Инструкция по продвижению стартапов

Алексей Астафьев («Интериум») написал "дорожную карту" по PR-продвижению для стартапов.

Суть PR — это не продажи, а построение отношений с людьми. И строить их следует с оглядкой на долгосрочную перспективу – однажды лояльные журналисты, блогеры и лидеры мнений смогут оказать компании неоценимую услугу. Сей материал не претендует на исчерпывающее пособие по PR для стартапов, ведь каждый случай индивидуален. Для малого бизнеса наиболее полезны и эффективны личные консультации, проработка каждой конкретной ситуации с проведением мониторинга и написанием стратегии. В статье я изложил самую общую "дорожную карту", которая поможет начинающим предпринимателям-стартаперам оценить предстоящие шаги в PR. Большинство изложенных пунктов легко выполняются силами клиента без привлечения подрядчика.
Коллег с опытом работы в нише продвижения стартапов, а также стартаперов-предпринимателей прошу делиться мыслями в комментах, вместе мы дополним и расширим понимание вопроса.

Для чего же стартапу PR?

Для стартапов PR прежде всего возможность стать известнее и дороже.

Кроме того, PR даёт возможность найти инвестора и партнеров и сформировать о себе нужное мнение, а ещё неплохо сэкономить на рекламе.

Что или кого можно пиарить?

  • Личность (риски – увольнение). Подходит, если вы и ваш проект неделимы.
  • Компанию (риски – неизвестность продукта). Подходит, если у вас несколько продуктов или услуг.
  • Продукт или услугу. Идеально, если у вас уникальный продукт. Эффективен в связке с компанией.
  • Технологию. Подходит, если в этом еще никто не разбирается. Эффективен в связке с компанией.

Когда начинать?

Лучше всего, когда стартап выходит на рынок. Поэтому рассказывать о проекте вашей целевой аудитории логичнее, когда вы знаете сроки запуска продукта или услуги. Говорить о проекте журналистам нужно тогда, когда у вас уже есть готовый продукт. Если продукт сырой — лучше будет отложить запуск.

Как продвигать?

1. Определяем целевую аудиторию. Это могут быть:

  • лидеры мнений

  • инвесторы
  • интернет-сообщество
  • клиенты
  • чиновники

  • пресса
  • любые сочетания из вышеперечисленного

2. Выбираем каналы воздействия:

  • собственный сайт

  • социальные сети и блоги
  • онлайн СМИ
  • классическая пресса (оффлайн СМИ)
  • мероприятия

  • любые сочетания из вышеперечисленного

3. Формируем по пунктам сообщение:

  • Придумываем заголовок. Заголовок статьи – половина успеха, почитайте «желтую» прессу чтобы «вдохновиться».
  • Теперь надо решить, а что же мы пишем и о чём? Выбирайте разные тексты и форматы для разных аудиторий. Один текст для всех, в итоге не нужен никому. Новостной формат подойдёт, если у вас есть крутой известный владелец или топ- эксперты, которые могут добавить к новостям экспертный комментарий. Если вы знаете статистку рынка или ваш проект уникален ваш выбор — обзоры.

  • Текст релиза должен быть нейтральным, без «хвалебных од», поэтому при работе забудьте про слова «инновационный», «оптимизация», «нанотехнологии» – оставьте их чиновникам. Лучше сфокусироваться на том, почему продукт нужен на рынке, почему команда, его создающая, лучше других справится с этой задачей. Такие яркие, интригующие и правдивые истории особенно зацепят аудиторию. Основатели стартапа вполне способны рассказать о своей компании в таком ключе.
  • Дайте прочитать ваш текст человеку не из вашей команды, но из вашей целевой аудитории. Он ничего не понял? У вас проблемы. Переписывайте или наймите фрилансера, который за малые деньги профессионально перепишет текст.
  • Составьте список «каверзных» вопросов и ответьте на них. Заставьте ответить на них вашу «говорящую голову».

«Говорящая голова» — это первое лицо, которое формирует на сегодняшний день до 50% репутации компании, поэтому этот человек должен уметь говорить. Именно из его уст история проекта будет звучать максимально убедительно и интересно.

  • В идеале текст должен содержать ссылки на фотографии и другие материалы о продукте в хорошем качестве. Фотографии – это история проекта. Хорошие фото создаваемого продукта и работающей над ним команды однажды станут бесценной историей.

  • Если всё получилось, пора отправлять ваш текст.

4. Распространяем сообщения:

СМИ любят факты и цифры, поэтому обязательно зададут вам вопросы на которые вы заранее должны знать ответ. Подготовьтесь объяснять журналисту все «на пальцах», он не обязан во всем разбираться:

  • Кто собственник и инвестор?

  • Сколько денег потратили и когда выйдете на окупаемость?
  • А прибыль какая?

  • Какую долю рынка вы занимаете и хотите занять через пять лет?

Не бойтесь контактировать даже с самыми крупными СМИ, которые, как вам кажется, и не должны быть заинтересованы в вашей новости. Больше контактов — больше шансов.

  • Обратитесь к журналистам и редакторам персонально, «добрый день» – это не имя.
  • Не делайте «веерную» рассылку (или скрывайте адресатов) и не звоните журналисту сразу после отправки письма (просто поставьте уведомление «о прочтении»).
  • Когда вы наконец дождались реакции на свой пресс-релиз, нужно быть готовым постоянно общаться, быстро реагировать на запросы. В случае c зарубежными журналистами нужно будет учитывать разницу во времени, постоянно следить за публикациями и отвечать на запросы даже ночью.

    Если ваша новость не опубликована на следующий день – не расстраивайтесь, время реагирования СМИ:

    Интернет-СМИ и блоги – мгновенно; Информ. агентство – от нескольких минут до нескольких часов; Газеты – сутки; Еженедельный журнал — три дня; Блогеры - когда им заблагорассудится;

Три дня прошло? Вот теперь позвоните журналисту – вдруг все же письмо где-то потерялось.

  • Помните —все, что вы отправили журналисту/блогеру/лидеру мнений по e-mail, написали в личных сообщениях в соцсетях и мессенджерах, сказали на диктофон, сказали на публике, вообще все, что вы сказали журналисту — может быть опубликовано!

5. Мониторим реакцию целевой аудитории:
В идеале - используем специализированные мониторинговые программы (YouScan, Медиалогия, IQBuzz), или же сидим в поисковиках и забиваем туда запросы на разный лад.

6. Отрабатываем негатив (если есть):
Это значительно проще делать с подрядчиком в виде агентства, своими же силами в большинстве случаев возможно нивелировать негатив только "по верхам". Этот пункт упирается в бюджет на PR и в масштаб компании (который, в случае стартапа, вряд ли огромен). Работа с негативом - тема для отдельной статьи, которую я напишу в будущем.

7. Радуемся успеху, но не забываем, что эффективный PR должен иметь цель. Возвращаемся в пункт 1.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Ayta Luzgina

«Суть PR — это не продажи, а построение отношений с людьми»

распечатаю и повешу в офисе

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Astafiev
Автор

Я так уже сделал)

Ответить
Развернуть ветку
Elena Vinokurtseva

Алексей, отличный материал! всё чётко и по делу. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Astafiev
Автор

Спасибо за отзыв!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Наталья Рябикина

Отличный материал!

Ответить
Развернуть ветку
Марьяна Хмелевская

Согласна. От себя позволю дополнить. Есть довольно полезный с точки зрения PR ресурс для стартапов - https://www.pronline.ru/
Для тех, кому сложно самому разбираться что к чему в PR с нуля, будет полезно. Тарифы у них вполне гуманные, для раскрутки могут позволить даже новички в бизнесе. А отдача весьма неплохая.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда