Александра, спасибо за статью!
Я бы дополнительно еще посмотрел на описываемую задачу внесения изменений через людей, команду и их коммуникации.
1. Я могу идентифицировать проблему, но ее решение не в моей зоне ответственности, а выше.
2. Я могу идентифицировать проблему, но её решение затрагивает кросс-командные процессы, и влияет на работу соседнего подразделения, которое не в моей зоне ответственности.
3. Я могу идентифицировать проблему и предложить решение, но изменится «культура» организации и взаимоотношения.
Как у любого проекта, у изменений вообще, и изменений в виде решения проблем должен быть бенефициар, а стоимость решения (в общем случае, не берем "ничего не делать, само рассосется", как принципиальный подход) не должна превышать стоимость проблемы. Собственно, все ситуации выглядят, как относящиеся к двум видам: 1) нет бенефициара или он недостаточно влиятельный, 2) стоимость решения выше стоимости проблемы или с очевидностью породит примерно такие же или выше по стоимости. По-моему, - это основные рычаги для изменений.
Теория про слои сопротивления, как систематизация подпроблем и решений, интересная, рабочая.
Конечный бенефициар любых изменений в компании всегда один - сама компания/бизнес. Даже если вы договорились с Ваней каждый день ходить за мороженным в рабочее время и никто кроме вас об этом не в курсе, с точки зрения компании - это усиление отношений между сотрудниками, а как следствие улучшение совместной работы.
Большинство изменений можно производить даже не ставя в известность никого, кроме двух сторон участвующих в процессе. Чем больше компания, тем больше проводников ценностей компании должно появиться - руководители отделов, HR и т.д.
Но вот поймать ту тонкую грань в свободе принятия решений, когда принятые двумя сторонами договоренности становятся неожиданно "проблемными" для всей организации целиком (абсолютно без злого умысла), но при этом упрощающими отношения этих двух самых сторон и есть главная задача донесения корпоративных ценностей, широты кругозора и т.д. до всех сотрудников.
А ещё можно, сначала улучшить свою работу, и совершенно случайно об этом забыть рассказать начальству.
Не редко, коллеги совершенно случайно прознают про это, что становится почвой для служебных романов.
Захочет прознать начальство - продай им, будут рыпаться - очень сомневаюсь, что они захотят платить в 2 раза больше и искать полгода замену, еще и подвергать риску все подразделение, ой как сомневаюсь.