Рикша Hyundai
Новая Tesla Model Y
Grok vs ChatGPT vs Claude
Роботы за $40 млрд
Экзоскелет для подъёма в горы
iPhone 17 Air
Apple Event 19.02

Как я прошел путь от небольшого сайта к полноценному маркетплейсу

В последнее время привычным делом для всех стало читать в интернете истории создателей тех или иных бизнес-проектов – успешных и только набирающих обороты, известных всем и не очень. Чужой опыт всегда интересен и часто достаточно полезен тем, кто работает над созданием собственного бизнеса.

Вот и мне захотелось поделиться своим опытом. Мой проект – портал для размещения интернет-магазинов Satom. ru. Все начиналось с небольшой платформы с единым набором функций, а теперь это полноценный маркетплейс с каталогом товаров и услуг, входящий в ТОП 10 интернет ресурсов России по рейтингу liveinternet. ru. Возможно, для кого-то окажется полезной наша история и поможет избежать ошибок и неверных шагов, особенно в начале пути.

Как я прошел путь от небольшого сайта к полноценному маркетплейсу

Как все начиналось

Это был 2011 год и, как и многих предпринимателей, меня привлекали перспективы, которые открывает интернет, а в частности интернет-торговля. Было ясно, что обычным интернет-магазином никого не удивить, да и возможности развития магазина не беспредельны. Вот тогда и был сделан первый шаг к созданию маркетплейса. Задолго до создания портала я изучал особенности работы аналогичных ресурсов, ведь не секрет, что базовые функции у всех платформ приблизительно одинаковы. Конкуренция в интернете такая же, как и в оффлайне, поэтому ясно, что ограниченный функционал не привлечет клиентов. Основной задачей было не скопировать набор функций у конкурентов, а проанализировав, взять за основу лучшее и адаптировать к своему проекту.

Выход на рынок

Была проделана большая работа как с технической частью, так и с кадровой. Шел процесс непрерывного обучения персонала всех отделов, наработки клиентской базы. Вместе с тем, наблюдалась явная тенденция к развитию интернет-бизнеса в целом и, соответственно, наших конкурентов. Чтобы не остаться далеко позади, нужен был резкий шаг вперед и мы его сделали.

В 2012 проект был запущен. Наши клиенты получили возможность продавать на Satom. ru все, что угодно: от детских игрушек до промышленного оборудования, причем бесплатно. Клиенты постепенно стали узнавать о нас, мы развивались и они развивались вместе с нами. Уже в 2014 году размещение товаров стало платным и проект начал окупаться.

Так выглядел Satom в 2012
Так выглядел Satom в 2012

Как мы менялись

2015

Функция «Варианты товаров». Раньше, если у одного товара были разные характеристики, например, цвет, то приходилось для каждой характеристики создавать отдельную позицию.

Теперь можно создать товар, который будет включать в себя все варианты характеристик.

Внутренний инструмент аналитики — Вебмастер сайта. С его помощью пользователи могут проанализировать качество своего контента, найти и устранить ошибки, влияющие на позиции в выдаче как в каталоге, так и в поисковиках.

2016

Было сделано важное усовершенствование — автоматический подбор рубрик при помощи нейронной сети. Кстати, нейронная сеть (мы зовем ее Сара) — это разработка нашего отдела R&D IT (разработки и внедрения новых технологий). Теперь в процессе импорта товаров, рубрики для них подбираются автоматически. Пользователю нужно только проверить правильность подбора.

2017 — 2018

Масштабный редизайн каталога. Кроме привлекательного внешнего вида и большей адаптивности к мобильным устройствам, обновление позволило повысить и конверсию — кол-во заказов, оформленных через корзину, увеличилось на 29%.

Satom после редизайна в 2018
Satom после редизайна в 2018

Один из самых значимых наших продуктов — Intarget. Его внедрение в корне изменило механизм рекламы в каталоге — у пользователей появилась возможность платить только за конверсионные действия покупателя, оплата за просмотры осталась в прошлом.

2020 — 2021

Полностью переписали frontend часть каталога и перевели каталог и сайты клиентов на react. js. — проще говоря, обеспечили более высокую скорость работы страниц. Страницы стали весить в 2 раза меньше, в 2,5 раза сократилось количество запросов, которые совершает браузер для загрузки и отображения.

Обновили дизайн кабинетов продавца и покупателя. Покупателю должно быть удобно и понятно отслеживать статусы заказов, вести переписку с продавцами. Для продавцов обновлены самые важные страницы — заказы и сообщения. Их новая версия максимально удобна и отличается высокой скоростью загрузки. Особенно важна адаптация для мобильных устройств, для возможности обработки заказов в дороге и вне офиса.

Разработали мобильное приложение для покупателей и продавцов, адаптированное под все виды мобильных устройств, как для OS Android, так и для iOS.

Обновили тарифы на портале. Новые условия размещения стали более гибкими, с увеличенным бюджетом на рекламу товаров внутри маркетплейса, при этом с расширенным функционалом, независимо от выбранного тарифа.

Доработки импорта товаров. Автоматическая загрузка и обновление товаров — один из ключевых факторов работы интернет-магазинов, особенно при растущей популярности модели работы по дропшиппингу. Таким магазинам выгодно сотрудничество с разными маркетплейсами, поэтому особенно важна возможность быстро загружать и обновлять товары.

Satom. ru сегодня

Сегодня можно с уверенностью сказать, что наш ресурс функционально не уступает аналогичным платформам России. Создав интернет магазин на Satom. ru, клиенты получают:

  • полноценный сайт с бесплатным внешним доменом
  • возможность размещения до 80 000 товаров и услуг
  • адаптированные и оптимизированные шаблоны дизайна
  • дублирование товаров в каталоге портала
  • покликовая реклама
  • интеграции с платежными системами, транспортными компаниями
  • возможность экспорта/импорта товаров в форматах Excel и YML
  • синхронизацию с 1С
  • SEO-продвижение сайта
  • сопровождение и рекомендации персонального менеджера и группы тех. поддержки.

На этом мы не останавливаемся и продолжаем изучать тенденции рынка интернет-торговли. Сегодня пользователи ожидают получить на сайте максимум сервисов. Для того, чтобы наши клиенты могли использовать все преимущества он-лайн торговли, мы предоставляем им возможности, наиболее актуальные в современных интернет магазинах:

  • прием платежей непосредственно на сайте
  • интерактивные сервисы связи
  • коммуникация через мессенджеры
  • интеграция с сервисами доставки

Все эти инструменты удобны для покупателя не меньше, чем для продавца, а значит позволяют компаниям повысить продажи.

Satom сейчас
Satom сейчас

Пакеты услуг

Satom.ru как и другие маркетплейсы — коммерческий проект, т.е. размещение информации на нем возможно по одному из тарифов, на выбор клиента. Для ознакомления каждый может поработать на пакете Тестовый — в течение 7 дней там бесплатно доступны абсолютно все возможности платных пакетов. По истечении этого периода клиент может выбрать один из платных пакетов, в зависимости от своего товарного ассортимента и потребностей.

Наши платные пакеты разработаны с учетом предпринимателей всех категорий – от тех, кто только пробует себя в бизнесе и пока не может много тратить на продвижение до крупных предприятий, требующих максимальных возможностей и готовых вкладывать достаточно средств в развитие.

В процессе ценообразования мы в большей степени опирались на внешние факторы – страну, в которой мы живем, ее экономическую ситуацию, налоговые ставки для бизнеса. Мы понимаем, что ресурс может называться «бизнес-порталом» только в том случае, если размещение на нем является рентабельным для предпринимателя. Поэтому наши цены реальны, а тарифы рассчитаны на предпринимателей всех сегментов: пакет с минимальной стоимостью обойдется клиенту 20 000 руб. в год, с максимальной – 120 000 руб. в год.

На Satom. ru 2 типа тарифов:

  • Рейтинговые пакеты с фиксированной оплатой за год размещения, без необходимости дополнительных вложений для отображения товаров. На позиции товара влияет в первую очередь рейтинг пакета.
  • Пакеты с покликовой оплатой — в каталоге отображаются только те товары, которые включены в рекламную кампанию, клиент сам выбирает, какие товары наиболее актуальны для рекламы в настоящее время. На позиции товаров влияют ставки (цена клика), а также конверсионность товара (качество его оформления).

Все они предусматривают максимальный набор функций и отличаются количеством товаров, доступных к размещению и суммой, которая начисляется на рекламу. Мы постоянно ищем пути расширения возможностей, работаем над оптимизацией и маркетинговым развитием платформы, чтобы деньги клиента, потраченные на размещение на Satom. ru, приносили максимальный результат.

Улучшение клиентского опыта

В рамках улучшения клиентского опыта мы сделали ряд технических и процедурных доработок.

Импорт из разных источников, облегченный импорт — мы сделали ряд крупных доработок и теперь наши клиенты могут загружать и обновлять товары из разных источников, с разными настройками и частотой. Также сделали возможность “облегченного ” импорта, когда достаточно лишь обновить цены и наличие и можно выполнять такое обновление несколько раз в сутки. Это решает проблему недостоверной информации о наличии товаров, которая так отталкивает покупателей.

Остатки товаров — для возможности отображать кол-во товаров на складе и избегать заказов на товары, которые закончились.

Разнообразные статусы заказов — для возможности давать покупателю максимально полную информацию о его заказе.

Необработанные заказы — отключение функции интернет магазина компаниям, систематически не обрабатывающим заказы.

Проработка жалоб покупателей — помощь покупателям в решении проблемных ситуаций с заказами.

Улучшение качества сервиса

Мессенджеры для связи продавца с покупателем, менеджером и службой поддержки — оперативная и эффективная коммуникация.

Онлайн консультант в корзине — во время оформления заказа покупатель может обратиться за помощью в службу поддержки, если ему что-то непонятно в заполнении полей.

Что дальше

Оглядываясь назад, могу сказать, что работа проделана очень большая, но еще больше впереди. Satom.ru работает как всероссийский каталог товаров и услуг 10 лет — для бизнеса это уже немалый срок., но каждый год мы делаем новый шаг вперед. Не всегда все зависит от нас — за уверенным взлетом иногда приходит падение.

Хороший пример 2020 — 2021 годы. 2020 — был год активного роста, начало пандемии резко переставило акценты и практически вся торговля перешла в интернет. Рост наблюдался практически по всем категориям и здесь речь не только о медицинских масках и санитайзерах. Машинки для стрижки, например, весной были очень популярны, еще гаджеты для учебы и удаленной работы, товары для досуга в условиях самоизоляции — эти направления вышли на первый план. Мы максимально учитывали эти факторы при внешнем продвижении маркетплейса, поэтому те из продавцов, у кого получилось “поймать волну”, однозначно получили рост продаж. Количество оформленных через корзину заказов выросло в 3 раза.

А вот 2021 год выдался не очень удачным для маркетплейсов в отношении трафика. После декабрьского апдейта в 2020, весь следующий год наблюдалось снижение трафика в Яндекс, причем, как у нас, так и у конкурентов. Мы сделали ощутимый шаг назад и сейчас многие наработки приходится наверстывать и прорабатывать заново.

На сегодняшний день в каталоге портала около 17,5 млн товаров. Среднемесячный показатель посещаемости – более 2 000 000 посетителей. Это меньше чем на аналогичный период 2020 года, но таков наш бизнес — можно предусмотреть многое, но не все. Мы знаем, что нам есть над чем работать, есть куда двигаться и мы к этому готовы.

По-прежнему радуюсь, как и в самом начале, отзывам клиентов о Satom.ru, их комментариям к новым возможностям, предложениям по улучшению сервиса. Немало таких предложений мы смогли воплотить в жизнь, многие и сейчас в работе либо будут воплощаться в перспективе. Эта работа непрерывна — мы стараемся делать все, чтобы сервис был лучше.

Если остались вопросы — буду рад поделиться опытом!

11
3 комментария

Это не "путь" ... Это какая-то рекламная презентация просто.

1

Небольшая историческая справка, интегрированная в рекламную интеграцию =)

молодцы, не останавливайтесь в продвижении, дальше больше !

1
МТС предупредил о рисках нарушения тайны связи из-за инициативы РКН по «идентификации пользовательского оборудования»

Регулятор настаивает, что об идентификации отдельных абонентов речи не идёт.

33
реклама
разместить
ЦБ обяжет банки добавить «спецкнопку» для жалоб на мошенников

Чтобы клиенты могли сообщать о попытках мошенничества в онлайне и получать справку для похода в полицию.

55
22
11
Конфликты со строителями и провальный маркетинг: как мы помогаем нашим франчайзи решать проблемы

Представьте ситуацию: вы вкладываете много денег в компьютерный клуб и ждете прибыли, а он только продолжает пожирать финансы и не приносит дохода. Если нет опыта в этом бизнесе, сложно быстро понять, в чем проблема, а спросить не у кого. Рассказываю, как наш опыт помогает франчайзи строить прибыльный бизнес.

Конфликты со строителями и провальный маркетинг: как мы помогаем нашим франчайзи решать проблемы
2020
Ford лишит бонусов половину менеджеров среднего звена — Reuters

Чтобы снизить расходы и повысить производительность.

Sylvia Jarrus / The New York Times
22
11
11
11
Мы каждый год дарим ульи с удалённым управлением (конкурс внутри)

В позапрошлом году это был улей для редакции VC.RU и десятка читателей из комментариев, а в этот раз мы подарили улей для &*@$ила @^%$&юка. В этом посте тоже разыгрываем ульи среди комментаторов — присоединяйтесь!

Мы каждый год дарим ульи с удалённым управлением (конкурс внутри)
1313
44
11
«Мой скилл не масштабируется». Как я перестала тратить впустую деньги на то, чтобы кто-то делал как я

Об этом сложно рассказывать, потому что тезис про немасштабируемость звучит слишком самовлюбленно

«Мой скилл не масштабируется». Как я перестала тратить впустую деньги на то, чтобы кто-то делал как я
88
44
11
Скоро на ваших экранах: запускаем IT-комикс «Мультихакер» и разыгрываем один из 15 призов

Прямо сейчас готовим к публикации увлекательный комикс от Selectel. Экшн, закрученный сюжет, классная графика — все в лучших традициях жанра!

Скоро на ваших экранах: запускаем IT-комикс «Мультихакер» и разыгрываем один из 15 призов
55
11
Позавтракал — заработать миллион или как Telegram приносит пассивный доход

Большие деньги в Telegram — это реальность. Но есть один нюанс: быстрые деньги тут зарабатывают либо везунчики, либо те, кто готов рисковать всем. Остальным же приходится играть по другим правилам. Каким? Давай разберёмся.

Позавтракал — заработать миллион или как Telegram приносит пассивный доход
44
33
[]