Краудфандинг: сначала помоги себе сам

Деформированная идея

Краудфандинговый парадокс: платформа поможет тебе, если ты уже известен. В России алгоритмы краудфандинговых платформ работают примерно по тому же принципу, что и умная лента в соцсетях — чем ты популярнее, тем ты популярнее.

Кстати, такие же принципы исповедуют и издательства: у вас менее 100 000 подписчиков? Тогда подскажите, а какая издательству от вас польза? А гарантии? Издавайтесь, пожалуйста, за свой счёт. Так надежнее.

Чтобы удачно провести запуск через краудфандеров, нужно подойти к реализации проекта во всеоружии: с подписчиками, фолловерами и прочими рекламными бюджетами. Тогда эффект геометрической прогрессии возможен.

То есть, сначала ты становишься популярным, а потом подключаешь краудфандинг. Не наоборот. Если вдуматься, то это противоречит самой идее краудфандинга — ведь платформа создана как раз для помощи тем, кто не имеет аудитории.

Непопулярный краудфандинг

Первый раз я продавала через краудфандера Planeta.ru свою книгу детских стихов. Схема была благородная: купи книжку, а средства пойдут на костюмы и угощения ребятам-выпускникам из детских домов.

Я продала 30 книжек. Одну из моих книжек даже купил основатель движения «Бегущий город». Это было приятно. Но не эффективно. Будь я личность-на-слуху, книга бы продалась бы тысячным тиражом.

Кстати, ещё один геморрой краудфандинга, про который не стоит забывать — если вы реализуете что-то материальное, вам придётся это развозить. В моём случае это были купленные книги. Целый месяц я ездила туда и сюда, ходила по квартирам и передавала книжки с поездом, самолётом или космически шаттлом.

Boomstarter. Побочный эффект

Такая же примерно история была с Boomstarter, когда мы стартовали с предзаказом нового проекта нашей студии, игры «Зараза».

Яркая и провокационная, зубодробительно дизайнерская, отчаянно прикольная «Зараза» со скрипом собрала треть запланированной краудфандером суммы. В то время как «Страдающее средневековье», запущенное в тот же период, легко собрало полтора миллиона. Почему? Потому что сообщество «Страдающего средневековья» включало полмиллиона подписчиков.

Для продвижения проекта на Boomstarter мы запустили внутренний рекламный инструментарий платформы, а также активировали собственный маркетинговый потенциал — всё-таки мы брендинг-студия. Разумеется, бюджет был совсем уж тестовый. Но если запускать более серьёзные бюджеты, возникает вопрос — а зачем мне в этом случае платформа? Для посадочной страницы? Нет, у меня есть лендинг и аккаунты в соцсетях. Для продаж? Ну разве что… Хотя продажи через ВК никто не отменял.

Неожиданным побочным эффектом от краудфандера, помноженного на таргет, стало яркое событие: нас заметили и пригласили на СТС в проект «Купите это немедленно», одним из спонсором которого был ресурс Boomstarter. Заметили бы нас без активного таргета в соцсетях? Не факт.

Только для белых

Мой муж собирал через несколько платформ деньги на альбом. Он пишет и играет суперкачественную и безумно красивую, но непопулярную музыку. Классический джаз- и блюз-рок в духе 70-х только на русском языке. Альбом уже был записан, оставалось всего-ничего на мастеринг. Как думаете, сколько он собрал? А главное, кто инвестировал? Правильно, друзья и знакомые. Продвигала ли программа проект?

Выберите правильный ответ:
1. Нет, не продвигала
2. Нет, не продвигала
3. Нет, не продвигала

Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук или Светлана Сурганова возразят. Ведь с помощью краудфандинга они за месяц собирают на альбомы по 10-15 миллионов.

Всё верно. Здесь нет противоречия. Возвращаемся в начало статьи: чем ты популярнее, тем ты популярнее. Опять-таки, противоречие только с назначением краудфандинга. Он помогает тем, кто уже сам себе помог. Вход только для белых.

А как там?

Говорят… говорят, что Kickstarter (фирменный краудфандер) работает как-то иначе. Но сегодня это крайне трудно проверить.

А ведь мы в феврале уже переводили Заразу для Kickstarter. Эх!

Пользовались kf-платформами? Расскажите, удалось ли что-то собрать?

Наш мозг ленив. Он стремится к упрощению всех процессов — мы скорее отреагируем на знакомое имя и поддержим популярную личность, чем будем разбираться с чем-то малоизвестным.

Другая версия — алгоритмы kf-сайтов в РФ построены на продвижении того, что более популярно. Как в умной ленте в сетях. Чем ты популярнее, тем ты популярнее.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Vasya Pupkin

В целом проблема ясна, вырисовывается сервис краудфандинга для скрытых гениев с минимальным бюджетом на самиздат.

Ответить
Развернуть ветку
Лиана Викулова

Сейчас к/ф - это сервис для гениев любого формата :))), но с большим бюджетом)

Ответить
Развернуть ветку
Lauris

Кикстартер, как и любой другой начинающий проект тоже уже оброс пользователями, так что там тоже не так просто попасть в рекомендации. С другой стророны, рекомендации там работают по тому, что и как ты смотришь, поэтому если поймать момент, когда аналогичных проектов немного, то можно и вылезти. Но в любом случае - это неизбежное развитие платформы - в свое время indiegogo начинали, как кикастартер, где меньше проектов и больше возможности стать замеченными, а сейчас точно так же обросли пользователями.
Но, ведь не обязательно иметь рекламные бюджеты - многие мои знакомые, имея выходы даже на региональных журналистов набирали себе денег на свои проекты, некоторым я помогал рассчитать продвижение проекта в стоимость сбора. Выходы есть, вопрос больше в том, сколько хочется денег - если человек планирует продавать свой альбом тиражом, как Гребенщиков (я сейчас имею ввиду условного человека, а не вашего мужа, если что), то краудфаундинг может стать и хорошим отрезвителем

Ответить
Развернуть ветку
Лиана Викулова

В целом, да)) Нужно либо иметь деньги, либо время, которое равно деньги)) На тех же журналистов - нужно составлять базы, рассылать релизы. Получается, что нужно кроме того, что ты что-то создал, еще и самому приложиться к раскрутке. Этот постулат уже понятен) Только возникает вопрос - тогда зачем мне к/ф платформа? Она как-бы ничего не даёт, кроме того, что является сторонней "шляпой для сбора денег". А насчет момент - хорошая идея, я с этой стороны не рассматривала! Спасибо за инсайт)))

Ответить
Развернуть ветку
Lauris

По моему опыту, крауфандингом сейчас пользуются в двух ситуациях:
1. Как основной доход, в том числе и будующий от проекта. Тогда просто закладываешь маркетинг в сумму сбора и работаешь
2. Как дополнительный доход на проект, не ставя all or nothing, просто для непредвиденных расходов
Но суть одна - краудфандинг больше не для проекта, который идет паралельно с работой, это уже больше площадка для инвестиций

Ответить
Развернуть ветку
Лиана Викулова

Для инвестора - это интересная площадка. Полностью согласна. Но для игр, например, есть гораздо более эффективный инструмент - фест Граникон - там реальнее разработчику найти инвестора. И наоборот)) А насчет основного места сбора - что-то не верится, что малоизвестный, нераскрученный проект без армии фолловеров что-то может собрать. Если закладывать маркетинг в стоимость, то выглядит реальнее! Да)

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Полулященко

Знакомая проблема, лично я решения не нашёл и просто перестал пользоваться краудфандингом.

Ответить
Развернуть ветку
Лиана Викулова

Согласна, пока тоже вижу его как лишнее звено, но есть несколько идей)) Будем пробовать - потом напишу, что вышло)

Ответить
Развернуть ветку
Hahaha ahhaaha

Вышло?

Ответить
Развернуть ветку
Лиана Викулова

Ага, на какое-то время) Но сейчас опять собираемся вступать в эту реку. С новой идеей) Обязательно поделюсь опытом)

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда