Как солить огурцы онлайн? Рецепты командного взаимодействия

Онлайн в 23-м — это не онлайн в 20-м: если раньше контекст у всех был один, то сейчас он меняется у каждого по-разному и со стремительной скоростью. Для корпоративной культуры это значит, что нужно искать способы адаптироваться. Мы в JetStyle используем принцип соленого огурца. В статье — рецепт от нашего CEO Алексея Кулакова.

Как солить огурцы онлайн? Рецепты командного взаимодействия

Надежный способ сформировать корпоративную культуру — принцип соленого огурца. Он очень прост: берем свежий огурец, суем в банку с солеными огурцами, где уже есть рассол, и через некоторое время он просаливается. Или в корпоративных терминах: набираем людей, ведем себя с ними искренне, помещаем в контекст с опытными коллегами, и через некоторое время они будут такие, как мы.

Как солить огурцы онлайн? Рецепты командного взаимодействия

Онлайн этот принцип работает гораздо хуже, но есть костылики:

  1. Создавать встречи специально, раз случайных поводов нет.
  2. Организовывать эмоции специально, поскольку онлайн-канал — слабоэмоциональный. Если предоставить людям свободу и не заниматься созданием формы, то через некоторое время эмоциональная коммуникация прекращается.
  3. Объединять картины мира, потому что контексты разъезжаются. Эта работа была и раньше, потому что все мы живем в субъективных реальностях. Но онлайн ее стало гораздо больше. Причем ее не может делать кто-то один — нужно, чтобы это происходило в разных контекстах. А вообще, я думаю, что приводить частные картины мира к общей — одна из главных задач руководителя.

И главный секрет: солить огурцы онлайн нужно добровольно и регулярно. Потому что если из этого всего делать принудиловку, то вместо корпоративной культуры будет корпоративная муштра, но, если под эту добровольную деятельность не подложить процессы и не настроить ритмику, то все сломается.

Дальше по шагам.

Правило №1. Ремоут фёрст

Если в работе гибридный режим существует: одни трудятся из офиса, другие из дома или откуда еще, то в коммуникации никакого гибридного режима нет. Предположим, на встрече есть несколько людей, которые сидят в одной переговорке, и есть несколько, кто подключился онлайн. Можно хоть в лепешку расшибиться: всем включить камеры, добавить модератора — это поможет, но все равно плотность коммуникации внутри переговорки будет выше, потому что в офлайне канал толще. И это значит, что те, кто онлайн, из коммуникации выпадут. И тем сильнее выпадут, чем плотнее будут общаться те, кто офлайн.

Поэтому сейчас, когда мы проектируем наши процессы, даже несмотря на то, что часть из них происходит в офисе, мы все равно начинаем с онлайна, потому что онлайн-процессы — более уязвимые. Например, ведущий гибридного мероприятия всегда подключается онлайн, даже если он находится в офисе. И презентацией спикер делится тоже онлайн, даже если в офисе есть проектор.

Как солить огурцы онлайн? Рецепты командного взаимодействия

Правило №2. Лидируйте эмоции

Лидировать эмоции — мой самодельный термин. Он значит, что на созвонах, в чатах и вообще в любой онлайн-коммуникации должна быть мода вести себя определенным образом. Мы, например, любим шутить и не любим погоны — у нас можно шутить снизу вверх, и мы пристально следим за тем, чтобы право на шутку было горизонтальным.

Если вы хотите, чтобы коммуникация была горизонтальная, вам нужно снять погоны и сделать так, чтобы люди имели право на любое взаимодействие человек — человек, вне зависимости от того, в каких рабочих отношениях они находятся. Когда речь про взаимодействие в рамках культуры, совершенно неважно, кто главный.

Несмотря на то, что лидировать эмоции онлайн у нас получилось не сразу, сейчас с этим все хорошо, я это особенно вижу как руководитель: новичок сначала некоторое время обращается ко мне на «вы», сколько-то месяцев стесняется, потом в какой-то момент начинает шутить со мной, а потом и надо мной — значит, ему стало безопасно.

Правило №3. Будьте бережней к собеседнику

В онлайн-коммуникации есть комплекс привычек, которые нужны, чтобы люди чувствовали, что другие к ним относятся бережно.

Актуализируйте общие цели

Я уже говорил, что общие картины мира разъезжаются, и это в целом означает, что периодически разъезжаются цели, поэтому актуализировать общие цели нужно всегда. Опора на общую цель — это наша религия, и я всякий раз понимаю: если у нас что-нибудь разъехалось, это потому, что мы потеряли связь с общей целью и один из нас бежит к одной цели, а второй — к другой цели. Онлайн это труднее заметить вовремя, поэтому заниматься этим в онлайне нужно гораздо чаще, чем в офлайне.

Статус контактности: «Отвечу тогда-то»

Раньше мы могли спонтанно синхронизировать время, просто встретившись в офисе, а в онлайне мы эту возможность потеряли. Здесь очень важен статус контактности: когда один человек пишет другому в чате, второй должен побыстрее отписаться. Всех очень нервирует, когда галочка «прочитано» в Телеграме уже появилась, а человек молчит. Это может вызывать прямо физическую боль, если вопрос критически важный или срочный.

Очень важный элемент культуры — внедрять моду на то, чтобы быстро писать, когда ты ответишь. То есть, если я не могу ответить сейчас, мне нужно написать, когда я отвечу — без этого человек не чувствует, что о нем заботятся.

Не скажу, что мы нашли волшебный способ внедрить это: местами это есть, местами нет — но задача стоит.

Помните о часовых поясах

Сейчас у нас в команде максимальная разница во времени — пять часов. Это нужно учитывать, когда ломишься к человеку в коммуникацию. С этим здорово помогает онлайн-календарь — просто выводите в нем все часовые пояса участников коммуникации.

Кроме часовых поясов важно понимать контекст загрузки. Может, у вашего коллеги вот прямо сейчас сложные переговоры, или он погружен в поток.

Доносите контекст

Если говорить про одну рабочую группу, то с контекстом в ней обычно все неплохо (ну, если у вас есть дейлики, планирование, ретро и горизонтальная коммуникация, но это, кажется, уже все научились делать). А если говорить про контекст между разными группами, то здесь сложнее: когда мы вступаем в коммуникацию и просим одного человека сделать что-нибудь, мы должны потратить время на то, чтобы восстановить ему всю картину.

Визуализируйте и записывайте

Это может взять на себя компания и положить в процессы. Если вы администрируете коммуникацию, то вы здорово позаботитесь о ее участниках, если:

  • визуализируете предмет разговора — например, нарисуете схему проблемы;
  • обеспечите запись всего, что происходит — например, проверите, чтобы у всех в календаре была назначена встреча, запишете видеоконференцию и поделитесь файлом со всеми участниками, актуализируете задачи после созвона в общем письме.

Когда все к такому привыкнут — станет сильно проще.

Саппорт — это тоже «бережно»

Есть две важные службы — юристы и бухгалтеры. Я не буду погружаться в детали того, что именно они делают, но очень важно, что они для всей остальной команды — как почва под ногами, они обо всех заботятся в меру своих возможностей. Они именно поддерживают, а не контролируют. Например, сейчас помогают разобраться с налоговым резидентством, финансовой логистикой, страховками, юридическим сопровождением и проч. У нас эти службы, на мой взгляд, отличные — они не страдают синдромом вахтера, любят людей, отзывчивы и компетентны. И важно, что при этом они равноправная часть коллектива — такие же сотрудники и участники общественных активностей.

А еще важно всю возможную бюрократическую рутину уводить в автоматизацию.

Вот такой рецепт хозяйкам на заметку. Благодаря такому подходу мы в JetStyle почти ни разу за последние три года не приостанавливали найм, продолжаем расширять географию своих сотрудников и не теряем ощущения, что мы все еще вместе.

Если у вас есть свои рецепты и вы хотите ими поделиться — напишите в комментариях или прямо мне в Телеграме. А если вы сейчас в поиске команды, которая умеет в онлайн — присылайте свое резюме и портфолио на почту jobs@jetstyle.ru и следите за новыми вакансиями в нашем Телеграм-канале, хештег #jetwork.

Алексей Кулаков
CEO digital-продакшена JetStyle
3
Начать дискуссию