Смотрите «Дом Дракона» 22 августа в подписке Плюс Мульти с Амедиатекой на Кинопоиске
«Дом Дракона»
Смотрите в подписке Плюс Мульти с Амедиатекой на Кинопоиске
Доступно на Кинопоиске по Подписке Плюс Мульти с Амедиатекой или при наличии Доп. опции "Амедиатека". Условия: clck.ru/FMQND.
Доступно на Кинопоиске по Подписке Плюс Мульти с Амедиатекой или при наличии Доп. опции "Амедиатека". Условия: clck.ru/FMQND.
18+

Краудфандинг — вся правда о сборах денег в России

Всем привет, меня зовут Владислав, и я собрался запустить социальную сеть для путешественников Meet.You. Поскольку средств для создания мобильного приложения у меня не было, я решил привлечь их через краудфандинг. Кампания по сбору средств длится 13 дней, собрать удалось 152 600 рублей.

Рассказываю, с какими трудностями я успел столкнуться, какие каналы продвижения тестировал и что это вообще такое.

Краудфандинг - коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. В России, по сравнению с Америкой, это не такая популярная «тема», но несколько лидеров на рынке всё же есть:

Planeta.ru - большая платформа, финансирование на которой получают в основном творческие проекты: запись музыкального альбома, съёмки фильмов и т.д.

Boomstarter.ru - аналогичная по размерам площадка. Здесь начинающие предприниматели (и не только) собирают деньги на запуск производства, открытие магазина и ИТ-проекты. Поскольку мне нужны были средства на мобильное приложение, я выбрал именно эту платформу.

Немного предыстории:

Идея появилась на отдыхе в сентябре 2021 года. Находясь в отеле, я понял, что каждый из нас как минимум один раз договаривался поехать с друзьями «в какую-нибудь поездку». В итоге у всех находятся причины никуда не ехать - перечислять их не буду, вы сами всё прекрасно знаете. Поэтому я решил, что надо сделать удобное мобильное приложение, которое поможет решить эту проблему - например, покажет пользователей, которые едут со мной в один отель в одно время. Если же в отеле таких не найдётся, должен быть фильтр, чтобы выбрать всю туристическую зону (уж в Турции размер аудитории точно позволит с кем-то скооперироваться).

Итак, решено. Основными возможностями сервиса стали:

а) Решение проблем со сбором компании друзей в поездку;

б) Знакомства с пользователями из вашего или соседнего отеля.

За 2 месяца мной были проведены исследования рынка и клиента, а также разработан полный прототип приложения - его, кстати, вы можете увидеть здесь. После этого я прошел онлайн-акселератор в Сколково, где в рейтинге мой проект занял 8 место из 2000. Они отбирали 90 проектов для очного акселератора, который длился 4 дня. Каково было мое удивление, когда свой проект я не обнаружил в списке отобранных - я описать не могу. Но ничего, двигаемся дальше.

Отправив еще несколько заявок в другие акселераторы (кстати, сейчас собираюсь «попытать счастья» у ФРИИ), я решил попробовать краудфандинг. Прошел 35 уроков по краудфандингу, которые предлагает Boomstarter у себя на сайте, оплатил тариф «оптимальный», на который мне сделали скидку около 30% - за это отдельное спасибо платформе. Кстати, скидку я напрямую попросил у менеджера, с которым вёл переписку в WhatsApp - некий лайфхак для будущих фаундеров.

Далее расскажу, с чем мне пришлось столкнуться - Поехали:

  • Фейковая помощь платформы. Если Boomstarter обещает помощь продюсера и рассылку для лояльной аудитории - знайте, всё совсем по другому. Продюсеру, в целом, откровенно всё равно, что происходит с вашим проектом - он лишь может ответить на ваши вопросы. Возможно, причина в том, что площадка получает свои деньги перед запуском проекта, а не в качестве процента со сборов. Аудитория в 100к подписчиков Вконтакте и 40к подписчиков в Facebook полностью накрученная - это видно невооруженным глазом (уж не говоря о том, что мне, как SMM-менеджеру, это особенно бросается в глаза). Сопровождение бухгалтера - очередная сомнительная вещь. Куда он меня сопровождает и кто он такой - остаётся загадкой. Вывод: полагайтесь только на себя и помните, что делать придется всё самому.
  • Видео для оформления страницы на платформе. Один из самых сложных этапов, если, конечно, вы не актёр или актриса. В общей сложности подбор локации, съемки, установка программы для монтажа (Final Cut Pro X), её изучение и сам монтаж занял около 5-6 дней. Не надейтесь, что вам удастся сделать качественное видео "за пару часов" - только если вы не готовы за это заплатить немалую сумму. Моё видео вы можете посмотреть и оценить здесь.
  • Первый шаг по продвижению. Я действую строго согласно инструкциям, поэтому первым каналом продвижения являются друзья и родственники. И тут, возможно, вы разочаруетесь: те, на кого вы надеетесь, будут неохотно поддерживать проект и даже просто отвечать на сообщения. А вот люди, с которыми давно не было никаких контактов, на удивление скинут большую сумму и даже сделают репосты, чтобы максимально помочь реализации вашей идеи. Однако всегда помните: никто не обязан вас хоть как-то поддерживать, но определенные выводы о некоторых личностях у вас появятся. Помимо этого, Boomstarter советует напоминать всем, кто «обещал помочь». В такой случае, будьте готовы к негативу от некоторых своих знакомых.
  • Трудности со СМИ. Казалось бы - ваш проект уникален, журналисты захотят о нём рассказать, а обычные люди сделать предзаказ. Но не тут-то было! Я связался со 150 журналистами, из которых лишь несколько человек согласились опубликовать новость о проекте бесплатно. Почему не идёт речи о коммерческом размещении? - Потому что я считаю, что раз уж есть деньги оплатить дорогостоящую рекламу в СМИ, то зачем вообще идти в краудфандинг? Возможно, это моё заблуждение, но в любом случае свободных 30-40 тысяч за публикацию у меня, к сожалению, нет. Кстати, есть проекты, которые вкладывались в продвижение проекта и успешно завершали сборы, но у них уже было налажено производство и был готовый продукт (прочитать об этом советую здесь).
  • Таргетированная реклама. Небольшую кампанию Вконтакте я всё же решил запустить - сделал креативы и настроил аудиторию на активных участников группы Boomstarter (из 100 тысяч таких оказалось всего 300 человек). Сразу предупреждаю: если в рекламе будет написано что-то вроде «поддержите проект» или «инновационная технология требует поддержки» - на клики не рассчитывайте. Как только я это понял, пришлось сделать более красивый креатив с изображением путешественниц на море (для аудитории мужчин) и путешественников (для аудитории женщин). Это дало большое количество кликов с показателем CPC около 5 рублей, однако ни одного спонсора в результате рекламы не прибавилось.
  • Блогеры. Опять же, на бесплатную помощь не рассчитывайте, не говоря уж о том, что на коммерческой основе далеко не все согласятся рассказать о Вашем проекте. Причина кроется в следующем: блогеры не берут материал, который подразумевает сбор денег, чтобы не испортить «доверие аудитории». Однако сейчас я продолжаю упорно искать тех, который согласится мне помочь - потом расскажу, чем это всё закончится.
  • Тематические группы Вк и Fb. За деньги готовы опубликовать почти любой материал. Я же пока ищу выходы на группы о знакомствах и путешествиях, которые согласятся мне помочь просто потому, что проект может быть интересен подписчикам.
  • Статьи на площадках, типа vc.ru и spark.ru. Да, эта статья в какой-то мере тоже является рекламной - не зря же я прикрепил ссылки на проект в самом начале. Такие статьи дают свой эффект, поскольку здесь люди активнее обсуждают и критикуют вашу деятельность. Соответственно, вы сможете получить какие-то советы, которые помогут вам в дальнейшем развитии проекта.

На этом пока всё - кампания продолжается, деньги потихоньку собираем, уже 31% от суммы сборов есть. Напоминаю еще раз! Всегда помните, что пока длится краудфандинг-кампания, придётся здорово «попотеть» по несколько часов в день, поскольку вся ответственность за продвижение лежит именно на основателе проекта. И последний лайфхак - если у вас есть больше 1000 знакомых и друзей, тогда дело пойдёт куда быстрее.

От вас жду критику, советы и финансовую поддержку моего проекта!

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Сетров

ковид, ограничения передвижения, пцр-анализы, карантины…. чтобы создать такого..… - точно! приложение для путешественников!

Ответить
Развернуть ветку
Влад Гладченко
Автор

Это, конечно, все "усложняет" людям жизнь, но по своим знакомым я как-то не заметил, чтобы они перестали ездить отдыхать) Даже взять ту же Турцию - летом к ковиду добавились еще и огромные пожары - но разве это остановило наших людей? Большинство хороших отелей на стопе были из-за переполнения)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сетров

Вот такие и распространяют вирус.
А умирают от него - другие.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Гладченко
Автор

Это уже другой вопрос)

Ответить
Развернуть ветку
Основной космос

Допустим собрали вы 480 тыр.
И куда с ними.
Этож капля в море.
Да можно сделать небольшое приложение...
Но не соцсеть, как озвучено в предложении.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Гладченко
Автор

Согласен, но все начинают с малого) Если бы было реально собрать 10 миллионов, например, я бы это сделал, но даже ради 480 тысяч приходиться здорово потрудиться)

Ответить
Развернуть ветку
Основной космос

Тоесть вы сознательно обманываете людей?

Ответить
Развернуть ветку
Влад Гладченко
Автор

"Социа́льная сеть (сокр. соцсеть) — онлайн-платформа, которая используется для общения, знакомств, создания социальных отношений между людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи, а также для развлечения (музыка, фильмы) и работы." - выноска из википедии. Ни одного слова про масштаб (как я понимаю, вы имеете ввиду именно это) в определении не сказано. Или хотите сказать, что любой только появившийся продукт был сразу же с огромным функционалом и имел миллионную аудиторию?

Ответить
Развернуть ветку
Основной космос

Вы не ответили на вопрос.
Собрали 480 т действия дальше. На что пойдут эти деньги, что получит потребитель?

Ответить
Развернуть ветку
Влад Гладченко
Автор

Минимальная необходимые затраты для реализации идеи:

1) Разработка рабочей версии приложения: около 400 000 рублей;
2) Комиссия платежных систем (3,5%) + налоги (13%): около 80 000 рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Основной космос

Тоесть пользователь получит дырку от бублика. Понятно

Ответить
Развернуть ветку
Влад Гладченко
Автор

Хорошо, что есть вы, который(ая) может дать намного больше людям, а не только сидеть на диване и комментировать)

Ответить
Развернуть ветку
Основной космос

Интересный вы человек

Ответить
Развернуть ветку
Влад Гладченко
Автор

Я?😅 Вы зайдите к себе на страницу, и посмотрите, сколько негативных комментариев вы оставляете ежедневно на vc.ru.

Какой еще я мог сделать вывод из этого, если вы в принципе не можете знать, что за 400к может сделать тот или иной человек: каким образом он это будет реализовывать, какие у него связи, и, если он просит именно эту сумму, значит, наверняка он уже знает, как, кому и где заплатить.

Не вижу смысла продолжать диалог дальше - пускай для вас будет бублик, как вы выразились)

Ответить
Развернуть ветку
Основной космос

Сколько 1-2?

Ответить
Развернуть ветку
GanicusCsw

Не считаю эту идею какой то инновационной, почему СМИ должны бесплатно рекламировать проект? Сейчас тысячи стартапов и не все из них хорошие.

Ощущение после статьи сложилось, что все вам чем то обязаны и не признают это гениальное приложение, но как таковой пользы я от него не вижу, очередное приложение, которое мало кто будет использовать.

Я без негатива пишу, просто странно рассчитывать на то, что другим людям это должно показаться чем то уникальным и нужным, лучше сделать mvp, а потом уже искать инвестора

Странные вознаграждения у вас, зачем мне вообще автограф ноунейм основателя? Какая мотивация должна быть у людей?

Ответить
Развернуть ветку
Влад Гладченко
Автор

А с чего вы взяли, что каждый проект должен быть максимально инновационный? Можно сделать вакуумный мост, который будет перемещать людей с Камчатки на Аляску - это будет инновация. Вот только будет ли она нужна? Будет ли она решать конкретную проблему конкретного сегмента аудитории?

Лично я проект создавал исходя из своих потребностей. Более того, в ходе customer development стало понятно, что решение данных проблем нужно не мне одному.

Далее - если у вас есть семья или вы интроверт, само собой пользы никакой от приложения конкретно для вас не будет. Но все потому, что вы не входите в целевую аудиторию.

Насчет MVP - если вы видите способ сделать его без капитальных вложений или углублённых знаний программирования, поделитесь мыслями, пожалуйста. Может быть я последую вашему совету и все это действительно сделаю сам.

Насчет вознаграждений - все вознаграждение созданы на основе конкурентного анализа: я изучил ряд успешно-завершившихся проектов и сделал свои вознаграждения. Скажу вам, многие проекты предлагают автограф ноунейма, и многие бекеры согласны поддержать за это проект (хотя очевидно, что все же основным вознаграждением является вечный доступ к приложению).

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

Не понял - зачем? Оптовая покупка билетов? Номеров? Выпить в баре разбавленную пивом воду не с кем? Зачем?
Да, все прочитал.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Гладченко
Автор

Цитирую статью: "Итак, решено. Основными возможностями сервиса стали:
а) Решение проблем со сбором компании друзей в поездку;
б) Знакомства с пользователями из вашего или соседнего отеля."

А насчёт пива - попробуйте выбирать отели получше, чтоли) Но спасибо за комментарий.

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

Про возможности я понял.
Ответ не нашёл на классический вопрос, из учебника: какую боль_проблему пользователя решает Ваш сервис?

Ответить
Развернуть ветку
Влад Гладченко
Автор

Хорошо, понял Вас. В возможностях и скрывается проблема - как минимум, лично мне сложно собрать друзей в совместную поездку, потому что организацией никто заниматься не хочет, у одних работа, у других врач в этом время и т.д. Поэтому я подумал, почему бы просто не познакомиться с кем-нибудь в отеле? Только не тратить на это кучу времени и сканировать взглядом каждого и каждую на пляже, а зайти в приложение и скооперироваться с помощью него)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сетров

Охвата аудитории не хватит поймать подписчика в определенном отеле по одному приложению. Окупаемость как будет происходить? платная подписка или реклама?

Ответить
Развернуть ветку
Влад Гладченко
Автор

Клиенты платят за подписку, открытие доступа к определенной информации или функции, и за рекламу.

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

Это сразу было понятно, не надо повторять по два раза. А вот меня Вы не слышите: В чём смысл то?! Вам одному скучно или оптом дешевле что-то покупать? Пульку расписать? Очередь на обед занимать? В чём смысл нахождения друзей_попутчиков?

Ответить
Развернуть ветку
Влад Гладченко
Автор

Что касается конкретно меня и тех, кто нуждается в таком приложении - просто хотят новых знакомств и эмоций) Разве не для этого люди знакомятся или ездят отдыхать вместе? Именно, чтобы было веселее. А насчет денежной выгоды - некоторые экскурсии (как пример) для индивидуального проведения слишком дороги, поэтому можно их посещать с УЖЕ знакомыми людьми.

Ответить
Развернуть ветку
Основной космос

Убивает скуку видимо.
Неочевидная/редкая боль

Ответить
Развернуть ветку
Martin Prestone

а сервис знакомств и crm делали уже?

Ответить
Развернуть ветку
Влад Гладченко
Автор

Нет, пока есть прототип - ссылка на него есть в статье)

Ответить
Развернуть ветку
Pablo the Elephant

Суля по названию, что то про знакомства и встречи.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Гладченко
Автор

Совершенно верно😉

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 30 комментариев
null