Как в ЮMoney создают среду для развития спикеров

Рассказываем, как ЮMoney растит спикеров-супергероев, которые потом покоряют IT-конференции и не переживают во время выступления (ну почти). А ещё делимся внутренней статистикой спикер-клуба, которую нигде до этого не публиковали.

Как в ЮMoney создают среду для развития спикеров

Будем честны: совсем не переживать, когда стоишь на сцене перед аудиторией, сложно. А вот уменьшить волнение и страх, конечно, можно, особенно когда часто практикуешь публичные выступления. Начать можно с форматов, в которых максимально лояльная аудитория, а слушатели — друзья или коллеги. Мы в ЮMoney запустили такой формат во время удалёнки в 2021 году, и назвали его «Клуб спикеров “ГоворЮ”». Сегодня проводим его так:

  • Два или три спикера из любых подразделений ЮMoney раз в месяц выступают онлайн или офлайн перед коллегами и за 10-12 минут раскрывают тему, которая им интересна. Тема может быть любой — от посещения бань до философии стоицизма. Также можно сделать доклад на рабочие темы. Главное — уложиться в тайминг.
  • Каждый участник готовит к выступлению презентацию, в которой отражает главные тезисы своего доклада. Важно не читать текст с презентации — она должна просто помогать плавно переходить с одной мысли на другую. Анонс доклада тоже должен быть привлекательным. Мы заметили, что яркий анонс помогает собрать больше слушателей, поэтому спикеры стараются креативить.
  • Во время и после выступления слушатели могут задавать вопросы в чате, а докладчик на них ответит. Спикер не знает заранее, о чём его будут спрашивать, поэтому может прокачать навык ответов на неожиданные каверзные вопросы. Так мы воссоздаём атмосферу большой конференции.
  • Когда все спикеры выступили, слушатели оставляют им обратную связь в специальных анкетах. Спикера можно и похвалить, и покритиковать. Но похвалы обычно больше: если коллеги и критикуют, то максимально корректно и с посылом «что можно улучшить».

Почему мы делаем такие короткие доклады

Формат «ГоворЮ» родился из внутреннего тренинга ЮMoney по эффективным презентациям — там как раз были короткие доклады. Выступление на 10-15 минут подготовить легче, чем более длинное. Это как демо-версия большого выступления. Для слушателей такой формат тоже комфортнее: за один раз можно познакомиться с несколькими темами и не тратить много времени.

Если спикеру нужна помощь с подготовкой, мы можем её оказать. Например, некоторые докладчики просят посмотреть слайды презентации или сделать тестовый прогон.

Анна Левтова
менеджер по обучению сотрудников ЮMoney

Очень часто доклад в клубе «ГоворЮ» становится для сотрудников ЮMoney дебютом и отправной точкой на пути к выступлениям на большую аудиторию. Главная цель проекта — сформировать у сотрудников положительный опыт выступлений, создать для этого комфортные условия. Всегда проще начать с чего-то лёгкого: с доклада на любимую тему, в которой ты чувствуешь себя как рыба в воде, перед лояльной аудиторией. Для спикеров без опыта это отличный шанс попробовать свои силы.

Чаще всего спикерами становятся сотрудники из IT и отдела продаж, в основном это девушки

Теперь немного занимательной внутренней статистики. Рассказываем, кто в ЮMoney выступает чаще всего, из каких отделов, на какие темы и сколько людей приходит послушать доклады.

По состоянию на октябрь 2023 года мы:

  • провели 18 встреч в формате клуба «ГоворЮ»,
  • послушали 48 докладов от 43 спикеров,
  • привлекли 950 слушателей — сотрудников ЮMoney.

Среди докладчиков — сотрудники разных отделов компании. Вот кто выступает чаще всего (по нисходящей):

  • разработчики, тестировщики и аналитики,
  • менеджеры по продажам,
  • HR-менеджеры,
  • продуктовые менеджеры,
  • маркетологи,
  • проектные менеджеры,
  • UX-дизайнеры,
  • сотрудники финансового подразделения.

Иногда сотрудники ЮMoney приходят послушать конкретного спикера — эксперта. Это категория докладчиков, у которых большой опыт выступлений на внешних мероприятиях. Например, как-то одним из экспертов клуба был менеджер по развитию продукта в ЮKassa, который преподавал ораторское мастерство и навыки презентации в «Нетологии» и Geekbrains. Другой частый гость «ГоворЮ» — руководитель департамента разработки ЮMoney и лидер сообщества Burning Lead.

Также мы проанализировали, кто чаще приходит выступать — девушки или парни. Оказалось, что девушки.

Как в ЮMoney создают среду для развития спикеров

Есть даже участники, которые выступали по два и три раза.

Как в ЮMoney создают среду для развития спикеров

Темы докладов — разные, среди категорий лидируют психология, работа, лайфхаки и наука.

Как в ЮMoney создают среду для развития спикеров

Если цель «ГоворЮ» — побороть страх выступлений, то как отследить, что докладчик её достиг?

Анна Левтова
менеджер по обучению сотрудников ЮMoney

Не все приходят на «ГоворЮ», чтобы справиться со страхом выступлений. Многие просто хотят поделиться чем-то интересным и побыть в центре внимания. Среди докладчиков есть и те, кто часто выступает на внешних мероприятиях. У таких спикеров прокачаны нужные навыки и никаких проблем нет. Тем не менее, они приходят выступить для своих, и мы очень рады принять их с примером классной презентации.

По готовности сотрудника выступать дальше — внутри компании и на внешнюю аудиторию — я и отслеживаю эффективность нашего формата.

Вот идеальный сценарий для начинающего спикера:

выступление в нашем клубе -> выступление с докладом на профессиональную тему внутри компании -> выступление с докладом на внешнюю аудиторию на конференции или митапе

Спикерский клуб добавляет сотрудникам ЮMoney уверенности в себе, и они не боятся идти дальше. Я слежу за начинающими спикерами после выступления в клубе, и результаты классные: почти две трети наших докладчиков вышли на большую аудиторию. Кто-то провёл собрание на 400 человек, кто-то — вебинар для потенциальных клиентов на 100-500 человек, а кто-то выступил на конференции на 500-2000 человек.

Опыт наших спикеров

Майя Новикова
руководитель группы контент-маркетинга в ЮMoney, рассказала про бани

Перед коллегами я выступала с докладом о банях: это одно из моих хобби. Посещаю бани с детства, а последние пять лет, как переехала в Москву, интересуюсь и изучаю историю и феномен бань в разных культурах. У меня накопилось много информации и впечатлений — только в Москве и области я побывала в 20+ банных комплексах.

Моя профессия — пиар и контент-маркетинг, я много работаю с текстами. Это придало уверенности, что смогу анонсировать тему выступления так, чтобы привлечь как можно больше слушателей. Так и получилось: на пике эфира было 60+ человек. Это в 1,5 раза больше, чем в предыдущих клубах.

Я волновалась первые минут 10. Выступала второй, подключившись офлайн из московской переговорки, видела себя на большом экране. Зрители в основном подключались онлайн из дома или из наших офисов в Питере и Нижнем Новгороде. Успокоиться мне помогли любовь к теме и погружение в неё, а ещё — присутствие нескольких коллег, которые пришли в зал, чтобы меня поддержать.

Во время выступления коллеги интересовались, какие бани я рекомендую в разных городах, какие книги об истории банной культуры в России можно почитать. Оказалось, банная тема многим близка, но не все понимают, как в неё погрузиться. Когда всё завершилось, слушатели дали мне обратную связь — это было очень полезно.

Я шла выступать в том числе для того, чтобы преодолеть определённый барьер, и это у меня получилось. Недавно, например, я участвовала в подкасте про нейросети. Надеюсь, дальше таких возможностей будет больше.

Как побороть страх публичного выступления

Анна Левтова
менеджер по обучению сотрудников ЮMoney

Вот несколько советов:

  • Никто, кроме вас, не знает, что вы собираетесь рассказывать и как устроен ваш доклад. Поэтому, даже если что-то идёт не так (забыли озвучить важный факт, случайно перелистнули слайд, рассказали что-то в другом порядке), никто этого не заметит. Аудитория подумает, что так и задумано.
  • Пользуйтесь приёмом «Кто в клетке», чтобы чувствовать себя увереннее. Представьте, что это вы пришли посмотреть на слушателей, а не они на вас. Это вы хотите понаблюдать, как они реагируют на вашу тему, какие вопросы задают, как отвечают. Вам станет легче, и появится уверенность.
  • Репетируйте, зовите экспертов по теме и других слушателей, чья обратная связь поможет подготовиться. Мы в ЮMoney называем такие встречи прогонами. В зависимости от готовности спикера мы можем провести от двух до десяти прогонов перед выступлением. Также мы внимательно готовим интерактивные моменты: голосования в чате, вопросы к аудитории, демо живого кода.

А вот писать полный текст для выступления я не рекомендую, тем более заучивать его или читать с бумажки. Это убивает всё волшебство, интонация исчезает, пропадает естественность. Если без заметок не обойтись, запишите самые главные мысли в формате «одна мысль = пара слов».

Как отвечать на вопросы слушателей

Когда готовитесь к выступлению, подумайте о том, какие вопросы вам могут задать. К большинству из них можно подготовиться. Если это не первое ваше выступление на тему, вспомните, какие вопросы вам задавали в прошлый раз, на какие из них сложнее было ответить. Им надо уделить больше времени.

Важен ваш настрой. Скажите себе: «Я в любом случае отвечу на вопрос, у меня найдутся нужные слова, мне поможет моя экспертиза и опыт выступлений». Не все ответы будут идеальны, и это нормально. Ответы на вопросы — всегда импровизация, а не заготовленный спич, поэтому к ним должно быть меньше требований.

Вы сами решаете, как отвечать и отвечать ли вообще. Можно ответить прямо и подробно, можно — только на часть вопроса. А можно, оттолкнувшись от темы вопроса, сказать то, что считаешь важным, или взять паузу на подготовку ответа.

Не бойтесь не знать ответа на вопрос, который задал зритель. Невозможно знать всё — и не обязательно. Вот что можно сказать:

  • На этот вопрос я отвечу в чате конференции. А вообще, вот мой телеграм, давайте пообщаемся там и обсудим ваш вопрос.
  • У меня сейчас недостаточно информации, чтобы ответить, но если коротко, то …
  • Мне не хотелось бы озвучивать непроверенные данные, рекомендую почитать …
  • Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно знать … / учесть …
  • На этот вопрос сложно ответить в двух словах, об этом у нас есть статья в корпоративном блоге, вот ссылка …
  • Спасибо за вопрос, это тема для отдельного большого разговора, возможно, мы посвятим ей выступление на будущем митапе или конференции.

Если вопрос непонятен, попросите уточнить его или повторите вопрос самостоятельно — так, как поняли. И уже после этого отвечайте.

Если вопросов слишком много — предупредите, что время ограничено, поэтому вы ответите только на те, на которые успеете. Тут же можно добавить, что хотите ответить на самые актуальные/интересные вопросы. Так вы отсекаете те вопросы, на которые не хотите отвечать. В таком случае можно сказать: Я вернусь к этому вопросу позже, если успею. Сейчас вижу, что есть более актуальный вопрос.

Как развивать спикеров с помощью обратной связи

После выступлений в клубе «ГоворЮ» слушатели дают спикеру обратную связь, чаще она положительная, при этом всегда есть полезные комментарии. Из обратной связи спикер может понять, всё ли у него в порядке с интонацией, со слайдами в презентации, со структурой повествования. Если спикер волнуется и это мешает выступать, это тоже отмечают в отзывах, стараются поддержать, подбадривают.

Фрагмент отчёта по анкетам обратной связи слушателей «ГоворЮ»
Фрагмент отчёта по анкетам обратной связи слушателей «ГоворЮ»
Анна Левтова
менеджер по обучению сотрудников ЮMoney

Обратную связь нужно давать по формуле «действие — результат». Факты, которые мы наблюдали на выступлении, и результаты, к которым они привели. Например, на слайде номер семь было много текста, из-за этого его было сложно воспринимать. К этому можно добавить развивающую обратную связь по той же формуле: что можно сделать, чтобы был другой результат. Например, слайд можно разбить на три части и добавить иллюстрации. Так появится динамика, и слушатели будут последовательно вникать в материал.

Начинающим спикерам важно давать поддерживающую обратную связь. Но бывают ситуации, когда конструктивную критику вредно разбавлять позитивными комментариями. Если спикер при подготовке к конференции забивает на замечания на прогонах, делает грубые ошибки, то лучше прямо ему сказать, что это не годится. И чётко оговорить, что надо исправить для выступления.

Бывает, что у спикера есть слово-паразит, которое он постоянно повторяет. Мы помогаем избавиться от этого по следующей схеме:

  • Называем это слово или словосочетание и считаем, сколько раз спикер сказал его за прогон. Говорим ему число.
  • Обсуждаем, какое это производит впечатление на зрителей. Некоторые слова-паразиты не просто речевой мусор — они создают ненужные смыслы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы, например, делают всё игрушечным, ненастоящим: «проблемка», «вопросик» и т. д. А некоторые вводные слова могут вызывать сомнение в точности утверждения: «довольно-таки», «к примеру» и так далее.
  • Делаем запись, чтобы спикер сам мог услышать себя со стороны. На этом этапе он осознанно замечает слово-паразит.
  • Проводим следующие прогоны, где спикер начинает ловить себя на желании использовать слово-паразит ещё до того, как произнесёт его.
  • Со временем получаем очищенную от слов-паразитов речь.

Иногда это занимает недели, но всегда даёт результат, если спикер готов поработать над собой.

Как держаться уверенно на выступлении

Анна Левтова
менеджер по обучению сотрудников ЮMoney

Меня часто спрашивают: как создать впечатление уверенного в себе оратора, даже если есть волнение? Уверенность находится между волнением и агрессией. Уверенный человек говорит спокойно, доброжелательно, не боясь и не нападая. Агрессию спикеры, особенно начинающие, проявляют редко, а вот волнение и тревога часто заметны. Например, дрожь в голосе, заминки в речи, непроизвольные, похожие на тиковые движения руками или ногами.

Один наш спикер во время выступления вытаскивал пятку из ботинка, придерживая обувь второй ногой, а потом опять надевал, и так по кругу. Получается, его неуверенность ушла в это движение.

Мы со спикерами работаем с такими индивидуальными проявлениями неуверенности. Я рекомендую встать ровно и освободить руки и карманы от лишних предметов, чтобы не было соблазна щёлкать ручкой и тому подобное. Перед выступлением можно сделать дыхательные упражнения, речевые разминки, снять напряжение физической активностью: подвигать руками, поприседать.

Но, конечно, самый большой эффект дают подготовка и репетиции. Перед выступлением на внешнюю аудиторию можно прочитать доклад внутри компании. После нескольких таких прогонов спикер становится гораздо увереннее в себе.

Способность выступать на публике часто связывают с коммуникабельностью, открытостью. Считается, что экстравертам легче даётся презентация. Это связано с темпераментом. Холерики и сангвиники чаще выбирают профессии, где надо общаться с людьми, они более раскрепощённые и могут казаться увереннее на выступлениях. IT-специалисты, наоборот, чаще интроверты, менее коммуникабельные, но при этом они хорошо адаптируются, учатся. Поэтому даже из «необщительного айтишника» можно вырастить классного спикера, и мы с этим помогаем.

Что ЮMoney получает от клуба «ГоворЮ»

О том, что получает сотрудник, мы уже поговорили. А теперь подведём итоги и разберём, что такой формат даёт компании.

  • Пул потенциальных спикеров — амбассадоров компании, который постоянно растёт. Спикеры ЮMoney могут выступать от лица бренда на внешних конференциях: рассказывать о продуктах, делиться экспертизой, привлекать лучших специалистов, которые хотят с нами работать.
  • Дружную атмосферу в коллективе, что очень важно для компаний, в которых 300+ сотрудников. Сложно познакомиться со всеми, а клуб поможет узнать друг друга лучше.
  • Сотрудников, которые разносторонне развиты. Побывал на одной встрече клуба «ГоворЮ» = открыл для себя минимум две новые темы. А там и до нового хобби недалеко.

Есть ли в вашей компании спикерские клубы или другие активности, которые помогают растить высококлассных докладчиков для внешних мероприятий? И как вы мотивируете коллег выступать на конференциях, писать статьи для блогов или СМИ? Делитесь в комментариях.

2424
реклама
разместить
2 комментария

А вас не смущает, что ЮMoney устраивает спикерские клубы, чтобы свои сотрудники могли выступать на внешних мероприятиях и привлекать новых клиентов? Значит, теперь банкиры ещё и стендап-комики. Куда катится этот мир?

А вас смущает это?))) интересно, почему