Три американских сценария для ИТ-специалистов
Продакт-менеджер, два дизайнера и разработчик рассказали, как оказались в США или начали работать на американские компании, зачем это им и всегда ли переезд — это профессиональный апгрейд.
На 6designers.com мы подбираем дизайнерам работу для их профессионального роста. Недавно вышли и на зарубежный рынок, чтобы выбор предложений для специалистов был шире, а проекты интереснее. Решили разобраться, что мотивирует людей искать работу в Штатах, пообщались с крутыми ребятами — продакт-менеджером, дизайнерами и разработчиком — и вывели три основных сценария, как устроиться в американскую компанию.
1. Устроиться на удалённую работу в американской компании
Это не требует отчаянных решений, срочной визовой чехарды. Если отличиться, то велика вероятность, что опробованного и показавшего свою эффективность сотрудника пригласят работать на месте — в тесном взаимодействии с командой. Кроме того, это вариант для тех, кто не хочет быть привязан к одному месту или кому не удалось получить американскую визу.
Никита Зимин, Senior Designer в Fantasy (Сан-Франциско, Нью-Йорк): «Это не страшно»
Уже почти два года Никита работает в Fantasy, едва ли не самом известном дизайн-агентстве, а живёт в Барселоне. До этого десять лет занимался дизайном: начинал с полиграфии, работал моушн-дизайнером на телеканалах RU.TV, «Коммерсантъ-ТВ», где со временем стал заниматься интерфейсами.
В крупном российском стартапе NPTV и на фрилансах сильно прокачал навыки и основал свою студию, но быстро понял, что хорошие деньги приносят только госпроекты, а желания заниматься ими не было. Зато было желание чувствовать себя глобальным, а не локальным игроком. Потому целенаправленно начал искать варианты работы в ведущих зарубежных студиях. Актуализировал свои портфолио и LinkedIn.
На платформе AngelList заинтересовались друг другом Никита и небольшое голландское агентство 100grams. Агентству понравилось портфолио, они прислали письмо и тестовое, а уже через день получили выполненное задание и сразу предложили начать работать.
Параллельно с этой работой Никита вёл переговоры с Fantasy, где были открыты удалённые вакансии. У него был знакомый, уже работающий там, через которого он и откликнулся на вакансию. Это не давало никаких преференций, но сильно облегчало коммуникацию.
С портфолио ознакомились и предложили выполнить тестовое задание, по результатам которого приняли в штат. В крупные компании проще попасть «через черный ход», потому стоит перебрать в уме коллег и знакомых, устроившихся в успешные проекты. Рекомендации помогают сильно ускорить процесс найма.
Никита не ставил цели перебраться в Америку, наоборот, не хотел быть привязанным к месту. К тому же давно хотел пожить в Барселоне, для этого и нужна была надежная удаленная работа.
Главное отличие работы в американской компании от предыдущего опыта — уровень профессионализма коллег.
Преимущества, которые дает работа во всемирно известных компаниях, по большому счету очевидны, но каждому нужен свой последний толчок. Важно только понять, что это не страшно.
Для тех, кто борется с внутренним страхом, Никита привел в пример своего коллегу, который пришел в Fantasy с очень слабым английским. Он всегда просил объяснить, перевести задачу, не участвовал в созвонах. В какой-то момент случилось так, что Никита и остальные больше не могли ему помогать, были переведены на другой проект, и он остался один, без поддержки русскоязычных ребят. Прошло два месяца и вот он уже и переписывается, и созванивается с коллегами.
Никита подчеркивает, что гладко и быстро не бывает, нужно это понимать. До голландцев и Fantasy сам он долго готовился, было много неуспешных собеседований, неадекватных работодателей, часто люди пропадали, не отвечали. В такие моменты может возобладать неуверенность в себе, потому что не понимаешь причины отказа. Среди этих ситуаций нужно лавировать и не отчаиваться.
2. Устроиться в российский офис американской компании
Этот вариант дает шанс быть переведенным в американский офис или как минимум полезную строчку в резюме, которая поможет устроиться в американскую компанию после.
Искандер Самерханов, full-stack разработчик в Reddit, (Сан-Франциско): «Я подумал, прикольно, можно попробовать»
Искандер из Казани, год назад с женой переехал в Сан-Франциско. Работает в Reddit и для друзей ведет telegram-канал iskan francisco о забавных моментах заокеанской жизни. Например, о том, как в качестве летнего корпоратива Reddit «вооружил», разделил сотрудников на две команды и устроил в городе перестрелку.
Еще во время учебы Искандер начал работать в Akvelon — американской аутсорсинговой компании, которая занимается разработкой ПО для Microsoft, T-Mobile, Disney, Starbucks, Reddit и др. Штаб-квартира Akvelon базируется в Белвью (Вашингтон), а офисы открыты в Казани, Иваново, Ярославле и Харькове. От одногруппника Искандер услышал об Akvelon и возможности поехать работать в штаты, которую предоставляла компания. Тут он решил, «а чего бы не попробовать», и сменил российскую компанию, в которой работал, на американский Akvelon.
В Akvelon его внедрили в уже существующие удаленные проекты без каких-либо собеседований с заказчиками, которые на тот момент все были из Сиэтла, как например, Microsoft. Параллельно Искандер готовился к потенциальному проекту с переездом в офис заказчика в Америку: решал задачи на алгоритмы, прокачивал техническую часть — языки, технологии, тренировал английский.
Через девять месяцев компания назначила первые интервью, одно из которых он прошел. Но на стороне клиента возникли бюрократические трудности и они свернули процесс. После этого еще полгода не было открытых позиций, зато было время основательно подготовиться. Новое интервью оказалось с Reddit, Сан-Франциско.
3. Устроиться в американскую компанию напрямую
Процесс трудоустройства небыстрый, придется потратить много нервов и, вероятно, денег.
Анна Наумова, продакт-менеджер в блокчейн стартапе BitClave (Сан-Хосе, Калифорния): «Можно сказать, это была мечта мужа, которую я поехала исполнять»
Аня переехала в США два года назад. Девять лет муж играл в лотерею и наконец-то выиграл — получил гринкарту. До этого Аня проработала в Одноклассниках и Mail.Ru Group десять лет, последние три из которых — на позиции продакт-менеджера. Никогда не страдала «американской мечтой», ей всегда классно жилось и на родине. В штаты она с мужем и дочкой переехала без оферов: накопили $20 тысяч и поехали.
Все свои работы здесь Аня нашла через знакомых. Она откликалась на сотни вакансий, но, как показывает практика, в разы повышают шансы быть нанятым только реферальная программа и знакомства. Первую работу в Бостоне в райдшеринг-приложении Fasten нашла по местным меркам очень быстро — через два месяца после переезда. С сооснователем Fasten команда Одноклассников делала проект, еще когда Аня работала там.
Работа в Bitclave нашлась похожим образом: годом ранее в Нью Йорке, в акселераторе Starta Аня познакомилась с сооснователем. Устроиться в стартапы с русскими корнями по знакомству обычно гораздо проще, чем в классические американские корпорации: там схожий процесс интервью, легко собрать референсы на кандидата в российских компаниях.
Муж Ани работает QA (quality assurance) в Toast — бостонской компании по разработке ПО для заказов в ресторане. Он искал работу почти год: не занимался нетворкингом, а английский был на более низком уровне.
Аня советует подтягивать уровень английского еще в России, а минимум за год до переезда лучше перейти на фильмы, подкасты, интервью, шоу, СМИ и книги только на английском языке. Кроме занятий с англоговорящим преподавателем, можно писать или звонить в любую иностранную службу поддержки и обсуждать выдуманные проблемы. Аня обращает на это особое внимание, потому что главной ошибкой считает то, что сама почти не готовилась. Занималась английским по скайпу, но приехав в штаты поняла, насколько не готова.
Евгений Гущин, бренд-дизайнер в Siegel+Gale (Сан-Франциско): «Работа, которой ты здесь занимаешься, — это самые современные продукты, технологии и принципы менеджмента»
Евгений учился в Высшей школе экономики, еще на третьем курсе начал совмещать учебу с работой ассистента декана. В этой роли он выполнял не только административную работу, но и много дизайнерской — от значков до презентаций для различных мероприятий, которые в вузе проходили постоянно.
Во время учебы в магистратуре получил предложение от Газпрома, в компании занимался экспортом и транспортировкой газа за рубеж. В первые месяцы все было в порядке, многому приходилось учиться. Но уже вскоре работа стала бессмысленной и механической: переговоры, бухгалтерия, отслеживание. Платили очень хорошо, но быстро стало понятно, что в компании все решают власть и влияние, а не талант и усердие.
Через полгода встал вопрос о том, чем бы он на самом деле хотел заниматься. Ответ не пришлось выдумывать — дизайн. После работы он начал посещать курсы, а в оставшееся время читал книги по дизайну. Одной из них стала книга генерального директора IDEO Дэвида Келли «Change by Design».
В той же книге Женя прочитал, что лучшей программой для дизайнеров была программа Академии Университета искусств в Сан-Франциско. А через год он приземлился в Сан-Франциско, чтобы учиться в магистратуре по графическому дизайну.
Женя хотел заниматься творческой работой, решать сложные задачи, чтобы делать мир лучше. Потому вопрос был не в том отправляться на учебу в Академию или нет, а в том, как это сделать. Магистерская программа в Академии искусств стоила дорого — $56 тысяч, но семья поддержала идею и продала часть собственности, чтобы покрыть расходы.
Во время учебы начал работать в небольшой дизайн-студии, где в том числе занимался запуском бизнеса по онлайн продаже дизайнерских постеров. Эта работа дала самый разный опыт и сняла необходимость судорожно искать место для трудоустройства после выпуска из магистратуры: по правилам студенческой визы на поиск работы по специальности дается 90 дней.
Бренд-студия Siegel+Gale сама связалась с Евгением и пригласила на интервью. Помимо онлайн портфолио у студентов собирается традиционное портфолио в физическом виде — книжка с работами. Все они, как правило, похожи друг на друга и не сильно интересуют работодателя.
Женя подошел к оформлению портфолио творчески, потратил время, чтобы получить достойный результат. Он уверен, такой качественный «дизайн-артефакт» — большой бонус при устройстве на первую работу. А в его пользу сыграл еще и опыт работы — он мог рассказать о реальных, а не ученических проектах.
Кроме того, Siegel+Gale нужны были руки, потому что был заключен контракт с Wells Fargo, 4ым по величине банком в США. Зная это, когда речь в переговорах зашла о зарплатных ожиданиях, Женя позволил себе назвать смелую цифру. Работодатель предложил значительно меньшую, на что Женя аргументировано объяснил, почему он заслуживает позиции Senior Designer и такой зарплаты. Siegel+Gale не отвечали неделю.
После пришлось нелегко. Когда просишь хорошие деньги и позицию отчасти авансом, потом нужно на это работать, а реакцией на результат труда первое время практически неизбежно будет — «А мы ожидаем большего». Жене потребовалось больше полугода, чтобы всем доказать, что компания сделала правильный выбор. Теперь работа вполне комфортная, но по завершении громкого проекта с Wells Fargo Евгений подумывает сменить работу, чтобы заниматься больше UX и UI, нежели бренд-дизайном.
Что касается работы и жизни в Америке в целом, несмотря на многонациональность Долины, по ощущению Жени ты все равно здесь чужой: язык, акцент, непонимание культурных аспектов — все это никуда не деть.
Женя уверен, что поработать здесь стоит хотя бы для того, чтобы увидеть совершенно другой подход к работе: внутри команды правильная коммуникация, что помогает совместно быстро справляться с трудностями, все очень прозрачно, нет довлеющей иерархичности.
Молодцы! Пусть лучшие пробуют развиваться и конкурировать на сильных ранках, оставляя здесь в России среду с низкой конкуренцией, т.к. менее прокаченные специалисты как я тоже должны что-то есть. (сказал без злорадства и сарказма)
Показалось
Комментарий недоступен
Вроде не плохо
Комментарий недоступен
"Аня советует подтягивать уровень английского еще в России"
Вообще, когда читаешь резюме соискателей даже на должность менеджера среднего звена в региональном представительстве банка, то люди не стесняются писать о том, что владеют английским. По факту же 90-95 человек из 100, написавших такое в резюме, владеет им на уровне первых 2-3 вводных занятий в школе. И вообще наша школа уникальна: только в нашей школе, кмк, люди могут иметь 9-10 лет в предметах иностранный язык, но при выпуске знать только фразы вроде "хеллоу, ландон из зе кэпитал оф грейт-британ"
Вот только не надо начинать - у нас почти все после школы могут на английском более менее читать и писать.
Среднее образование, между прочим, не ставит задачу сделать из тебя лингвиста. Все заточено под то чтоб ты смог документацию перевести и например работать с оборудованием. Что в целом достаточно успешно дает наша школа.
Если сравнить с американской школой, то для них это УЖЕ запредельный уровень.
Зачем выпускникам американской школы переводить с английского?
в американских школах дети в мидл и хай-скул определяют направления по которым они дальше будут развиваться и если это что-то связанное с лингвистикой, то они будут это знать очень хорошо. В противном случае у них просто не будет другого иностранного языка. Хотя многие школы, особенно в штатах, где много нацменьшинств, би и трилингво.
Вы прежде чем писать ахинею, хотя бы систему бы изучили
Комментарий недоступен
Спасибо за материал! Единственное замечание — для оформления цитат у нас в редакторе есть соответствующий инструмент («Цитата»), и выделение жирным и курсивом смотрится громоздко. Поправите?
Спасибо! Исправили :)
Извините, но подумала, что на первой фотке неразделенные близнецы. Не могла не поделиться этой информацией.
get shot
хорошо когда есть кому оплатить детские капризы)
И тут Akvelon... Написали мне, в самом первом письме приглашали работать в штаты, после общения с рекрутером выяснилось, что приглашают работать в Ярославль на max 120 тыр, но ещё нужно пройти собеседование с иностранным заказчиком или типа того. Отказался.
гнилая схема - попытка тебя продать клиенту еще ДО того как ты устроился, под видом своего сотрудника.
Тоесть ты уже начинаешь на них работать и тратить на них время (привлекать под себя клиента например), а они тебе ничего за это не платят. На такие "смотрины" можно по пол года потратить без какого либо результата, аутсорсер таким образом перекладывает свои расходы на тебя.
Советую в таких схемах не участвовать.
Нормальные аутсорсеры сначала тебя нанимают, потом ты начинаешь собеседоваться на их проекты.
> Научилась решать вопросы, открывать любые двери, получать любую информацию.
М - Максимализм. поржал с мейлру
Я бы добавил по поводу английского - практикуйте говорение на обыденные темы, если не хотите чувствовать себя тут не пришей кобыле хвост. Не раз уже получал фидбек, что когда разговор идет о работе, то мой английский лучше, нежели когда это просто беседа на обеде.
Ну я бы 10 раз подумал прежде чем ехать одному.