Сделать для клиента фотосессию и не поссориться

Если между постановкой задачи и началом её выполнения прошло много времени, стоит заново обсудить требуемый результат.

Образно историю можно описать так:

Сделать для клиента фотосессию и не поссориться

У нас есть клиент, с которым мы работаем много лет — создали сайт, занимаемся дизайн-сопровождением, поисковым продвижением. Все довольны. Поэтому когда возникла потребность продвижения в социальных сетях, клиент обратился к нам.

Посмотрев на текущую ситуацию в его Instagram, мы пришли к выводу, что ситуацию спасет фотосессия продукции. К слову, это украшения из жемчуга. Нужна предметная съёмка, которая подчеркнёт эстетику украшений, создаст настроение и прочее.

Тут надо сказать, что дизайн у нас на высоте. В команде работают люди с очень хорошим бэкграундом. Веб-дизайн сейчас, а в прошлом — полиграфия, моделирование, иллюстрации. В том числе и репортажная и постановочная фотосъёмки. Мы условились: фотосессию будем делать сами. Но в тот момент мы не осознавали всех последствий решения.

Собираем информацию

Нельзя просто взять и начать выполнять задачу. Важно собрать и формализовать требования. Тут мы тёртые калачи — провели бенчмаркинг, собрали референсы, описали визуальную концепцию, зафиксировали объём работ. Полученный документ обсудили внутри команды, то есть с коллегами, которых коснётся работа. Показали клиенту, объяснили нашу идею.

Сбор бизнес-требований, к слову, — самая важная часть работы. Здесь ключевую роль играет умение задавать правильные вопросы, ведь заказчик почти никогда не отвечает полно, в результате беседы часто всплывают нюансы, существенно влияющие на процесс. Правильно собранные бизнес-требования оградят вас от неприятных сюрпризов при сдаче работы вроде «а я думал, здесь будет котик».

Ещё одна также очень важная и часто забываемая часть работы —составление списка владельцев задачи, тех, кто заинтересован в результате. И мы нередко думаем, что это лишь клиент.

Однако это может быть, например, генеральный директор вашей студии, если заказчик — ключевой клиент компании, и гендир хочет контролировать процесс. Или аккаунт-менеджер, если его мнение важно: например, он знает вкусы клиента, так как долго с ним работает. Бизнес-требования нужно собирать и у них, а не только у клиента. В нашем случае владельцами задачи являются сразу четверо:

  • клиент;
  • SMM-специалист (он создавал концепцию канала и будет использовать фото для публикации, ему важно, чтобы результат соответствовал его концепции);
  • специалист по рекламе (он будет использовать фото для создания таргетированных рекламных объявлений, ему важно, чтобы из фотографий можно было сделать привлекательные объявления);
  • наш гендир (это нетипичная задача, и ему интересно можно ли её продавать как ещё одну услугу).

А вообще в команде семь человек. Кроме владельцев, аккаунт-менеджер (это его клиент), дизайнер-фотограф (ему всё это делать) и технический директор (его сотрудника используют не по назначению и ему тоже интересно).

Итак, мы сформулировали и презентовали концепт, обозначили стоимость работ, клиент ушёл думать, мы занялись другими задачами.

Кратко о концепте: мы остановились на предметной съёмке (не отдельно украшение, а в композиции с каким-то предметами) в двух базовых фоновых цветах — коралловом и голубом.

Помимо этого, мы решили чередовать продающий контент с развлекательным, публиковать как отдельные украшения, так и комплекты, вдохновившись такими брендами, как Tiffany, Agata Paris и Bulgari. Если кому-то интересно, найдите в Facebook меня или VIPRO — скину концепцию, там много красивых картинок.

Промежуточный чеклист:

  • определить список владельцев задачи;
  • провести тщательное интервьюирование всех владельцев;
  • защитить концепцию у всех владельцев;

Большой переполох

Клиент думал три недели и согласился. Дизайнер получил команду «делаем». Мы купили лайтбокс, кучу разных милых штучек в магазине рукоделия и радостно взялись за дело. Вот небольшой репортаж, так сказать, бэкстейдж.

Два дня дизайнер раскладывал украшения в идеальные композиции, примерял бленды, менял выдержку, искал кадр, любовно протирал украшения тряпочкой, обрабатывал фотографии в Photoshop. Через два дня гордо, любуясь своей работой, принес 20 фотографий. Вот некоторые:

И тут началось. Результат категорически не устроил ни специалиста по SMM, ни специалиста по рекламе. Первый говорил, что из этого набора невозможно выстроить полотно публикаций в едином стиле, второй возмущался качеством и непродаваемой подачей изделий.

Пришлось собрать экстренное совещание, прошло оно очень эмоционально. Дизайнер защищался, рассказывал про композицию, цветовой круг, показывал, как выглядит настоящая профессиональная студия для съёмки ювелирных украшений, даже включил небольшой фильм о том, как проходит съёмка ювелирки.

Говорил, что для задач Instagram качество подходит, особенно учитывая непрофессиональное оборудование, а цветовая гамма прекрасно сочетается. Но в ответ получал безапелляционное «коричневый цвет плохой», «розовый с синим не сочетается», «это невкусно и не хочется покупать».

В итоге стало понятно, что подручными средствами эффекта Tiffany не получить, и мы заказали съёмку в специализированной фотостудии. Контроль над съёмкой взяли на себя специалист по рекламе и аккаунт-менеджер. Снимки со второй фотосессии:

Что мы сделали не так

Как могла произойти такая ситуация в компании с большим опытом работы над проектами, с отработанными механиками разработки и защиты идей, с багажом взаимодействия с самыми разными клиентами? Ответ прост — это была внутренняя задача и мы расслабились. Ошибок было много.

Постановка задачи

Помните, я писала, что между разработкой концепции и началом работы прошло около трёх недель. Постановщик задачи всё это время помнит, чего он хочет, а у исполнителя голова забита текущими задачами. История трёхнедельной давности выветрилась почти сразу, оставив лёгкий след, который был переработан, что свойственно людям творческих профессий. Вместо желаемого нежного кораллового и голубого мы получили насыщенный синий и коричневый.

Вещь в себе

Исполнитель получил задачу, выполнил её целиком и принёс готовый результат. Смотрится логично, но так не работает. Создавая дизайн сайта, мы сначала разрабатываем дизайн-концепцию. Это наше видение проекта. В концепцию включены фрагменты интерфейса будущего сайта, описание идеи, предпосылки.

Мы презентуем клиенту то, каким мы хотим сделать сайт и почему мы так хотим. Мы обсуждаем задачу с клиентом и, только после того как договоримся, то есть синхронизируем наше видение, приступаем к дизайну всего сайта. Это здорово экономит время и позволяет решить клиентские задачи с первого раза. В нашем случае достаточно было сделать одну фотографию и обсудить её со всеми владельцами задачи. Всё бы сразу стало понятно.

Эмоции

Дизайн — сфера эмоциональная, тут сильное влияние оказывают вкусы, привычки, личные пристрастия. И это, конечно, сильно мешает. Потому что на самом деле дизайн подчиняется рациональным законам. Всегда есть задача, которую надо решить, есть ряд инструментов для решения, и на результат работы дизайнера нужно смотреть не с позиции «нравится-не нравится», а с позиции решена задача или нет.

И уж тем более нельзя говорить «у вас получилось некрасиво». Это не даёт никакой информации исполнителю, никак не помогает. Оценивая работу дизайнера, нужно говорить «это не решает такую-то задачу, потому что...».

Такие аргументы помогут исполнителю лучше вникнуть в суть и предложить подходящее решение из большего спектра возможностей, которые даёт дизайн. В нашем случае такого не произошло, мы скатились в неконструктивную критику. В итоге верх взял эмоционально более сильный владелец, решив задачу так, как он её видит. В результате требования SMM-специалиста оказались забыты, а дизайнер зарёкся делать какие-либо фотографии для компании.

Выстраиваем процесс правильно

Вся эта история о взаимодействии в команде и управлении проектами. Ошибки, которые мы совершили, настолько типичны, что теперь, когда я оглядываюсь назад и анализирую произошедшее, мне даже немного досадно. Всего этого можно было бы избежать, следуя простым правилам.

  1. Составляйте полный список владельцев задачи и обсуждайте задачу с каждым. Предложенное решение должно устраивать абсолютно всех.
  2. Если вы ставите задачу, убедитесь, что исполнитель понял её и помнит, чего вы от него хотите. Не полагайтесь на прошлое, актуализируйте задачу непосредственно перед выполнением.
  3. Если вы исполнитель, перед началом работы убедитесь, что правильно поняли задачу. Достаточно короткой беседы: опишите задание своими словами, задайте пару контрольных вопросов.
  4. Синхронизируйтесь внутри команды. Для этого хорошо подойдёт совместный разбор примеров. Обсуждайте не просто понравившиеся работы, но что именно в них нравится: мы часто обращаем внимание на разные детали. Обязательно обсудите что не нравится, это целый кладезь полезной информации.
  5. Показывайте промежуточный результат. Тестируйте гипотезу как можно раньше, это сократит время и поможет избежать проблем при сдаче работы. В таком подходе есть дополнительный бонус — вовлекая владельца задачи в работу, вы эмоционально привязываете его, он чувствует себя причастным к процессу и результат считает отчасти своим. Следовательно, защитить работу будут проще.
  6. Учитесь критиковать правильно. Отстранитесь от своих эмоций, сосредоточьтесь на решаемой задаче. Не думайте только о своём восприятии. Тут хорошо подойдет знаменитый пример с рыбаком, который любит клубнику со сливками, но для рыбалки копает червей, потому что их любит рыба. Полезным будет задать вопрос «почему ты решил это именно так?» («почему здесь такой цвет», «почему это такого размера» и так далее). Скорее всего, ответ расширит ваш взгляд на работу, а разумное объяснение поможет более объективно оценить результат.

P.S. Стоило ли вообще браться за непрофильную работу — отдельный вопрос. В каких случаях это оправдано, а когда лучше остаться в зоне своей профессиональной компетенции? Этот вопрос тянет ещё на одну статью, его можно обсудить в следующий раз, если кому-то интересно.

1111
31 комментарий

За композицию "обвисшие груди" надо бить сразу телевиком по рукам. Без обид.

11

Конечно, без обид)). Специально прошлась по офису с опросом. Видят грустные глаза, воротник. И да, грудь тоже видят, дизайнеры, в основном.

Это история про шизофрению массовую. Изначальная задача вообще могла не включать в себя фотосъемку. заявление про сильных дизайнеров опустим, но странно что вы шрифты еще не подорвались делать сами, раз у всех есть какой-то параллельный бэкграунд. Ювелирка всегда считалась сложным объектом для съемок, причем одним из самых сложных. Результат во-первых предсказуемо напугал заказчика дешевыми материалами деталей композиции - да, можно бриллиант на говне ради сильного контраста, но тут не понятно о чем это соседство. Типо пиломатериалы и ларисины серьги. Перепихон в леруа мерлен.
Нет, серьезно, к вам пришли задачу не про съемки даже, вы что чиканутые? Нахрена вам еще и столько людей для этого понадобилось? Чтобы выдумать вместо заказчика что ему нужно и влезть не в свою область компетенции не понимая рисков, и написать еще эссе на тему того почему вы олени.

4

Как вы поняли, что задача не про съемку?
Влезать не в свою область полезно, расширяет кругозор, развивает компетенции.
Что касается оленей - да, что-то парнокопытное в нас есть, но мы уверенно движемся по спирали эволюции к высшим приматам)). Об этом и статья.

Выслушали критиков, дизайнеров и маркетологов. Теперь дайте сказать фотографу)
1. Ювелирку фотографируют на однородном светлом (пастельном) тоне в одном для всей партии ракурсе и стиле. Вы нарушили оба правила разом.
2. В предметной съёмке важен качественный свет. Он плох.
3. Неподходящая оптика. Это видно по нерезким мыльным фотографиям с малой глубиной резкости. Понятно, что на таком пёстром отвлекающем фоне нужно было концентрировать внимание на объекте и фотографы размывали фон. Это неправильно.
4. Ювелирка - это ещё и ретушь.
P.S. Разницы в первой и второй съёмке нет. Они обе неправильные в плане подхода. SMM-щик был прав: такой контент никуда не годится. На сайт его тоже не поставить. Тогда зачем нужны эти фотографии?
P.S.S. Ювелирка вам досталась поганенькая. Такую очень непросто сфотографировать "вкусно".

4

мне ни одно фото не понравилось - круглые украшения и рефреные неправильной формы натурал ные поврхности не сочетаются - камень, например, вообще более выгрышно смотрится чем кое-как безидейно разложенные украшения на нем

3

С ювелиркой в принципе сложно. Лично на мой вкус наиболее удачное решение - фотографировать на самой модели, чтобы клиент сразу видел как это смотрится, если украшения надеть. Что касается обеих фотосессий, то у первой наиболее удачными считаю фотографии на коричневом фоне с деревом. Украшения на брусочках не поняла немного, было бы лучше, если на таком фоне был нежный шелковый платок. Это может избито, но беспроигрышно. Из второй фотосессии удачно получилась только нитка жемчуга на камне (вислосиси сами по себе красивые, но не в этой композиции). Конечно это все вкусовщина и в данном вопросе крайне тяжело угодить любой стороне.

2