Как я собирала MAC-адреса на «Амоконф»: история сотрудницы рекламного агентства
Отчаянно волнуюсь и считаю секунды до момента Х. Скоро охранники «Мегаспорт» заглянут в мой рюкзак. Если не повезёт, то обнаружат там подозрительную вещь с проводами, лампочками и кнопками.
Готовлю оправдательную речь. Мол, я всего лишь безобидная Настя, скромный посланник рекламного агентства MediaGuru, исполнитель редакционного задания. Отпустите, дяденьки, не бейте.
А теперь по порядку о том, как я собирала аудиторию для таргетинга при помощи Wi-Fi-сенсора, для чего это было нужно и что в итоге получилось.
Суть и цель моего задания
Чтобы написать статью, требуются вдохновение и материал. У меня не было ни того, ни другого, пока под руку не попалось любопытное задание от отдела маркетинга.
- Суть: внедриться в ряды маркетологов.
- Цель: собрать аудиторию для показа рекламы и поделиться впечатлениями.
- Мишень: приёмчики таргетинговой рекламы.
В двух словах о таргетинге. Захожу я, предположим, в автосалон и глазею на классную машину, которую мне никогда не купить. С разбитым сердцем иду домой. Лезу в Google, чтобы посмеяться над сплетнями, а на экран моего телефона выскакивают рекламные баннеры вроде таких: «Land Cruiser в рассрочку, скидка 100 тысяч рублей».
Совпадение? Не думаю.
Откуда маркетологи знают, кому и какую рекламу показывать: теория от профана
Для рекламной кампании требуется целевая аудитория. Такую нужно собрать, затем отсеять неподходящие данные и уже после показывать свои объявления.
Один из инструментов, который используется для обработки аудитории, — Wi-Fi-аналитика. Информация добывается двумя способами:
- закупка готовых аудиторий (такие собирают, например, розничные ритейлеры);
- самостоятельный сбор при помощи Wi-Fi-маяка.
Агентство решило протестировать второй метод, честь его реализации выпала мне. Прежде чем рассказать подробности, я кратко познакомлю вас с устройством, которое было задействовано в эксперименте.
Как работает Wi-Fi-маяк: ещё немного теории
Предположим, вы обладатель смартфона с Wi-Fi. Когда сигнал включен, телефон судорожно простукивает роутеры вокруг и обменивается с ними MAC-адресами — это такие уникальные идентификаторы, например: 08-ED-B9-49-B2-E5.
Взаимодействие происходит без соединения, подключения или скачивания чего-либо. Все контакты анонимны, их персональные данные скрыты. То есть технология легальна и не запрещена для использования маркетологами в корыстных целях.
Как все происходит
- устанавливаем Wi-Fi-радар в нужном месте (или кладём его в рюкзак, как я);
- он собирает MAC-адреса с устройств, у которых активен Wi-Fi;
- полученные данные передаются через API, например, в «Яндекс.Аудитории» для создания сегмента, группы людей с единым способом узнавания;
- мы обрабатываем информацию и создаём рекламную кампанию;
- показываем баннерную рекламу своим клиентам;
- копим статистику и оптимизируем кампанию.
При помощи инструмента можно собрать аудиторию, привлечь новых клиентов или догнать интернет-объявлениями людей, которые сами посетили рекламируемую промоточку — магазин, скажем, или салон красоты.
Я гуманитарий и не сильно разбираюсь в технических сложностях. Поэтому рассказываю о работе Wi-Fi-маяка на своем, профанском. Здесь мой коллега из отдела аналитики рассказывает всё о механике в интимных подробностях, если интересно — почитайте.
Как я оказалась на «Амоконф»
Наше агентство уже отправляло на поиски аудитории при помощи Wi-Fi-сенсора одну из сотрудниц. Наташа собирала MAC-адреса на конференциях, форумах и небольших мероприятиях. У неё был план в 500 контактов и не всегда имелся билет, так что иногда приходилось ловить адреса прямо на входе.
В этот раз мелочиться не стали и амбициозно замахнулись на «Амоконф» — крупнейший бизнес-форум. Да что там, у меня даже был собственный билет.
Михаил Токовинин обещал фантастическое шоу. А также превзойти предыдущие конференции. Настя Ивлеева, Артемий Лебедев, Александр Друзь и другие спикеры, собрать зал в 12 тысяч человек. Я поклялась поймать столько же MAC-адресов.
Проблемы при отлове MAC-адресов и их решение
Мой энтузиазм сдулся уже на входе в «Мегаспорт», потому что охрана с любопытством досматривала посетителей и отнимала неугодные предметы. От одной мысли, что сейчас в моем рюкзаке обнаружат подозрительный механизм, подкашивались ноги. К счастью, прибор был отключен — ни рамки, ни охранники на меня не реагировали.
Я прошла в зал с верой, что полдела сделано. Наивная. Маяк нужно было включить, а для этого — позвонить специальному человеку. Представьте, как ловит очумевшая от перегрузки связь в толпе. Очень плохо ловит. Пришлось дозваниваться до сервиса с настойчивостью оператора какого-нибудь банка.
Следующая проблема, с которой я столкнулась, — маленький диапазон расстояния до устройств с Wi-Fi. Что могут эти 10 метров охвата в пределах огромного зала? Пришлось бегать по разным секциям и рядам, вылавливая как можно больше людей. Причем не просто носиться, а с паузами.
Дело в том, что маяк не может поймать MAC-адреса мгновенно — для этого нужно постоять рядом с аудиторией хотя бы пять секунд. Иначе она не соберётся.
Утомилась страшно. Честное пионерское, хотелось лечь прямо между трибунами, съесть шоколадку или хотя бы зареветь. К счастью, прекрасная Настюшка Ивлеева запустила мой аэробный метаболизм (второе дыхание) подбадривающей фразой: «У вас должны быть яйца! Девчонок тоже касается».
Все правильно говорит. Твердость характера, смелость, смекалка, ау! И вот я уже стою с маяком там, где на маленькой площадке ютится большая аудитория, — возле входа в туалет.
В конце миссии осталось только незаметно прошмыгнуть мимо охраны и рамок на выходе. Возможно, там меня бы поймали и скрутили. Или унесло НЛО на своей тарелке. Но я слишком устала, чтобы придавать этому значение. К тому же в офисе меня ждали коллеги, которым не терпелось узнать, сколько тысяч контактов удалось собрать на таком уловном мероприятии.
Итоги
В результате моих усилий Wi-Fi-маяк поймал 10 тысяч с хвостиком контактов. Правда, добрую их половину пришлось отсеять. Потому что по возвращении в агентство кое-какая растяпа забыла выключить устройство. В метро я случайно собрала MAC-адреса детей, бабушек и даже трекеров с ошейников чьих-то домашних питомцев.
В целом с миссией я справилась: данные и впечатления получила, отчет составила, вклад в пользу общего дела внесла. Оказались ли контакты полезными и повысили ли эффективность рекламной кампании? Не знаю. Если вы были на конференции, то вам и виднее. Скорее всего, наш баннер уже догнал вас в сети.
Скорее всего отсеять придется гораздо больше MAC-адресов. Дело в том, что современные гаджеты рандомизируют свой MAC-адрес при сканировании незнакомых сетей Wi-Fi - а именно так радар и получает MAC. По статистике того же Яндекса, около 65% из всего пула загруженных MAC-ов идентифицируются Яндекс.Аудиториями.
Рандомизацию легко обойти. Ловец маскируется под известную устройству сеть и получает настоящий мак.
А какая сеть известна 12000 человекам? Macdonalds_Free?
MT_FREE
Насколько мне известно все айфоны по дефолту конектятся к AT&T WiFi
в интернете пока не нашёл подтверждения этой информации. есть наименование сети, чтобы я проверил?
Давайте проверим, самому интересно. attwifi должна называться. Но насколько я успел прочитать, теоретически это дефолтная настройка только для клиентов AT&T
Да этого не нужно. Без разницы какая сеть у клиента настроена. Достаточно одной любой.
Телефон сам ее запрашивает, а поддельная точка доступа скажет, что это она. Для с она настоящего мака этого достаточно.
Почитал источники - действительно, с рандомизацией как-то не все однозначно.
Важно. Мой хонор9 например, при наличии открытых сетей, не светит реальный, пока не войдёшь в настройки и не отсканируешь вифи-сети.
Такая проблема действительно есть. Но пока еще есть исключения, когда например в iOS рандомизация отключается - iPhone находится в режиме модема.
Ожидал, что будет чуть больше про рандомизацию, потому что на таких конференциях явно высока доля владельцев iPhone. Вот, например, исследование неплохое - https://arxiv.org/abs/1703.02874
Когда дошел до самого интересного, статья закончилась.
Ну вот допустим собрали, по мак адресам... типа написали кампанию с объявами по аудитории... и че? Где самая соль статьи то? Типа чуваки, мы получили 532% лидов с каждого мак адреса... и типа это много круче чем скажем склепать РСЯ кампанию за 2 часа...
А затем запустили рекламу через display.yandex.ru и myTarget, подробности в следующих выпусках
Комментарий недоступен
В настоящий момент нет.
Было очень интересно,
Больше всего понравилось выступление Александра друзя!
так и не решена еще история с рандомизацией? биконы тоже не варик до сих пор?
Какая красивая история...
Ой, а может быть вы расскажете серости, как по MAC-адресу сетевого интерфейса аутентифицировать пользователя в каком-нибудь сервисе в интернете, ведь он известен только оборудованию к которому вы подключаетесь (роутер, сетевые интерфейсы других устройств), и не передается никуда далее по многочисленной цепочке других маршрутизаторов, свитчей и прочего, которые к слову имеют свои MAC-адреса!?
Как-то так: https://www.google.com/search?q=яндекс+аудитории+"mac"
Для того, чтобы деанонимизировать MAC - нужно не только пройти мимо WiFi точки, а подключиться к ней, после этого еще нужно выдать себя Яндексу, который по совокупности данных, переданных от точки доступа и, допустим загрузки какой-либо страницы с Директом сможет сверить например IP точки доступа и переданный список MAC-адресов клиентов этой точки, и это не дает никакой гарантии корректного связывания.
Как вариант - передавать Яндексу твой MAC могут и приложения, установленные на мобильном, типа Яндекс браузера или что-то такое... (всегда удивляли любители обмазываться таким #!&#^%)
С Android 8, например, MAC-адрес генерируется случайным образом до подключения к WiFi сети, т.е. на данный момент, замечательные обещания таких "сборщиков" - это в основном просто маркетинговый ход для привлечения клиентов, не более.
Так что смысл действия, описанного в данной статье весьма непонятен, как и объективные сомнения в реальности привязки MAC и идентификатора пользователя в том же Директе для большинства "здоровых" людей, не устанавливающих себе на мобильные устройства всякое говно.
В ситуации с гео таргетингом в выгодной позиции находятся только Google и Apple - им не нужно собирать MAC, привязывать их к реальным идентификаторам/аккаунтам пользователей... Google/Apple и без этого знают твою геолокацию, аккаунт, предпочтения, поисковые запросы.
Хотя вы можете и дальше считать, что бегая с коробочкой по городу - вы занимаетесь чем-то полезным и отнюдь не глупым....
Какое либо приложение от Яндекса стоит почти у всех. Карты, почта, такси. Плюс данные могут сливать приложения других производителей по договоренности с Яндексом. Что позволяет связать MAC адрес с почтой или телефоном и отследить в сети позднее.
Даже если бы это было так - коробка-то по-прежнему бесполезна.
Хорошая штука, но нужно, что бы она работала с 3g, 4g, а не только вайфаем. Иначе так и останется узкоспециализированным устройством для баров, кофеен и прочих салонов красоты.
Спасибо за статью. Читать было очень интересно :)
Штука хорошая, точно. Вот в салоне красоты с ней еще не была😂
Будем надеяться, что со временем заработает и с 3G, и 4G. Пока что ограничений действительно много.
Рада, что история получилась интересной (причем не только мне:)). Спасибо!
Комментарий недоступен
как раз собирался воспользоваться! Спасибо
с какими целями люди вообще включают вайфай в городской среде?
Мне неизвестно wi-fi радаром какой компании пользовалась автор статьи, но... например, если говорить о решениях Radius WiFi, то радиус сканирования примерно 50 метров. Включается wi-fi сканер простым нажатием кнопки. Корпус wi-fi сканера Radius Target (!) литой (никаких проводков и прочих "кишков" :) ) - маленькое устройство, которое помещается в кармане.
Личный кабинет имеет множество опций для выгрузки сегментов MAC-адресов в рекламные кабинеты. Поэтому и нет необходимости выключать устройство, выходя с мероприятия, так как через ЛК можно выбрать конкретные часы и минуты периода, которые вам необходимы.
Подскажите, где взять такие устройства? Они самосборные или купить можно? Я кроме ХотВайфая ничего не знаю
Они все на 100% одинаковые, ибо упираются в возможности протокола WI-FI. Самые прошаренные Hot-wifi у них есть мобильный сканер не требующий при сборе аудиторных данных постоянного подключения к интернету (буфер для работе в оффлайн режиме есть).
А так ищите любую компанию и задавайте 3 вопроса:
1. Как вы отсекаете мнимые MAC адреса
2. Могут ли данные мобильного сканера записываться без постоянного подключения его к интернету
3. Модель ценнобразования услуг по самой рекламе.
А так для общей информации:
1350 рублей стоит роутер TP-link
+ можно подключить к нему свой Power-bank
Если делать онлайн роутер без буфера, то на хабре есть развернутая инструкция.
Хороший сетевой админ соберет за день.
Можно попросить вас дать ссылку на инструкцию?
Там из много, вот например: https://m.habr.com/ru/post/252831/
Большое спасибо!
Это всё шляпа, а не инструкция. Всё делается гораздо проще, нужно лишь установить openwrt с airdump, но рандомизированные маки мы так и не раскроем.
Вполне возможно, что «шляпа» - я не разраб.
Мы как-то у них арендовали npoanalitika.ru. Это не на правах рекламы, просто из личного опыта.
Делал такое на одной конференции в далеком 2014 году, т.е. 5 лет назад.
Все умещалось в сумку с ноутом вместе с аккумулятором.
Слышал, что есть возможности преодолеть рандомизацию, но подробностей не знаю. Есть идеи?
Комментарий недоступен
Про то чтобы представиться другой сетью - это понятно, мне интересно, какие ещё есть способы. Про это и был мой вопрос и как-то странно, что ты спрашиваешь у меня на него же ответ.
Все гораздо проще товарищи. Social data hub уже покупают такую информацию непосредственно у владельцев вышек, внимательнее читайте договоры связи.
Крупные оперататоры уже начали предлагать свои данные и радары.
Имхо social data hub уже владеет этой информацией.
Ну и впереди планеты всей НПО аналитика с данными мак адресов московского метро)
Да, можно закупать готовую аудиторию, про это можно писать еще статью. Вон X5Retail торгует покупателями дорогого алкоголя.
Я хотел сказать, что у же давно есть не "железные" способы сборы аудитории с наибольшим охватом и более точечным таргетингом за более низкую стоимость.
Я решил не спрашивать сразу, а какое число MAС адресов из 1000 будет распознано)
Знаю - максимум 10%
+
https://www.npoanalitika.ru/
Анализ поведения посетителей на основе сигналов мобильных телефонов. Позволяет дать ответы на множество вопросов.
WiFi Радар для таргетированной рекламы
Яндекс, Facebook, Instagram, Mail.ru, ВКонтакте, Одноклассники
программно-аппаратный комплекс https://wifiradar.ru