Крестный отец: классика переговоров, продаж и менеджмента. Бизнес-разбор фильма

Ничего личного. Это только бизнес

Как сделать предложение, от которого нельзя отказаться другой стороне? Про культуру ведения бизнеса: как можно перевезти Сицилию в Америку, но вывезти Сицилию из Америки – никогда? Как масштабировать бизнес? Как ответить или вовремя не ответить на изменения рынка? Как выживать в жесткой конкуренции? И многое другое в бизнес-разборе классики – «Крестный отец». Совместим приятное с полезным 🙂

Если вы смотрели/ не смотрели, но посмотрите «Крестного отца» –👇 делитесь в комментариях своими мыслями, цитатами, возможно, мы что-то не заметили и это было бы полезно.

Крестный отец: классика переговоров, продаж и менеджмента. Бизнес-разбор фильма

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю

Итак, лидеры, они же главные действующие лица, без них никуда в компании:

Дон Вито Карлеоне – глава национальной корпорации «Крестный отец», выросшей из семейного бизнеса, сохранив при этом все традиции и ритуалы своей Родины.

Дон Вито Карлеоне
Дон Вито Карлеоне

Сантино, Сонни Карлеоне – вспыльчивый, эмоциональный, резкий, гуляка, глубоко в бизнесе, с полным ощущением себя, что будет следующим Доном, просто по принципу старшинства и родства.

Сантино Карлеоне
Сантино Карлеоне

Майкл Карлеоне – отличник колледжа, герой войны, гордость семьи, другой, надежда семьи в части новой жизни в Америке.

Майкл Карлеоне
Майкл Карлеоне

Том Хейген – приемный сын, адвокат, помощник, советник, важный человек в семье – consigliere, одна из руководящих должностей в организационной структуре корпорации.

Том Хейген
Том Хейген

Корпорация «Крестный отец»

Суть бизнеса – платформа, которая решает проблемы одних за счет других, делая предложения, от которых нельзя отказаться 🙂, на разницу и живут. Корпорация обладает уникальными ресурсами в определенном географическом регионе – это судьи, политики, полицейские Нью-Йорка, а также наличные деньги и бренд. Как и любого семейного бизнеса, у корпорации есть слабые стороны, – это семья, сыновья (она же ключевой менеджмент).

Основной продукт корпорации – это услуга достижения справедливости, в понимании корпорации, особенно если справедливости нельзя добиться официальным путем, «по понятиям», так сказать. Наряду с этим, финансовые услуги, оливковое масло, строительство, недвижимость, казино.

Оплата за услуги – дружба, признание и… возможность получить услугу взамен, не сейчас, потом. Ну чем не сетевой эффект платформы, причем сразу получаешь лояльную базу.

Конкуренты – 5 других семейных корпораций, обладающих большими или меньшими ресурсами на своих географических рынках. В конкурентной борьбе все корпорации используют жесткие инструменты решения в лучших традициях сицилийской мафии, и конкурентные войны семей случаются каждые 5 – 10 лет.

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

Фильм как раз и рассказывает об очередной такой войне, когда новые тенденции сильно растущего рынка запрещенных веществ ставят корпорацию перед выбором:

  • делать опасные деньги на растущем рынке;
  • позволить конкурентам заработать и забрать уникальный ресурс и, как следствие, потерять бизнес;
  • как нивелировать риски и диверсифицировать бизнес (азартные игры?);
  • исторический контекст, 1946 г., окончание войны и последующий подъем, диктует изменения внешней среды и новые вызовы, к которым надо быть готовыми.

Бывают ситуации, когда «промедление смерти подобно», конкуренты физически устраняют Дона Карлеоне, давая понять, что золотой середины не будет. И тут проявляются все слабые стороны корпорации – половина ресурсов завязана на Дона Вито, лояльность клиентов оказывается мнимой – все покупается и все продается (коп Маклавски). Управление Корпорацией на случай форс-мажора не предусмотрено, зоны ответственности и роли не определены, преемник (Сонни) недальновиден и решает конкретную ситуацию и не мыслит стратегически: «Хватит давать мне советы, лучше помоги мне победить!»

Цитаты на каждый день, которые вполне пригодятся и в жизни:

«Они [дети] говорят, когда надо слушать»

«Никогда не говори о том, что думаешь, если [он] не принадлежит Семье»

«Мы надежные люди, мы – не убийцы»

«Дети могут позволить себе быть беспечными, но мужчины – нет»

«Желаю вам всего хорошего в любом случае, пока ваши интересы не противоречат моим»

«Что сделано, то сделано»

«Это оскорбляет мой ум и очень меня злит»

В этой ситуации на арену выходит лидер из нового поколения менеджмента – Майкл: «Папа, теперь я о тебе позабочусь, семья превыше всего», который ради сохранения семьи и бизнеса отказывается от той жизни, которую бы мог прожить.

Майкл находит «моральное» обоснование для физического устранения конкурентов (коп Маклавски и Салаццо) и, внимание, подключает PR – газетчики эффективно решает задачу оправдания совершенных действий - «так им и надо было».

Война продолжается год и, несмотря на потерю Сонни и жены Майкла, Дон Вито находит в себе силы остановить войну путем переговоров: «Я не хочу расследований, отмщения, мне нужна встреча с главами 5 семейств, война должна прекратиться».

На встрече главы корпораций договариваются о границах рынка, каналах продаж, правилах взаимодействия и переиспользования ресурсов. Но, как и бывает, компромисс, это совсем не сотрудничество.

Майкл возвращается и защищает перед отцом стратегию развития корпорации: «через 5 лет семья Карлеоне станет абсолютно законопослушной, так как все меняется».

Задача новому лидеру: «Отказаться плясать под дудку больших шишек, а стать тем, кто в эту дудку дует».

Первые шаги Майкла – организационно-штатные изменения: Майкл – Дон, Папа – на должность советника, убирает Тома с должности консильери, устраняет Карло.

Полный контроль окружения: люди, каналы связи.

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

Для диверсификации бизнеса Майкл решает применить инструменты неорганического роста: продать бизнес оливкового масла в обмен на долю в казино, отелях.

Конкуренты полностью и одновременно устраняются.

Майкл становится следующим Доном Карлеоне …Продолжение следует…

От авторов настоящей статьи:

Конечно, любой бизнес сталкивается с вызовами внешней и внутренней среды, можно реагировать проактивно и смотреть в будущее, можно действовать реактивно, гася конкретные ситуации. На примере «Крестного отца», второй вариант оказался не самым эффективным. Важно помнить, что, если у вас есть уникальный ресурс и существенная доля рынка, всегда есть тот, кому это не дает покоя и надо быть к этому готовым. Делая предложения конкурентам, смотрите на них как на партнеров, ваше предложение должно быть взаимовыгодным для обеих сторон, «перемирие» лишь отсрочит будущую войну. Всегда важна роль лидера, особенно в кризисной ситуации, кто-то должен принимать решения и брать ответственность за них. Решительному лидеру нужна надежная команда: в кризисной ситуации «или ты в лодке, или нет».

А какие фильмы, на ваш взгляд, еще были бы интересны для бизнес-разбора?

Автор статьи: Стратегия 360 https://t.me/strategy_360 Подписывайтесь!

Если вам понравилась статья, будем признательны за донат. Все донаты направляются на поддержку социального проекта для людей с сахарным диабетом DiaTalks https://dia-talks.ru/

11
2 комментария

Фильм о том, как гибкий, умеющий договариваться и строить отношения босяк построил бизнес, объединив вокруг себя разных людей, и как его сыночек мажор-солдафон всё развалил и потерял.

Ответить

Это, видимо, уже во второй части фильма?

Ответить