Согласно исследованию клуба предпринимателей «Атланты», 70% опрошенных участников заявили о планах по расширению своего бизнеса в 2023 году. Ввиду политической обстановки это преимущественно страны СНГ.Перед выходом на новый рынок необходимо разработать стратегию продвижения, провести исследование рынка, создать тактический план и определить реалистичные цели.В рамках разработки стратегии к нам в агентство RQ обращаются со следующими запросами:анализ присутствия конкурентов;анализ поведения локальных потребителей в сети;комплексное медиапланирование;На примере моторного масла и категории автовладельцев рассмотрим, как аналитика соцмедиа может помочь сформировать стратегию выхода на новые рынки. Задача.Исследование 6 регионов в СНГ для разработки стратегии продвижения моторного масла.Путь исследования: Анализ статистики по интернет-пользователям в каждом регионеПоиск локальных агентств на рынке для обмена экспертизойАнализ поисковой выдачи Яндекс и Google на русском и локальном языкеМониторинг данных в соцмедиаСамыми простыми для нас были Казахстан и Беларусь, так как это регионы присутствия наших офисов, данных об аудитории хватало. По остальным регионам мы:собрали открытые данные по населению, пользователям интернета и языку;провели встречи с локальными агентствами на русском/английском языке;выгрузили поисковую выдачу по категорийным запросам в каждом регионе;и, конечно же, запустили мониторинг на всех необходимых языках.АудиторияНа картинке ниже вы можете увидеть численность населения по данным на конец 2022 года, покрытие интернета в регионе и долю людей, говорящих на локальном языке.Данная статистика позволяет сделать общие выводы о необходимости языковой адаптации коммуникационных материалов. Так, например, мы не используем коммуникацию на белорусском языке вовсе. В Казахстане наоборот – есть тренд у молодого населения общения на казахском языке. Поисковая выдачаБлагодаря анализу поисковой выдачи нам удалось получить более глубокие данные по покупательскому поведению в разных регионах.Так, например, в регионе РБ много локальных интернет-магазинов, но есть и знакомые нам маркетплейсы, в Таджикистане нет локальных онлайн-шопов, только ВБ, в остальных регионах много локальных магазинов.Форумная активность характерна для регионов РБ и КЗ, в других практически отсутствуют дискуссионные площадки. Однако аудитория СНГ обитает на площадках РФ – отзовиками активно пользуются белорусы. При этом площадка drive2.ru присутствует во всех анализируемых регионах. МониторингДалее необходимо дополнить полученные данные результатами мониторинга. Информация собирается по трем уровням: семантика по конкурентам (бренды); семантика по продуктам (названия продуктов) на русском и локальном языке;широкая семантика по категории (просто где обсуждают авто). При исследовании аудитории мы рекомендуем подходить к анализу не только с точки зрения продукта, но и с точки зрения покупательского поведения. Так мы узнали про чаты таксистов и перевозчиков, которые как раз таки наша ЦА.В этих данных кроются ответы на три ключевых вопроса при разработке любой стратегии: кому, где и что говорим?От теории к практике: анализ мониторинга по бренду моторного маслаПри запуске мониторинга по брендам в категории в ноябре 2022 года мы увидели очень небольшую выборку данных, на основании которой можно было бы все «завернуть». А если смотреть в разрезе стран, то кажется, что некоторые из них совершенно не «диджитальны». Но на самом деле пользовательскую активность можно стимулировать. И мы видим, что среднемесячное число упоминаний на сентябрь 2023 года увеличилось в 10 раз.Самое интересное – это топ площадок, где происходят обсуждения.Согласно исследованию, в Казахстане самая активная площадка – Нельзяграм, но с поправкой на категорию «Моторное масло» это далеко не так. Любопытно, что среди площадок появляются Одноклассники. Телеграм только в одном регионе попал в топ-3, но по всем странам уверенно входит в пятерку. Если погружаться глубже в исследование, то можно обнаружить удивительные факты: самые активные юзеры в РБ – это владельцы BMW, а в Узбекистане – Chevrolet. На большинстве площадок общаются на русском языке, но не всегда. Больше всего дискуссий на локальных языках мы наблюдаем в ТГ, Нельзяграме и на Ютубе.Вывод: мониторинг – это инсайты.Иногда можно прийти к заключению, что путь пользователя строится не совсем так, как мы ожидали изначально. И даже в случае с моторным маслом было очевидно, что большую роль в «покупке» играет СТО. Но что нам мешает создать в онлайне спрос на продукцию, чтобы владельцы СТО обратили свое внимание?