Личный опыт Aleksey Astafiev
373

Инструкция по продвижению стартапов

Алексей Астафьев («Интериум») написал "дорожную карту" по PR-продвижению для стартапов.

В закладки

Суть PR — это не продажи, а построение отношений с людьми. И строить их следует с оглядкой на долгосрочную перспективу – однажды лояльные журналисты, блогеры и лидеры мнений смогут оказать компании неоценимую услугу. Сей материал не претендует на исчерпывающее пособие по PR для стартапов, ведь каждый случай индивидуален. Для малого бизнеса наиболее полезны и эффективны личные консультации, проработка каждой конкретной ситуации с проведением мониторинга и написанием стратегии. В статье я изложил самую общую "дорожную карту", которая поможет начинающим предпринимателям-стартаперам оценить предстоящие шаги в PR. Большинство изложенных пунктов легко выполняются силами клиента без привлечения подрядчика.
Коллег с опытом работы в нише продвижения стартапов, а также стартаперов-предпринимателей прошу делиться мыслями в комментах, вместе мы дополним и расширим понимание вопроса.

Для чего же стартапу PR?

Для стартапов PR прежде всего возможность стать известнее и дороже.

Кроме того, PR даёт возможность найти инвестора и партнеров и сформировать о себе нужное мнение, а ещё неплохо сэкономить на рекламе.

Что или кого можно пиарить?

  • Личность (риски – увольнение). Подходит, если вы и ваш проект неделимы.
  • Компанию (риски – неизвестность продукта). Подходит, если у вас несколько продуктов или услуг.
  • Продукт или услугу. Идеально, если у вас уникальный продукт. Эффективен в связке с компанией.
  • Технологию. Подходит, если в этом еще никто не разбирается. Эффективен в связке с компанией.

Когда начинать?

Лучше всего, когда стартап выходит на рынок. Поэтому рассказывать о проекте вашей целевой аудитории логичнее, когда вы знаете сроки запуска продукта или услуги. Говорить о проекте журналистам нужно тогда, когда у вас уже есть готовый продукт. Если продукт сырой — лучше будет отложить запуск.

Как продвигать?

1. Определяем целевую аудиторию. Это могут быть:

  • лидеры мнений

  • инвесторы
  • интернет-сообщество
  • клиенты
  • чиновники

  • пресса
  • любые сочетания из вышеперечисленного

2. Выбираем каналы воздействия:

  • собственный сайт

  • социальные сети и блоги
  • онлайн СМИ
  • классическая пресса (оффлайн СМИ)
  • мероприятия

  • любые сочетания из вышеперечисленного

3. Формируем по пунктам сообщение:

  • Придумываем заголовок. Заголовок статьи – половина успеха, почитайте «желтую» прессу чтобы «вдохновиться».
  • Теперь надо решить, а что же мы пишем и о чём? Выбирайте разные тексты и форматы для разных аудиторий. Один текст для всех, в итоге не нужен никому. Новостной формат подойдёт, если у вас есть крутой известный владелец или топ- эксперты, которые могут добавить к новостям экспертный комментарий. Если вы знаете статистку рынка или ваш проект уникален ваш выбор — обзоры.

  • Текст релиза должен быть нейтральным, без «хвалебных од», поэтому при работе забудьте про слова «инновационный», «оптимизация», «нанотехнологии» – оставьте их чиновникам. Лучше сфокусироваться на том, почему продукт нужен на рынке, почему команда, его создающая, лучше других справится с этой задачей. Такие яркие, интригующие и правдивые истории особенно зацепят аудиторию. Основатели стартапа вполне способны рассказать о своей компании в таком ключе.
  • Дайте прочитать ваш текст человеку не из вашей команды, но из вашей целевой аудитории. Он ничего не понял? У вас проблемы. Переписывайте или наймите фрилансера, который за малые деньги профессионально перепишет текст.
  • Составьте список «каверзных» вопросов и ответьте на них. Заставьте ответить на них вашу «говорящую голову».

«Говорящая голова» — это первое лицо, которое формирует на сегодняшний день до 50% репутации компании, поэтому этот человек должен уметь говорить. Именно из его уст история проекта будет звучать максимально убедительно и интересно.

  • В идеале текст должен содержать ссылки на фотографии и другие материалы о продукте в хорошем качестве. Фотографии – это история проекта. Хорошие фото создаваемого продукта и работающей над ним команды однажды станут бесценной историей.

  • Если всё получилось, пора отправлять ваш текст.

4. Распространяем сообщения:

СМИ любят факты и цифры, поэтому обязательно зададут вам вопросы на которые вы заранее должны знать ответ. Подготовьтесь объяснять журналисту все «на пальцах», он не обязан во всем разбираться:

  • Кто собственник и инвестор?

  • Сколько денег потратили и когда выйдете на окупаемость?
  • А прибыль какая?

  • Какую долю рынка вы занимаете и хотите занять через пять лет?

Не бойтесь контактировать даже с самыми крупными СМИ, которые, как вам кажется, и не должны быть заинтересованы в вашей новости. Больше контактов — больше шансов.

  • Обратитесь к журналистам и редакторам персонально, «добрый день» – это не имя.
  • Не делайте «веерную» рассылку (или скрывайте адресатов) и не звоните журналисту сразу после отправки письма (просто поставьте уведомление «о прочтении»).
  • Когда вы наконец дождались реакции на свой пресс-релиз, нужно быть готовым постоянно общаться, быстро реагировать на запросы. В случае c зарубежными журналистами нужно будет учитывать разницу во времени, постоянно следить за публикациями и отвечать на запросы даже ночью.

    Если ваша новость не опубликована на следующий день – не расстраивайтесь, время реагирования СМИ:

    Интернет-СМИ и блоги – мгновенно; Информ. агентство – от нескольких минут до нескольких часов; Газеты – сутки; Еженедельный журнал — три дня; Блогеры - когда им заблагорассудится;

Три дня прошло? Вот теперь позвоните журналисту – вдруг все же письмо где-то потерялось.

  • Помните —все, что вы отправили журналисту/блогеру/лидеру мнений по e-mail, написали в личных сообщениях в соцсетях и мессенджерах, сказали на диктофон, сказали на публике, вообще все, что вы сказали журналисту — может быть опубликовано!

5. Мониторим реакцию целевой аудитории:
В идеале - используем специализированные мониторинговые программы (YouScan, Медиалогия, IQBuzz), или же сидим в поисковиках и забиваем туда запросы на разный лад.

6. Отрабатываем негатив (если есть):
Это значительно проще делать с подрядчиком в виде агентства, своими же силами в большинстве случаев возможно нивелировать негатив только "по верхам". Этот пункт упирается в бюджет на PR и в масштаб компании (который, в случае стартапа, вряд ли огромен). Работа с негативом - тема для отдельной статьи, которую я напишу в будущем.

7. Радуемся успеху, но не забываем, что эффективный PR должен иметь цель. Возвращаемся в пункт 1.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Aleksey Astafiev", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": 12, "favorites": 51, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 51750, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 25 Nov 2018 21:22:19 +0300" }
{ "id": 51750, "author_id": 198298, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/51750\/get","add":"\/comments\/51750\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/51750"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "possessions": [] }

4 комментария 4 комм.

Популярные

По порядку

2

«Суть PR — это не продажи, а построение отношений с людьми»

распечатаю и повешу в офисе

Ответить
0

Я так уже сделал)

Ответить
2

Алексей, отличный материал! всё чётко и по делу. Спасибо!

Ответить
0

Спасибо за отзыв!

Ответить

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }