Перед сожжением прочесть: кто был до Ильяхова, рукопись на 36 метров и глум над конспирологами
Всем привет! Это команда корпоративного мессенджера Compass.
Все судачат про «Пиши, сокращай» Ильяхова, «Слово живое и мертвое» Норы Галь и «Живой как жизнь» Чуковского. Надоело. Мы расскажем про 5 книг, которых еще не было в подборках для редакторов.
В нашем списке труды, которые точно не завсегдатаи рейтингов книг для редакторов и авторов, хотя на ум любознательного писаки они могут повлиять сильнее многих.
1. Владимир Яковлевич Пропп «Морфология волшебной сказки» (1928)
В «Морфологии волшебной сказки» Владимир Пропп проводит глубокий анализ структуры и элементов сказок и выделяет 31 универсальную функцию, которую выполняют персонажи в сюжетах. Редакторам поможет понять, как создать и редактировать привлекательные и вдохновляющие сюжеты.
На баттле Мирон сравнивал Гнойного с Джокером, у которого, в отличие от Бэтмена, нет своего кино. Вот если бы Оксимирон перед тем баттлом не ограничивался «Тысячеликим героем» Джозефа Кэмпбелла, а взял две книги из этой подборки, может и победил бы.
Книга Кэмпбелла достаточно научна и безумно увлекательна. Однако Пропп куда более академичен и глубок.
Что касается Джокера: с точки зрения сценарной механики и движения сюжета Джокер – не злодей, а антигерой или трикстер. Никакого вселенского запрета на собственный фильм для него не существует.
Вы научитесь видеть разницу в очень похожих на первый взгляд произведениях и замечать общее в далеких и непохожих. После книги Проппа вы будете подмечать общие черты между сказками братьев Гримм и боевиками с Брюсом Уиллисом. И наоборот — сможете наконец понять, чем концептуально отличаются друг от друга все эти супергерои из комиксов.
2. Роберт Макки «История на миллион долларов» (1997)
«История на миллион долларов» Роберта Макки поможет редакторам понять, как создавать и совершенствовать сценарий. Книга предлагает глубокий анализ элементов успешных сценариев, объясняя, как структура и персонажи влияют на привлекательность и эмоциональное воздействие.
Одна из главных идей книги — не рассказывать, а показывать. Такой подход почти полностью совпадает с ильяховским инфостилем, хотя это не методичка по коммерческим текстам, а мастер-класс по сценарному мастерству.
Книга очень поможет тем, кто пишет не только продающие тексты, но и всякую художку: сценарии для роликов и короткометражек или компьютерных игр.
3. Джек Керуак «В дороге» (1951)
В романе «В дороге» Джек Керуак описывает поиск смысла в жизни через путешествие и приключения. Это культовое произведение битник-литературы поможет редакторам изучить свободный стиль, эксперименты с языком и способы передачи интимных эмоций.
Первую версию «В дороге» Керуак закончил в 1951 году после трёх недель непрерывной работы. Король битников напечатал на пишущей машинке за 21 день 125 тысяч слов.
По рассказам самого Керуака, его выводила из себя необходимость постоянно вставлять в машинку чистые листы. Тогда он склеил множество листов японской бумаги и использовал получившийся 36-метровый рулон для непрерывной печати. Позднее такой метод работы Керуак назвал спонтанной прозой.
Если хотите врубиться, что такое спонтанная проза, читайте статью «Напишу долгие печальные сказы о людях в легенде моей жизни» о правилах изобретенного Керуаком метода в материале от «Многобукв».
Прочитайте роман «В дороге», если хотите понять, как может выглядеть опубликованный текст, который не прошел редактуру. Это поток сознания, в котором читателю предстоит выковыривать смыслы и отличать важное от второстепенного.
4. Умберто Эко «Пражское кладбище» (2010)
Роман «Пражское кладбище» Умберто Эко – это сочетание детектива, философии и истории. Эко ловко играет с языком, создавая интригующий и сложный текст, и читатель, если будет внимательным, сможет научиться его приемам.
Конспирологические нарративы и теории заговора необычайно устойчивы к рациональной критике. Попытки опровержения с помощью традиционных научных и журналистских методов — трата времени.
Если научное знание — это антибиотик, которым побеждают бактерии невежества, суеверий и магического мышления, то конспирология — это устойчивый к антибиотикам штамм.
Мифы о плоской Земле, мировом масонском заговоре, чипировании через прививки и все такое нельзя разрушить на серьезных щах. Взывать к здравому смыслу и объяснять носителю заблуждений научные концепты — сизифов труд.
Бесполезны аргументы, которые, как вам кажется, опровергают теорию заговора и доказывают заблуждения собеседника-конспиролога. Для конспиролога все ваши доказательства доказывают лишь то, что мировая закулиса изо всех сил старается скрыть от людей правду.
Настольная книга каждого конспиролога «Протоколы сионских мудрецов» — пример мифа, который трудно разрушить. Борцы с конспирологией долгие годы и разными методами пытались объяснить человечеству, что евреи не едят детей и никакого заговора в Праге не было. Но все бестолку.
В своем романе Умберто Эко, величайший мыслитель современности, издевается и тыкает пальцем в конспирологов, потому что только высмеивая их, их можно победить.
Под насмешками Эко протоколы сионских мудрецов нейтрализуются, как Боггарт на уроке защиты от темных искусств под мановением волшебной палочки профессора Люпина. Роман-фельетон «Пражское кладбище» — это заклинание «Ридикулус».
Эта книга позволяет взглянуть на разрушение мифов как на формат для контент-маркетинга. Если вы научитесь так же филигранно разрушать мифы, то сможете создавать цепляющий и увлекательный контент для своих клиентов и продуктов.
5. Стив Круг «Не заставляйте меня думать» (2000)
В своей книге «Не заставляйте меня думать» Стив Круг предоставляет ценные инсайты по улучшению пользовательских интерфейсов и веб-сайтов. Редакторы, работающие в цифровой сфере, найдут здесь практические советы относительно ясности текста, структуры информации и удобства взаимодействия с контентом.
Несмотря на то, что книга написана в 2000 году, она все еще актуальна и будет актуальна до тех пор, пока существуют интерфейсы и люди, которые над ними работают. По своему влиянию и важности мы бы поставили ее в один ряд с книгой Эдварда Тафти «Представление информации».
Возможно, главная книга для тех, кто пишет тексты для интерфейсов. Круг не учит писать тексты, он объясняет, как работают интерфейсы, учит отличать хорошие от плохих, прививает желание постоянно думать о сценарии, пути и цели пользователя.
Знаний и навыков, которые дает книга, недостаточно, но без них точно будет сложнее стать крутым UX-копирайтером. Если вы уже пишете, и ваша специализация — лонгриды или посты для соцсетей, то эта книга за вечер расширит сферу ваших компетенций.
Круг постоянно подчеркивал, что важнейший, а в некоторых задачах и единственный эффективный навык автора — не написание текста, а удаление и сокращение всего написанного. В своей книге Круг говорит об этом за 18 лет до выхода «Пиши, сокращай» Ильяхова.
Лучшие списки, подборки и рейтинги из нашего блога:
- «Что почитать, чтобы прокачать бренд: топ-10 книг о маркетинге и 30 фишек в hard-skills копилку»
- «Без штрафов и проблем с законом: 11 сервисов в помощь юристам»
- «Без стресса, дедлайнов и каши в голове: 5 секретов продуктивной командной работы»
- «Кто такой L&D-менеджер и почему он вам нужен так же как и HRD: 5 трендов корп-обучения на 2024 год»
- «Как удаленная работа превратит вашу жизнь в ад: 5 советов, чтобы этого избежать»
Спасибо, что дочитали!
Расскажите в комментариях: какие книги из списка читали? Какие захотелось перечитать?
Общайтесь с командой из любой точки мира в корпоративном мессенджере Compass. Для команды до 10 человек Compass бесплатный. Если пользователей больше 10, у вас будет пробный бесплатный период на 30 дней без ограничений в функционале.
До Ильяхова было Слово!
А он его сократил и переписал (-:
Так, чтобы стало ясно и понятно 🙃
И это вам это размером в два байта.
Хорошая статья. Ещё добавил бы Максима Горького и Исаака Бабеля. Бабель говорил, что предложение хорошее, когда из него нельзя ничего выбросить, ни одного слова. Исследовать прозу этих авторов будет полезно.
Ещё у Маяковского эссе "Два Чехова", про работу со словом, по сути. Как придать эмоциональный окрас нужный, грубо говоря.
Спасибо большое за дополнение 🔥
Да-да. Бабель тоже узрел истину )
Не знаю, никогда не понимал такие “советы”. Зачем так радикализировать? Да, текст не должен быть перегруженным, но при этом обязан быть понятным и доносить необходимую информацию до читателя. Особенно, если это описание продукта/услуги на сайте. Нельзя убрать половину, а потом еще половину - не потеряв смысл написанного. Получается недораскроем важные детали, “зацепки”, которые потенциально могут продать наш товар. Я не говорю, что должно быть дофига текста, который отпугивает читателя. Я за то, чтобы знать меру в этом. Чересчур “писать, сокращать” - тоже плохо!
Чувство этой меры, когда понимаешь, что вот уже всё, хватит - это и есть талант) но это чувство можно развивать.
Если что сам я такими вещами умею только наслаждаться)
Сделаю первый шаг:
Не понимаю такие “советы”. Зачем так радикализировать? Текст должен быть не только простым, но и понятным. Особенно, если это описание продукта/услуги на сайте. Нельзя сократить текст в 3 раза не потеряв важные детали, “зацепки”, которые могут продать наш товар. Дофига текста - плохо. Но чересчур “писать, сокращать” - тоже плохо! Нужно знать меру.
Понятное дело, что стоит его применять, только если видите ,что текста много
Баланс всему голова 💪
Прекрасный обзор, очень содержательно
Рады быть полезными 😊
Для тех, кто не читал Проппа, но собирается:
- перетерпите первые ~30 минут/40 страниц академических дисклеймеров, дальше все очень интересно будет :)
- если вы пока что морально не готовы к погружению в детализированный мир сказочных паттернов, есть книга «Недетские сказки» Ульяны Нижинской — у нее более низкий порог входа и она может стать своеобразным трамплином
«Вот после 3 серии такое начнется!» 👨🏻💻
Хмм очень даже необычная и интересная подборка) Читал Ильяхова - для меня это эталон. А про другие книги даже ничего не слышал. Кто-то читал? Они действительно могут быть полезными?
Читал, могут, действительно :)
не читал, но заинтересовался )) умеют же написать так, чтобы желание возникло
Я начинающий рерайтер и хочу стать автором (авторкой?), посоветуйте с какой из этих книг начать? Чтобы попроще было
50 оттенков серого, помогут сориентироваться во вкусах заказчиков
Никогда не понимал эти книги по “авторству”. Написание текстов - это либо есть в человеке, либо этого нет и все! Книги и пособия особо не помогают. Только практика, метод проб и ошибок
Можно начать с Ильяхова, которого нет в списке. Затем перейти к более популярным книгам для копирайтинга и Макки, а далее двигаться по хронологии в текущей статье. Но вообще, все зависит от того, какая цель и в какой сфере автором хотите стать ☺️
Если хотите стать автором и создавать тексты, забудьте слово "попроще". Оно вам не союзник)
Интересная теория про сказки и закрученные сюжеты. Никогда не задумывался о такой казалось бы неочевидной связи.
Пойми логику построения сказок, чтобы научиться интереснее писать - это реально необычно!Сразу видно, автор текста любит читать. Мне тоже захотелось почитать эти книги, хоть я и не пишу тексты 🥹
Как писать хорошо - Зинсер
Автор ножницы бумага - Кононов (у которого учился ильяхов)
Спасибо, что дополнили 🤝
как круто получилось... от профессионалов профессионалам. В каком то комментарии написано что человек будет читать после этой подборки, и я тоже заинтересовался. Найти б время теперь ))
Рады, что смогли заинтересовать 🤗
Неплохой подбор, о многих даже не слышал.
А я вот не совсем понимаю, уместно ли читать и вообще опираться на такие старые книги? Я про те, что из первой половины 20 века. Сейчас совсем другое время, другой подход и логика написания любых текстов. Мир меняется сильнее, чем многим кажется и такое может быть не актуально по моему мнению…
После Шекспира никаких новых художественных сюжетов не придумано ) так что фундаментальные вещи типа Проппа и Макки актуальны и будут актуальны в обозримом будущем
Некоторые вещи не имеют срока годности ☝🏼
Вы пишете теми же буквами, что тысячу лет назад. Мир меняется медленнее, чем вы думаете.
раньше было лучше...
Отличные многобуквы! В закладки!
Лучше сразу прочитайте, а то в закладках оно пропадет
Да, было бы интересно вот так последить за автором, его полетом мыслей и оригинальной концепцией произведения. Но все-такие мне кажется такой текст для обучения слогу и письму не подойдет
Полезно смотреть с разных углов 🙂🙃
А вот про мифы и заговоры интересная книжка похоже😂 люблю такой “трешачок”, еще и чему то подучиться можно, обязательно прочитаю
Ну, трешачок — это громко сказано 😄
Отличная подборка! Большую часть книг я уже читал, но парочку новых материалов для меня открыли. Они же есть в интернете в свободном доступе?
Ищущий обрящет 🔦🏴☠️
Что насчет батла Олега Монгола и Зип Зиппули? ))
У нас тут тонкий ценитель нижних интернетов 🙃
а школьнике ее жалуются, что им много писать задают
Говорят из песни слов не выкинешь. Если только это не napalm death - you suffer
или Impending Doom – Culture of Death...
спасибо,очень информативная статья
То есть вы просто взяли подборку книг по подготовке к экзамену по языкознанию на филфаке и выдали это за новый взгляд? Смешно)
Хотя судя по комментария некоторые дальше первого стола в Читай-городе вообще не заглядывают
А "все" - это кто все?
Все авторы подборок для авторов текстов 🙃
Мне кажется сравнивать художественную литературу и обучающую странно. Нельзя писать текст на сайт и опираться на правила восхитительных сценариев. Все в одной статье понамешали
Обучающая литература черпает идеи из научных и художественных произведений. Если читаете художественные книги, извлекаете уроки без посредников.
"Нельзя писать текст на сайт и опираться на правила восхитительных сценариев" – можно, если пишете кейс.
Художка это первоисточник. Столько, сколько авторы худ литературы пишут, наверное никто не пишет, не работает со словом. Да, писатели ее всегда мастера слова, часто их за другое ценят. Да и не все мастера слова подойдут для написания текстов. Конечно, Набоков гений слова, но... Да, можно зачитываться Фолкнером, смакуя его длинные, полновесные предложения, но...
Вот а подборке и указаны те мастера, мастерство которых одной природы с мастерством написания текстов)
Это я так вижу, может и не прав.
А разве логика интерфейсов, рекламные воронки, появление лендингов и тд не повлияло на актуальность этой информации? За 23 года то
Конечно, мир меняется, но какие-то идеи остаются базовыми ☺️ и находят свое продолжение в современности
Комментарий недоступен
Я в своем познании на столько преисполнился после этого поста, что Ильяхов напился и сократился до бесконечно малого.
Книги Ильяхова все равно крутые 😊
Комментарий удален модератором
Автору респект.
Ильяхов скорее всего взял многое из иностранных книг (книги про Writing в большом количестве доступны на английском) + какие-то вещи из Норы Галь и прочих
те книги, которые рекомендованы в подборке, скорее про художественные тексты, и возможно помогут для постов в жанре сторителла. для написания контента (а не сценария или худ. книги) они скорее не туда
Часто те кто кого то хочет обвинить в приверженности"Теории заговоров" хочет свою "Теории заговоров".
Это все для тех, кто хочет посмаковать. Отметил для себя одну книжку, надо будет купить.
Если ближе к делу, я бы порекомендовал Кононова "Я, редактор" и "Евангелист бизнеса" Абдульманова. А в целом моя личная подборка из пяти книг для прокачки писательских скилов выглядит так: https://habr.com/ru/articles/779870/
Спасибо за хорошую подборку. Наконец-то без всяких книжек уровня «Хорошо пиши, а плохо не пиши». Действительно, почти все из подборки изучали в вузе на специальности «Редактирование».
Не важно кто был до Ильяхова. Его статьи читаются интереснее и быстрее.))