Бизнес с женой, юнит-экономика и доверие. Что я понял за 17 лет предпринимательского опыта

Никогда не думал, что буду предпринимателем, но благодаря друзьям принял участие в запусках более 10 проектов. Решил рассказать о своем пути, на котором у меня были совершенно разные роли в разных нишах. Возможно, моя история поможет кому избежать ошибок в бизнесе и сэкономить время.

Бизнес с женой, юнит-экономика и доверие. Что я понял за 17 лет предпринимательского опыта

Всем привет! Меня зовут Бекзод Камилов, я – операционный директор IT-компании Kartz. Возможно, кто-то уже видел мои статьи в разделе “Трибуна”, где я рассказывал о нашем стартапе и разработке IT-решений для автосервисов и дилеров.

Недавно меня попросили выступить на одном отраслевом мероприятии. Для этого нужно было собрать небольшую справку о себе. Я стал поднимать архивы, переписку в почте и осознал, что с момента запуска первого проекта прошло почти 17 лет. Ошибок и недоработок, конечно, было много. Но и полезных выводов я сделал немало. Поностальгировал и решил, что кому-то из молодых предпринимателей на VC, возможно, будет интересен мой опыт.

Небольшое отступление

Я не считаю себя предпринимателем в полном смысле этого слова. Во-первых, я никогда не запускал проекты в одиночку - мне тяжело делать это, прежде всего, ментально. На мой взгляд, настоящий успех просто недостижим без эффективного партнерства. Во-вторых, в каждом проекте у меня были совершенно разные функции - от продаж и маркетинга до подбора персонала и расчета юнит-экономики. Практически никогда не было ситуаций, в которых у меня были исключительно задачи и функции единоличного собственника бизнеса.

Я родился и вырос в Ташкенте и изначально вообще не думал, что стану предпринимателем. У меня не было историй в духе “с детства мечтал запустить бизнес”. Я был интровертом, любил читать книги, а во время учебы в вузе уже успел поработать аналитиком, переводчиком и маркетологом. Вскоре университетские приятели затянули меня в один проект. Потом мы попробовали второй, третий… Так началось большое путешествие закадычных друзей. В их числе были Комил Рузаев (сейчас генеральный директор “КупиКупон”) и Джасур Джумаев (запустил “КупиКупон” и IT-холдинг Uzum).

Доверяй, но проверяй

В 2006 году мне было 23 года, и я не понимал, в какую сторону мне двигаться. Трое моих приятелей предложили выкупить действующий проект - компанию, которая продавала CD-диски с кодами ТН ВЭД. Они использовались для прохождения товаров через таможню в странах Евразийского экономического союза. Коды систематически обновлялись, поэтому предпринимателям нужно было ежегодно покупать новые диски.

Компанию оценили в 5000 долларов. Своих денег на выкуп проекта нам не хватало, поэтому мы взяли часть суммы в долг. Это была первая наша ошибка.

Но еще более серьезный промах мы допустили, когда по наивности поверили на слово продавцу. Он утверждал, что бизнес стабильный, ежегодно диски покупают более 200 клиентов. Словом, мы не сделали due diligence.

Оказалось, что клиентов действительно много. Проблема в том, что бОльшая часть из них не использовала продукт и не планировала приобретать его повторно. Это был настоящий удар. Мы остались с кредитом и продуктом, который не генерировал продажи. Чтобы вернуть долги, нам пришлось срочно освоить разработку сайтов, которые заказывали банки и страховые компании.

Первый блин вышел комом, но молодым парням он дал один из самых важных уроков - никому не верить на слово в бизнесе. Если человек не готов подтвердить свои утверждения соответствующими доказательствами, от сделки нужно отказываться.

Вовремя продавай успешный проект

После первой неудачи один из друзей устроился работать в компанию, которая занималась продажей акций и ценных бумаг. Изучив, как все устроено изнутри, мы попробовали запустить свою инвестиционную фирму в Ташкенте. Мы составляли список недооцененных предприятий, которые продавались на бирже. Потом покупали акции компаний у местных брокеров и миноритариев, оформляли презентации и продавали подороже иностранным игрокам.

Здесь у нас уже получалось делать неплохие деньги. Мы хорошо владели английским - это помогло найти подход к брокерам из Словакии, Словении, Грузии и других стран.

Мы постоянно обновляли информацию для покупателей по одним и тем же предприятиям - это было неудобно. Поэтому у моего друга Комила появилась идея запустить сайт-аналог Bloomberg, где инвесторы могли бы сами получать информацию по развивающимся рынкам. Мы назвали его Frontiers Insight.

<i>Этот скрин наглядно демонстрирует, как в то время выглядел дизайн многих сайтов)</i>
Этот скрин наглядно демонстрирует, как в то время выглядел дизайн многих сайтов)

В 2008 году разразился финансовый кризис, а годом позже мы ощутили, как он стал влиять на наши проекты. Постепенно инвесторы стали покупать все меньше акций, сделки срывались. Мы решили двигаться дальше и продали бОльшую часть своей доли, которую оценили в 500 тыс. долларов. Возможно, сделав это чуть раньше, мы получили бы больше денег. Поэтому из первого успешного проекта я сделал вывод: всегда нужно вовремя продавать свой актив.

Верь в себя и команду - даже когда опускаются руки

В 2010 году мы поняли, что надо что-то менять. Решили отправиться за пределы Ташкента и устроить небольшое roadshow по Прибалтике. Мы хотели найти инвесторов в наш новый проект “КупиКупон” - аналог американского Groupon. Это сервис, в котором небольшие компании могут привлекать новых клиентов с помощью бесплатных или совсем дешевых купонов на услуги и товары. В то время такая концепция была крайне популярна, и мы решили, что у нас получится запустить похожее решение на рынке Прибалтики и СНГ.

Мы нашли в Риге группу мультимиллионеров, которым очень понравился проект. Несколько дней мы вели переговоры, уже ударили по рукам, но в последний момент партнеры отказались от сделки. А мы делали на них очень большую ставку.

После бесплодных попыток найти других инвесторов почти у всей команды опустились руки, кроме одного человека. Мой друг Джасур пообещал, что решит вопрос, и вскоре он нашел инвесторов в Москве.

<i>Как выглядит "КупиКупон" сейчас</i>
Как выглядит "КупиКупон" сейчас

В “КупиКупон” я отвечал за коммерческую часть - весь отдел продаж был на мне. Именно этот этап жизни был очень трудным. Первое время работал по 18-20 часов в сутки, потому что без продаж проект неминуемо ждал провал. Давление было таким, что я даже попробовал снимать напряжение алкоголем, к которому ни разу не притрагивался до 27 лет. К счастью, это не превратилось в зависимость - сейчас иногда могу выпить вино, но умеренно.

В целом опыт в “КупиКупон” научил меня вере в себя и свою команду. Я осознал, что выход можно найти даже из самых сложных ситуаций.

Юнит-экономика - это все

Во время работы в “КупиКупон” меня позвали в новый проект - сайт-агрегатор с абонементами для фитнес-залов. Уже на первом этапе я понял, что юнит-экономика не сходится. Для прибыльности нужно было, чтобы люди ходили в зал по фитнес-картам не более 7 раз в месяц. Но абонемент был довольно дешевым, поэтому по нему фитнес-центры посещали вдвое чаще. Получалось, что каждая проданная карта фактически генерировала убыток.

При этом объем продаж в то время рос, поэтому часть партнеров была довольна ситуацией.

Они считали, что раз увеличивается количество клиентов, то все будет хорошо, и юнит-экономика со временем сойдется. Я, как человек с опытом в финансах, понимал, что в теории это возможно. Но метрики вроде retention и ltv не улучшаются за день. На это нужно время и длинный карман.

Поэтому я продал долю и вышел из проекта. И, к сожалению, оказался прав. Бизнес рос, но метрики за ним не успевали. Проект не успел поднять следующий раунд инвестиций, и компанию пришлось закрыть.

Не заходи в проект, если у тебя не лежит к нему душа

В 2015 году я увидел потенциал в сфере ритуальных услуг. Ниша была серая, совершенно не оцифрованная. Я считал, что в ней можно добиться успеха с помощью автоматизации в маркетинге. Идея была в том, чтобы помогать компаниям с лидогенерацией - то есть продавать в пакетном предложении сразу все - гроб, памятник, участок и др.

Бизнес с женой, юнит-экономика и доверие. Что я понял за 17 лет предпринимательского опыта

Сделал небольшой сайт, даже успел протестировать работу с лидами, но дальше все пошло не так гладко.

Уже на первом реальном звонке трубку взяли люди, которые по разговору больше напоминали героев “Бандитского Петербурга”. Они с удивлением спросили, что же такое лид. Когда такая же ситуация повторилась несколько раз, я понял, что рынок, наверное, не очень-то готов к моей идее.

Была еще одна веская причина отказаться от запуска. Меня по-настоящему поразила циничность и черствость многих людей, которые работают в ритуальных услугах. Я закрыл проект, когда окончательно осознал, что морально не вывезу бизнес и общение с людьми, с которыми совершенно не схожусь в ценностях.

Бизнес с женой и родственниками - это не всегда плохо

В 2018 году моя супруга Ширин родила нашу дочь. Но во время декрета у нее развилась сильная послеродовая депрессия. Дело в том, что жена привыкла работать и просто не была готова сидеть без дела. Я задумался над тем, как ей помочь и предложил запустить совместный бизнес в бьюти-сфере - маникюрный салон.

Изначально я не хотел останавливаться на одной точке и рассчитывал со временем построить сеть. Для этого я начал разрабатывать систему маркеров. В небольшой табличке выписывал те факторы, которые по моим расчетам оказывали наибольшее влияние на масштабирование бизнеса. В нашем случае это была, прежде всего, локация - есть ли парковка, сколько идти до ближайшего метро, сколько рядом салонов-конкурентов и др. На основе этих параметров мы из 5-7 потенциальных точек выбрали место на Маяковской.

Мой план сработал - Ширин очень понравилась идея. Она сама создала проект дизайна интерьера, провела переговоры с заводами по производству мебели, потому что не хотела покупать что-то обычное. За 4 месяца мы вышли на точку безубыточности, но тут в Россию пришел ковид - пришлось закрыть салон на два месяца. Мы не знали, сколько продлится пандемия со всеми ограничениями, да и сами за это время немного охладели к бизнесу. Решили продать салон, причем покупатели нашлись довольно быстро. Сейчас эта точка по-прежнему работает и называется Meraki.

<i>Так сейчас выглядит сайт</i>
Так сейчас выглядит сайт

Второй наш совместный бизнес оказался успешнее. В 2021 году Ширин запустила кампанию Kamilove - производство натуральной женской косметики. Я помогал ей нанимать сотрудников, строить отдел продаж и внедрять CRM-систему. За два года мы вышли как на крупнейшие маркетплейсы, так и в офлайн-сети (“Золотое яблоко” и др.).

Опыт создания семейного бизнеса помог нам с Ширин лучше понять сильные и слабые стороны друг друга. Я узнал, что она очень хороша в запусках и проджект-менеджменте. Поэтому после покупки нашего дома она управляла всем ремонтом. А она узнала, что я более эффективно продаю и решаю конфликты с клиентами. Поэтому из нас двоих я объясняю нашим детям, почему нужно идти спать пораньше и есть меньше сладкого.

Мы с супругой стали реже ругаться, потому что начали искать компромиссы и решать проблемы вместе. Я знаю, что многие предприниматели скептически относятся к тому, чтобы вести бизнес с близкими друзьями или родственниками, но в моем случае партнерство с женой только укрепило брак.

Найди тот проект, в который ты веришь

На мой взгляд, время – это главный ресурс в бизнесе, поэтому нужно четко понимать, на что его действительно стоит потратить. Лично я очень не люблю состояние неопределенности. В той же IT-сфере можно долго разрабатывать продукт без прибыли, постоянно тестируя гипотезы, но затем вырасти в 10-15 раз. В бьюти-нише, например, такое практически невозможно - это одна из причин, по которой я стал сторонником продажи маникюрного салона.

Сейчас я помогаю разрабатывать ERP-систему Kartz для сферы авторемонта. Причины для этого две. Во-первых, я вижу большой потенциал - рынок серый и практически не оцифрованный ни в России, ни в других странах.

В нише есть свои IT-решения, но многие из них уже устарели и не отвечают потребностям игроков в полной мере. Например, очень мало внимания в ERP-системах уделяется интересам персонала, а от этого зависит текучка сотрудников и решение кадрового кризиса в целом.

Поэтому при создании нашей IT-платформы мы стараемся найти баланс между интересами собственника, сотрудников и клиентов.

Во-вторых, я вижу, что в Kartz сходится юнит-экономика, а для меня это один из главных критериев будущего успеха. Разработка ERP-системы завершена на 99% - сейчас будем делать лендинг и запускать продажи.

Надеюсь, вам было интересно прочитать о моем опыте. Если есть вопросы - пишите, отвечу в комментариях!

8787
17 комментариев

Ну читается прям как сериал. Надеюсь, что в следующих сериях будет еще ярче и интереснее) Успехов, Бекзод!

11
Ответить

Сюжет такой же наигранный как в сериале?

Ответить

Спасибо за отличный материал!

5
Ответить

Ради таких историй я сюда захожу. Спасибо, Бекзод, и успехов!

5
Ответить

Привет Бекзод, отличная история успеха, читал и прям как будто про меня весь рассказ, только сферы деятельности разные. Я тоже родом из Ташкента, сейчас уже 8 лет как живу в Туле, и уже в августе переезжаем в Москву
Если что можем в дальнейшем сработаться, у меня производство светодиодных авто аксессуаров, компания IGZEL LED Tuning, ранее если помнишь в Ташкенте был GOODYEAR на Софиской и автоэлектрики на Абдула Набиева, вот эти места я развивал и с ними развивался сам, а потом открыл, если вдруг знаешь такое место, ресторан клуб KARDINAL на Луначарском.
Наверняка даже найдутся общие знакомые! Удачи тебе в развитии нового дела! Пиши если что, буду рад! 🤝

3
Ответить

Про партнёрство с женой очень круто) Нам все говорили, что мы 100% разведёмся, но оказалось, что мы выиграли столько, сколько ни за какие деньги не купить)

3
Ответить

Неплохо так! Без лишней воды!

2
Ответить