лет через 5 можно будет обратиться)) 

3
Ответить

Спасибо за статью. Но до меня всё равно не доходит, как можно без регулярных очных занятий объяснить сложные задачи: параметры, стереометрию, планиметрию и теорию чисел. Наверное, у вас очень мотивированные ученики, которые могут очень много самостоятельно работать

2
Ответить

У нас разные ученики. 10 мин не получается - пиши вопрос. Мы так рекомендуем. Очень помогают индивидуальные цепочки задач без резких скачков сложности. 

3
Ответить