«После нас никакого потопа»: объясняю, как передавать проект от одного подрядчика другому

Руководитель проектного офиса AGIMA делится 10 правилами, которые сделают проект прозрачным для заказчика и подрячиков.

Привет! Меня зовут Наташа Тарасова, и я уже 6 лет работаю в AGIMA, из которых 2 года руковожу проектным офисом. За это время я повидала разного: были многолетние проекты, которые мы делали под ключ, были короткие, в которых мы отвечали за отдельные этапы. Где-то нам приходилось работать самостоятельно, где-то с командами других агентств.

Но неизменным оставалось одно: мы всегда соблюдали правила хорошего тона.

Что я имею в виду, проще объяснить на примере. Предположим, к нам приходит заказчик с интересным проектом. Раньше этим проектом занималась другая компания, но не сложилось. Мы начинаем погружаться в проект и понимаем, что ничего не понимаем. Где доступы? Как выглядит архитектура? Какие технологии использовали? Где нам взять таких специалистов? Правила хорошего тона — вести проект так, чтобы его в любой момент было не стыдно передать дальше по цепочке.

Чтобы таких проблем не возникало, компания-заказчик может следовать простым правилам. В этой статье я объясню, как выстроить отношения с подрядчиками так, чтобы всем было комфортно на любом этапе: от конфетно-букетного начала до момента, когда в проект нужно передать другой команде — например, инхаус.

Почему я вообще об этом говорю

Существует много стереотипов об агентствах заказной разработки. И хотя некоторые из них имеют под собой реальное основание, всё же большинство не выдерживают никакой критики. Один из таких стереотипов звучит примерно так: задача любого агентства — «подсадить» заказчика на свои услуги, максимально привязать к своим сотрудникам и экспертизе.

Мы любим и умеем работать с заказчиками годами. И надеемся, что так и будет дальше. Но важно понимать, что залог долгих и крепких отношений не только в отлаженных внутренних процессах исполнителя и заказчика, но и в умении исполнителя сотрудничать с другими командами.

Привычная ситуация, когда потенциальный заказчик говорит: «Нам очень понравились ваши кейсы по дизайну, но вот эти ребята предложили крутое архитектурное решение. И мы сейчас выбираем между вами. Может быть, мы сможем выбрать и вас, и их?» Или еще более популярный вариант: разработкой MVP занимается агентство, а дальше продукт переходит в команду заказчика.

Как правило, агентство в таких ситуациях начинает тянуть одеяло на себя или, наоборот, сдается. Но есть и такие компании, которые смело отвечают: «Конечно, давайте мы вместе поработаем и подстроимся друг под друга». Но получится ли?

Сложности, которые возникают при передаче проекта, известны. Но почему-то из раза в раз разные компании допускают одни и те же ошибки.

Несколько примеров из жизни. Наверное, многие замечали, что иногда, когда мы приходим к новому стоматологу, тот говорит: «Кто вам лечил зубы? Эта пломба стоит не так, тут залечили плохо». И это повторяется из раза в раз: каждый новый доктор недоволен работой предыдущего. То же самое бывает с парикмахерами. Новый мастер внимательно осматривает стрижку и в итоге задает один и тот же горький вопрос: «Кто вас так постриг?»

Ниже я объясняю, как настроить процессы на проекте таким образом, чтобы при переходе проекта от команды к команде никаких вопросов ни у кого не возникало.

Эти правила, конечно, будут интересны агентствам, которые занимаются заказной разработкой. Но в первую очередь я пишу их для заказчиков — именно вам нужно на берегу договориться с подрядчиком, как сделать проект прозрачным для всех.

10 правил, как сделать проект прозрачным

  1. Четко определитесь с границами ответственности каждого подрядчика внутри проекта и обозначьте их для всех.

Не загоняйте себя в ловушку, а агентство — в условия обманутых ожиданий. Это нормально периодически напоминать исполнителю, что проект должен быть отчуждаемым, даже если вы рассчитываете работать с этой командой долго. Хорошее агентство не оставит попыток развить с вами отношения. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы сделать проект круто.

А круто сделанный проект можно в любой момент передать в инхаус-команду или другому подрядчику.

При работе же нескольких команд обязательно добейтесь того, чтобы границы ответственности были установлены до начала работ и согласованы между всеми участниками проекта. Любое непонимание и размытость обязательно приведет к лишним расходам.

2. Документируйте всё, что возможно.

Агентство должно помнить, что они делают продукт не для того, чтобы его обслуживать в будущем. Конечно, не исключено, что они действительно будут этим заниматься, но исходить из этой мысли при разработке вредно.

В сработанных командах, особенно в инхаусе, часто стараются тратить на документацию поменьше времени, потому что всё можно спросить у коллеги — вон Витя в соседнем чате. Всем всё и так понятно: мы же только что это сами придумали, посмотри описание в задаче. Но так быть не должно. Новый человек должен иметь возможность познакомиться с проектом и понять, как он устроен, не привлекая к вопросу половину команды.

Вот примеры того, что надо задокументировать и передать:

  • к макетам интерфейса должен прилагаться UI-кит и описание;
  • к реализованной фиче — техническое задание;
  • к задаче — критерии завершенности (DoD) и критерии готовности (DoR);
  • к API — спецификация;
  • к подключаемым сервисам — список доступов.

А еще:

  • архитектурные схемы или описанные потоки данных;
  • тест-кейсы;
  • инструкция администратора.

Ни одна часть продукта не должна остаться «голой».

Соблюдать это правило должны не только подрядчики, но и сам заказчик. Всегда приятно передавать и получать проект, о котором заботились. А еще это снизит градус неопределенности, когда подключится новая команда. Ее оценки будут точнее. Да, документация отнимает время, но больше времени и нервов вы потратите на передачу дел и исправления, если ее не будет.

Хороший тест для самопроверки: представьте, что вы только что присоединились к проекту. Уверены ли вы, что знаете куда идти? А если знаете, то потому что это очевидно или потому что вы хорошо разобрались в проекте? А если это будете не вы?

Любой тестировщик без подготовки разберется, где находится авторизация и регистрация. Скорее всего, он быстро этот функционал проверит. А вот чтобы понять, что проверять в задаче «Добавить КИД в полисы и методы для их вывода», ему точно понадобится время и ответы команды разработки.

Или документация.

3. Думайте о будущем, когда создаете доступы.

Например, на этапе MVP в спешке вы можете зарегистрировать какой-то интегрируемый сервис на тимлида подрядчика. Просто потому, что он с ним чаще работает и ему оттуда нужны СМС-сообщения для команды. И вообще вы ему доверяете.

Даже если это было очень удобно в процессе, убедитесь, что в конце концов всё доступно и переведено на сотрудников вашей команды. Это позволит вам потом передать все ключи нужному специалисту. Ни агентству, ни вам не захочется оказаться в ситуации, когда доступы нужны срочно, а сотрудник другой компании (!) недоступен.

4. Привлекайте экспертов со следующего этапа.

Продукт кто-то будет развивать. Когда сформированы бизнес-требования, приходят проектировщики. Когда разработаны прототипы, за проект берутся дизайнеры. После дизайна и бизнес-требований работать начинают системные аналитики. После них — разработчики. Потом команда поддержки.

Поэтому полезно брать в команду тех, кто будет работать над продуктом на следующем этапе. Особенно это резонно, если у команды возникают вопросы типа:

  • А как это будет, если изменятся условия?
  • А откуда и куда будут идти данные?
  • А какая гибкость здесь предусмотрена?

Все эти вопросы можно задать огромному количеству специалистов. И тогда еще на ранних этапах можно будет понять, что дизайн не проработан или, например, масштабируемость архитектуры недостаточная. Вместо того чтобы предлагать команде «заложить риски на доработку дизайна», пригласите их в валидации этого дизайна поучаствовать.

Кто подойдет лучше всего:

  • системный аналитик — его функции могут быть переданы бизнес-аналитику (но только если тот обладает нужными компетенциями) или он может быть самостоятельной единицей;
  • тимлид команды разработки или архитектор — это тоже вполне может быть один специалист;
  • Backend-разработчик — чтобы выявить узкие места в логике;
  • Frontend-разработчик — чтобы выявить недостающие состояния или правила поведения элементов на экране;
  • продуктовый аналитик — чтобы выявить устаревшие сценарии и спрогнозировать поведение пользователей.
Так выглядит технология нашей работы — тут сразу видно, каких специалистов и на каком этапе можно привлечь.

Всем этим ребятам в совокупности понадобится часов 20–40. И это будет намного дешевле, чем заложить риски на неопределенность функционала. Привлекать хедов и специалистов, работающих руками, полезно. Фронтендер, может, и не увидит общей логики функционала, как увидит архитектор или тимлид, но он не упустит отсутствие ховера и примера анимации в нужном месте.

К нам регулярно поступают запросы на разработку сайтов или мобильных приложений на этапе, когда дизайн-макеты или прототипы готовы заранее. Мы беремся за декомпозицию проекта, изучаем макеты, находим нестыковки и уточняем сценарии пользователя у потенциального заказчика. В этот момент, как это часто бывает, заказчик уже завершил отношения с дизайн-командой, выработал весь бюджет и совсем не хочет возвращаться обратно. Он уверен, что макеты получились, и сейчас нам, потенциальным разработчикам, должно быть проще, а оценки наши будут точнее.

Но происходит обратное. Каждая вторая студия задает вопросы, указывает на нестыковки и предлагает свои способы с ними справиться:

  • работать по формату Time & Materials, чтобы переложить риски на заказчика;
  • установить ограничения на функционал, чтобы вовремя предложить оправданный допкост;
  • заложить риски и надеяться не проиграть потом по цене;
  • провести дорогое предпроектное обследование, чтобы выявить все узкие места, а потом пересмотреть предложение.

Вроде хотели сделать дешевле, быстрее и проще, а получилось дороже и сложнее. Мы тоже этого не хотели. Как разработчики, мы максимально счастливы, когда нам всё понятно. И счастливы дать вам точную оценку и взять за нее ответственность, не боясь выйти в минус в конце проекта.Как помочь себе этого избежать — написано в заголовке этого пункта.

5. Будьте аккуратнее с новыми технологиями при работе вдолгую.

У студий и агентств иногда появляется новая идея, которую они очень-очень хотят развивать. Я их понимаю. Вы тоже наверняка понимаете. Глаза горят, все разговоры только о ней — о новой технологии, которая перевернет мир. Хороший пример — chatGPT, Midjourney и другие хайповые нейросети.

Конечно, пробуйте, экспериментируйте, применяйте. Но! Если возникнет шальная мысль положить совсем новую технологию в основу продукта — подумайте 100 раз.

Причины чисто прикладные. Что будет с технологией завтра? Не вырастет ли до небес абонентская плата за доступ? Не появится ли ограничения по правам использования? Будет ли сообщество развивать технологию, или это станет игрушкой на два-три месяца? Найдутся ли специалисты, чтобы это поддерживать за адекватную стоимость? Или они превратятся в редких дорогих ископаемых-любителей?

Вопросов — море. Прежде чем согласиться на эксперимент, задайте их себе несколько раз.

6. Коробка коробке рознь.

Не только дорогие специалисты и выбранный стек технологий могут нести риски своей уникальностью. Как ни странно, это еще может быть и коробочная версия продукта. Прежде чем решить, что вы готовы взять «коробку» в основу продукта, убедитесь, что она достаточно распространена. Так вы будете уверены, что ее будут обновлять, а вы найдете людей, которые умеют с ней работать.

Делать самописный продукт в мире готовых решений тоже не нужно. Но не ставьте себя в ситуацию, когда вам будет доступна лишь «закупка у единственного поставщика». Лучше исследуйте рынок, посмотрите, кто и какие аналоги использует.

Как правило, коробочное решение, особенно в Enterprise-продуктах, не покрывает нужный функционал полностью. Поэтому нужно убедиться, что у поставщика есть несколько партнеров, которые смогут его доработать. А еще удостоверьтесь, что вы сможете найти специалистов для дальнейшей поддержки.

7. Берегите и пользуйтесь экспертизой.

Обсудите, как будут выстроены отношения с командой после завершения проекта.

Представим, что вы планируете нанять целый штат сотрудников для развития продукта, который создается сейчас в студии заказной разработки. Вам всё нравится, и хочется, чтоб было так же классно, но свое. Может ли в этом помочь сама студия?

Конечно. И вот чем:

  • проконсультирует новую команду, проведет презентации и разработает инструкции — в рамках отдельных сессий или вообще на регулярной основе;
  • составит требования к вакансии;
  • выберет подходящие резюме из всех откликов;
  • поможет увеличить количество откликов благодаря уточненным требованиям;
  • проведет технические собеседования;
  • проведет онбординг и будет контролировать новых специалистов;
  • проследит за соблюдением стандартов разработки и качеством кода;
  • сможет выделить специалистов в новую команду под вашим управлением в формате аутстаффа.

Да, специалиста, который был на проекте в одной команде, можно еще «выкупить» отдельно для работы в другой. Важно понимать, что в этом случае у вас будет больше ответственности. Зато адаптация новой команды к проекту пройдет мягко — под чутким контролем человека, который этот проект знает как свои пять пальцев.

Крупная студия заказной разработки формирует команды под новые проекты в несколько раз чаще, чем любая продуктовая компания. И уж тем более она понимает, кто потребуется для поддержки проекта, в котором сама принимает участие, как надолго нужен специалист и насколько в нем будет смысл. Берите и пользуйтесь этой возможностью — ваши HR будут вам благодарны.

8. Составьте план перехода проекта в новые руки. Вместе.

Сначала небольшая история.

Когда-то я работала с заказчиком, который готовил план «переезда» параллельно с нашей работой и поддержкой бесперебойности его ресурсов по SLA. На тот момент ему почему-то казалось, что будет лучше, если мы не будем знать лишнего, а он выведет свою команду втайне от нас. У него на руках были все нужные для этого доступы. Он пообещал не вмешиваться в инфраструктуру без нас, и не дать доступы мы не могли — таковы были условия. У заказчика, видимо, была иллюзия, что мы будем работать лучше до последнего дня, если нам просто ничего не говорить. Конечно, в этом не было никакого смысла.

Эта история закончилась печально. Команда получила лишний стресс в момент переезда. Разумеется, мы восприняли происходящее как сбой, который не смогли предотвратить. Благо, мы быстро сообразили, что происходит на самом деле.

Что в итоге? Заказчик мог получить от нас любую помощь по подготовке к переходу, а вместо этого делал двойную работу. За остаток периода поддержки ему всё равно пришлось заплатить в соответствии с договором.

Поэтому золотое правило: комфортный, расписанный по дням и по часам план перехода проекта из рук в руки облегчит жизнь в первую очередь вам самим. А подрядчик обязательно поможет его составить и учесть все подводные камни переезда.

9. Напишите кейс. Хотя бы согласуйте :)

Не так расстраивает проект, который закончился, как проект, который закончился в полной тишине. Поэтому оставьте возможность агентству рассказать об этом проекте, а себе — возможность собрать красивое воспоминание о том, как он начинался. Но главное, что вы получите от кейса — это PR и пополнение вашего собственного портфолио. Как правило, всё это вам достанется от агентства еще и бесплатно по вечной ссылке.

А если вы еще будете готовы представлять вместе с агентством проект в различных рейтингах и наградах — цены вам как заказчику не будет.

10. Не пренебрегайте лучшими практиками и промежуточными процессами. Данные почти всегда лучше, чем экспертная оценка.

Расскажу один из моих любимых примеров редизайна небольшого сайта. Ссылку пока дать не могу, но не исключаю, что в будущем она появится, пока простите за анонимность. Кейс очень простой, но он так прекрасен своей простотой, что я не перестаю восхищаться подходом заказчика.

Заказчик обратился к нам только за редизайном — команда разработки у него своя. Кроме самого сайта и подробного гайдлайна, у него было следующее:

  • результаты UX-тестирования текущего сайта;
  • перечень блокеров, выявленных пользователями;
  • портреты целевой аудитории;
  • перечень блокеров, которые выявил сам заказчик при попытках достичь целей сайта;
  • список этапов, которым должен следовать подрядчик.

В списке этапов было вот что:

  • этап формирования гипотез;
  • этап разработки UI-концепции;
  • этап разработки UX-прототипов;
  • этап проведения UX-тестирования прототипов на разной целевой аудитории (и готовность предоставить контакты активной ЦА);
  • этап разработки финальных дизайн-макетов.

Это очень здоровый подход к редизайну. Собрать данные, список блокеров, сформировать цель, предусмотреть этапность, сформировать видение look-and-feel, отделить дизайн от проектирования и приступить к детализированным макетам лишь убедившись, что мы движемся правильно со стороны интерфейсов. Каждый предыдущий этап призван минимизировать ошибки следующего.

Но главное — нам не пришлось убеждать заказчика в том, что это правильный и хороший путь. Он пришел с этим пониманием сам. Не скажу, что у нас был невероятно огромный бюджет и сроки на эту работу — но они были адекватными.

Мне даже неловко писать об этом проекте как о чем-то исключительном, но это действительно так. Мы смогли избежать конфликтов, избыточных итераций правок на многих промежуточных этапах, на которых в большинстве проектов они случаются — у нас были ответы на текущие и будущие вопросы. Мы привлекали команду продуктовых аналитиков еще до того, как открыли проект в Фигме. И результаты будущего исследования не свалились нам как снег на голову — потому что мы работали со сформированными гипотезами и перечнем известных проблем.

Никому не пришлось дважды платить и даже лишний раз нервничать. Зато мы лишний раз убедились, что хорошие процессы помогают развитию продукта, а не просто обвешивают его ритуалами и ненужными цифрами.

Это были мои 10 правил для компаний, которые работают с агентствами заказной разработки. Передавать проект из рук в руки бывает сложно и нервно, но если следовать этой инструкции, то проблем быть не должно.

Конечно, я не скажу, что мы не расстраиваемся, когда наше участие в интересном проекте заканчивается, и что мы совсем лишены профессиональной ревности. Но мы, как и большинство наших коллег по рынку, всегда помним, что готовим проект не для себя, а для заказчика. Поэтому принцип «после нас хоть потоп» — это не про нас. После нас никакого потопа.

Так что не бойтесь делать проекты с теми, с кем хочется. Даже если кажется, что всех этих ребят будет очень сложно сочетать между собой. Удачи!

Если у вас возникли вопросы, то я с радостью отвечу на них в комментариях под статьей — я всё читаю. А еще у AGIMA есть телеграм-канал об управлении проектами — там в чатике тоже можно спрашивать.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Анастасия Варум

Очень часто сталкивались с такой проблемой даже внутри компании, когда человек увольняется и источников исходников не остается... Как же привить это в привычку менеджеров/клиентов, которые ранее работали на проекте вести все прозрачно ?

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Меметова

Вот согласна с вами. Тоже интересно, как же выработать эту привычку.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Малахов

Это должно быть прописано в ваших регламентах, как один из обязательных пунктов - ведение документации проекта. Конечно, многие ленятся, но если ввести как обязательный пункт начнет работать.

Ответить
Развернуть ветку
Projecto

Попробуйте использовать корпоративный софт. У него есть функции, позволяющие в 2 клика перенести данные уволенного сотрудника без потерь)

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Князева

Был опыт, когда собирали в районе полу года все артефакты по проекту. Когда все системно, это прекрасно!

Ответить
Развернуть ветку
Valeria Chernyakova

Очень полезная статья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Меметова

Правильный пункт — документация. Еще и погружаться в процесс новые сотрудники будут быстрее. На счет компаний не уверена, все равно скажут, что все не так оформили.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniya Ivanova

Наташа, спасибо! Прикольная статья получилась. 💚

Ответить
Развернуть ветку
Олег Миронов

Интересный опыт! Возьму на заметку

Ответить
Развернуть ветку
Артём Урбанов

Очень информативно и полезно к прочтению. Спасибо автору!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Куприянов

А если уже понял, что подрядчик глубоко в проекте, то как от него, грубо говоря, отделиться? Надо вместе с ним разработать план? А если он не хочет, увиливает?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Крячков

Интересненько)

Ответить
Развернуть ветку
Julia Ivashchenko

Спасибо за статью, интересно!

Ответить
Развернуть ветку
Абдулов Сергей

Передача проекта от одного подрядчика другому может быть сложным и трудоемким процессом. Однако, если вы следуете определенным шагам, вы можете сделать этот процесс более эффективным и менее стрессовым. Ниже приведены некоторые рекомендации, которые помогут вам передать проект от одного подрядчика другому:

1. Определите причины передачи проекта: Прежде чем начать передачу проекта, определите причины, по которым вы хотите передать его другому подрядчику. Это может быть связано с изменением бизнес-стратегии, неспособностью текущего подрядчика выполнить работу или любой другой причиной.

2. Составьте список задач: Составьте список задач, которые должен выполнить новый подрядчик. Это поможет вам не забыть ничего важного и даст возможность новому подрядчику лучше понять объем работы.

3. Подготовьте документацию: Подготовьте документацию, которая поможет новому подрядчику понять проект и его требования. Это может включать в себя технические спецификации, планы проекта, бюджет, график выполнения работ и другие документы.

4. Свяжитесь с новым подрядчиком: Свяжитесь с новым подрядчиком и обсудите с ним детали проекта, требования и сроки выполнения работ. Объясните ему, почему вы решили передать проект и как он может помочь вам достичь целей.

5. Передайте проект: Передайте проект новому подрядчику и убедитесь, что он полностью понимает задачи и требования. Предоставьте ему всю необходимую документацию и ресурсы для успешного выполнения работ.

6. Контролируйте выполнение работ: Контролируйте выполнение работ новым подрядчиком и убедитесь, что он выполняет задачи в соответствии с требованиями и сроками. Если возникают проблемы, свяжитесь с ним и попробуйте решить их вместе.

7. Завершите проект: Когда проект будет завершен, убедитесь, что все задачи выполнены в соответствии с требованиями и удовлетворяют вашим ожиданиям. Отправьте письменное подтверждение новому подрядчику о завершении проекта и благодарите его за работу.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Тарасова

ChatGPT постарался? Весьма неплохие пункты:)

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Klimkin

"Правила хорошего тона — вести проект так, чтобы его в любой момент было не стыдно передать дальше по цепочке."
Мне кажется, это правило должно работать в любой сфере, круто когда чувствуешь, что твоя ответственность гораздо шире, чем рамки конкретно выполненной задачи!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Железнов

Ну да, передавать проект это уметь надо) У нас вообще был случай когда сотрудник за пол часа до начала рабочего дня написал что увольняется и все, больше не появлялся)

Ответить
Развернуть ветку
Мария Серова

А я правильно понимаю, что этой статьей вы учите клиентов подключать разные конторы к своим проектам?

Зачем?

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Тарасова

Как будто это что-то плохое :)

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда