{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Построить бизнес и не развестись: как мы с мужем руководим ИТ-компанией

Работать вместе — испытание, а руководить компанией — двойное. Когда мы начали, у каждого была своя предыстория. Я до этого руководила розничными сетями, запускала доставку в разных городах. Муж работал техническим директором. Рассказываю, что из этого вышло.

Привет! Меня зовут Анна Астахова, я развиваю ИТ-компанию BPCA. Мы решаем все вопросы, связанные с 1С и BI-системами. Внутри компании мы распределили зоны ответственности так: я — коммерческий директор, муж — технический. Он занимается всем, что связано непосредственно с интеграцией, решением задач, сопровождением и т.д. Я решаю вопросы по привлечению клиентов, продвижению и распределению средств.

Предыстория

Все началось в 2015 году. Тогда муж работал техническим директором в сети ресторанов «Томато» в Туле. Однажды мы ехали в машине, и Сергей завел разговор: «Вот было бы здорово начать свой бизнес». Вопроса «Какой бизнес?» не было, так как Сергей — профессионал в 1С. Значит, и бизнес будет связан с 1С. Я ответила: «Что сложного: открой ООО и готово!». Уже на следующий день Сергей думал, как будет называться компания. Выбрал «Хороший Учет».

У меня тогда был свой интересный этап. Я была топ-менеджером в розничной сети, занималась объединением сетей и училась организовывать конференции (всего организовала 6 всероссийских конференций). Между всеми проектами родилась дочь. Поэтому за развитием компании мужа я не успевала следить и знала о ситуации только со слов Сергея.

В конце 2019 году я почувствовала силы и решила, что хочу заниматься собственным проектом — делать женщин красивыми. Идея заключалась в том, чтобы собрать готовые наборы косметики под разные жизненные ситуации и через видео уроки от профессионального визажиста научить женщин делать макияж. Это отдельная история про то, как вложиться и… приобрести только опыт.

После этого я думала, чем заниматься дальше. Передо мной стоял выбор: отправиться в Москву и строить карьеру в крупной компании, либо присоединиться к Сергею, научиться работать вместе и развивать свой бизнес. Тогда вместе с мужем решили, что в найм всегда можно устроиться, поэтому будем биться за теперь уже НАШУ компанию.

Главные плюсы, которые мы видели:

  • я знаю изнутри проблемы розничных сетей и их архитектуру;
  • имею большой опыт руководителя;
  • договориться внутри нам будет проще, так как мы хорошо знаем друг друга.

Так я стала совладельцем компании BPCA. Сегодня я работаю с крупными клиентами, разрабатываю полезные ИТ-продукты для розничного бизнеса, выстраиваю партнерские отношения, делюсь практическим опытом с предпринимателями.

«Надо продавать по-другому!» — начались споры

Мы сразу разделили обязанности: мои — продажи и маркетинг, его — производство. Все было бы отлично, если бы не вечный конфликт между продажами и производством. Мы начали жестко сталкиваться на этапе защиты коммерческих предложений.

Например, когда мы продавали продукт «Контроль качества работы розничной сети» (автоматизация видеоконтроля), с каждым новым клиентом возникали новые технические вводные. Это увеличивало стоимость решения. Тогда мы не до конца понимали, что стоимость внедрения сильно зависит от технических возможностей клиента и в целом от готовности заказчика менять привычные бизнес-процессы. Мы старались упаковать продукт так, чтобы учесть все риски, но это оказалось невозможно, потому что каждая компания индивидуальна в подходах.

Особенно сложно было первый год. Почти каждый спор переходил на эмоции. К сожалению, отделять личное от рабочего непросто. За завтраком, за ужином, в выходные меня тянуло обсудить острые рабочие вопросы. Это выводило Сережу из себя, а мне казалось жизненно важным именно сейчас разобрать вопрос. Плюс со стороны кажется, что лучше знаешь, какие проблемы в «соседском» отделе, и очень хочется дать совет/оценку, когда об этом не просят.

Летом 2021 года, когда мы готовили итоговое коммерческое предложение по первому крупному клиенту Xiaomi, мы настолько оказались не согласны с позицией друг друга, что в какой-то момент я сказала: «Если мы не приложим усилия, не услышим друг друга и не найдем выход, то вполне возможен развод». Я действительно была в этом убеждена. Мы спорили об итоговой стоимости проекта, мне так сильно хотелось заключить первую крупную сделку, что я готова была предоставить существенную скидку. Сергей же стоял на своем и говорил, что никаких скидок, впереди 1,5 года реализации и точно что-то всплывет. Я приняла его позицию. Сделку заключили без скидки. Но тогда мы четко поняли, что надо что-то менять, иначе бизнес окончательно поменяет наши отношения.

Какие решения мы нашли

Главное, не оставлять ситуацию без внимания и не надеяться, что все само собой образуется. Надежда на то, что другой человек изменит позиции или в целом что-то поменяется, как правило, не оправдывается. Поэтому решения нужно находить вместе.

В первую очередь мы наняли сейлза — своеобразный буфер между нами. Следующим шагом выделили руководителей и в продажах, и в техническом отделе. Теперь самые жаркие дискуссии разворачиваются между руководителями. Это помогает нам с холодной головой смотреть на клиентов и проекты.

Также договорились о двух важных правилах:

  • Не обсуждать рабочие темы дома. Иногда, я всё же его нарушаю.
  • Держать себя в руках и не лезть с советами.

Помогло ли это? Да! Конечно, и сегодня бывают разногласия. Но мы научились убирать эмоции и переходить сразу к конструктивному диалогу, развивать бизнес, исходя из целей.

Сейчас наша компания на пороге важных изменений — делаем ребрендинг, прорабатываем маркетинговую стратегию и хотим привлекать не только клиентов, но и больше классных специалистов в свою среду, поэтому впереди работа над HR-брендом. О том, что будет дальше, планирую регулярно рассказывать здесь.

Подписывайтесь, спрашивайте, приходите за автоматизацией!

Если есть вопросы по 1С и бизнесу, пишите! Буду рада пообщаться! А еще много полезного мы рассказываем в телеграм-канале.

Интересно узнать, был ли у вас опыт работы с близким человеком? Надолго хватило?)

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Алина Селезнева

Интересный опыт. Наверное, многое еще зависит от темперамента. Историю про то, как приобрести только опыт, тоже интересно почитать!) А то сейчас так много рассказывают про успешный успех в духе "Как я зашла на Вайлдберриз и за месяц заработала миллион". Но кажется, что не все так радужно.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Астахова
Автор

Спасибо! Подумаю о статье про неудачный стартап. Возможно, действительно будет полезно другим.

Ответить
Развернуть ветку
Таисья Бутасова

Был опыт работы с мужем, мне нравилось. Возможно хотелось бы повторить, но сейчас у нас слишком разные сферы деятельности.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Астахова
Автор

Здорово, что опыт позитивный!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Швецов

А развестись ни разу не хотелось?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Астахова
Автор

В статье написала, что был такой момент, когда готовили КП для Xiaomi. Мне очень хотелось получить заказ, поэтому была готова почти на все, а Сергей понимал, что там могут быть подводные камни, когда начнем делать, и что это надо учитывать. В общем-то этот момент и стал переломным, после него начали вводить правила.)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Швецов

есть такое поверье что нельзя в дело брать родственников, вроде правила такого. И сколько же раз я убеждался в его истинности

Ответить
Развернуть ветку
Калмыков

построить семейный бизнес и не развестись реально капец как тяжело. хтя с друзьями такая же история, сколько идей было, ничего так и не смогли реализовать из-а разных взглядов еще на начальных этапах идеи

Ответить
Развернуть ветку
Анна Астахова
Автор

Очень сложно не соотносить споры по рабочим вопросам с личным отношением. Наверное, здесь должны работать какие-то четкие правила на старте, но при условии, что все их честно будут соблюдать.) Хотя делать что-то вместе показано точно не всем!

Ответить
Развернуть ветку
Даниил К

правила то могут быть,но самое главное их надо соблюдать

Ответить
Развернуть ветку
Анна Астахова
Автор

Тут уже зависит от того, насколько ценны отношения.

Ответить
Развернуть ветку
Лера Змеева

с семьей вести бизнес сложно ,главное уметь разграничивать

Ответить
Развернуть ветку
Анна Астахова
Автор

Этому и учимся в процессе!)

Ответить
Развернуть ветку
Olga Antufyeva

Очень похожая ситуация, сочувствую сеилзу 😄
Как мы справляемся? Научились признавать свою неправоту и извиняться друг перед другом, когда передавим «авторитетами».
При непрошенных советах магическая фраза «операционка/производство - это мое», срабатывает, последнее слово всегда за тем, чья область задета.
В целом, у нас хороший тандем в работе и в жизни, три года совместной деятельности.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Астахова
Автор

Спасибо, что поделились! Хороший принцип с последним словом! В целом, все возможно, если понимать цель, а не упираться только в свою правоту. Пусть ваш тандем и дальше развивается!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда