Распределенные команды — наступившее будущее ИТ-индустрии

В 6nomads мы делаем продукт для найма удаленных сотрудников, потому что убеждены, что за распределенными командами будущее. Это будущее мы страстно хотели продвигать на просторах нашей родины, но уперлись в непробиваемую твердолобость внешне очень прогрессивных руководителей. Возможно, вы узнаете в них себя.

Древо познания и менеджеры-контрол-фрики после прочтения нашей статьи 
Древо познания и менеджеры-контрол-фрики после прочтения нашей статьи 

В первой части «Менеджеры-контрол-фрики мешают эволюции» мы рассуждали, почему годных стартапов в России мало, как хороших реперов, а офисы вскоре отомрут, как пейджеры, почему специалисты уже не жаждут работать в ИТ-корпорациях и эти компании не спасут бариста и котики. Решили, что корень всех этих проблем растет из дубовых менеджеров и руководителей.

Часть 2

Александр Корольков, CTO Moeco с опытом управления распределенными командами более трех лет, в качестве основной причины непопулярности удаленки в наших краях называет следующую:

Россия — это милитаристская страна контрол-фриков

Распределенные команды — наступившее будущее ИТ-индустрии

Выдавливание из копирайтера большего количества слов в час никого не сделает богатым. А вот если он напишет отличное рекламное объявление, вас ждет успех.

основатели Basecamp и авторы «Remote»

Глеб Кудрявцев, евангелист удаленной работы и руководитель продакт-менеджмента детского направления Skyeng, убежден: тот, кто не способен управлять удаленной командой, неэффективный руководитель и в условиях офиса.

Если вам не разрешают работать удаленно, странно, как вам вообще хоть что-то поручают. Если вы столь несамостоятельны, почему вы способны общаться с клиентами, писать тексты рекламных объявлений, создавать дизайн новых продуктов, оценивать заявления о выплате страховки или рассчитывать налоги?

основатели Basecamp и авторы «Remote»

Удаленная работа — проверка на качество любого специалиста и тем более менеджера. Дело в том, что офисные властители обманываются созерцанием сидящих за столами сотрудников (которые в это время могут с очень серьезными лицами бродить по фейсбуку), слишком много внимания уделяют организации процессов — пропускная система, совещания, бюрократия, тогда как удаленная работа ориентирована на результат, а не на процесс. Когда фокус смещается с работы на ее результат, все огрехи руководства и исполнителей вдруг вылезают наружу, как 💩 по весне. Работу уже нельзя имитировать, а руководителя — заболтать.

Дурачить коллег гораздо труднее, чем босса. В разговоре с менеджером проекта, не очень хорошо разбирающимся в тонкостях кодирования, программисты могут превратить задачу на тридцать минут в аналог недельной полярной экспедиции, но если эту сказку услышат другие программисты, уловка немедленно будет раскрыта. Дурачить коллег, работая удаленно, гораздо труднее.

основатели Basecamp и авторы «Remote»

Давид Табачников, CTO ScholarshipOwl, например, вовсе отказался от лимитирования отпуска для сотрудников. Специалисты в его команду собрались из 19 разных стран, в каждой законодательно принята разная продолжительность отпуска в год. Было странно, что одни члены команды могут отдыхать только 16 дней в году, а другие 36. Тогда в компании вовсе отказались от ограничений, и — как ни возопят сейчас контрол-фрики — никто не ушел в бесконечный релакс, просто потому что удаленные сотрудники нацелены на результат и их куда больше заботит судьба проекта. Они сами не хотят надолго выпадать из процессов. Само собой сложилось так, что в среднем каждый берет в год около 20 дней отпуска, и по наблюдениям Давида, все равно заглядывает в это время в рабочие чаты и документы.

Тоже самое внедрил в Virgin Group еще Ричард Брэнсон.

Я записал эту идею так: «Надо смотреть, сколько люди сделали, а не сколько они проработали. А если у нас нет строгого графика с девяти до пяти, то зачем нам строгий график выходных и отпусков?»

Александр Корольков проявляет строгость в другом — закрывает сотрудникам доступ к рабочим инструментам на время отпуска, а в качестве крайней меры отключает разработчиков в случае заметной, хоть и добровольной переработки, чтобы предотвратить выгорание.

После статей о провальных экспериментах с удаленной работой может показаться, что главная причина неудач — потеря эффективности и вспышки лени среди сотрудников. На самом деле главным врагом удаленной работы является не недо-, а переработка.

основатели Basecamp и авторы «Remote»

Кроме найма лучших специалистов проблема кроется еще и в их удержании, тогда как текучка в ИТ явление едва ли победимое. Разработчики в Москве меняют работу в среднем каждые год-полтора. Когда мы спрашивали руководителей удаленных команд о текучке, они с трудом могли вспомнить уволившихся сотрудников. Увольнять несправляющихся — это разумеется, СТО в один голос говорят, что прощаться с отстающими нужно безжалостно, и в этом залог успеха сильной удаленной команды. Но сильные спецы сами из таких команд не уходят.

Во-первых, они держатся за удаленную работу на интересном им проекте: качественных предложений удаленки все еще очень немного, и руководители, готовые нанимать удаленных сотрудников и платить им конкурентную зарплату, пользуются огромным преимуществом.

Во-вторых, в составе таких команд разработчики чувствуют куда большее свое участие, свой личный вклад. А это часто становится определяющим. Если вы руководитель и до сих пор убеждены, что все делают выбор в пользу большей зарплаты — вы ничего не знаете о своих подчиненных. Дэниел Пинк, автор «Драйв: что на самом деле нас мотивирует», небезосновательно заявляет, что, например, для креативных профессий деньги являются мотиватором только до определенного уровня, после на передний план выходят: автономность (возможность принимать самостоятельные решения), перспектива стать экспертом и миссия (причастность к чему-то значимому).

Когда работаешь в большой компании, понимаешь, что можешь быть сколько угодно крутым, делать классные штуки, и всё равно где-то на пять уровней выше тебя сидит очередной «директор of что-нибудь», который принимает решение, как в итоге будет выглядеть продукт. В результате нет ощущения, что ты приносишь пользу людям.

Андрей Ребров, СТО Scentbird

Мы искренне рады, если вы, читая, не узнали в себе менеджера-контрол-фрика, каковых всё же определяющее большинство. Досадно, что они не просто тормозят развитие своих компаний, российского предпринимательства в целом, но и добавляют поводов для молодых специалистов стремиться за рубеж.

Playrix — российская игровая компания — таких поводов не добавляет и привлекает лучших в свои ряды. Благодаря выбору распределенной команды Playrix вошли в топ-10 крупнейших мобильных игровых компаний в мире и стали безоговорочными лидерами в СНГ, а теперь хотят выйти на уровень Blizzard. Если учесть, что в их команде уже 1000 человек и они открыты к найму лучших, где бы те не находились — это звучит как план, а не как смелый, но нереалистичный замах.

В Playrix все команды распределённые: они состоят из удалённых сотрудников и тех, кто работает из офисов. Это даёт возможность собирать по-настоящему сильные и уникальные команды, ведь по-другому эти люди никогда не смогли бы работать вместе.

При таком подходе очень важно давать больше свободы. Мы верим, что свобода рождает креативность и улучшает результаты. Поэтому наши сотрудники могут работать там, где им удобно; они не привязаны к конкретной локации. Это же относится и к рабочему графику: он у нас свободный. Мы уже давно не отслеживаем рабочие часы сотрудников.

Дмитрием Бухман для DTF, основатель Playrix

Тот факт, что при огромном количестве ИТ-талантов в нашей стране, мы не часто совершаем по-настоящему значимые прорывы, о которых было бы известно во всем мире, да еще и теряем лучшие умы — заслуга твердолобости руководителей, их отсталости и смешной жажды осязаемой власти. Можно сваливать всё на бюрократию, страну, всемирный заговор, а можно признаться в собственных страхах, некомпетентности, посмотреть на успехи иностранных компаний (часто с русскими корнями) и перенять их опыт.

Каждый предприниматель понимает: чтобы добиться успеха, нужно сделать что-то не так, как это делают все вокруг тебя. Например, нанимать лучших и доверять своим сотрудникам.

Люди отличаются поразительной способностью отвечать самым смелым вашим ожиданиям и вести себя адекватно и ответственно — нужно только позволить им это.

основатели Basecamp и авторы «Remote»

В работе мы регулярно сталкиваемся с руководителями, которые, брызжа слюной, убеждают нас в бесперспективности удаленной работы или невозможности применить ее в своем (конечно же, не таком как все остальные) проекте и нанять удаленного разработчика, вместо того, чтобы еще три месяца искать кандидата в своем городе. Мы можем долго рассказывать про простые инструменты и преимущества такого шага, но порой хочется только спросить, неужели в 21 веке писать код в двух разных городах, по-вашему, невозможно, а на двух разных этажах — вполне?

Пока по вине менеджеров-контрол-фриков ИТ-индустрия не перешла массово на формат распределенных команд, по вине тех же контрол-фриков Кирилл Серебренников вынужденно перешел на удаленную работу — находясь под домашним арестом, продолжает ставить гениальные спектакли в Гоголь-центре. Спектакли! А вы про программистов на соседних стульях, ну.

Больше материалов читайте в нашем блоге.

2121
16 комментариев

качественных предложений удаленки все еще очень немногоименно самые качественные предложения на удаленке - это проекты зарубежных компании которые работают с талантами во всем мире.

6
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Интересная логика в последнем абзаце: прокуратура виновата в хищениях в Гоголь-центре. Весьма недурный наброс.

1
Ответить

ты пришел защищать прокуратуру в каменты на vc, меня это поражает

2
Ответить

большой опыт работы на удаленке.
Есть минусы
- не все могут настроиться на рабочий лад, если рядом диван и холодильник.
- очень сложно организовать наставничество, только команды из готовых спецов. А как джуниорам учиться?
-нет чувства локтя и сложная социализация в команду новых сотрудников

Ответить

Максим, спасибо за комментарий!
- Удаленная работа — не значит работа из дома. Всегда можно найти то, что работает именно для тебя: коворкинг, кафе, библиотека, парк.
- Если в компании есть на это ресурс, то брать и взращивать джуниоров — здорово, а организация наставничества при желании не так уж отличается от того же процесса в офисе.
- Онбординг и адаптация в команде — очень важные штуки и особенно на удаленке. То, что вам не хватало ощущения командной игры в условиях распределенной команды, указывает на ошибки руководящей стороны. Но оно и не удивительно — об этом пока еще мало написано, и ошибки все совершают одни и те же. С чем мы намерены бороться:)

1
Ответить

Ну типа - если распределенная компания работает в 3 раза менее эффективно, но в ней в 5 раз больше сотрудников, чем в сфокусированной в офисе, то это имеет смысл.

Раньше это называлось - залить все баблом, а теперь придумывают какие-то теории.

Ответить