{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Три кита сообщества: как создавать здоровые долгосрочные комьюнити

Привет! Я Ренат Батыров — генеральный директор Технопарка «Сколково». Уже 9 лет мы с командой строим и поддерживаем сообщество технологических предпринимателей. В этой статье я расскажу, почему это важно и как нам удается объединять людей.

Вместо предисловия

До работы в «Сколково» я запустил первый в России частный технопарк — Fabrika. Он до сих работает и здравствует в Астрахани. Перед его открытием я съездил в IT-Парк в Казани (тогда он только-только открылся) и еще успел посмотреть, как все устроено в Кремниевой долине.

После я составил универсальную формулу создания технопарка, назвал ее 4с — она состоит из 4 пунктов, и все начинаются на «‎с», тут никакой тайны. Сейчас 4с превратилось в 9с, но это еще не финал. Третья «с» в формуле значит «сообщество» — то, что помогает очень разным людям решать общие задачи, делиться опытом и реализовываться.

Для запуска настоящего комьюнити недостаточно собрать людей с похожими интересами в одном канале коммуникации. Одна из основных задач комьюнити-менеджера — вовлекать участников в жизнь сообщества и поддерживать этот уровень.

Наверняка вы были участником одного или даже нескольких сообществ, где вся активность закончилась на знакомстве. После того, как все представились и рассказали немного о себе, сообщество угасло и теперь лежит где-то в самом низу вашей telegram-ленты.

Если у участников нет совместной деятельности, то это не комьюнити, а временная конструкция, которая в скором времени рухнет.

Хорошее комьюнити — это реальное или виртуальное пространство, участники которого взаимодействуют между собой и приносят друг другу пользу

Прежде чем бежать объединять людей, нужно провести кастдев потенциальных участников — понять, что для них ценность, какие коммуникации им важны, что их мотивирует в сообществах. У сообщества должна быть ценность, которую осознают участники, сами участники и их совместная деятельность в рамках сообщества. Но даже с учетом всех этих пунктов идея может не взлететь, потому главное — то, что находится у комьюнити под капотом.

Успех комьюнити измеряется не в количестве участников, а в эффективности совместной деятельности.

Первый кит — IT-инфраструктура

В первую очередь это, конечно, каналы коммуникации. Они могут быть абсолютно любыми: выделенная платформа, чаты в Telegram, Slack или даже в WhatsApp. Главное, чтобы этот канал был удобен участникам.

Комьюнити предпринимателей с основным каналом коммуникации в Discord — идея гиблая, но там можно собрать сообщество разработчиков Web3, и им будет максимально комфортно.

После выбора канала его нужно связать с остальной инфраструктурой: разработать при необходимости чат-ботов под разные задачи, учесть функционал канала и возможности его применения для дальнейшего развития. Также в IT-инфраструктуру входит CRM-система, сайт, сервисы рассылок и мероприятий.

Главное — использовать аналитические инструменты, благодаря которым комьюнити-менеджер может видеть все необходимые метрики. Для грамотной работы сообщества нужно отслеживать, как участники взаимодействуют друг с другом, кто ушел, кто привел новых участников, постоянно мониторить attraction и retention rate.

Второй кит — процессы

Если хочется, чтобы комьюнити жило долго и здравствовало, то любой процесс в нем должен быть максимально простым для участника. При этом процессы есть разные, и не все видны со стороны: CJM, event management, grading, matching, onboarding, формирование и развитие профилей участников комьюнити.

Сообщество — это что-то неоднородное: у всех свой опыт. Поэтому важно, чтобы процесс мэтчинга участников между собой и процесс грейдирования был прост и понятен. Вместо «‎Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» должен быть короткий путь из пункта А в пункт Б, а результат этого пути — предельно ясен.

Третий кит — комьюнити-менеджер

Комьюнити-менеджер — главная инстанция. Его задача — быть доверенным лицом как фаундера сообщества, так и участников, он работает в пользу всех, так что любое решение комьюнити-менеджера — win-win.

Стрессоустойчивость и отзывчивость — это, конечно, важно. Но важнее слышать аудиторию, понимать ее боли и потребности. Если перед участниками комьюнити именно такой менеджер, они начинают ему верить, а значит — больше доверять сообществу.

В компетенции хорошего комьюнити-менеджера входит многое: умение проводить онлайн- и офлайн-мероприятия, знание, как строить коммуникационные каналы, грамотность, потому что это постоянное взаимодействие с людьми, знание языков, если мы говорим о международном сообществе или комьюнити с такими амбициями.

Суперсила комьюнити-менеджера — понимать и знать экспертизу всех участников, без этого невозможно объединять их для решения общих задач. У нас для этого целых два комьюнити-менеджера — они знают все и про всех и помогают резидентам офлайн и онлайн.

Работа комьюнити-менеджера не может ограничиваться общением и поддержанием активности. Да, 50% времени менеджер тратит именно так, но также 20% должно уходить на планирование и проведение мероприятий, 20% на построение процессов и их оптимизацию, а оставшиеся 10% — на рефлексию: что сделано, что предстоит, к чему все идет, как продвинулась команда.

Комьюнити — это живой организм. Если комьюнити-менеджер это не понимает и думает, что все пойдет по плану (а все не пойдет по плану), то ничего хорошего из этого не выйдет. Нужно быть готовым, что это работа в очень изменяемой и неопределенной среде, а задача комьюнити-менеджера — эту определенность создавать

Комьюнити-менеджер — человек, открытый новым гипотезам, проектам, сервисам, мероприятиям. Потому что в настоящих живых комьюнити все перманентно меняется и нужно быть к этому готовым.

Как это использовать бизнесу

Сообщество — это не кружок по интересам, не самодеятельность, а инструмент для роста бизнеса. Люди верят людям, а не брендам, именно поэтому собирать вокруг себя сообщество лояльных клиентов или потенциальных клиентов задача далеко не второстепенной важности.

Как это использовать дальше, мы совсем скоро расскажем с Евгенией Роньжиной в «‎Диалоге о сообществах» — новом проекте Технопарка. 24 января в 13:00 мы встретимся в Технопарке «Сколково» и обсудим, может ли сообщество стать точкой роста бизнеса в условиях неопределенности. Запись «Диалога…» открытая, приходите.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Роман Муслимов

Первое фото со Сколково? Если нет, то весьма символично

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий

упс... )))

Ответить
Развернуть ветку
Роман Муслимов

Угу, сорвалась рыбка. А так да, хорошо выглядит. Мне всегда казалось, что если можно сидеть в чистом на ступенях, значит место хорошее

Ответить
Развернуть ветку
Технопарк Сколково
Автор

Приходите в этом году на Startup Village, там не только можно в парке посидеть)

Ответить
Развернуть ветку
Технопарк Сколково
Автор

Это Сколково, стартап-конференция Startup Village в 2021 году)

Ответить
Развернуть ветку
Zaraza

У меня вопрос нетривиальный возник после прочитанного - как вы считаете насколько эффективно сейчас работает возглавляемый вами технопарк и достиг ли он на среднесрочном горизонте поставленных перед руководством качественных и количественных целей?

Ответить
Развернуть ветку
Технопарк Сколково
Автор

Ничего, что отвечу вам с корпоративного аккаунта?)

Мое мнение – Технопарк более чем эффективен. Уже пару лет как мы вышли на самоокупаемость, что для государственных технопарков нонсенс. Но правда в том, что в целом неважно, как считаю я. Для этого есть более объективные метрики, у меня, как, наверное, и у вас, есть начальство, KPI. Кроме этого, эффективность нашей работы время от времени проверяет Счетная палата.

Есть и другие более важные, чем мое мнение, показатели: удовлетворенность резидентов, заполняемость Технопарка, которая в 2022 была на уровне 95% и выше, при том что мы не понижали цены.

Для меня лучший показатель эффективности – рост резидентов. По отчетам 2021 года наши стартапы составляли всего 13% от общего числа участников «Сколково», но при этом четверть выручки, инвестиций и треть патентов приходилась именно на их долю. Аналитику за 2022 год мы подготовим в апреле, после сдачи годовых отчетов резидентами, но качественной разницы в процентном соотношении там не предвидится.

Из того, что я лично для себя наметил, мы не все реализовали, но так бывает в бизнесе. Если бы сделали абсолютно все, это бы больше говорило о недостатках планирования, чем о качестве управления.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда