{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему крупному бизнесу невыгодно поддерживать интернет-магазин на Битриксе: выбираем альтернативу

В статье на примерах проанализируем затраты на обслуживание крупного интернет-магазина на 1С-Битрикс и на фреймворке Python. Сравним стоимость и выгоды, связанные с внедрением новых функций, оценим стоимость содержания команд на разных стеках и разберём, на чём экономически выгодно поддерживать и расширять крупный интернет-магазин. Дополнительно посчитаем, сколько стоит перенос интернет-магазина с 1С-Битрикс на фреймворке Python.

Привет! Меня зовут Дмитрий Важенин, я — коммерческий директор Creonit / digital production. Разрабатываем цифровые сервисы, в том числе и интернет-магазины. Входим в топ-50 крупнейших IT-поставщиков в ритейле и в топ-30 крупнейших разработчиков приложений для бизнеса и госсектора в России.

Сегодня разберём, каким компаниям стоит делать интернет-магазины на 1С-Битрикс, а кому лучше рассмотреть разработку на одном из фреймворков Python (например Djangо) с точки зрения бизнеса. Поговорим о плюсах и минусах каждого подхода и что делать, если вы выбрали неверный стек для разработки.

Почему Битрикс популярен в России?

1С-Битрикс — самая популярная коммерческая CMS для разработки сайтов в России, согласно рейтингу iTrack за 2021 год. Мы — золотой партнёр 1С-Битрикс, ведём проекты на этой CMS, поэтому можем сказать, что он хорош и для создания интернет-магазинов, если его использовать «как есть» — в рамках возможностей, которые включены в коробочное решение.

Популярность Битрикса объяснима:

  • Хороший маркетинг.
  • Битрикс синхронизируется со всеми продуктами 1С, которые тоже востребованы в России. Если бизнес уже пользуется каким-то софтом от 1С, он чуть ли не автоматически переходит на «Битрикс» для разработки сайтов. Потому что у этих решений один провайдер и, можно сказать, общая экосистема.
  • В Битрикс встроены интеграции со всеми российскими службами доставки и сервисами оплаты.
  • CMS проста в использовании для бизнеса, если не делать кастомных модулей.

Для какого бизнеса подойдёт интернет-магазин на Битриксе

1С-Битрикс подойдет для малого и среднего бизнеса: небольших интернет-магазинов, независимо от их специфики. Широкая функциональность и гибкие инструменты для создания и управления электронной коммерцией позволяют настраивать каталог товаров, управлять ценами и акциями, обрабатывать заказы и осуществлять доставку.

1С-Битрикс подойдёт для интернет-магазина, если:

  • Большая часть или вся необходимая функциональность для проекта уже есть в системе и не требует дополнительных разработок;
  • Разработчики, которым вы доверяете, работают только с этой платформой;
  • У вас есть успешно реализованные интернет-магазины на этой CMS, и вы довольны результатом.

А если у вас магазин с большим количеством товаров, ежедневного трафика и активных пользователей, то он быстро начнёт требовать больше, чем предлагает «коробка».

С какими сложностями сталкивается крупный бизнес в работе на Битриксе

Не всё, что хорошо для малого и среднего бизнеса, подойдёт для крупного. Рассмотрим, когда лучше сделать интернет-магазин на Django и с какими сложностями может столкнуться крупный бизнес в работе на Битриксе‎.

1. Крупный интернет-магазин на 1С-Битрикс сложно масштабировать и поддерживать

Проект всегда будет упираться в рамки «коробки». Если потребуется настроить нестандартную фильтрацию в каталоге, это возможно сделать только с помощью кастомизации модулей. Если их много, интернет-магазин со временем станет тяжелым и скорость загрузки страниц начнёт падать. В современном мире это — приговор. Сайт, который не открывается за 3 секунды, теряет пользователей. Это усложняет добавление новых функций и интеграций.

Кастомизированные модули поддерживают вручную, они не обновляются вместе со всей CMS автоматически. Это ведёт к увеличению технического долга — проблем в коде или архитектуре, которые вызывают дополнительные затраты труда при поддержке интернет-магазина в будущем.

2. На 1С-Битрикс‎ тяжело проверять гипотезы и инвестировать в новые функции

Под давлением страха, что на Битриксе разрабатывать нестандартные функции может быть долго и дорого, бизнес не проверяет продуктовые и маркетинговые гипотезы. В итоге они не конвертируются в деньги, и магазин не развивается. Цена технической поддержки проекта будет оставаться не высокой на цифрах, но и не реализуется весь потенциал бизнеса.

Чтобы сохранять конкурентное преимущество на рынке, нужно внедрять что-то новое. Например, в 2019-2020 годах крупные интернет-магазины стали показывать рекламу в виде сториз на главной странице — у многих формат сохранился до сих пор. Он позволяет показывать больше специальных предложений, чем традиционные карусели с баннерами, потому что занимает меньше места. При этом сториз цепляют глаз пользователя и толкают к тому же поведению, что и в соцсети, из которой они перекочевали, — желанию проверить «что там нового». Внедрение сториз в интернет-магазин может увеличить конверсию в открытие рекламы, а вместе с тем и в покупку.

Но компания с магазином на 1С-Битрикс, скорее всего, не проверит этого, потому что внедрять функциональность долго и она может замедлить загрузку страниц.

В итоге, если бизнес годами будет откладывать добавление новой функциональности из-за сложности разработки, пользователи медленно перетекут к конкурентам.

Смета: сравнение стоимости разработки функций на 1С-Битрикс и Django

В качестве сравнения возьмём фреймворк Django (только для примера, можно заменить на любой другой фреймворк), потому что Python — один из самых популярных языков программирования в России и мире, а Django — один из популярных фреймворков. Мы делаем проекты и на Битрикс, и на Python, поэтому можем оценить рыночные цены и человеко-часы на задачи.

На примере реальной сметы рассмотрим разницу в часах на создание функций и посмотрим, что выгоднее.

Дисклеймер: стоимость может отличаться в зависимости от разных параметров. Мы рассчитали средние показатели, опираясь на наш опыт.

Сравнение стоимости и оценка в часах на внедрение функциональностей. Стоимость в рублях

Стоит отметить, что в приведённых выше задачах мы рассматриваем случай, когда 1С-Битрикс уже кастомизирован настолько, что готовые модули нельзя брать, потому что логика оплаты переписана целиком.

Например, у «СберМаркета» есть готовый модуль интеграции, но на переписанную логику оплаты он уже не встанет. У MindBox тоже есть готовое решение, но в нём много ограничений, поэтому лучше сразу делать кастомный модуль.

В смете видно, что Django выигрывает и в скорости разработки, и в цене. ‎Битрикс‎ хорош, пока бизнесу хватает готовых модулей. Но как только появляются первые кастомизации и изменения в бизнес-логике, на разработку новых функций в CMS уходит больше времени.

3. Битрикс-разработчиков сложно искать и заменять в случае ухода

На рынке мало 1С-Битрикс разработчиков. Их сложно искать, нанимать и обучать. При этом у программистов не всегда хватает знаний, чтобы поддерживать интернет-магазин со сложной бизнес-логикой и кастомизациями. На такие задачи нужны разработчики уровня middle и senior.

На начало ноября 4708 доступных резюме 1С-Битрикс разработчиков. Для сравнения, резюме Python-разработчиков больше 12 000.

Дефицит кадров приводит к тому, что их сложно заменять в случае ухода. Из-за этого работа над проектом может встать в любой момент. Этот вопрос мы разбирали в нашей другой статье.

Разработчиков на Python в разы больше, чем на Битрикс — больше 12 000 релевантных резюме на HeadHunter. По данным исследования JetBrains, в качестве основного языка программирования Python на втором месте по популярности в России (после JavaScript). Поэтому подбор кадров идёт быстрее и дешевле, без сильных издержек на рекрутинг.

Почему выгодно разрабатывать крупный магазин на одном из фреймворков Python

Крупному бизнесу выгоднее писать интернет-магазин с нуля на фреймворках Python, потому что:

  • Time to market фичей ниже. Функциональность и интеграции на фреймворках Python делать быстрее. Для сравнения, интеграция интернет-магазина с программой для автоматизации бизнеса SAP займёт 589 часов на Битриксе и 481 час на Python. Интеграция с SetRetail — 63 часа на Битриксе и 27 часов на Python.
  • Легко искать специалистов. Найти человека с нужными навыками из 12 000 питонистов проще, чем из 4000 битрикс-разработчиков.
  • Можно тестировать любые гипотезы. Бизнес перестанет сталкиваться с возражениями «эту функцию невозможно сделать на Битриксе». Новые функции будут конвертироваться в деньги. Пользователи не уйдут к конкурентам, потому что у них удобнее фильтрация или личный кабинет.
  • Быстрая скорость загрузки страниц. У фреймворков Python высокая скорость обработки данных. Крупные интернет-магазины, сделанные на этих фреймворках, способны обрабатывать большой объём трафика и заказов.

Сколько стоит перенести интернет-магазин с «Битрикса» на фреймворк Python

Что делать, если ваш интернет-магазин на 1С-Битрикс уже тяжело прогружается, а количество товаров, трафика и необходимых функций продолжает расти? Одно из решений — перенести проект на фреймворк Python (например, Django).

Мы посчитали смету такого переезда.

Снова дисклеймер: проекты могут быть разными, как и цены на специалистов в разных компаниях. Мы лишь демонстрируем на примере разницу в стоимости команд в целом.

Сметы сделаны на основании состава команд, работавших на двух проектах наших заказчиков. Стоимость в рублях.

У битрикс-разработчиков в команде цена выше, потому что на поддержку интернет-магазина с кастомизированными модулями нужны senior-специалисты. Если нестандартные функции будут разрабатывать джуны — на это уйдёт в два раза больше времени, плюс потребуется устранять баги. При этом для переноса проекта на фреймворк Python и его будущей поддержки подойдут middle-разработчики.

ФОТ команд указали с учётом налогов, отпускных и ежегодной индексации зарплат на 20%. Можно было учесть ещё много разных параметров, но мы не стали уходить в детали.

Развитие и поддержка интернет-магазина на 1С-Битрикс и Django: стоимость команд в рублях.

По нашему опыту, перенос интернет-магазина на один из фреймворков Python займёт около 9 месяцев и обойдётся примерно в 11,5 миллионов рублей.

Работа будет проходить в несколько этапов:

  • Проектирование интернет-магазина — 3 месяца. Этап нужен, чтобы продумать бизнес-логику, инфраструктуру и согласовать необходимую функциональность. В это время параллельно продолжается поддержка интернет-магазина на «Битриксе».
  • Разработка интернет-магазина на фреймворке Python в течение 9 месяцев.
  • Запуск интернет-магазина на фреймворке Python. С этого момента можно не поддерживать интернет-магазин на Битрикс, расходы на команду уменьшаются.
  • Далее стоимость поддержки интернет-магазина будет уменьшаться каждый месяц, потому что фаза активной разработки завершилась. Временами нужно будет только устранять ошибки и разрабатывать новые функции по необходимости.

Вложения на перенос интернет-магазина на Python окупятся через 20 месяцев с момента начала его проектирования. Стоимость поддержки интернет-магазина на Django (Python) станет меньше в сравнении с Битриксом, потому что:

  • Фичи разрабатывают быстрее.
  • Не нужно делать «костыли» — меньше технический долг.
  • Для бизнеса открываются новые возможности с тестированием гипотез.
  • Меньше издержек на рекрутинг разработчиков, питонистов искать быстрее.

Выводы

Покупая Битрикс, пользователь получает решение большого количества задач из коробки. Если магазину в будущем не потребуется масштабирование и не нужна нестандартная функциональность (интеграции, платёжные системы и другое) — смело делайте его на Битрикс.

Крупному бизнесу стоит разрабатывать интернет-магазин на хорошо масштабируемом фреймворке, например Django. Перенос интернет-магазина с 1С-Битрикс на фреймворки Python будет выгоден только крупным компаниям, потому что вложения требуются большие, а срок окупаемости не очень быстрый. Для маленькой компании такой срок может быть приговором.

Интернет-магазин лучше делать на фреймворках Python, если:

  • Хотите уменьшить time to market функций, чтобы тестировать разные гипотезы, расширять аудиторию и увеличивать продажи.
  • Планируете масштабировать интернет-магазин и не хотите балансировать между необходимостью добавлять новые «костыли» и страхом, что магазин станет загружаться медленнее.
  • Хотите снизить издержки на найм специалистов.

Буду рад обсудить в комментариях ваши мысли и ответить на вопросы :)

Если вам интересно больше про разработку и ведение проектов в IT, следите за новыми кейсами и лайфхаками в нашем телеграм-канале.

0
142 комментария
Написать комментарий...
Жаналинов Ильяс

Не дай бог на джанго пересесть, читаешь статью и сказка какая-то, прям таблетка от всего и вообще лучшее в мире предложение, а по факту.

Из минусов
1) Простой функционал, что есть в битриксе надо писать с нуля и прописывать вообще все, потому что что-то забудут
2) После 2 программиста на джанго надо делать рефакторинг кода
3) Делаешь одно - ломаешь другое - а это простые вещи
4) Вообще не двигается в seo адекватно, против битрикса
5) После 2 лет проект превращается во что-то массивное и накостыленное, когда постоянно что-то падает
6) Интеграции только через апи/хуки - отвалится полюбому

Из плюсов
1) Можно сделать все что хочешь - но полюбому что-то сломается.
2) Вывезет больше 2 лямов номенклатуры, а нахрена, если ты не агрегатор?

Если вы готовы отказаться от seo, готовы с нуля писать простые вещи, готовы, что что-то отваливается - не вопрос, переезжайте на джанго. С нуля всю интеграцию делать

Пишу на опыте работы с битриксом и джанго и это не по одному сайту. Вот сейчас проект на джанго и это полный п.......ц, 3 программист и все плохо (надо очень грамотно писать ТЗ, то есть вся цепочка, кто участвует в задаче на внедрение доработки должны ОЧЕНЬ круто понимать что делать и все нюансы, а таких крутых ОЧЕНЬ мало)

Для чего эта статья? Для рекламы своей компании и телеги теплой =), ну держите реальный опыт работы с джанго. Можно отмазываться, что у нас плохие разрабы, но вот классных и крутых проектов на джанго, которые со стороны маркетинга были крутыми я встречал чуть больше чем ноль.

Ответить
Развернуть ветку
Том Круз из Иваново

"Интеграции только через апи/хуки - отвалится полюбому" — почему отвалится-то?)

Ответить
Развернуть ветку
Ангелина Фомина

А в чем там проблема с SEO? Непонятно.

Ответить
Развернуть ветку
Жаналинов Ильяс

Сколько проектов лидеров по seo на джанго?

Ответить
Развернуть ветку
Sano

А в чем проблема?

Ответить
Развернуть ветку
Жаналинов Ильяс

Ну вот смотри, заявки прилетают на почту и сделали еще по апи интеграцию в битрикс24, чтобы напрямую дублировали. Так вот, когда начали отдавать для апи другой ответ со стороны битрикса, заявки на почту тоже перестали отправляться =) - очередной сломанный костыль и так повсеместно.

Ответить
Развернуть ветку
Том Круз из Иваново

так а почему одно мешает другому?)

Ответить
Развернуть ветку
Жаналинов Ильяс

Я задавал этот вопрос 2 разарабам и оказывается надо было прописать логику и на неправильные ответы, а вот почему при это отлет произошел заявок уже на почту у меня вопросы, как это связано? А это один из случаев =)

Ответить
Развернуть ветку
Том Круз из Иваново

я не программист, пояснить не смогу, но почему-то мне кажется, что проблема как раз в разработчиках, которые это делают)) в мире миллион сервисов, которые обмениваются данными по апи, если бы это было так сложно костыльно и тд, вряд ли бы это было популярно

Ответить
Развернуть ветку
Евген
я не программист, пояснить не смогу, но почему-то мне кажется, что проблема как раз в разработчиках, которые это делают))

и да и нет. Одновременно )) Подвох в том, что сначала необходимо проработать архитектуру проекта. Что и как будет работать, как отвечать, как взаимодействовать. И делать это должен человек, который, "внезапно", полностью понимает как работают системы, какой путь проходит пользователь, как и когда должны срабатывать какие api, как все это масштабировать. И человек, способный расписать такую бизнес-логику, стоит просто овер дофига, по сравнению с любым программистом. И писать он это будет не месяц и не два. Только само описание.

Бизнес часто пропускает этот шаг. Не потому что плохой, а потому что, с одной стороны и денег нет, а с другой стороны "ну а че там, стандартный интернет-магазин, корзина, оплата все дела".

И потом начинаются танцы с бубном. То о чем пишет @Жаналинов Ильяс это прям классика. Сначала над проектом работает один программист. Потом второй. Приходит третий - и понятия не имеет, как построена бизнес-логика, для чего нужен конкретный костыль, и как оно все взаимодействует. И изменения в одном месте кода, неожиданно ломают совсем другой функционал. Правка функционала вызывает поломку чего-то третьего. И так по кругу.

Ответить
Развернуть ветку
Том Круз из Иваново

ну для такой задачи нужен техдир или архитектор, полагаю, которые как раз строят базу, как что и где будет работать и взаимодействовать. час их стоит дорого, наверное, но хз сколько потом денег и часов разработки все равно тратится на частичную переделку чего-то, изменения в бизнес-логике и прочие приколы

про вторую часть понятно, почему пропускают этот шаг, но печально, конечно)

Ответить
Развернуть ветку
Жаналинов Ильяс

Если было так легко, зачем придумывать и тратить деньги на готовые решения по интеграции? Зачем живочат делает интеграции, зачем манго делает интеграции, зачем кто угодно пишет готовое решение по интеграции?

Значит проблема есть, если самим все делать с нуля. Зачем каждый раз изобретать велосипед?

Ответить
Развернуть ветку
Том Круз из Иваново

Есть разная бизнес-логика и процессы в компаниях, не всем подходят готовые решения. Частая ситуация, когда коробочное решение (интеграция) просто не становится на существующие БП, и там без костылей никак. Бывает что не хватает функциональности какой-то. Бывает такое, когда бизнес-процессы построены специфично, что проще написать что-то под себя с нуля, чем переделывать костыльно. Это же не от приколов компании делают что-то чисто под себя и свои процессы, это просто удобнее

Ответить
Развернуть ветку
Жаналинов Ильяс

Для этого и используют фреймворки, но вот почему предложен только один вариант с питоном, когда есть и другие?

Ответить
Развернуть ветку
Том Круз из Иваново

тут я надеюсь автор ответит))
я понял, что это пример и они с ним просто работают + он популярный

"В качестве сравнения возьмём фреймворк Django (только для примера, можно заменить на любой другой фреймворк), потому что Python — один из самых популярных языков программирования в России и мире, а Django — один из популярных фреймворков. Мы делаем проекты и на Битрикс, и на Python, поэтому можем оценить рыночные цены и человеко-часы на задачи."

Ответить
Развернуть ветку
Жаналинов Ильяс

Хз, на юи2 я чаще встречал команды, но тогда сравнение не совсем правильное, либо ошибка в заголовке и подаче материала.

"Выбираем альтернативу в виде питона, потому что нам расписывать лень про другие".

Может быть надо было написать заголовок уровня "Когда ваш бизнес вырос настолько, что коробочные версии движков не справляются"

Давайте выясним момент, когда стоит переходить с CMS на фреймворк. Какие есть плюсы и минусы, почему оплата оправдана. Что вас ожидает и какие косяки всплывают, как решаются и насколько быстро.

Статья подана, так, что джанго - это волшебная таблетка для вашего бизнеса, а битрикс дорогой и неудобный. Позиционирование статьи не совсем правильное.

Ответить
Развернуть ветку
Евген
"Выбираем альтернативу в виде питона, потому что нам расписывать лень про другие".

Ну а как еще продать интеграцию со сбермегамаркетом за 700к. Особенно, когда есть готовые решения.

Понятно, что "бизнес, ничего личного", просто ребята пытаются отсроиться от рынка, и рассчитывают на крупный бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Том Круз из Иваново

Эт нагуглить быстро можно, питон реально в топе.
https://habr.com/ru/articles/730954/

"Может быть надо было написать заголовок уровня "Когда ваш бизнес вырос настолько, что коробочные версии движков не справляются"

Тут согласен, так звучало бы лучше.
Но у меня не возникло ощущения после прочтения, что питон решение всех проблем, просто одна из альтернатив)

Ответить
Развернуть ветку
Жаналинов Ильяс

Эх и опять, по бэку php еще в тройке лидеров. В топе java, питон - так как часто это сервисы и аналитика, а не еком.

Ну и надо смотреть на ру сегмент. Да, питон сменит php в еком, но произойдет это, именно у нас, не скоро, сколько еще шишек набьют, сколько еще предстоит допиливания и подготовки коробки на питоне. Так что питон сейчас - это единичные решение для чего-то уникального, а не массовое предложение.

Ответить
Развернуть ветку
139 комментариев
Раскрывать всегда