Как не надо вести себя при поиске работы: откровения нанимающего менеджера

Живые эмоции с пылу и жару после проведения мной собеседований для расширения команды. Раскрываю обратную сторону процесса трудоустройства — как соискатели демотивируют рекрутеров и какие сложности в общении проживает лицо, принимающее решение.

Как не надо вести себя при поиске работы: откровения нанимающего менеджера

Я стремлюсь открывать процесс поиска работы и карьерной реализации с новой для соискателей стороны и показывать, что они тоже выбирают. Подсказываю, как вести коммуникацию с рекрутером, какие задавать вопросы и как корректно доносить ценность своих компетенций до работодателя.

Но, кажется, мало раскрываю обратную сторону вопроса — например, какие сложности в общении с соискателями проживает рекрутер и лицо, принимающее решение. А их очень даже много... Покажу на своём примере.

Я искала двух специалистов для работы над моим новым продуктом — местом, где объединяются специалисты из менеджмента и IT, которые находятся в поиске работы, и менторы, уже имеющие опыт в данных сферах. Мне были нужны:

  • менеджер поддержки уровня Junior/Junior+, который будет следить за состоянием соискателей и менторов, объединять их и оповещать о вебинарах, практикумах и неформальных активностях;
  • Product Marketing Manager уровня Junior+/Middle, который будет разрабатывать стратегии для развития продукта.

Для меня важно, чтобы специалисты были уверены в своём карьерном выборе и готовы профессионально расти и подключаться в новые продукты.

Для отбора я реализовала 2 глобальных этапа, чтобы сэкономить время и при этом сохранить качество:

  • Скрининг резюме и заполнение анкеты с кейсовыми заданиями, чтобы оценить, насколько мне будет интересен соискатель на этапе собеседования.
  • Личное общение = собеседование по компетенциям + кейс-интервью + часть биографического собеседования. Комбинируя, мне хотелось познакомиться с человеком, узнать его опыт и стиль мышления.

На каждом этапе совершалось колоссальное количество ошибок! Чаще эмоциями делятся соискатели, а от нанимающих менеджеров редко можно услышать подобное. Поделюсь сокровенным — шестью ошибками соискателей.

Ошибка соискателей №1. Пустота в анкете

В анкете с кейсовыми заданиями стояли прочерки. Что это говорит мне как нанимающему менеджеру: на мои усилия узнать соискателя наплевали, кандидат хочет рассказать о себе только в резюме и считает, что этого достаточно, однако такое сразу создаёт плохое впечатление.

Я ответила на подобную анкету один раз и очень пожалела. На 4 кейса ответ был дан только один и прикреплено резюме на позицию PMM. Ещё указывалась заработная плата, которая была больше в несколько раз по сравнению с опытом, который был представлен. Поскольку девушка закончила тот же вуз, что и я, мне хотелось вернуть обратную связь по резюме и заполнению анкеты, чтобы помочь ей не допускать подобных ошибок, поскольку такие заявки редко конвертируются в приглашения на собеседования. В итоге получила ответ, что неправильно и невнимательно читала её резюме и обратную связь стоит давать ещё подробнее. Неэтичное отношение и завышенная позиция вызвали во мне бурю эмоций и подтвердили мысль:

Если человек не заинтересован заполнять анкету на первом этапе, он вряд ли будет открыт на следующих.

Ошибка соискателей №2. Нет ссылки на резюме

Вместо CV я получала ссылки на сопроводительные письма и портфолио. Будьте внимательны — не отправляйте рекрутеру ссылку на папку с 1001 файлом: он потеряется, не поймёт, куда заходить, и, скорее всего, не будет тратить на это время. Если вы хотите указать ссылку на портфолио, сделайте это в разделе резюме «Контакты» или «О себе».

Ошибка соискателей №3. Статус в мессенджерах и соцсетях

В резюме, помимо почты, стоит указывать и мессенджер для связи — Telegram, WhatsApp или VK. Так я перешла по одной из ссылок и увидела описание «Повышаю продажи на Wildberries», то есть неподходящие отбору данные. Такое несоответствие (напомню, что искала специалиста для образовательного продукта) отталкивает написать соискателю. Если вы ищите работу и указываете в контактах мессенджер, уберите в нём описание о себе или добавьте ваш статус по работе.

Ошибка соискателей №4. Поведение во время собеседования

Я проводила собеседования онлайн и, как уже говорила, совмещала несколько типов в одном. Часть специалистов хорошо себя показала во время интервью, а другая — к сожалению, нет. Например, задавая вопросы, я слышала вздохи и другие проявления от кандидатов, что вопрос очень простой, — но получала некорректные ответы.

Ещё были специалисты, которые проходили собеседование на улице или в шумной обстановке. В FMCG-компании, в которой я работала ранее как рекрутер, такие собеседования отменялись. В данном случае я шла навстречу, и это было довольно неудобно: кейсы были представлены в таблице, соискателю было неудобно открывать файлы и воспринимать информацию, связь прерывалась. Такое отношение тоже вызывало вопросы. Если вас пригласили на собеседование, уточняйте, нужно ли вам подключаться с компьютера или достаточно с телефона, стоит ли загружать какие-то дополнительные программы или достаточно зума.

Ошибка соискателей №5. Работа с обратной связью

В ходе собеседования я понимала, что некоторые кандидаты мне не подходят и по опыту, и по мотивации, и по уровню компетенций, и по карьерной цели — в общем, видела, что не срастётся. После встречи я предлагала свою обратную связь устно или письменно на выбор. Так я конструктивно и мягко объясняла причины, почему соискатель мне не подходит. Зная, что HR-менеджеры редко это делают, я хотела раскрыть неведения, почему приняла такое решение, и направить человека на нужный путь. Все соглашались послушать мой фидбэк, но не все были готовы его принять. По итогу от некоторых соискателей я слышала грубые формулировки и странные высказывания.

Напомню, что на втором этапе я задавала профессиональные и биографические вопросы. После него, если кандидат мне нравился, я проводила финальную встречу, на которой обсуждала условия и дальнейшую работу. Получалось так, что на втором этапе я получала много вопросов про зарплату в духе «Сколько вы готовы мне платить? У меня нет времени ждать, я должен понимать, на что иду и сколько буду получать». Таким образом человек сам себя дискредитирует.

Стоит понимать, что нанимающий менеджер сам спросит про зарплатные ожидания и он предварительно с ними может быть знаком из резюме и анкеты. На первом этапе коммуникации вопрос об оплате является неуместным: так рекрутер видит человека, который заинтересован в оплате, а не в сути деятельности, команде и т.д. На мои слова кандидат ответил, что уже не раз проходил собеседования и ни один рекрутер не сказал ему, что это плохо. Длинные сообщения с объяснениями продолжали приходить, а мне всё больше становилось не по себе. Итог общения: я — умный, ты — дурак. Пожалуйста, не делайте так.

Ошибка соискателей №6. Завышенные ожидания

Конечно же, это связано с уровнем оплаты. Как я уже говорила, нанимала людей на позиции уровней Junior+ или Middle, но видела совершенно разные зарплатные ожидания. Здесь ошибка была в том, что соискатель либо не имел релевантного опыта и компетенций (или некорректно указал их в резюме), либо не изучал ситуацию на рынке труда.

Вместо итогов

Чаще при поиске работы вырисовывается такая картина: кандидат подал море заявок, но нанимающие менеджеры не хотят никого никуда брать. Посмотрим на ситуацию с другой стороны: соискатели ведут себя некорректно и грубо (совсем не как специалисты) и тем самым демотивируют рекрутеров.

Давайте будем проявлять эмпатию и этику, с пониманием относиться друг другу и вести конструктивные диалоги, чтобы каждый достиг своей карьерной цели.

Как не надо вести себя при поиске работы: откровения нанимающего менеджера
33
2 комментария

"На первом этапе коммуникации вопрос об оплате является неуместным: так рекрутер видит человека, который заинтересован в оплате, а не в сути деятельности, команде и т.д"

))) давайте проведем три встречи, потратим кучу времени, чтобы в конце узнать, что з\п ощутимо ниже и больше никогда не общаться, да?) абсолютно нормально в начале коммуникации обсудить, соответствуют ли зарплатные ожидания соискателя предложению компании.
суть деятельности можно изучить из описания вакансии, если рекрутер ее грамотно составил, на сайте и пр.
команда - как правило, у всех рекрутеров описание команды одинаковое, пока работать не начнешь, не узнаешь. максимум - с руководством пообщаешься на каком-то этапе.
тратить время и рассказывать свою "биографию" и прочее имеет смысл только в случае, если ожидания по условиям совпадают с предложением. и не только по з\п могут быть ожидания - например, для многих принципиально наличие трудового договора, белая з\п, наличие офиса или наоборот, удаленки.

вакансий много, тратить время на нерелевантные предложения смысла нет.
многие рекрутеры сразу спрашивают, какие факторы важны для соискателя, и продолжают только в случае совпадения, потому что это и их время тоже.

Ответить

Где-то читал что у нас много специалистов с очень высоким уровнем скиллсов, самое сложное это их отыскать)

Ответить