Для меня объективная метрика — это «деньги в кассе». Ошибки при проверке гипотез на личном опыте
В этой статье поделюсь своим опытом и ошибками при запуске продуктов, а также примером проверки гипотезы в боевом режиме.
При этом, я не претендую на универсальность методов.
Друзья, привет! Меня зовут Иван, я предприниматель. Основные направления бизнеса: IT (разработка программного обеспечения и сервисов) , розница (магазины женской одежды) и производство плётеных изделий из ивы.
За последние 10 лет я запустил несколько разных продуктов, в основном в IT сфере и допустил множество «стартаперских» ошибок.
Делюсь своим личным опытом.
Пару слов о MVP
MVP — минимально жизнеспособная версия продукта.
Основная задача: сократить время и усилия на тестирование гипотезы до начала разработки полноценного продукта.
Основной тезис «сократить время до начала разработки».
Теперь об основных, на мой взгляд, ошибках.
Ошибка 1. Сначала продукт, потом — продажи
На эти «грабли» я сам наступал, что приводило к потере времени и денег.
Ключевой фактор — думать за клиентов.
Как избежать: вначале продаём, потом делаем продукт.
Например, я использую в качестве MVP статьи на vc. ru + сайт, собранный на Тильде. Это позволяет быстро проверить гипотезу с минимальными усилиями, получить обратную связь и первые продажи.
Ошибка 2. Необъективная метрика для проверки
Для себя я усвоил правило: клиент, который говорит «я готов заплатить» и клиент, который реально заплатил — это два разных человека.
Первый путь часто приводит к потере времени и денег.
Как избежать: ввести правило «объективная метрика для проверки гипотезы — деньги в кассе».
Ошибка 3. Не собирать обратную связь от клиентов в ходе проверки гипотезы
Если пренебрегать этим, можно упустить главную суть — чего не хватает в продукте, за что люди готовы платить.
Как избежать: если клиент не платит, задаём простой вопрос «Что нам сделать, что бы вы купили у нас?» или «Чего не хватает для принятия решения о покупке?».
Результаты опросов фиксируем. Это поможет скорректировать гипотезу.
Ошибка 4. Отсутствие количественных параметров для проверки
Дедлайны. Нужно чётко устанавливать сроки, за которые необходимо проверить гипотезу. Отталкиваемся от правила «если выделить неопределенное время на проверку, гипотеза будет проверяться бесконечно».
Параметры измерения. Вводим количественные показатели, которые можно измерить, необходимые для принятия конечного решения — гипотеза подтверждена \ нужна корректировка \ гипотеза не подтверждена.
Пример проверки гипотезы, продукт GetTrends. ru
Гипотеза:
предприниматели, которые следят за мировыми трендами, готовы платить за экономию своего времени, получая короткие выжимки по трендам.
MVP:
Статья на vc. ru
Дедлайн:
собираем данные и фидбэк в течение 4 недель
Метрики, достаточные для выводов:
получить 50 лидов
Метрики, достаточные для принятия положительного решения:
10 продаж
минимальная конверсия 20%
Промежуточный итог:
получено 73 заявки, 0 продаж.
Вывод от обратной связи: нужно предоставлять тестовый отчёт
Корректировка:
сделали тестовый отчёт, предоставили потенциальным клиентам (73 заявки)
Итог:
17 продаж
гипотеза жизнеспособна и подтверждена
Напишите в комментариях — интересно ли узнать о следующих шагах и масштабировании гипотезы?
Спасибо за внимание и позитивного вам настроения!
Если у вас появятся вопросы, буду рад обсудить
в Телеграм https://t. me/ZamyatinIvan
Приглашаю к дискуссии. А как вы проверяете гипотезы при запуске продуктов? На что ориентируетесь прежде всего?
Как-то подозрительно, что количество заявок точно совпало с количеством комментов к первой статье - 73.
Обещали в той же статье выложить февральский отчет здесь на виси - отчего-то это сделано не было.
В 17 продаж из 73 первичных заявок верится слабо.
Текущая статья - скорее нехитрая реклама сервиса, чем попытка что-то объяснить на его примере.
Кстати, Морейнисовский fastfounder.ru за 9900 в год не то же самое делает?
это из разряда людей, кто делает говнолендинги для лидов?
где ты кликаешь по кликбейтной рекламе, а по факту информации мизер и надо оставить в формочке данные, как тебя зовут, номер телефона, номер паспорта, фамилию и еще 50 данных, чтобы тебе потом перезвонил некий менеджер и сказал, что цена на хлеб - 30 рублей? (или не перезвонил, это Вася "гипотезу тестирует")
и ты в этой статье призываешь в свой кружок новых последователей?
Мне кажется, статья из разряда: "как колотить деревенные туалеты в 2022".
Согласен, так сейчас и поступаю со своим стартапом https://www.gaugash.ru/lyra
Но на vc пост писал, не зашёл, буду писать другой.
Го к нам в клуб https://tribunavc.ru 😀Продукт интересный, так что скорее всего просто не так подан был.
Спасибо, изучу
Конечно интересно.
Сегодня анонсировал создание MVP рекламного робота на Wildberries, понял что все сделал не правильно)
https://vc.ru/u/357845-mihail-zolotov/411879-mozhno-li-zapustit-produkt-cherez-lichnyy-blog-na-vc-ru-chast-pervaya
Спасибо! Буду писать тогда.
Твою статью читал сегодня.
Отличный пример продающей статьи, вызывающей реальный интерес к продукту. Надо подумать как со своим такое же провернуть.
Дмитрий, спасибо. А какой у вас продукт?
Мы создали сервис приложение для фиксации устных договорённостей. Protokol помогает физическим лицам и юридическим лицам решать проблемы с невыполнением взятых на себя обязательств другой стороной устных договорённостей. Зная телефон человека, с которым Вы желаете договориться, можно посмотреть его надежность, исходя из оценки людей, с которыми он взаимодействовал, и/или же пригласить его в сервис подписать новую договоренность, где он прописывает штраф, в который он оценивает свои потери, в случае невыполнения взятых на себя обязательств. https://vc.ru/361645
Комментарий недоступен
Как развести людей на деньги и насобирать негативных отзывов, практически никакой важной инфы не получив. Уважаемый, а как дальше понимать, какие фичи нужны и работают, а какие нет без самого продукта?)
Пока не сделаешь - не узнаешь. Собирание лидов и продажа воздуха никак не способствуют этому.
Тут же главное не денег собрать за воздух, а проверить есть ли спрос и готовы ли за это платить. Самое плохое - делать хорошо то, что никому не нужно
"Самое плохое - делать хорошо то, что никому не нужно"
На всякий товар свой купец найдется, особенно, если товар качественный. Другое дело, что есть те, которые не знают/не умеют продавать
Получается, ты тестировал аудитория+канал+оффер, здесь гипотеза сработала.
Дальше нужно гипотезу по LTV таких клиентов строить, да?
Пробовал платный трафик тут на виси гнать на ту же статью? Какие там результаты? Может пробуешь на статью гнать трафик из других каналов? Или ты уже перешёл к лендингу?
P.S. С подходом полностью согласен.
По LTV и т.д. - следующий этап. Я описал стартовый набор.
Платный траффик тоже был, о результатах поделюсь в следующий статьях.
Лендинг тоже был собран после статьи и проверки гипотезы.
Собрать бы всех любителей mvp да пометить в поисковых выдачах, чтобы сразу отсекать подобное.
Пришлось участвовать техническим специалистом в запуске одного mvp, о боги, какое же г-но слепили, чтобы запуститься и нагнать рекламой непуганых юзеров. Честно говоря до сих пор стыдно и противно. Естественно нихрена не взлетело, тему закрыли.
А представь что год пилили бы год, за mvp уже было бы не так стыдно, а оно так же нихрена бы не взлетело...
А то что Вы выкатили откровенное г-но - это уже к вам вопрос и вашей команде
У меня есть несколько бизнесов связанных с деньгами ©
Было бы интересно узнать подробнее как на Tilda сайте вы проверяли идеи оффлайн бизнесов. Например, магазина одежды
Это отдельная история проб и ошибок. И начиналась она, к сожалению для меня, не с проверок гипотез, а сразу с открытия оффлайн точки.
👍
Когда ученик БМ решил повторить подвиг Пети и Миши)
Как быстро страна забывает своих героев)
Интересно узнать что было дальше!