Как в ЮMoney создают среду для развития спикеров
Рассказываем, как ЮMoney растит спикеров-супергероев, которые потом покоряют IT-конференции и не переживают во время выступления (ну почти). А ещё делимся внутренней статистикой спикер-клуба, которую нигде до этого не публиковали.
Будем честны: совсем не переживать, когда стоишь на сцене перед аудиторией, сложно. А вот уменьшить волнение и страх, конечно, можно, особенно когда часто практикуешь публичные выступления. Начать можно с форматов, в которых максимально лояльная аудитория, а слушатели — друзья или коллеги. Мы в ЮMoney запустили такой формат во время удалёнки в 2021 году, и назвали его «Клуб спикеров “ГоворЮ”». Сегодня проводим его так:
- Два или три спикера из любых подразделений ЮMoney раз в месяц выступают онлайн или офлайн перед коллегами и за 10-12 минут раскрывают тему, которая им интересна. Тема может быть любой — от посещения бань до философии стоицизма. Также можно сделать доклад на рабочие темы. Главное — уложиться в тайминг.
- Каждый участник готовит к выступлению презентацию, в которой отражает главные тезисы своего доклада. Важно не читать текст с презентации — она должна просто помогать плавно переходить с одной мысли на другую. Анонс доклада тоже должен быть привлекательным. Мы заметили, что яркий анонс помогает собрать больше слушателей, поэтому спикеры стараются креативить.
- Во время и после выступления слушатели могут задавать вопросы в чате, а докладчик на них ответит. Спикер не знает заранее, о чём его будут спрашивать, поэтому может прокачать навык ответов на неожиданные каверзные вопросы. Так мы воссоздаём атмосферу большой конференции.
- Когда все спикеры выступили, слушатели оставляют им обратную связь в специальных анкетах. Спикера можно и похвалить, и покритиковать. Но похвалы обычно больше: если коллеги и критикуют, то максимально корректно и с посылом «что можно улучшить».
Почему мы делаем такие короткие доклады
Формат «ГоворЮ» родился из внутреннего тренинга ЮMoney по эффективным презентациям — там как раз были короткие доклады. Выступление на 10-15 минут подготовить легче, чем более длинное. Это как демо-версия большого выступления. Для слушателей такой формат тоже комфортнее: за один раз можно познакомиться с несколькими темами и не тратить много времени.
Если спикеру нужна помощь с подготовкой, мы можем её оказать. Например, некоторые докладчики просят посмотреть слайды презентации или сделать тестовый прогон.
Очень часто доклад в клубе «ГоворЮ» становится для сотрудников ЮMoney дебютом и отправной точкой на пути к выступлениям на большую аудиторию. Главная цель проекта — сформировать у сотрудников положительный опыт выступлений, создать для этого комфортные условия. Всегда проще начать с чего-то лёгкого: с доклада на любимую тему, в которой ты чувствуешь себя как рыба в воде, перед лояльной аудиторией. Для спикеров без опыта это отличный шанс попробовать свои силы.
Чаще всего спикерами становятся сотрудники из IT и отдела продаж, в основном это девушки
Теперь немного занимательной внутренней статистики. Рассказываем, кто в ЮMoney выступает чаще всего, из каких отделов, на какие темы и сколько людей приходит послушать доклады.
По состоянию на октябрь 2023 года мы:
- провели 18 встреч в формате клуба «ГоворЮ»,
- послушали 48 докладов от 43 спикеров,
- привлекли 950 слушателей — сотрудников ЮMoney.
Среди докладчиков — сотрудники разных отделов компании. Вот кто выступает чаще всего (по нисходящей):
- разработчики, тестировщики и аналитики,
- менеджеры по продажам,
- HR-менеджеры,
- продуктовые менеджеры,
- маркетологи,
- проектные менеджеры,
- UX-дизайнеры,
- сотрудники финансового подразделения.
Иногда сотрудники ЮMoney приходят послушать конкретного спикера — эксперта. Это категория докладчиков, у которых большой опыт выступлений на внешних мероприятиях. Например, как-то одним из экспертов клуба был менеджер по развитию продукта в ЮKassa, который преподавал ораторское мастерство и навыки презентации в «Нетологии» и Geekbrains. Другой частый гость «ГоворЮ» — руководитель департамента разработки ЮMoney и лидер сообщества Burning Lead.
Также мы проанализировали, кто чаще приходит выступать — девушки или парни. Оказалось, что девушки.
Есть даже участники, которые выступали по два и три раза.
Темы докладов — разные, среди категорий лидируют психология, работа, лайфхаки и наука.
Если цель «ГоворЮ» — побороть страх выступлений, то как отследить, что докладчик её достиг?
Не все приходят на «ГоворЮ», чтобы справиться со страхом выступлений. Многие просто хотят поделиться чем-то интересным и побыть в центре внимания. Среди докладчиков есть и те, кто часто выступает на внешних мероприятиях. У таких спикеров прокачаны нужные навыки и никаких проблем нет. Тем не менее, они приходят выступить для своих, и мы очень рады принять их с примером классной презентации.
По готовности сотрудника выступать дальше — внутри компании и на внешнюю аудиторию — я и отслеживаю эффективность нашего формата.
Вот идеальный сценарий для начинающего спикера:
выступление в нашем клубе -> выступление с докладом на профессиональную тему внутри компании -> выступление с докладом на внешнюю аудиторию на конференции или митапе
Спикерский клуб добавляет сотрудникам ЮMoney уверенности в себе, и они не боятся идти дальше. Я слежу за начинающими спикерами после выступления в клубе, и результаты классные: почти две трети наших докладчиков вышли на большую аудиторию. Кто-то провёл собрание на 400 человек, кто-то — вебинар для потенциальных клиентов на 100-500 человек, а кто-то выступил на конференции на 500-2000 человек.
Опыт наших спикеров
Перед коллегами я выступала с докладом о банях: это одно из моих хобби. Посещаю бани с детства, а последние пять лет, как переехала в Москву, интересуюсь и изучаю историю и феномен бань в разных культурах. У меня накопилось много информации и впечатлений — только в Москве и области я побывала в 20+ банных комплексах.
Моя профессия — пиар и контент-маркетинг, я много работаю с текстами. Это придало уверенности, что смогу анонсировать тему выступления так, чтобы привлечь как можно больше слушателей. Так и получилось: на пике эфира было 60+ человек. Это в 1,5 раза больше, чем в предыдущих клубах.
Я волновалась первые минут 10. Выступала второй, подключившись офлайн из московской переговорки, видела себя на большом экране. Зрители в основном подключались онлайн из дома или из наших офисов в Питере и Нижнем Новгороде. Успокоиться мне помогли любовь к теме и погружение в неё, а ещё — присутствие нескольких коллег, которые пришли в зал, чтобы меня поддержать.
Во время выступления коллеги интересовались, какие бани я рекомендую в разных городах, какие книги об истории банной культуры в России можно почитать. Оказалось, банная тема многим близка, но не все понимают, как в неё погрузиться. Когда всё завершилось, слушатели дали мне обратную связь — это было очень полезно.
Я шла выступать в том числе для того, чтобы преодолеть определённый барьер, и это у меня получилось. Недавно, например, я участвовала в подкасте про нейросети. Надеюсь, дальше таких возможностей будет больше.
Как побороть страх публичного выступления
Вот несколько советов:
- Никто, кроме вас, не знает, что вы собираетесь рассказывать и как устроен ваш доклад. Поэтому, даже если что-то идёт не так (забыли озвучить важный факт, случайно перелистнули слайд, рассказали что-то в другом порядке), никто этого не заметит. Аудитория подумает, что так и задумано.
- Пользуйтесь приёмом «Кто в клетке», чтобы чувствовать себя увереннее. Представьте, что это вы пришли посмотреть на слушателей, а не они на вас. Это вы хотите понаблюдать, как они реагируют на вашу тему, какие вопросы задают, как отвечают. Вам станет легче, и появится уверенность.
- Репетируйте, зовите экспертов по теме и других слушателей, чья обратная связь поможет подготовиться. Мы в ЮMoney называем такие встречи прогонами. В зависимости от готовности спикера мы можем провести от двух до десяти прогонов перед выступлением. Также мы внимательно готовим интерактивные моменты: голосования в чате, вопросы к аудитории, демо живого кода.
А вот писать полный текст для выступления я не рекомендую, тем более заучивать его или читать с бумажки. Это убивает всё волшебство, интонация исчезает, пропадает естественность. Если без заметок не обойтись, запишите самые главные мысли в формате «одна мысль = пара слов».
Как отвечать на вопросы слушателей
Когда готовитесь к выступлению, подумайте о том, какие вопросы вам могут задать. К большинству из них можно подготовиться. Если это не первое ваше выступление на тему, вспомните, какие вопросы вам задавали в прошлый раз, на какие из них сложнее было ответить. Им надо уделить больше времени.
Важен ваш настрой. Скажите себе: «Я в любом случае отвечу на вопрос, у меня найдутся нужные слова, мне поможет моя экспертиза и опыт выступлений». Не все ответы будут идеальны, и это нормально. Ответы на вопросы — всегда импровизация, а не заготовленный спич, поэтому к ним должно быть меньше требований.
Вы сами решаете, как отвечать и отвечать ли вообще. Можно ответить прямо и подробно, можно — только на часть вопроса. А можно, оттолкнувшись от темы вопроса, сказать то, что считаешь важным, или взять паузу на подготовку ответа.
Не бойтесь не знать ответа на вопрос, который задал зритель. Невозможно знать всё — и не обязательно. Вот что можно сказать:
- На этот вопрос я отвечу в чате конференции. А вообще, вот мой телеграм, давайте пообщаемся там и обсудим ваш вопрос.
- У меня сейчас недостаточно информации, чтобы ответить, но если коротко, то …
- Мне не хотелось бы озвучивать непроверенные данные, рекомендую почитать …
- Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно знать … / учесть …
- На этот вопрос сложно ответить в двух словах, об этом у нас есть статья в корпоративном блоге, вот ссылка …
- Спасибо за вопрос, это тема для отдельного большого разговора, возможно, мы посвятим ей выступление на будущем митапе или конференции.
Если вопрос непонятен, попросите уточнить его или повторите вопрос самостоятельно — так, как поняли. И уже после этого отвечайте.
Если вопросов слишком много — предупредите, что время ограничено, поэтому вы ответите только на те, на которые успеете. Тут же можно добавить, что хотите ответить на самые актуальные/интересные вопросы. Так вы отсекаете те вопросы, на которые не хотите отвечать. В таком случае можно сказать: Я вернусь к этому вопросу позже, если успею. Сейчас вижу, что есть более актуальный вопрос.
Как развивать спикеров с помощью обратной связи
После выступлений в клубе «ГоворЮ» слушатели дают спикеру обратную связь, чаще она положительная, при этом всегда есть полезные комментарии. Из обратной связи спикер может понять, всё ли у него в порядке с интонацией, со слайдами в презентации, со структурой повествования. Если спикер волнуется и это мешает выступать, это тоже отмечают в отзывах, стараются поддержать, подбадривают.
Обратную связь нужно давать по формуле «действие — результат». Факты, которые мы наблюдали на выступлении, и результаты, к которым они привели. Например, на слайде номер семь было много текста, из-за этого его было сложно воспринимать. К этому можно добавить развивающую обратную связь по той же формуле: что можно сделать, чтобы был другой результат. Например, слайд можно разбить на три части и добавить иллюстрации. Так появится динамика, и слушатели будут последовательно вникать в материал.
Начинающим спикерам важно давать поддерживающую обратную связь. Но бывают ситуации, когда конструктивную критику вредно разбавлять позитивными комментариями. Если спикер при подготовке к конференции забивает на замечания на прогонах, делает грубые ошибки, то лучше прямо ему сказать, что это не годится. И чётко оговорить, что надо исправить для выступления.
Бывает, что у спикера есть слово-паразит, которое он постоянно повторяет. Мы помогаем избавиться от этого по следующей схеме:
- Называем это слово или словосочетание и считаем, сколько раз спикер сказал его за прогон. Говорим ему число.
- Обсуждаем, какое это производит впечатление на зрителей. Некоторые слова-паразиты не просто речевой мусор — они создают ненужные смыслы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы, например, делают всё игрушечным, ненастоящим: «проблемка», «вопросик» и т. д. А некоторые вводные слова могут вызывать сомнение в точности утверждения: «довольно-таки», «к примеру» и так далее.
- Делаем запись, чтобы спикер сам мог услышать себя со стороны. На этом этапе он осознанно замечает слово-паразит.
- Проводим следующие прогоны, где спикер начинает ловить себя на желании использовать слово-паразит ещё до того, как произнесёт его.
- Со временем получаем очищенную от слов-паразитов речь.
Иногда это занимает недели, но всегда даёт результат, если спикер готов поработать над собой.
Как держаться уверенно на выступлении
Меня часто спрашивают: как создать впечатление уверенного в себе оратора, даже если есть волнение? Уверенность находится между волнением и агрессией. Уверенный человек говорит спокойно, доброжелательно, не боясь и не нападая. Агрессию спикеры, особенно начинающие, проявляют редко, а вот волнение и тревога часто заметны. Например, дрожь в голосе, заминки в речи, непроизвольные, похожие на тиковые движения руками или ногами.
Один наш спикер во время выступления вытаскивал пятку из ботинка, придерживая обувь второй ногой, а потом опять надевал, и так по кругу. Получается, его неуверенность ушла в это движение.
Мы со спикерами работаем с такими индивидуальными проявлениями неуверенности. Я рекомендую встать ровно и освободить руки и карманы от лишних предметов, чтобы не было соблазна щёлкать ручкой и тому подобное. Перед выступлением можно сделать дыхательные упражнения, речевые разминки, снять напряжение физической активностью: подвигать руками, поприседать.
Но, конечно, самый большой эффект дают подготовка и репетиции. Перед выступлением на внешнюю аудиторию можно прочитать доклад внутри компании. После нескольких таких прогонов спикер становится гораздо увереннее в себе.
Способность выступать на публике часто связывают с коммуникабельностью, открытостью. Считается, что экстравертам легче даётся презентация. Это связано с темпераментом. Холерики и сангвиники чаще выбирают профессии, где надо общаться с людьми, они более раскрепощённые и могут казаться увереннее на выступлениях. IT-специалисты, наоборот, чаще интроверты, менее коммуникабельные, но при этом они хорошо адаптируются, учатся. Поэтому даже из «необщительного айтишника» можно вырастить классного спикера, и мы с этим помогаем.
Что ЮMoney получает от клуба «ГоворЮ»
О том, что получает сотрудник, мы уже поговорили. А теперь подведём итоги и разберём, что такой формат даёт компании.
- Пул потенциальных спикеров — амбассадоров компании, который постоянно растёт. Спикеры ЮMoney могут выступать от лица бренда на внешних конференциях: рассказывать о продуктах, делиться экспертизой, привлекать лучших специалистов, которые хотят с нами работать.
- Дружную атмосферу в коллективе, что очень важно для компаний, в которых 300+ сотрудников. Сложно познакомиться со всеми, а клуб поможет узнать друг друга лучше.
- Сотрудников, которые разносторонне развиты. Побывал на одной встрече клуба «ГоворЮ» = открыл для себя минимум две новые темы. А там и до нового хобби недалеко.
Есть ли в вашей компании спикерские клубы или другие активности, которые помогают растить высококлассных докладчиков для внешних мероприятий? И как вы мотивируете коллег выступать на конференциях, писать статьи для блогов или СМИ? Делитесь в комментариях.
Это история о том, как я добивался девушку, получил отказ, зато создал приложение на 30К пользователей. Которое растет, а я – думаю над тем, как его монетизировать.
Итак, какие же доказательства помогут вам подтвердить, что работы выполнены, а услуги оказаны? Исходя из моего опыта, это (сохраняйте, пригодится):
На примере конкретного дела из нашей практики рассказываем, какие риски таит в себе сделка на нерыночных условиях, а также даем практические рекомендации, как защитить свои интересы в суде.
Запустил курсы на 110.000 человек по «успешному успеху», заработал миллионы и собрал вокруг себя толпу кричащих детишек, которые боготворят его. Как обычному человеку стать инфоцыганом и повторить его успех?
Почему одни компании легко привлекают премиальную аудиторию и делают большие продажи, в то время как другие с похожими предложениями остаются незамеченными?
А вас не смущает, что ЮMoney устраивает спикерские клубы, чтобы свои сотрудники могли выступать на внешних мероприятиях и привлекать новых клиентов? Значит, теперь банкиры ещё и стендап-комики. Куда катится этот мир?
А вас смущает это?))) интересно, почему