Как выстроить корпоративное обучение, чтобы сотрудники дошли до конца курса: опыт Нетологии
Развитие сотрудников — одна из главных задач любой компании. Грамотно выстроенное корпоративное обучение помогает не только повысить эффективность команды, но и развить более привлекательный HR-бренд и сэкономить на привлечении аутсорс-специалистов за счёт расширения компетенций штатных сотрудников.
В этой статье расскажем, какие форматы корпоративного обучения есть в Нетологии, как мы выстраиваем индивидуальные программы для наших клиентов и без каких процессов не обходимся в этом деле.
В работе с корпоративными заказчиками мы в Нетологии предлагаем несколько образовательных решений: видеокурсы, готовые планы обучения и программы под индивидуальные задачи компании и потребности сотрудников. Формат обучения мы подбираем в зависимости от запроса клиента.
Готовые видеокурсы обучают сотрудников полезным хард- и софт-скиллам, формируют базу знаний компании и создают основу для дальнейшего развития команды и бизнеса. Заказчик выбирает мини-курс на определённую тему, платит за него один раз — и получает доступ навсегда. В этом случае продукт закрывает конкретную потребность, но не подстраивается под индивидуальные особенности компании.
Готовые программы — это интенсивные курсы по развитию профессиональных компетенций сотрудников. Во время обучения у специалистов формируется набор навыков, необходимый для решения конкретных задач компании.
Мы помогаем заказчику выбрать подходящий курс, знакомим его с экспертом и подробно рассказываем о программе. В практику добавляем кейсы, которые регулярно встречаются в работе конкретного бизнеса. В процессе обучения мы отслеживаем вовлечённость и обратную связь от студентов, а в конце — даём рекомендации по внедрению инструментов в рабочие процессы.
Курсы на заказ — это индивидуальные программы обучения для компаний любых отраслей и сотрудников любого уровня: от линейных специалистов до топ-менеджеров. Мы разрабатываем курсы под различные форматы с учётом особенностей сферы клиента и его бизнес-задач.
Для каждой программы мы привлекаем эксперта-практика из конкретной сферы, который помогает сотрудникам интегрировать новые навыки в рабочие процессы.
Перед началом обучения мы анализируем уровень знаний слушателей — это помогает нам составить актуальную программу, адаптированную под определённую аудиторию и конкретные задачи бизнеса. Если клиент не может сформулировать свою потребность, мы помогает подобрать ему подходящие решения.
На протяжении всего курса мы проводим дополнительные тестирования и анкетирование — так мы выявляем удовлетворённость программой и её применимость. В конце обучения мы собираем обратную связь от студентов и заказчиков, чтобы понять, помогли ли курсы решить конкретный запрос.
Рассмотрим подробнее формат индивидуальных программ и на примере IT-компании поэтапно расскажем, как мы выстраиваем взаимодействие с заказчиком, что учитываем при составлении учебного плана, как определяем концепцию курса и с помощью чего оцениваем результат обучения.
Этап 1. Получаем запрос от клиента и подбираем эксперта
В первую очередь мы просим клиента заполнить небольшой бриф на корпоративное обучение. Так мы узнаём, какие цели и ожидания у него есть, какие задачи бизнеса важно решить через образование сотрудников.
От заказчика мы получили запрос на обучение frontend-разработке нетехнических специалистов, которые работают с b2b-клиентами. Вот так он выглядел ↓
В качестве эксперта компания-заказчик видела коммуникабельного практика из сферы, который будет подсказывать, как лучше поступить в той или иной рабочей ситуации. Было важно, чтобы теорию он подкреплял реальными кейсами, но не сильно углублялся в детали, — сотрудникам требовались широкие, а не глубокие знания. Также эксперт должен был уделять внимание тем, кто менее активен, и следить, чтобы все учились в одном темпе.
Этап 2. Исследуем аудиторию и прорабатываем программу
В работе с корпоративными заказчиками нам важно сначала провести исследование бизнес-процессов компании и потенциальных слушателей курса, а уже потом приступать к формированию программы. Компании приходят с индивидуальными потребностями, поэтому мы разрабатываем учебные планы под каждый отдельный запрос.
Иногда мы корректируем изначальные пожелания клиента в процессе разработки программы. Чаще всего это происходит в двух случаях ↓
1. Клиент выбирает слишком объёмные темы для изучения
В нашем случае заказчик сформировал список тем, который состоял из нескольких блоков: вёрстка сайта на HTML и CSS, Node.js, TypeScript, React и освоение фреймворка Express.js — всего 97 тем. Изучение такого объёма материала даже в верхнеуровневом формате требует как минимум 2 лет, а нам по договорённости с заказчиком нужно было уложиться в 4 месяца.
Чтобы определить самые приоритетные темы, мы углубились в бизнес компании. Для этого мы:
- получили гостевой доступ к платформе нашего клиента, чтобы оценить самые частые задачи, с которыми сталкиваются сотрудники, и их сложность;
- проанализировали темы для изучения, сгруппировали их в кластеры и проранжировали по сложности, последовательности и глубине — это помогло подготовить корректные вопросы для дальнейшего исследования;
- выделили куратора и методиста, которые сопровождали весь процесс исследования аудитории: помогали провести анкетирование и глубинные интервью, составить структуру программы.
2. У потенциальных слушателей разный уровень подготовки и мотивация
Когда у сотрудников разная мотивация — это нормально. Однако бывает так, что представления заказчика об уровне подготовки специалистов не совпадают с реальностью. Дело в том, что иногда клиент делает выводы на основе верхнеуровневого понимания задач и компетенций тех сотрудников, которые наиболее глубоко погружены в задачи, а не смотрит на картину в целом.
В таких случаях мы дополнительно изучаем уровень знаний будущих студентов, чтобы понять:
- стоит ли делить слушателей курса на группы;
- владеют ли они базовыми знаниями;
- насколько детально им нужно преподносить материал;
- какие мотивы и страхи существуют у будущих студентов.
Иногда во время такого исследования выясняется, что глубокое погружение в изначально заявленные темы может быть избыточным. Как только мы понимаем, что придётся отклониться от заявленного курса, мы связываемся с заказчиком, чтобы обосновать нашу позицию и сделать процесс более прозрачным.
Этап 3. Выстраиваем концепцию курса
После исследования мы переходим к концепции и программе курса. В случае с конкретным клиентом финальная программа состояла из четырёх модулей: от самого простого к самому сложному — и 58 тем вместо 97. Какие-то преподавались более подробно, чем предполагалось изначально, а некоторые были вынесены в факультативы, чтобы закрыть потребности самых мотивированных и квалифицированных сотрудников.
Исходя из уровня знаний и мотивации сотрудников, мы сформировали три учебные группы. Каждой из них мы предлагали два вида домашних заданий:
- простые упражнения для всех специалистов;
- усложнённые для тех, кто уже хорошо понимает тему.
Модули завершались недельным перерывом — так участники могли применить полученные знания на практике и проверить, насколько хорошо они усвоили материал.
Этап 4. Корректируем программу во время обучения
В идеальном мире любая компания хочет провести дополнительное обучение сотрудников без отрыва от работы, за короткое время и с охватом большого пула тем. Мы предупреждаем заказчиков, что все три пожелания будет очень сложно осуществить одновременно из-за высокой нагрузки, которая ляжет на плечи сотрудников. Как правило, это становится очевидно и клиенту в первые недели обучения.
В случае с конкретной IT-компанией сотрудники по итогу первого модуля поняли, что им придётся уделять бóльшее количество времени учёбе и домашним заданиям, чем они рассчитывали. Поэтому мы скорректировали расписание: вместо двух занятий без перерывов в один день недели мы разбили уроки на два дня. А после второго модуля по просьбе студентов снизили интенсивность и стали проводить занятия через неделю. Несмотря на то что теперь уроки проводились немного реже, вовлечённость не падала: специалисты стабильно задерживались на занятиях по своей инициативе, чтобы задать вопросы эксперту.
Во время обучения студенты могут задавать вопросы эксперту в чате как по учебным проектам, так и просить совета при решении своих реальных рабочих задач.
Этап 5. Оцениваем результаты обучения
В конце обучения мы смотрим на следующие метрики:
- процент посещаемости;
- процент студентов, прошедших курс до конца;
- количество студентов, которые реализовали итоговый проект.
Мы также запрашиваем обратную связь от студентов и заказчиков, чтобы понять, помогло ли обучение улучшить их собственные метрики: сократить срок решения проблемы сотрудниками, увеличить скорость выполнения задач, снизить расходы или улучшить процессы. Так мы узнаём, остался ли заказчик доволен процессом и результатами обучения.
Резюмируем
Руководство компании формирует запрос на корпоративное обучение, когда появляется необходимость трансформировать бизнес-процессы: увеличить скорость работы сотрудников, снизить издержки, поменять вектор развития.
Мы в Нетологии помогаем бизнесу закрыть эту потребность и предлагаем несколько образовательных решений: видеокурсы, готовые планы обучения и программы на заказ.
Видеокурсы закрывают определённую потребность сотрудников, но не подстраиваются под индивидуальные особенности компании. Готовые интенсив-программы развивают профессиональные компетенции сотрудников и решают конкретные бизнес-задачи, но также имеют более универсальный подход к обучению.
Индивидуальные программы предлагают кастомное обучение. Мы просим заказчика заполнить бриф, проводим исследование аудитории курса и выстраиваем программу таким образом, чтобы она максимально отвечала целям и задачам компании.
Во время обучения и по его окончании мы собираем обратную связь на постоянной основе, чтобы в процессе делать ещё более качественный образовательный продукт.
Комментарий удален модератором