Успеть за полгода: чек-лист IT-стартапа
В интернете много инструкций про то, как развивать стартап или бизнес, но, в большинстве своем, они достаточно расплывчаты. Например, у вас “должен быть план” или “подумайте о маркетинге”. Подумали. И что с этим делать?
Мы постарались собрать в один чек-лист практические пункты по развитию стартапов. По нему сможете проверить, не упустили ли вы что-то важное.
Simple Company разрабатывает ПО для управления активами на опасных производственных объектах на основе методологии риск-ориентированного анализа, существует более полугода и уже добилась определенных успехов.
Идея — это хорошо, но еще важнее ее правильная реализация. Поэтому, мы на основе собственного опыта можем рассказать, какие первые шаги стоит сделать для развития стартапа в полноценный бизнес.
Организовать работу компании
- зарегистрировать юридическое лицо (мы ООО “СИМПЛ КАМПАНИ”)
- написать стратегии развития компании на ближайшие 3 года (успели утвердить за полгода стратегии: группы компаний, HR, продуктовую, маркетинговую, финансовую, а также составить план реализации каждой)
- привлечь первые инвестиции и выстроить с ним коммуникацию (если это предусмотрено в БП, у нас получилось найти инвестора и благодаря этому мы смогли реализовать все остальные пункты)
- купить домен и разработать сайт-визитку (так выглядит наша первая версия сайта, но уже запланировано его обновление)
- пройти аккредитацию в Минцифры (о возможных льготах и нашем опыте подачи заявки рассказали в статье)
- стать резидентом Сколково (это дало компании возможность представить проект Главе Минцифры, получить дополнительный пакет льгот и подавать в Фонд “Сколково” заявки на гранты)
- организовать всю операционную работу
- подключить электронный документооборот (наш выбор пал на Контур.Диадок)
- разработать локально-нормативные акты (на сегодняшний день у нас их уже более 100 и, по ощущениям, доработка остальных займет еще вечность…)
- организовать рабочее пространство команд в облачных сервисах (мы используем Miro, Notion, MicrosoftTeams и Trello)
- найти свой первый офис и оборудовать его для комфортной работы (такое пространство нашли в БЦ ВТБ Арена на 10 рабочих мест, учитывая гибридный и удаленный график работы сотрудников)
Создать команду мечты
- разработать систему грейдов (для справедливой оценки компетенций и заработной платы на каждую должность)
- собрать команду разработчиков с опытом создания ПО для вашей отрасли и профильных специалистов в области управления, HR и маркетинга (сейчас у нас трудоустроены 22 сотрудника, до конца года планируем расширить штат до 75)
- отработать процесс привлечения и удержания сотрудников (можно сказать, наш первый шаг на пути формирования HR-бренда)
- выстроить систему онбординга, адаптации и развития сотрудников (чтобы каждый новичок быстро вливался в работу и не испытывал трудностей с коммуникацией внутри команды)
- организовать работу сотрудников на “удаленке” (если у вас предусмотрен такой формат работы)
Начать разработку продукта
- провести анализ рынка конкурентных решений и определить свои преимущества - выявить потребности пользователей (мы могли выпустить импортозамещающую ПОшку, но наша цель — разработать уникальный продукт, не имеющий аналогов в мире)
- продумать стратегии выхода на рынок (в наших наполеоновских планах станы Персидского залива и АПАК)
- составить продуктовую линейку (у нас это 5 программных продуктов Simple: CMMS, RBI, APM, RCM, RCA)
- выстроить бизнес-процессы в отделах продукта и разработки (мы выпустили прототип своего первого программного продукта Simple CMMS, перешли к разработке MVP и полнофункционального продукта)
Заявить о себе в экспертном сообществе
- разработать презентационные материалы для инвесторов, клиентов и грантодателей с упором на различные аспекты
- принять участие в профильных выставках и конференциях (мы уже успели презентовать свой проект представителям крупных промышленных предприятий РФ на демо-дне Инновационного Центра Компетенций (ИЦК) «Металлургия» и выступить спикерами на конференции ЦИПР)
- воспользоваться существующими платформами и сервисами поддержки стартапов, приняв участие в питч-сессиях и конкурсах (например, Московский инновационный кластер, Агентство стратегических инициатив, РФРИТ)
- выйти в медиапространство (мы запустили соцсети компании ВКонтакте, на Facebook, Linkedin и Telegram и создали блога на платформе Яндекс.Дзен и VC.ru, где делимся своим опытом)
Это ключевые моменты, которые мы смогли осуществить за полгода. Кому-то может показаться недостаточно, но за каждой строчкой стоят недели активной работы всей нашей команды. Главное, не сбавлять темп!
По каждому пункту, от выбора зарплатного банка до написания стратегии и подачи на гранты, будем рассказывать у себя в блоге. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!