Краудфандинг — вся правда о сборах денег в России

Всем привет, меня зовут Владислав, и я собрался запустить социальную сеть для путешественников Meet.You. Поскольку средств для создания мобильного приложения у меня не было, я решил привлечь их через краудфандинг. Кампания по сбору средств длится 13 дней, собрать удалось 152 600 рублей.

Рассказываю, с какими трудностями я успел столкнуться, какие каналы продвижения тестировал и что это вообще такое.

Краудфандинг — вся правда о сборах денег в России

Краудфандинг - коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. В России, по сравнению с Америкой, это не такая популярная «тема», но несколько лидеров на рынке всё же есть:

Planeta.ru - большая платформа, финансирование на которой получают в основном творческие проекты: запись музыкального альбома, съёмки фильмов и т.д.

Boomstarter.ru - аналогичная по размерам площадка. Здесь начинающие предприниматели (и не только) собирают деньги на запуск производства, открытие магазина и ИТ-проекты. Поскольку мне нужны были средства на мобильное приложение, я выбрал именно эту платформу.

Немного предыстории:

Идея появилась на отдыхе в сентябре 2021 года. Находясь в отеле, я понял, что каждый из нас как минимум один раз договаривался поехать с друзьями «в какую-нибудь поездку». В итоге у всех находятся причины никуда не ехать - перечислять их не буду, вы сами всё прекрасно знаете. Поэтому я решил, что надо сделать удобное мобильное приложение, которое поможет решить эту проблему - например, покажет пользователей, которые едут со мной в один отель в одно время. Если же в отеле таких не найдётся, должен быть фильтр, чтобы выбрать всю туристическую зону (уж в Турции размер аудитории точно позволит с кем-то скооперироваться).

Итак, решено. Основными возможностями сервиса стали:

а) Решение проблем со сбором компании друзей в поездку;

б) Знакомства с пользователями из вашего или соседнего отеля.

За 2 месяца мной были проведены исследования рынка и клиента, а также разработан полный прототип приложения - его, кстати, вы можете увидеть здесь. После этого я прошел онлайн-акселератор в Сколково, где в рейтинге мой проект занял 8 место из 2000. Они отбирали 90 проектов для очного акселератора, который длился 4 дня. Каково было мое удивление, когда свой проект я не обнаружил в списке отобранных - я описать не могу. Но ничего, двигаемся дальше.

Краудфандинг — вся правда о сборах денег в России

Отправив еще несколько заявок в другие акселераторы (кстати, сейчас собираюсь «попытать счастья» у ФРИИ), я решил попробовать краудфандинг. Прошел 35 уроков по краудфандингу, которые предлагает Boomstarter у себя на сайте, оплатил тариф «оптимальный», на который мне сделали скидку около 30% - за это отдельное спасибо платформе. Кстати, скидку я напрямую попросил у менеджера, с которым вёл переписку в WhatsApp - некий лайфхак для будущих фаундеров.

Далее расскажу, с чем мне пришлось столкнуться - Поехали:

  • Фейковая помощь платформы. Если Boomstarter обещает помощь продюсера и рассылку для лояльной аудитории - знайте, всё совсем по другому. Продюсеру, в целом, откровенно всё равно, что происходит с вашим проектом - он лишь может ответить на ваши вопросы. Возможно, причина в том, что площадка получает свои деньги перед запуском проекта, а не в качестве процента со сборов. Аудитория в 100к подписчиков Вконтакте и 40к подписчиков в Facebook полностью накрученная - это видно невооруженным глазом (уж не говоря о том, что мне, как SMM-менеджеру, это особенно бросается в глаза). Сопровождение бухгалтера - очередная сомнительная вещь. Куда он меня сопровождает и кто он такой - остаётся загадкой. Вывод: полагайтесь только на себя и помните, что делать придется всё самому.
  • Видео для оформления страницы на платформе. Один из самых сложных этапов, если, конечно, вы не актёр или актриса. В общей сложности подбор локации, съемки, установка программы для монтажа (Final Cut Pro X), её изучение и сам монтаж занял около 5-6 дней. Не надейтесь, что вам удастся сделать качественное видео "за пару часов" - только если вы не готовы за это заплатить немалую сумму. Моё видео вы можете посмотреть и оценить здесь.
  • Первый шаг по продвижению. Я действую строго согласно инструкциям, поэтому первым каналом продвижения являются друзья и родственники. И тут, возможно, вы разочаруетесь: те, на кого вы надеетесь, будут неохотно поддерживать проект и даже просто отвечать на сообщения. А вот люди, с которыми давно не было никаких контактов, на удивление скинут большую сумму и даже сделают репосты, чтобы максимально помочь реализации вашей идеи. Однако всегда помните: никто не обязан вас хоть как-то поддерживать, но определенные выводы о некоторых личностях у вас появятся. Помимо этого, Boomstarter советует напоминать всем, кто «обещал помочь». В такой случае, будьте готовы к негативу от некоторых своих знакомых.
  • Трудности со СМИ. Казалось бы - ваш проект уникален, журналисты захотят о нём рассказать, а обычные люди сделать предзаказ. Но не тут-то было! Я связался со 150 журналистами, из которых лишь несколько человек согласились опубликовать новость о проекте бесплатно. Почему не идёт речи о коммерческом размещении? - Потому что я считаю, что раз уж есть деньги оплатить дорогостоящую рекламу в СМИ, то зачем вообще идти в краудфандинг? Возможно, это моё заблуждение, но в любом случае свободных 30-40 тысяч за публикацию у меня, к сожалению, нет. Кстати, есть проекты, которые вкладывались в продвижение проекта и успешно завершали сборы, но у них уже было налажено производство и был готовый продукт (прочитать об этом советую здесь).
  • Таргетированная реклама. Небольшую кампанию Вконтакте я всё же решил запустить - сделал креативы и настроил аудиторию на активных участников группы Boomstarter (из 100 тысяч таких оказалось всего 300 человек). Сразу предупреждаю: если в рекламе будет написано что-то вроде «поддержите проект» или «инновационная технология требует поддержки» - на клики не рассчитывайте. Как только я это понял, пришлось сделать более красивый креатив с изображением путешественниц на море (для аудитории мужчин) и путешественников (для аудитории женщин). Это дало большое количество кликов с показателем CPC около 5 рублей, однако ни одного спонсора в результате рекламы не прибавилось.
  • Блогеры. Опять же, на бесплатную помощь не рассчитывайте, не говоря уж о том, что на коммерческой основе далеко не все согласятся рассказать о Вашем проекте. Причина кроется в следующем: блогеры не берут материал, который подразумевает сбор денег, чтобы не испортить «доверие аудитории». Однако сейчас я продолжаю упорно искать тех, который согласится мне помочь - потом расскажу, чем это всё закончится.
  • Тематические группы Вк и Fb. За деньги готовы опубликовать почти любой материал. Я же пока ищу выходы на группы о знакомствах и путешествиях, которые согласятся мне помочь просто потому, что проект может быть интересен подписчикам.
  • Статьи на площадках, типа vc.ru и spark.ru. Да, эта статья в какой-то мере тоже является рекламной - не зря же я прикрепил ссылки на проект в самом начале. Такие статьи дают свой эффект, поскольку здесь люди активнее обсуждают и критикуют вашу деятельность. Соответственно, вы сможете получить какие-то советы, которые помогут вам в дальнейшем развитии проекта.

На этом пока всё - кампания продолжается, деньги потихоньку собираем, уже 31% от суммы сборов есть. Напоминаю еще раз! Всегда помните, что пока длится краудфандинг-кампания, придётся здорово «попотеть» по несколько часов в день, поскольку вся ответственность за продвижение лежит именно на основателе проекта. И последний лайфхак - если у вас есть больше 1000 знакомых и друзей, тогда дело пойдёт куда быстрее.

От вас жду критику, советы и финансовую поддержку моего проекта!

77
30 комментариев

ковид, ограничения передвижения, пцр-анализы, карантины…. чтобы создать такого..… - точно! приложение для путешественников!

2
Ответить

Это, конечно, все "усложняет" людям жизнь, но по своим знакомым я как-то не заметил, чтобы они перестали ездить отдыхать) Даже взять ту же Турцию - летом к ковиду добавились еще и огромные пожары - но разве это остановило наших людей? Большинство хороших отелей на стопе были из-за переполнения)

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Согласен, но все начинают с малого) Если бы было реально собрать 10 миллионов, например, я бы это сделал, но даже ради 480 тысяч приходиться здорово потрудиться)

Ответить

Не считаю эту идею какой то инновационной, почему СМИ должны бесплатно рекламировать проект? Сейчас тысячи стартапов и не все из них хорошие.

Ощущение после статьи сложилось, что все вам чем то обязаны и не признают это гениальное приложение, но как таковой пользы я от него не вижу, очередное приложение, которое мало кто будет использовать.

Я без негатива пишу, просто странно рассчитывать на то, что другим людям это должно показаться чем то уникальным и нужным, лучше сделать mvp, а потом уже искать инвестора

Странные вознаграждения у вас, зачем мне вообще автограф ноунейм основателя? Какая мотивация должна быть у людей?

1
Ответить

А с чего вы взяли, что каждый проект должен быть максимально инновационный? Можно сделать вакуумный мост, который будет перемещать людей с Камчатки на Аляску - это будет инновация. Вот только будет ли она нужна? Будет ли она решать конкретную проблему конкретного сегмента аудитории?

Лично я проект создавал исходя из своих потребностей. Более того, в ходе customer development стало понятно, что решение данных проблем нужно не мне одному.

Далее - если у вас есть семья или вы интроверт, само собой пользы никакой от приложения конкретно для вас не будет. Но все потому, что вы не входите в целевую аудиторию.

Насчет MVP - если вы видите способ сделать его без капитальных вложений или углублённых знаний программирования, поделитесь мыслями, пожалуйста. Может быть я последую вашему совету и все это действительно сделаю сам.

Насчет вознаграждений - все вознаграждение созданы на основе конкурентного анализа: я изучил ряд успешно-завершившихся проектов и сделал свои вознаграждения. Скажу вам, многие проекты предлагают автограф ноунейма, и многие бекеры согласны поддержать за это проект (хотя очевидно, что все же основным вознаграждением является вечный доступ к приложению).

Ответить

Не понял - зачем? Оптовая покупка билетов? Номеров? Выпить в баре разбавленную пивом воду не с кем? Зачем?
Да, все прочитал.

Ответить