Как обезопасить себя от неадекватных заказчиков на фрилансе

Сегодня хотел бы поговорить на важную тему для каждого начинающего фрилансера.

Ведь, наверное, не найдется ни одного опытного специалиста, у которого не будет истории о том, как его мучили заказчики. Поэтому давайте разберемся, как обезопасить себя от неадекватных заказчиков на фрилансе.

Как обезопасить себя от неадекватных заказчиков на фрилансе

Введение

Если вы начинающий специалист или может быть уже с опытом, то возможно вы уже сталкивались с ситуациями, когда вас настолько сильно морально выжимал заказчик, что после этого не хотелось вообще больше заниматься фрилансом.

Особенно когда вы уверены на 100% процентов в правильном объеме работы и ее качестве, но вам пришлось объяснять по сто раз очевидные вещи, а в ответ вы слышите только недовольные высказывания о вашем профессионализме.

Иногда доходит у фрилансеров до того, что они боятся новых сообщений или звонков, думая вдруг опять этот не адекват будет меня доставать. И даже у опытных специалистов такое может быть.

Давайте сначала разберемся. От чего же все-таки зависит качество ваших клиентов на фрилансе. Ведь не могут же все клиенты быть плохими. Может просто вы чего-то до конца не учитываете.

Ваш навык коммуникации с клиентом

Первое, это навыки вашей коммуникации с клиентами. От этого будет полностью зависеть - как будет с вами общаться клиент.

Если вы с самого начала построили ваш диалог не правильно (допустим из-за неопытности вы не уточнили все нюансы по проекту и не обозначили точные рамки объема вашей работы).

И сказали, что сделаете дизайн лендинга за 8 тысяч рублей, но не обозначили сколько блоков будет входить в данную стоимость. В итоге клиент вам накидывает еще штук 5. Так как вы уже приняли оплату, но не уточнили объем работу за оплаченную сумму.

Чтобы не допустить подобного, всегда обозначайте максимально точные рамки объема работы, которые вы выполните по проекту. Так клиент будет понимать, что работа была действительно выполнена в полном объеме.

Еще бывают случаи, когда клиент набивается к вам в друзья, а потом будет просит “да че, тебе сложно что-ли мне помочь, а я потом заплачу как заработаю”.

Никогда не допускайте общение по работе на “Ты”. Даже если клиент очень хороший. Это приведет в большинстве случаев к плохим последствиям.

Поэтому старайтесь работать над навыками коммуникации. И делая ошибки, учитывайте их при обсуждении следующих заказов.

Ваши личные качества и характер

Заказчики с которыми вы работаете - это те люди, которых вы сами и выбрали. Вас никто не будет заставлять начать с кем-либо работать. Это был ваш личный выбор.

Вы должны обладать качествами, которые позволят определить уже в начале общения с потенциальным заказчиком - доставит ли он вам проблем в будущем или нет.

Если фрилансер умеет это делать, то в таком случае у него никогда не возникнет проблем. И он будет работать в комфорте и спокойствие, зная, что выполнит свою работу и получить заслуженное вознаграждение за свой труд.

Вам необходимо отстаивать вашу точку зрению до конца. Если конечно вы уверены, что правы . Не нужно прогибаться под заказчика, который требует к примеру больший объем работы или говорит, что оплатит вашу работу через месяц.

Иногда заказчики говорят, что у них сейчас кассовый разрыв, и они не могут оплатить вашу работу прямо сейчас. Но вы уже выполнили свою работу, и клиент ею радостно пользуется.

В таких случаях можете себя обезопасить договором или работать через безопасную сделку на фрилансе.

Сфера услуг, в которой вы работаете

Сфера услуг, в которой вы работаете тоже влияет на качество заказчиков.

Здесь попытаюсь объяснить на личном примере. Так как работаю в сфере рекламы, то ко мне часто обращаются начинающие предприниматели, которые только что открыли какой-нибудь бизнес и уже хотят получать клиентов, но у них нет бюджетов на рекламу, и сами они ничего особо не понимают. Хотя в тоже же время бывают очень требовательным и хотят “Все и сразу”.

Когда я только начинал на фрилансе, то множество раз попадался на людей, которые хотели за минимальный бюджет получать огромное количество трафика и клиентов, но мне это было не важно - я хотел взять заказ.

Заказы я, конечно, брал, но потом было столько возмущений, что я на всю жизнь запомнил.

Здесь можно сделать вывод, что лучше не работать со “стартапами”, у которых толком и бюджета нет, а запросы выше гор.

Вывод

Как итог, хотел бы сказать, что качество заказчиков, с которыми вы будете работать, также влияет и от вас самих.

Если работать над своими навыками коммуникации и личными качествами в целом, то вы в скором времени научитесь делать грамотный выбор, который вам принесет удовлетворение от выполненной работы и ,конечно же, деньги.

3939
49 комментариев

Как обезопасить себя от неадекватных фрилансеров, которые считают, что они хоть и не сделали свою работу, да еще и просрали сроки, но при этом считают, что им что-то заказчик должен?

Звено всех проблем чаще всего то, что фрилансер ради денег здесь и сейчас готов согласиться со многим, а уже потом начинает думать, а не много ли я пообещал или что это мне мало так платят?

Здесь все просто дал слово держи, это со стороны и фрилансера, и заказчика. Тогда не будет геморойных заказчиков и фрилансеров.

25

А никак. Это просто риски, к которым стоит быть готовым и всё. Тут какие хочешь договора можно писать, но что вы поедите в другую страну чтобы искать там 18 летнего пацана, который получил несколько тысяч рублей не смог чего то сделать и слился? ;-)

Единственное что реально можно сделать - так это разделять работу на небольшие части и этапы, чтобы проблемы выявлялись как можно раньше. И быстрее отпускать тех, кто по тем или иным причинам вас не устраивает.

И, конечно, стоит чётко смотреть в чём ценность для вас, каковы риски и их цена. Не стоит экономить там, где цена риска выше расходов на профессионала.

А вот там, где она не велика - можно и поэкономить, если принять заранее, что реально расходы на "экономию" нужно умножать на 1.5-3 (это издержки на смену слившихся и траты времени и других ресурсов на них)...

4

Обезопасить частично себя можно, работая только с опытными специалистами, которым важна репутация.
Сам много раз натыкался, когда хотел сэкономить. Заказываю по 2-3 раза в неделю разные задачи у фрилансеров.
Проблем может существовать с двух сторон. С этим никто не спорит:)
Статья не построена на том, что все заказчики плохие, а наоборот, что чаще всего проблема кроется в сами фрилансерах.

3

Как обезопасить себя от неадекватных заказчиков на фрилансе?

1. Не работать за маленький чек. Люди которые заказывают в пределах 10-15к и ниже полноценные проекты, скорее всего платят из своего кармана свои личные деньги. Он может за эти деньги купить себе новый телевизор с Ali в квартиру, или заплатить вам. Поэтому ценность денег завышена, и с вас постараются получить максимум возможного. Есть исключения в виде тестовых работ от крупных клиентов, которые тоже платят из своих, но делают это не впервые. Ориентир - цена за задачу в переводе на часы примерно на 10% выше рынка. 
2. Называйте вилку цен для обсуждения, конкретную цену только после выяснения всех деталей. Если все детали не получается вытянуть, обозначайте за что именно вы хотите N рублей. Например за дизайн сайта в 7 блоков, квиз на первом экране, отрисованный адаптив и фавикон. Соцсети и все остальное не входят, срок такой-то, цена такая-то. Это позволит вам зафиксировать свои позиции "на берегу", и осложнит попытку стянуть с вас дополнительные работы. 
3. Фиксируйте все оговоренные детали перед глазами клиента (в письме, мессенджере, бирже в первом сообщении)
4. Договоритесь об оплате доработок, вменяемом режиме выхода на связь и этапах "демонстрации" вашей работы и внесении правок.
5. Предоплата - гарантия платежеспособности клиента. О гарантиях для клиента позаботьтесь сами, например откройте проект для возможности оставить отзыв или подпишите договор (действительный в суде). Последний вариант хорош и для вас. 
6. Если возникают подозрения что клиент "мутный", или плавает в своей теме, брать такой заказ себе дороже. Переходите к поиску другого проекта, оставьте такого клиента новичкам которые не сидят на vc.

Взамен:

1. Оставайтесь на связи. Предупреждайте о любых задержках заранее а не по факту, в 99% клиент идет навстречу
2. Приносите пользу своей работой. Если аудитория проекта - люди старше 40-50, а заказчик хочет модерн и нестандартную верстку, уточните все моменты чтобы проект который вышел из ваших рук, не улетел в стол после теста. 
3. Дайте бонус за адекватность. Например ведение проекта на верстке (если делаете дизайн), в размере 1 часа в неделю. Этого хватит чтобы провести ревью и обозначить моменты которые упустил верстальщик в вашей идее и не заметил клиент. 
4. Берите дорого, делайте так словно это стоит еще дороже. Каждая работа должна быть на уровень выше предыдущей, только так вы обеспечите комфортный рост среднего чека. Не ленитесь и не обменивайте время на деньги без долгосрочного профита в виде крутого портфолио для привлечения по настоящему стоящих заказов

23

Комментарий недоступен

10

Комментарий недоступен

11

Нет проблем общаться на "ты", не стоит ставить искусственные границы. При этом отношения нужно ограничивать строго деловой сферой. Нужно понять, вы дружить с человеком собрались или выполнить заказ и получить оплату за свою работу. Всегда помните о последнем. Хороший специалист не пойдет на неудобные для него уступки. И заказчик всегда чувствует это. Если есть сомнения по срокам и объемам, их лучше высказать и прояснить без затягивания.

Также, когда вам говорят: тут работы совсем немного, посмотришь? Слова "совсем немного" значат лишь одно, заказчик хочет сэкономить. Или: у меня недоделанный проект, возьмёшься? Этот вариант ещё хуже - с прошлым исполнителем заказчик расстался не лучшим образом. Думаете, с вами будет по-другом? ;)

Удачи! Уважайте себя и свой труд. Все приходит с опытом.

11