6 причин ненавидеть госзаказ в ИТ

6 причин ненавидеть госзаказ в ИТ

Всем привет! Я — Тимур Алимханов, сооснователь веб-интегратора StepUp, мой опыт работы с государством 13 лет. В материале я соберу наиболее волнующие недостатки госзаказа, которое могут смущать агентства, которые ещё не работали с государством. В дальнейших материалах (и в предудыщих) мы разберем, как этим можно бороться или предотвращать, также пишите коммментарии и вопросы, которые интересно разобрать в дальнейшем.

1. Входной барьер для участия в государственных закупках.

Закон 44-ФЗ — обширный документ, который регулирует процедуры планирования, мониторинга и аудита закупок, отбор поставщиков, заключение и исполнение контрактов, а также контроль над закупками. Изучение его хотя бы на треть и полное понимание – не такая простая задача. Объем этого закона может пугать, что делает путь к получению контракта не всегда очевидным, особенно для малого и среднего бизнеса. Например, заказчики требуют подтверждение многолетнего опыта работы в подобных проектах, успешное участие в конкурсах по 44-ФЗ в прошлом, а также наличие аналогичных проектов в портфолио. Понятно, что заказчики стремятся снизить риски, выбирая проверенных поставщиков. Однако, это усложняет участие новых компаний в конкурсах. Например, если размер закупки превышает 15 млн рублей, потенциальному участнику требуется предоставить "историю заказов" по аналогичному направлению на сумму не менее 20% от новой закупки, что составляет 3 млн рублей. Молодыми командами такой подход рассматривается, как негатив. В таких случаях, стратегия состоит в начале работы с небольшими заказами и постепенным движением к более крупным проектам.

2. Сложности, связанные с техническим заданием.

Часто в закупках возникает ситуация, когда чтение технического задания требует использования переводчика. Технические аспекты здесь настолько сложны, что обычному человеку вникнуть в них просто невозможно. Приходится привлекать дополнительную экспертизу для понимания сути задачи. Осложняет дело то, что невозможно общаться напрямую с заказчиком – система запрещает такую возможность. Приходится искать обходные пути. Однажды я и мой партнер мучительно переводили техническое задание, разбирая его абзац за абзацем. Дословно выписывали, расшифровывали и затем работали с «переводной» версией.

3. Скрытые требования, которые не указаны в техническом задании.

Обычная практика государственных заказчиков заключается озвучивании требований, которые не были озвучены в техническом задании. Эти дополнительные требования требуют дополнительных ресурсов, времени и денег. У нас был случай, когда нам нужно было разработать корзину для интернет-магазина на платформе «1С–Битрикс». Это стандартный компонент, не вызывающий вопросов. Однако, после сдачи проекта клиент заявил, что хотел другую реализацию: с подключением 50 систем доставки и функцией «покупки в один клик». Просто у него не хватило навыков описать свое желание в техническом задании. Нам пришлось бесплатно вносить изменения, хотя в других условиях это бы потребовало дополнительной оплаты.

4. Заказчик не всегда понимает объем задачи.

Мы работали над большим проектом для государственного предприятия. Начальник отдела информационных технологий спросил: "Почему вы выбрали React для разработки? Нельзя ли было использовать Pascal?". Однако дело в том, что язык Pascal уже устарел. Даже на форумах Mail.ru последние обсуждения на эту тему были восемь лет назад. В Pascal отсутствует множество необходимых возможностей для создания современных приложений, и в коммерческой разработке он практически не используется. Мы были удивлены такому вопросу. Иногда заказчики не относятся серьезно к нашей работе. Они могут сказать: "Мы — промышленность, а вы занимаетесь созданием обычных сайтов" или "сделайте нам вывод всех дорожных камер области на сайт, у нас на это 200 тысяч рублей в бюджете". Люди работают в своей закрытой среде и не всегда понимают специфику других отраслей. Часто такие недоразумения решаются через диалог, долгий и сложный, но диалог. И это тоже нужно уметь делать.

5. Отчетность, вызывающая трудности.

Существует поговорка: «1 миллион рублей = 5 сантиметров документации». А ещё подготовка документации и отчетности может забирать до 10% бюджета проекта. Частично эти проблемы решаются с помощью электронного документооборота, но не все государственные заказчики перешли на эту систему. Некоторое время назад мы решили сэкономить на печати тысяч страниц и купили б/у принтер. Однако, он сломался, и ремонт обошелся дороже самого принтера. Затем мы приобрели новый домашний принтер, но и он сломался на 400-й странице. Вывод: экономия на мелочах всегда отражается на общем бюджете и нервной системе.

6. Бюджетирование проектов и дополнительные расходы.

Если вы ранее работали только с коммерческими проектами, вам придется изменить свой подход к бюджетированию. В коммерческой сфере проект стоимостью 5 миллионов рублей может обойтись в 1 миллион рублей в себестоимости. В государственных проектах рассчитывайте на 1,5 миллиона рублей, а лучше на 2 миллиона рублей.

Работая с государством, некоторые проекты будут убыточными, а другие окупятся. Это нормально, потому что на долгосрочной основе вы сможете заработать на других проектах. Относительно проблемы с денежными потоками: заказчик может заморозить 50 миллионов рублей, поэтому в компании необходим опытный финансист. Без него будет сложно рассчитать денежные потоки. Хорошая новость состоит в том, что после сдачи проекта вам будут выплачены деньги без лишних вопросов.

На этом все, дальнейший разбор проблем будем проводить в дальнейших материалах, а может даже напишем что-то позитивное :)

P. S. подписывайтесь на меня на VC, а также на StepUp в VK и Tg.

44
13 комментариев
Комментарий удалён модератором
Комментарий удалён модератором

Психологическая травма?

Ответить

мой опыт работы с государством 13 лет

А это точно? Аргументы у вас какие-то любительские.

Закон 44-ФЗ ... Объем этого закона может пугатьА еще есть 223-ФЗ. А еще у каждого заказчика есть свое положение о закупках, которое тоже надо изучать. И боюсь юрист вам тут не очень поможет. Законы о госзакупках должен понимать прежде всего руководитель проектов, от и до. Можно нанять такого с рынка.

Часто в закупках возникает ситуация, когда чтение технического задания требует использования переводчика. Технические аспекты здесь настолько сложны, что обычному человеку вникнуть в них просто невозможно.А вы уверены что стоит браться за проекты, ТЗ на которые не способны понять? Кроме того, всегда можно задать заказчику вопросы, даже в рамках закупочной процедуры.

Обычная практика государственных заказчиков заключается озвучивании требований, которые не были озвучены в техническом заданииЭто и в коммерческих контрактах абсолютно так же. Пишите нормальное ТЗ чтобы у Заказчика не было возможностей сильно раздуть требования. Изменения в ТЗ можно инициировать правильными вопросами на этапе закупки.

"Почему вы выбрали React для разработки? Нельзя ли было использовать Pascal?".Если в ТЗ не указано обратное, вы вправе выбрать сами. Все подобные разговоры отбиваются на раз-два.

Существует поговорка: «1 миллион рублей = 5 сантиметров документации». А ещё подготовка документации и отчетности может забирать до 10% бюджета проекта.Это да. Хочешь большой бюджет - готовь тонну макулатуры.

купили б/у принтер. Однако, он сломался, и ремонт обошелся дороже самого принтера. Затем мы приобрели новый домашний принтер, но и он сломался на 400-й страницеВы претендуете на многомиллионные контракты и не можете решить задачу печати документов. Смешно.

Относительно проблемы с денежными потоками: заказчик может заморозить 50 миллионов рублей, поэтому в компании необходим опытный финансист. Без него будет сложно рассчитать денежные потоки.

Финансист вам не поможет, нужны достаточные оборотные средства, чтобы работать с гос.контрактами. Предоплат там практически не бывает. Ищите бюджет чтобы кормить команду на время проекта и его сдачи. И считайте, стоит ли овчинка выделки, на берегу.


Хотите играть в высшей лиге и делать контракты за десятки и сотни миллионов - занимайтесь этим серьезно, а не как вчерашние фрилансеры.

1
Ответить

Ваш комментарий, возможно, показывает, что вы мало работали с госзаказчиками в разработке...

Ответить

Вот на счёт принтера тоже в шоке.. Профессиональный принтер новый стоит чуть больше сотни. По каждому городу матаются десятки мастеров, которые за 3-4часа приедут в офис и отремонтируют его.. Похоже это теже ребята, которые сайтом госуслуг занимались и прочими вечно лагающими ресурсами.

Ответить