Как выстроить корпоративное обучение, чтобы сотрудники дошли до конца курса: опыт Нетологии

Развитие сотрудников — одна из главных задач любой компании. Грамотно выстроенное корпоративное обучение помогает не только повысить эффективность команды, но и развить более привлекательный HR-бренд и сэкономить на привлечении аутсорс-специалистов за счёт расширения компетенций штатных сотрудников.

В этой статье расскажем, какие форматы корпоративного обучения есть в Нетологии, как мы выстраиваем индивидуальные программы для наших клиентов и без каких процессов не обходимся в этом деле.

В работе с корпоративными заказчиками мы в Нетологии предлагаем несколько образовательных решений: видеокурсы, готовые планы обучения и программы под индивидуальные задачи компании и потребности сотрудников. Формат обучения мы подбираем в зависимости от запроса клиента.

Готовые видеокурсы обучают сотрудников полезным хард- и софт-скиллам, формируют базу знаний компании и создают основу для дальнейшего развития команды и бизнеса. Заказчик выбирает мини-курс на определённую тему, платит за него один раз — и получает доступ навсегда. В этом случае продукт закрывает конкретную потребность, но не подстраивается под индивидуальные особенности компании.

Готовые программы — это интенсивные курсы по развитию профессиональных компетенций сотрудников. Во время обучения у специалистов формируется набор навыков, необходимый для решения конкретных задач компании.

Мы помогаем заказчику выбрать подходящий курс, знакомим его с экспертом и подробно рассказываем о программе. В практику добавляем кейсы, которые регулярно встречаются в работе конкретного бизнеса. В процессе обучения мы отслеживаем вовлечённость и обратную связь от студентов, а в конце — даём рекомендации по внедрению инструментов в рабочие процессы.

Курсы на заказ — это индивидуальные программы обучения для компаний любых отраслей и сотрудников любого уровня: от линейных специалистов до топ-менеджеров. Мы разрабатываем курсы под различные форматы с учётом особенностей сферы клиента и его бизнес-задач.

Для каждой программы мы привлекаем эксперта-практика из конкретной сферы, который помогает сотрудникам интегрировать новые навыки в рабочие процессы.

Перед началом обучения мы анализируем уровень знаний слушателей — это помогает нам составить актуальную программу, адаптированную под определённую аудиторию и конкретные задачи бизнеса. Если клиент не может сформулировать свою потребность, мы помогает подобрать ему подходящие решения.

На протяжении всего курса мы проводим дополнительные тестирования и анкетирование — так мы выявляем удовлетворённость программой и её применимость. В конце обучения мы собираем обратную связь от студентов и заказчиков, чтобы понять, помогли ли курсы решить конкретный запрос.

Рассмотрим подробнее формат индивидуальных программ и на примере IT-компании поэтапно расскажем, как мы выстраиваем взаимодействие с заказчиком, что учитываем при составлении учебного плана, как определяем концепцию курса и с помощью чего оцениваем результат обучения.

Этап 1. Получаем запрос от клиента и подбираем эксперта

В первую очередь мы просим клиента заполнить небольшой бриф на корпоративное обучение. Так мы узнаём, какие цели и ожидания у него есть, какие задачи бизнеса важно решить через образование сотрудников.

От заказчика мы получили запрос на обучение frontend-разработке нетехнических специалистов, которые работают с b2b-клиентами. Вот так он выглядел ↓

Цель: развить у сотрудников навыки разработки и погрузить их в техническую среду.

Аудитория: специалисты пред- и постконтрактного обслуживания. По сути, они совмещают в себе функцию продажников и интеграторов: показывают текущим и потенциальным клиентам решения компании, помогают разобраться в демоверсиях, корректно настроить программы. Средний возраст — 35–41 год.

Результат обучения: по итогам курса члены команды должны без привлечения ресурса frontend-разработки помогать потенциальным и текущим клиентам искать, оценивать и по возможности исправлять баги, самостоятельно разрабатывать несложные веб-интерфейсы, проводить глубинную консультацию по работе с сервисами компании.

В качестве эксперта компания-заказчик видела коммуникабельного практика из сферы, который будет подсказывать, как лучше поступить в той или иной рабочей ситуации. Было важно, чтобы теорию он подкреплял реальными кейсами, но не сильно углублялся в детали, — сотрудникам требовались широкие, а не глубокие знания. Также эксперт должен был уделять внимание тем, кто менее активен, и следить, чтобы все учились в одном темпе.

Этап 2. Исследуем аудиторию и прорабатываем программу

В работе с корпоративными заказчиками нам важно сначала провести исследование бизнес-процессов компании и потенциальных слушателей курса, а уже потом приступать к формированию программы. Компании приходят с индивидуальными потребностями, поэтому мы разрабатываем учебные планы под каждый отдельный запрос.

Иногда мы корректируем изначальные пожелания клиента в процессе разработки программы. Чаще всего это происходит в двух случаях ↓

1. Клиент выбирает слишком объёмные темы для изучения

В нашем случае заказчик сформировал список тем, который состоял из нескольких блоков: вёрстка сайта на HTML и CSS, Node.js, TypeScript, React и освоение фреймворка Express.js — всего 97 тем. Изучение такого объёма материала даже в верхнеуровневом формате требует как минимум 2 лет, а нам по договорённости с заказчиком нужно было уложиться в 4 месяца.

Чтобы определить самые приоритетные темы, мы углубились в бизнес компании. Для этого мы:

  • получили гостевой доступ к платформе нашего клиента, чтобы оценить самые частые задачи, с которыми сталкиваются сотрудники, и их сложность;
  • проанализировали темы для изучения, сгруппировали их в кластеры и проранжировали по сложности, последовательности и глубине — это помогло подготовить корректные вопросы для дальнейшего исследования;
  • выделили куратора и методиста, которые сопровождали весь процесс исследования аудитории: помогали провести анкетирование и глубинные интервью, составить структуру программы.
Как выстроить корпоративное обучение, чтобы сотрудники дошли до конца курса: опыт Нетологии
Ответы на эти и другие вопросы помогли оценить уровень знаний сотрудников и сформировать подходящую программу курса
Ответы на эти и другие вопросы помогли оценить уровень знаний сотрудников и сформировать подходящую программу курса

2. У потенциальных слушателей разный уровень подготовки и мотивация

Когда у сотрудников разная мотивация — это нормально. Однако бывает так, что представления заказчика об уровне подготовки специалистов не совпадают с реальностью. Дело в том, что иногда клиент делает выводы на основе верхнеуровневого понимания задач и компетенций тех сотрудников, которые наиболее глубоко погружены в задачи, а не смотрит на картину в целом.

В таких случаях мы дополнительно изучаем уровень знаний будущих студентов, чтобы понять:

  • стоит ли делить слушателей курса на группы;
  • владеют ли они базовыми знаниями;
  • насколько детально им нужно преподносить материал;
  • какие мотивы и страхи существуют у будущих студентов.

Иногда во время такого исследования выясняется, что глубокое погружение в изначально заявленные темы может быть избыточным. Как только мы понимаем, что придётся отклониться от заявленного курса, мы связываемся с заказчиком, чтобы обосновать нашу позицию и сделать процесс более прозрачным.

Этап 3. Выстраиваем концепцию курса

После исследования мы переходим к концепции и программе курса. В случае с конкретным клиентом финальная программа состояла из четырёх модулей: от самого простого к самому сложному — и 58 тем вместо 97. Какие-то преподавались более подробно, чем предполагалось изначально, а некоторые были вынесены в факультативы, чтобы закрыть потребности самых мотивированных и квалифицированных сотрудников.

Исходя из уровня знаний и мотивации сотрудников, мы сформировали три учебные группы. Каждой из них мы предлагали два вида домашних заданий:

  • простые упражнения для всех специалистов;
  • усложнённые для тех, кто уже хорошо понимает тему.
<p>Программу курса разделили на четыре модуля: HTML и CSS, Java Script, а также базовое и продвинутое изучение React </p>

Программу курса разделили на четыре модуля: HTML и CSS, Java Script, а также базовое и продвинутое изучение React

Модули завершались недельным перерывом — так участники могли применить полученные знания на практике и проверить, насколько хорошо они усвоили материал.

Этап 4. Корректируем программу во время обучения

В идеальном мире любая компания хочет провести дополнительное обучение сотрудников без отрыва от работы, за короткое время и с охватом большого пула тем. Мы предупреждаем заказчиков, что все три пожелания будет очень сложно осуществить одновременно из-за высокой нагрузки, которая ляжет на плечи сотрудников. Как правило, это становится очевидно и клиенту в первые недели обучения.

В случае с конкретной IT-компанией сотрудники по итогу первого модуля поняли, что им придётся уделять бóльшее количество времени учёбе и домашним заданиям, чем они рассчитывали. Поэтому мы скорректировали расписание: вместо двух занятий без перерывов в один день недели мы разбили уроки на два дня. А после второго модуля по просьбе студентов снизили интенсивность и стали проводить занятия через неделю. Несмотря на то что теперь уроки проводились немного реже, вовлечённость не падала: специалисты стабильно задерживались на занятиях по своей инициативе, чтобы задать вопросы эксперту.

После каждого модуля мы проводим тестирование для проверки пройденного материала и получения обратной связи об эксперте. Это помогает понять, как студенты применяют на практике полученные знания, меняется ли скорость выполнения ими рабочих задач, какие сложности возникают. На основе обратной связи мы упрощаем или усложняем некоторые темы.

Во время обучения студенты могут задавать вопросы эксперту в чате как по учебным проектам, так и просить совета при решении своих реальных рабочих задач.

Этап 5. Оцениваем результаты обучения

В конце обучения мы смотрим на следующие метрики:

  • процент посещаемости;
  • процент студентов, прошедших курс до конца;
  • количество студентов, которые реализовали итоговый проект.

Мы также запрашиваем обратную связь от студентов и заказчиков, чтобы понять, помогло ли обучение улучшить их собственные метрики: сократить срок решения проблемы сотрудниками, увеличить скорость выполнения задач, снизить расходы или улучшить процессы. Так мы узнаём, остался ли заказчик доволен процессом и результатами обучения.

Резюмируем

Руководство компании формирует запрос на корпоративное обучение, когда появляется необходимость трансформировать бизнес-процессы: увеличить скорость работы сотрудников, снизить издержки, поменять вектор развития.

Мы в Нетологии помогаем бизнесу закрыть эту потребность и предлагаем несколько образовательных решений: видеокурсы, готовые планы обучения и программы на заказ.

Видеокурсы закрывают определённую потребность сотрудников, но не подстраиваются под индивидуальные особенности компании. Готовые интенсив-программы развивают профессиональные компетенции сотрудников и решают конкретные бизнес-задачи, но также имеют более универсальный подход к обучению.

Индивидуальные программы предлагают кастомное обучение. Мы просим заказчика заполнить бриф, проводим исследование аудитории курса и выстраиваем программу таким образом, чтобы она максимально отвечала целям и задачам компании.

Во время обучения и по его окончании мы собираем обратную связь на постоянной основе, чтобы в процессе делать ещё более качественный образовательный продукт.

22
Начать дискуссию