Пять интересных трендов маркетинга в 2024 году
2023 год в мире маркетинга прошел под знаком нейросетей. Искусственный интеллект стал доступнее, разнообразнее и умнее. Кроме того, существенные сдвиги произошли в сфере сбора и анализа данных. Еще возросла роль инфлюенсеров, чат-ботов, соцсетей и маркетплейсов. На новый уровень вышли персонализация и автоматизация. За счет маркировки рекламы усилилось регулирование рынка. Но все это уже случилось.
А что нас ждет в будущем? Какие интересные тренды нам приготовил маркетинг в 2024 году? Разбираемся.
ИИ помощники и доверенные лица
Нейросети полностью изменили правила игры. С помощью искусственного интеллекта в маркетинге решается все больше задач. Следующий шаг развития ИИ в отрасли – специализация на помощи в выполнении повседневных задач.
Пока генеративный искусственный интеллект и его большие языковые модели не могут поддерживать длительное взаимодействие с пользователем. Но это временное ограничение. Скоро сложные нейросети, используя доступ к персональным данным, смогут запоминать и узнавать наши предпочтения, интересы, индивидуальные особенности и склонности. Это позволит создать полноценных виртуальных компаньонов, которые будут помогать людям в повседневной жизни. У нас появятся ИИ-помощники, которые станут персональными учителями, психологами, тренерами и врачами.
Так, ChatGPT уже успешно справляется с задачами турагента. Он генерирует многодневные маршруты путешествий по запросам, где указан город, цели и пожелания. Скоро ИИ-доверенные лица будут составлять персональные туры с учетом наших предпочтений, одновременно занимаясь организационными вопросами – подбором билетов и бронированием. Длительный процесс планирование сократится до нескольких минут.
Платформа бронирования Booking.com в июне 2023 года запустил на базе ChatGPT сервис AI Trip Planner. Планировщик с помощью искусственного интеллекта поможет создать, персонализировать и оптимизировать путешествие. Нейросеть на основе предпочтений, бюджета, интересов и доступного времени подберет лучшие варианты отелей, транспорта, достопримечательностей, развлечений и кухни.
ИИ лидеры мнений, друзья и питомцы
Еще одна роль, которую возьмет на себя ИИ – социальное взаимодействие. Уже сейчас боты на основе больших языковых моделей в общении вышли за рамки предопределенных сценариев ответов.
Виртуальные инфлюенсеры стали обычным явлением, но их влияние на аудиторию еще не столь значимо. В ближайшем будущем бренды начнут массово создавать лидеров мнений на основе нейросетей. ИИ-инфлюенсеры будут рекламировать продукты, отстаивать интересы и создавать новые тенденции.
Искусственный интеллект станет консультантом, который специализируется на повышении качества обслуживания и лояльности клиентов. Он обеспечит брендам персонализированное взаимодействие с потребителями.
ИИ-инфлюенсеры, которые соответствуют ценностям и позиционированию компаний, наладят долгосрочные отношения с клиентами. Виртуальные персонажи, управляемые искусственным интеллектом, откроют брендам новые возможности для поддержки и взаимодействия с аудиторией.
Вскоре у нас появятся виртуальные друзья. Они смогут адаптироваться под индивидуальные особенности, интересы и предпочтения личности, чтобы стимулировать эмоциональные реакции и подлинные связи. Человек избавится от чувства одиночества и изоляции.
Благодаря искусственному интеллекту на новый уровень выйдет концепция виртуальных питомцев. Они обретут реалистичные характеристики животных. Виртуальные собаки и кошки устранят все препятствия владения домашними питомцами, с которыми обычно сталкиваются люди. Например, исчезнут ограничения по аллергии или естественной продолжительности жизни любимцев.
Полноценное двухстороннее взаимодействие с ИИ подарит людям искренние эмоции. В перспективе нейропитомцы смогут понимать и интерпретировать наше эмоциональное состояние, чтобы точнее реагировать и сопереживать.
Бренды станут создавать виртуальные друзей и питомцев для продвижения своих продуктов и услуг. Эти аватары на базе искусственного интеллекта будут взаимодействовать с клиентами, отвечать на запросы и даже выступать на виртуальных мероприятиях. Благодаря способности адаптировать свою личность и реакцию в соответствии с предпочтениями, они смогут предложить потребителям персонализированный и привлекательный опыт.
Еще одним преимуществом станет способность ИИ преодолевать языковые барьеры, благодаря чему бренды смогут легко общаться с глобальной аудиторией. А это новые рынки и возможности для расширения.
Осознанность
В условиях распространения осознанного потребления, когда люди основательно, с учетом потребностей и ценностей оценивают социальные, экономические и экологические последствия покупок, бренды все чаще пересматривают фундаментальные основы маркетинга. Теперь компаниям финансовые успехи нужно подкреплять положительным влиянием на общество и экологию.
В таких условиях бренды будут все чаще запускать инициативы, которые выходят далеко за рамки основной деятельности. Через творческие, созидательные, некоммерческие проекты будут формироваться глубинные ценности существования брендов. И это не про прибыль, а про заботу об экологии, обществе, традициях и человеке. Планирование выйдет за рамки сиюминутных деловых проблем и показателей продаж.
Patagonia яркий пример продвижения осознанности в потреблении. Производитель одежды и снаряжения призывает клиентов переходить от «потребления и использования» к ответственности «заботиться и ремонтировать».
Мы ответственно относимся к своим домам и автомобилям. Мы заботимся и ремонтируем их. Давайте так же относится ко всему остальному – к одежде, обуви и снаряжению
И это не пустая риторика. Бренд запустил инициативу по ремонту одежды и снаряжения. Ежегодно компания ремонтирует более 200 000 изделий, в том числе одежду конкурирующих брендов, что обеспечивает значительную экономию воды и снижение выбросов углекислого газа.
Дополнительно Patagonia на своих ресурсах публикует вдохновляющие истории и образовательный контент, который учит правильно использовать, ремонтировать и продлевать срок службы одежды.
Так, Patagonia рассказывает историю о том, как красная куртка бренда на протяжении тринадцати лет служит уже пятому представителю семьи Андерсон. И это так круто! Все благодаря качеству одежды Patagonia и возможности сдать одежду в ремонт.
Но лучше всего ценности Patagonia выражают действия основателя бренда. В сентябре 2022 года Ивон Шуинар пожертвовал компанию некоммерческой организации, которые занимаются борьбой с изменением климата.
Земля теперь наш единственный акционер
Patagonia по-прежнему является коммерческим бизнесом, годовой объем продаж которого превышает 1 миллиард долларов США, но прибыль от этого дохода теперь реинвестируется в качестве дивидендов для защиты планеты.
Собственные бренды и продукты инфлюенсеров
Рост популярности осознанного потребления влияет и на инфлюенсеров. В условиях, когда люди покупают только то, что действительно эффективно, полезно и нужно, лидеры мнений будут все чаще отказываться от рекламы продуктов и брендов, которые не отвечают их требованиям и ценностям. В погоне за настроениями людей блогеры будут выступать за аутентичность, т. е. подлинность и соответствие заявленным характеристикам, которые определяют качество и стоимость продукта. И это неизбежно найдет отклик у пользователей. Так, в отчете компании Asendia указывается, что 73% покупателей более лояльны к аутентичным брендам, а по данным агентства Statistaдля 42% людей в возрасте от 27 до 40 лет самым важным качеством бренда является подлинность.
Инфлюенсеры хорошо понимают динамику рынка и разбираются в сферах своей деятельности, будь то электроника, косметика, одежда, спорт или питание. Из послов бренда они все чаще будут превращаться в самостоятельных предпринимателей. Этому способствуют три фактора: запрос на аутентичность, устойчивая поддержка аудитории и растущие возможности для запуска собственных брендов.
Хотя инфлюенсеры не откажутся от активного взаимодействия с брендами, они все активнее будут создавать собственные предложения, особенно если рекламируемый продукт не соответствует их ценностям.
Лидеры мнений будут внедрять стратегию D2C, когда продукт продается потребителю напрямую, минуя всех посредников. И если знаменитости уже давно создают свои бренды, то инфлюенсеры из соцсетей только начали переходить к запуску продуктов. Блогеры исторически ограничивались представительством брендов и совместными запусками с производителями. Теперь они научились превращать свою известность в самостоятельные прибыльные продукты.
Инфлюенсеры в В2В
Бренды освоили инфлюенс-маркетинг при взаимодействии с потребителями в B2C. Теперь настал через лидеров мнений для привлечения бизнеса в B2B. Роль инфлюенсеров здесь займут эксперты, которые заслуживают доверия у лиц принимающих решения.
Принятие решений о покупке в B2B не происходит спонтанно. Это сложный процесс, который требует времени. Руководители и ответственные сотрудники анализируют и оценивают доступные варианты, при этом они активно ищут подтверждения своим доводам на сторонних источниках, которые пользуются авторитетом.
Исследования аналитической компании YouGov показывают, что 9 из 10 руководителей высшего звена при принятии решения о покупке учитывают мнение лидеров мнений в их сфере бизнеса. Двое из трех респондентов считают, что инфлюенсеры в бизнесе оказывают более существенное влияние на решение о покупке, чем обычные методы В2В–маркетинга.
Мнение экспертов в конкретных областях бизнеса, которое воспринимается как независимая точка зрения, влияет на принятие решений в B2B. И бренды все активнее используют это в своих целях.
Самое интересное, что влияние инфлюенсеров на руководителей высшего звена происходит через развлекательные, а не деловые каналы, т. е. на принятие решений влияет контент от экспертов в TikTok, а не в TenChat. Это значит, что в В2В также работает влияние на аудиторию, когда она веселится и отдыхает. Для В2В брендов это возможность диверсифицировать стратегии с использованием различных каналов, включая развлекательные.