Как и в зодчестве, в IT-архитектуре действует Триада Витрувия: Прочность, Польза, Красота (лат. Firmitas, Utilitas, Venustas). Вещь должна быть прочной, полезной и красивой. Информационная система должна быть устойчивой (лёгкой в сопровождении), легко масштабируемой под растущие нагрузки, позволять легко наращивать функционал, нести бизнес-пользу, с ней должно быть приятно и удобно работать.
Могу добавить пару моментов про архитекторов, тк когда-то сам много лет носил этот шильдик:
1. Само понятие 'архитектор' относительно новое, появилось в коммерческой разработке где-то в 90х и существует оно далеко не во всех видах проектов.
В геймдеве например такого нет, тот же Джон Кармак или Тим Суини всегда были 'Lead Developer', хотя по факту именно что спроектировали лично движки ID Tech и Unreal Engine соответственно.
Вообще я заметил что есть некое культурное разделение, вплоть до уровня используемых языков. В одном случае некая формализация проекта с разбиением на должности архитектора, бизнес-аналитика и менеджера проекта приветствуется и даже требуется в другом подвергается осмеянию и глумлению.
В первой группе конечно managed языки и платформы: Java/.NET, Golang, Nodejs , во второй - C/C++ и всякая функциональная экзотерика.
2. Должность архитектора практически всегда политическая, те он выражает некие коммерческие интересы вендора, чьи решения используются. Отсюда и проекты на решениях Микрософта на C#/.NET там где не надо, всякие SOA и ESB на решениях от IBM и тд и тп.