Проверяем франшизу: 7 отличий супер-франшизы от хорошей

Проверяем франшизу: 7 отличий супер-франшизы от хорошей

Мы проанализировали около пятидесяти успешных франшиз на российском рынке и нашли закономерности, которыми хотим с вами поделиться.

Все выдающиеся проекты имеют схожие черты. Не нужно «изобретать велосипед», чтобы ваша франшиза стала выдающейся — достаточно смоделировать успех тех, кто уже прошел этот путь.

Итак, 7 отличий выдающейся франшизы от просто хорошей:

1. Продукт — востребованный, желанный, полностью решающий боль клиента

Франшиза — это бизнес. Её приобретают с целью заработать деньги. Потенциальный партнер должен быть уверен в востребованности продукта, который производит или продает ваша франшиза. Оцените, насколько ваш продукт интересен и актуален конечному потребителю. Есть ли аналоги, которые лучше, дешевле, проще?

Оценить это можно по следующим вопросам:

  1. Востребованность. Постоянно ли клиенты нуждаются в продукте или услуге, приобретают их?
  2. Качество. Насколько мой продукт или услуга удовлетворяют ожиданиям клиента?
  3. Доступность. Подразумевает под собой стоимость продукта, временные затраты на его получение.
  4. Полностью ли продукт удовлетворяет потребность клиента или к нему нужно докупать что-то еще, постоянно обновлять, обслуживать? Насколько опыт взаимодействия с продуктом дарит положительные эмоции?

В качестве примера можно привести франшизу «Додо пицца». Многие любят пиццу и заказывают ее домой, ожидая быстрой доставки. У «Додо пиццы» главное правило в доставке — «60 минут или пицца бесплатно». Франшиза гарантирует стабильное качество продукта, поскольку все её партнеры создают одинаковый по качеству продукт с помощью системы стандартов и обучения. Делая заказ в «Додо пицце», клиенты не сомневаются в качестве и скорости доставки.

Найдите свой уникальный продукт, которым вы «бьёте» все предложения конкурентов.

2. Удобство работы для франчайзи — прозрачность бизнес-процессов, простота учета и аналитики

Франчайзи выбирают такую франшизу, которая понятна им с точки зрения бизнес-процессов. Прозрачность в этом случае обеспечит наличие собственной информационной системы (ИС).

ИС обеспечивает:

  1. прозрачность работы сотрудников;
  2. повышение эффективности труда;
  3. автоматизацию рутинных операций;
  4. снижение влияния человеческого фактора;
  5. создание единой базы данных;
  6. создание единого стандарта работы;
  7. контроль на каждом этапе;
  8. качественную аналитику.

В качестве примера приведем ERP-систему сети кофеен Coffee Like. Она разработана с учетом особенностей деятельности кофе-бара.

Данная система позволяет партнеру в онлайн-режиме управлять своим бизнесом: контролировать выручку кофе-бара, вести учет наличных и безналичных денежных средств, отслеживать движение товаров, оценивать средний чек, количество гостей, показатели каждой отдельно взятой точки или каждого отдельно взятого бариста и т.д.

В ERP-систему Coffee Like встроена бонусная система компании, также у партнера есть возможность добавлять свои акционные предложения.

Одним из блоков ERP-системы является модуль CRM, предназначенный для выстраивания отношений между партнером и гостем. Этот модуль позволяет партнеру вести статистику продаж по каждому отдельному гостю: оценивать частоту и сумму его покупок, размер накопленных бонусов, средний чек и другие показатели.

Например, франшиза автосервисов «Вилгуд» предлагает партнерам бизнес-модель, в которой бизнес-процессы продуманы, оптимизированы и «зашиты» в IT-платформу WILGOOD IS — ноу-хау компании, которое позволяет автоматизировать бизнес СТО и удвоить его прибыль.

Оно позволяет сделать бизнес автосервиса прозрачным и легко управляемым для собственника, увеличить мотивацию и производительность сотрудников.

Разработайте собственную ИС, улучшайте и дорабатывайте ее по мере развития своей франчайзинговой сети.

3. Стандарты — большая база знаний и стандартизация всех регламентов

Франшиза дает гарантию успешного существования бизнеса партнеров, если процессы компании четко регламентированы и многократно «обкатаны». Стандарты, регламенты, база знаний — все это нужно для создания общих для франчайзи правил работы. Данные должны храниться, дополняться, обновляться, находясь в единой информационной системе.

Важнейшим аспектом во франшизе является система обучения и квалификации сотрудников. Они должны работать по единым правилам и придерживаться общей философии компании. Только в этом случае потребитель будет воспринимать конкретную точку сети как часть бренда.

Также немаловажным преимуществом франшизы является наличие собственного центра обучения персонала, поскольку на ваших сотрудниках держится успех всего бизнеса.

Как пример, во франшизе «Додо пицца» создана база знаний франчайзи, которая представляет из себя не только источник нужной информации, но и платформу для обмена опытом. И все это включено в собственную информационную систему Dodo IS.

Также у «Додо пицца» имеется учебный центр, в котором франчайзи должен лично пройти курс обучения в течение 21 календарного дня.

Франшиза «Вилгуд» предоставляет своим партнерам многоуровневую систему обучения. После покупки франчайзи выделяют несколько десятков специалистов, которые на протяжении 30-ти рабочих дней помогают ему в становлении бизнеса.

Также «Вилгуд» ведет жесткий контроль соблюдения корпоративных стандартов. Колл-центр обзванивает клиентов после ремонта, чтобы узнать, насколько они довольны. Если клиент не доволен, то автосервис должен решить вопрос в течение 24 часов, иначе будет отключен от IT-платформы.

Пропишите регламенты на основные бизнес-процессы и постоянно работайте над их актуализацией, создайте собственную систему обучения и мотивации сотрудников.

4. Наличие интеллектуальной собственности — увеличение капитализации компании и ее надежность

Ваша уникальная бизнес-модель — это ваша интеллектуальная собственность. Поэтому франшиза должна иметь свой зарегистрированный товарный знак для того, чтобы защитить себя от подделок и копирования.

Если у вас есть собственная информационная система — это также интеллектуальная собственность. Это программный модуль, защищенный авторскими правами, повышающий капитализацию компании.

В пример можно привести тот же Coffee Like: его владелец, Аяз Шабутдинов, продал компанию за 200 млн рублей. Большую роль играет наличие своей ERP и CRM системы Coffee Like, которая увеличивает стоимость компании.

Озаботьтесь созданием интеллектуальной собственности.

5. Экономика — партнерам экономически выгоднее работать под вашим брендом, чем самостоятельно

Наличие бренда позволяет франчайзи не заниматься его раскруткой самостоятельно и искать клиентов. Потребитель уже знаком с продуктом и доверяет вам. В данном случае репутация и узнаваемость вашего бренда крайне важна. Чем она лучше, тем больше потенциальных партнеров изъявят желание приобрести у вас созданную модель бизнеса.

Экономически выгодно оставаться и работать в такой сети: настроенный поток клиентов, оформленный бренд, наличие собственной информационной системы, — все это дает неоспоримое преимущество перед конкурентами. С такой системой франчайзи сможет зарабатывать дополнительные деньги за счет оптимизации бизнес-процессов. И эту возможность дадите ему вы.

В случае же выхода из сети, партнер утрачивает возможность работы в отлаженной системе. Это заметно снижает риск «смены вывески».

В качестве примера: работая под франшизой Coffee Like, предприниматель должен соблюдать определенные стандарты и требования, чтобы не подорвать репутацию бренда. Нарушителей приходилось «наказывать» отключением от ERP-системы.

Привяжите клиента к своему бренду экономической выгодой и он не уйдет от вас.

6. Культура — наличие особой корпоративной культуры, например, «семейные отношения»

Приобретая франшизу, ваш клиент не просто вешает известную всем вывеску на входе. Он также покупает корпоративную культуру, которая созревала длительное время. Часто новые сотрудники проходят обучение от франчайзера в том числе и для того, чтобы проникнуться духом компании.

Поддержка франчайзи очень важна. Партнер должен быть уверен, что развитием франшизы занимаются регулярно.

Во франшизной сети может складываться теплая семейная атмосфера, как например во франшизе квест-площадок «Форт Боярд». Владелец франшизы сам выбирает партнеров, поскольку, пуская человека в свой бизнес, он впускает его как в семью, и ему важно, чтобы ценности человека были схожи и партнер занимался этим бизнесом с душой и полной самоотдачей.

А поскольку все мы — существа социальные, то такая модель корпоративной культуры, построенная на подлинных дружеских или семейных отношениях, может являться мощным центром притяжения и удержания партнеров.

Начните формировать корпоративную культуру с прописывания негласных правил, которых придерживаются ваши сотрудники. А еще лучше — поставьте им задачу самим сформировать эти правила.

7. Амбиции — франшиза развивается не только в пределах одной страны или региона

На масштабные цели приходят масштабные люди. Под масштабные франшизы приходят масштабные франчайзи. Если вам важен постоянный рост и развитие вашего бизнеса, и слова не расходятся с делом, то все большее количество партнеров будет стремиться присоединиться к вашей сети.

Также ускорить и упростить масштабирование бизнеса вам поможет наличие единой информационной системы.

Как пример снова Coffee Like — международная сеть кофе-баров, которая продолжает масштабирование не только в России и странах СНГ, но и по всему миру. Это 306 партнеров, 7 стран и более 540 кофе-баров в 126 городах. Цель бренда на 2019 год — открыть 5 кофе-баров в Коста-Рике.

Сформулируйте цели компании на 5, 10, 20 лет. Что произойдет через эти промежутки времени, сколько у вас будет партнеров и как будет выглядеть сеть?

Если 6-7 вышеперечисленных пунктов про вас, то у вас определенно выдающаяся франшиза. Если 4-5 — вы имеете хорошие шансы стать выдающимися.

Есть способ сразу прыгнуть в ряды лидеров — разработать собственную информационную систему (ИС), которая станет ядром вашего бизнеса.

ИС гарантирует:

  • работу всех ваших партнеров по общему стандарту;
  • производство стабильно качественного продукта;
  • увеличение производительности труда;
  • повышение мотивации сотрудников;
  • прозрачность и легкую управляемость бизнеса для собственника;
  • быстрое масштабирование;
  • безопасность данных.
44
1 комментарий

Ждем комментарии от свидетелей Аяза.

1
Ответить