{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","hash":"d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Премия от KPI синхронизирует цели компании и сотрудника? Нет!

Есть несколько проблем, который возникают когда мы вводим премиальную систему привязанную к KPI. В некоторых системах они проявляются больше, в других меньше. Чтобы не томить тех из вас, кто подписался (я вам очень-очень признательна), я сделаю перерыв в примерах и начну рассказывать про причины.

Одна из корневых причин - конфликт интересов. Принято считать, что привязывая оплату труда к достижению определенных показателей, мы как раз привязываем интересы сотрудника к интересам компании, но это не совсем так.

Возьмем самый простой вариант и практически святую корову любителей систем премирования - отдел продаж. У них вроде бы зарплата привязана к чему-то очень близкому к прибыли. Иногда это выручка, иногда маржинальная выручка, иногда это куча коэффициентов вокруг этого. И кажется, что вот и счастье. Сотрудники будут пахать на благо компании. А вот и нет.

Как только мы привязали зарплату сотрудника - мы задали ему цель: заработать комфортную сумму денег минимальными затратами. Цель большинства компаний при этом - получать и увеличивать прибыль сегодня и завтра. Между этими целями частенько пролегает пропасть.

Разберемся с формулировкой цели сотрудника. Почему комфортную? "Британские ученые" уже не раз доказали, что КПД превращения зарплаты в трудолюбие очень ограниченный. После определенной суммы (у каждого она своя) люди не хотят даже немного напрягаться, чтобы заработать большую сумму денег. Да и в целом как вам посыл "Я заплачу тебе на 10% больше! Будешь работать на 10% лучше?"

Что плохого в этой "комфортной" отсечке? У вашего уровня продаж появился потолок. Как только комфортный уровень ЗП достигнут - можно дальше не напрягаться. Здесь кто-нибудь должен сказать "так надо установить высокий уровень продаж". Ну.. тут такое дело. Задавая некоторый порог (в случае привязки к нему денег) скорее всего, вы сделаете его достижимым. Принято считать, что недостижимый - демотивирует, а достижимый это уже не очень-то высокий. Эта тема заслуживает отдельной заметки, поэтому пока остановлюсь на таком низком уровне подробностей.

Здесь я не могу удержаться и не привести частный пример. Отнеситесь к нему как примеру, а не как неопровержимому доказательству, чем он и не является. Продавец в компании, производящей мягкую мебель, получил самую большую премию за месяц. Она стала самой большой и для этого продавца, и для всей компании. Собственник и директор в одном лице был рад, что у него такой классный продавец заработал даже больше него самого (речь про зарплату). А потом до него случайно дошла жалоба от знакомого, который отчаянно пытался стать его клиентом, но у него не получалось. Жалоба на самого результативного продавца компании. Директор пошел в CRM разбираться, что там с этим клиентом и заодно с другими клиентами (CRM - Сustomer Relationship Management, информационная система управления взаимоотношениями с клиентами, в которой содержится информация о клиентах и сделках, вплоть до переписок и записей телефонных разговоров). И оказалось, что наш славный продавец буквально отфутболивал часть наших клиентов. Ведь зачем работать, если уже достаточно заработал. Кто-нибудь здесь должен написать "так это дебилы придумали такую систему, которую так легко саботировать, надо было добавить в систему еще и показатели про обработку заявок". Мне есть что на это ответить, но это тянет на еще одну заметку. Если будет можно, то я позже вставлю сюда ссылку на нее.

Перейдем ко второй части цели "заработать комфортную сумму денег минимальными затратами". Почему непременно минимальными затратами? Начнем с того, что такое эффективность. Есть миллион определений, мне больше всего подходит - скорость движения к цели. Скорость - это вектор, вектор имеет два параметра: направление и модуль. Действия, которые приближают нас к цели - эффективны, которые отдаляют - не эффективны. Это направление. Модуль - это пропорция между полученными в результате единицами цели и ресурсами потраченными на достижение этого результата. Классные эффективные сотрудники тем и эффективные, что находят наименее затратные способы достижения цели. Почему это плохо для нас? Потому что цель сотрудника не совпадает с нашей. Значит экономить ресурсы он будет в своей системе координат, а не в нашей.

Безусловно, есть исключения из правила. Самый яркий пример, который видела я - продавцы, которые по сути являются индивидуальными предпринимателями. Они получают долю прибыли, но их премия может быть отрицательной. Они не только получают профит в случае успеха, но и несут потери в случае неудачи. Очень симметрично, очень по Талебу, очень близки цели сотрудника и компании. Очень далеко от роли, которую занимает большинство менеджеров по продажам.

Можно было бы сказать, что у компании и сотрудника всегда разные цели. И это нормально. Вопрос в том, как мы это используем. Если мы навязываем на эти разные цели финансовую мотивацию, то мы мотивируем не на то, что выгодно компании. Где решение? Мы до него еще дойдем) Спойлер - мотивация строится не через расчёт премии. ЗП это бесконечно важный фактор, но скорее гигиенический, чем мотивирующий.

Я собрала уже много разных примеров и логических доказательств того, что лошадь сдохла. Хотите не пропустить? Не пропускайте!😉 Не понимаете причем тут лошадь? Вот

А вот канал с уведомлением о новых заметках и короткими заметками, которых здесь не будет https://t.me/AABryzgalova

0
60 комментариев
Написать комментарий...
Andrey Nestyagin

А если сделать премию неограниченной?

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Разгуляев

Во "Вкусвилле" так и сделали - нет крышки сверху.

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Это для каких должностей? (мне действительно интересно).

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Разгуляев

Для любых. У многих сделка - чем больше, тем лучше. :) В истории были премии у специалистов и больше миллиона.

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Вау! Тогда мне интересно, что у них с экономикой.

Вкусвиллов сейчас больше, чем... хмм... не знаю, даже. На каждом углу, в общем. Соответственно - гигантские затраты на аренду. И на логистику. Плюс списанка (кстати, херовато они стали за ней следить. Я тут пару недель назад купил куриные крылья, у которых еще срок не вышел - тухлые оказались). Ценник уже стремительно приближается к Азбуке. А вот народу стало сильно меньше.

В принципе, если менеджеров мотивировать неограниченно по принципу "давай открой точку, и побыстрее" или "введи продукт Х. Не уходит и не обеспечивает маржинальность? Тогда добавь наценку" - как раз такая фигня и будет. :(

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Разгуляев

Экономика хорошая: на высоко конкурентном рынке с самого начала и до сих пор компания живёт без кредитов и инвестиций со стороны. А то, что "Вкусвиллов" по ощущениям много - это связано ещё и с их заметностью, а не только количеством. Например, тех же "Пятёрочек" или "Магнитов" - больше. Премию специалист по развитию получает за каждый прибыльный магазин, который передаёт в розницу, а не открытую точку.
Людей в магазинах реально стало сильно меньше, так как больше трети покупателей перешли в онлайн благодаря тому, что "Вкусвилл" реализовал очень хорошую бесплатную доставку за 2 часа.
Наценка по сравнению с довоенными временами даже снизилась на 1%, то есть рост цен связан только с повышением закупочных от поставщиков, а не низкой эффективностью управления, которая не только выросла, но и позволила как раз уменьшить наценку на этот 1% - что легко выявить, посчитав, как выросли цены в других торговых сетях.
Тухлые продукты, к сожалению, попадаются - это да... К счастью, во "Вкусвилле" их всегда можно вернуть обратно без чека и паспорта - лично проверял! А для покупок в онлайне там всё ещё проще - даже ходить никуда не надо, тоже уже возвращал. ;)

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno
Экономика хорошая: на высоко конкурентном рынке с самого начала и до сих пор компания живёт без кредитов и инвестиций со стороны.

Господи... Ничего себе у них финансовый директор. Это, явно, ГОЛОВА (с уважением).

Со всем остальным согласен.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Разгуляев

Самое смешное, что финансового директора во "Вкусвилле" нет вовсе. Эту роль выполняет совет управляющих по управленческой технологии "Бьёнд Тейлор".

Ответить
Развернуть ветку
57 комментариев
Раскрывать всегда