Как выявить 5 основных причин*, почему наш бизнес не растет минимум x2 в год

и почему вместо этого мы страдаем разной чепухой

*и да, Игорь Николаев тут не при чем ;)
*и да, Игорь Николаев тут не при чем ;)

За 7 минут вы узнаете:

  • Что происходит с рынком - и почему вечная смена настроек рекламы и маркетологов не помогает
  • Те самые 5 причин, из-за которых клиентов становится всё меньше
  • Что применить на практике, чтобы сделать х2 выручки, не увеличивая рекламный бюджет (или даже снизив его)

Если вас заинтересовал заголовок статьи, то вы наверняка сталкивались с такой ситуацией - реклама сжирает больше денег, а доход при этом не растет кратно

Большинство экспертов по маркетингу предлагают различные решения, которые прямо сейчас быстро помогут решить эту боль. На деле эти методы оказываются не такими эффективными - их уже успели сто раз использовать до вас.

Волшебные таблетки не работают. Из этой Матрицы так просто не выберешься...
Волшебные таблетки не работают. Из этой Матрицы так просто не выберешься...

Поэтому предлагаем копнуть чуть глубже. Зададим один вопрос:

Каким образом люди чаще всего приходят к своему бизнесу?

Мы провели более 30 интервью с предпринимателями. Среднестатистический ответ выглядел так:

У нас был знакомый, он работал в такой же компании. Я вник в тему, увидел что спрос есть, начать не сложно. Были свободные деньги и желание быстро заработать. Мы скопировали процесс производства, посмотрели, как выглядит реклама конкурентов, - ну так и пошло.

Вася Пупкин, обычный коммерс из СНГ

Это очень частый сценарий. Увидел идею в чужом бизнесе и открыл свой. Или был в найме в подобной компании и понял, что можно делать то же самое, работая на себя.

Так почему раньше все было круто, маркетинг работал в сильный плюс, продажи росли, а сейчас все сильно сложнее?

Проблема в том, что со временем реклама перестает эффективно работать. Это естественное явление. Особенно в условиях, когда все друг у друга копируют, не вникая в то, что именно копируют.

Спрос не двигается (часто даже падает), старые конкуренты остались, еще и новые появляются. Трафик дорожает.

Да, ваша реклама до сих пор работает, но стала неэффективной. Это значит, что на каждый вложенный рубль вы стали зарабатывать меньше.

Можем просто посмотреть статистику запросов в поисковиках - специально отобрали их по абсолютно разным нишам:

👆 Спрос на роботов-пылесосов упал почти вдвое за 2 года, даже если не брать во внимание сезонность
👆 Спрос на роботов-пылесосов упал почти вдвое за 2 года, даже если не брать во внимание сезонность
👆 Спрос на строительство или покупку домов уменьшается, если сравнивать один и тот же месяц в разные годы. Видно на протяжении всей статистики (для наглядности подчеркнули красным)
👆 Спрос на строительство или покупку домов уменьшается, если сравнивать один и тот же месяц в разные годы. Видно на протяжении всей статистики (для наглядности подчеркнули красным)
Как выявить 5 основных причин*, почему наш бизнес не растет минимум x2 в год
👆 Люди все меньше летают отдыхать - независимо от того, Турция это или люксовые Мальдивы
👆 Люди все меньше летают отдыхать - независимо от того, Турция это или люксовые Мальдивы

Можете сейчас подумать, мол “вы тут запросы показываете для богатых”. Вот вам более приземленный пример:

Люди что, стали меньше пачкать свои простыни? 🤔
Люди что, стали меньше пачкать свои простыни? 🤔

Невооруженным взглядом видно, что если сложить спрос за 2021-й, 2022-й и 2023-й годы - то он продолжает падать везде. Да, сложные времена, страдает покупательская способность.

Из-за того, что спрос страдает - ваши рекламные связки очень быстро выгорают и вы начинаете проигрывать конкуренцию.

Под связкой мы подразумеваем алгоритм пути вашего клиента от знакомства с вами до оплаты товара или услуги. В ней куча составляющих: ваши торговые предложения, сайты или аккаунты в соцсетях, рекламные объявления, настройки аудиторий… и еще много всего.

Если менять в связке только что-то одно и незначительное — результата не будет. Рынок стал сложнее, и тут нужно придумать кое-что покруче.

Теперь к сути - что конкретно делать?

Подход, о котором сейчас расскажем — это комплекс, который затрагивает и продукт, и маркетинг, и аналитику. Мы назвали его “Смысловой код”.

На чем он основан? Мы выявили 5 основных причин, из-за которых 90% предпринимателей не могут вырасти в доходе. Делали это на основе 10-летнего опыта в b2b и b2c маркетинге - но об этом чуть позже.

Цель подхода - выделиться на фоне конкурентов так, чтобы компания стабильно и прогнозировано росла из года в год.

Суть подхода - смиксовать правильные смыслы и заложить их в позиционирование бизнеса.

Окей, теперь перечислим кратко те самые причины:

Причина №1. Не построено позиционирование на рынке

Мы работаем со всеми кому нужна <подставьте свою услугу/товар> Вроде все логично? Но Mercedes продает автомобили и Kia продает автомобили, и тот и другой довезет вас из точки А в точку Б. Но покупают их разные люди…

Зададим вам вопрос. Почему клиент должен запомнить именно ВАШУ компанию, а не конкурентов?

Причина №2. У бизнеса нет понимания понятия «продукт»

Наш продукт — это просто констатация факта нашей деятельности. “Я продаю дома”, “Мы делаем ремонт” и на этом всё.

Вопрос: Какую проблему вы решаете лучше всех на рынке? Где вы №1?

Причина №3. Реклама “в лоб”

Вот, делаем ремонт, приходи к нам. Вот, оказываем юридические услуги, оставляй заявку. И так далее.

Мы даем прямую рекламу в каналах трафика, где люди не ищут решения проблемы, а пришли развлекаться, или учиться, или читать новости, или бог знает, что еще.

Первые три причины - самые популярные. Их мы сейчас и разберем.

Причина 1: Не построено позиционирование на рынке

Любой бизнес в нашем мире - это изначально копия в 99,9% случаев.

И это нормально. Намного лучше дела идут у тех компаний, которые копируют с умом, добавляют свои фишки - в общем, крадут “как художники”.

Цирк Дю Солей стал мега-популярным шоу в период, когда цирковая отрасль медленно начала умирать.

Что сделали? Смиксовали цирк, театр, шоу и музыку. Начали ориентироваться не только на детей, но и на более взрослую аудиторию.

Тинькофф Банк сделал центром своего позиционирования идею дистанционного обслуживания. Больше всего клиентов банков бесит ехать куда-то и тратить свое время в очередях.

Придумал ли Олег Тиньков такой формат сам? Нет, он подсмотрел его в США, добавил немного фишек и адаптировал под отечественный рынок.

Как выявить 5 основных причин*, почему наш бизнес не растет минимум x2 в год

Сейчас начнется духота в стиле “ну это же крупные игроки и единичные случаи”.

Да бросьте это. Пока дописывали статью - потратили пару минут в Яндексе и нашли несколько необычных проектов. Зацените один из них - шеринг, мать его, мёда! 👇

Как выявить 5 основных причин*, почему наш бизнес не растет минимум x2 в год

А еще у нас в телеграм-канале был пост про то, что интересные и уникальные продукты регулярно выходят на рынок: https://t.me/cheatcodebook/25

Кстати, как вы думаете, в вашей нише есть какие-либо свежие продукты с уникальным позиционированием? Или вы сами сейчас в процессе разработки крутой идеи? Делитесь наблюдениями в комментариях под статьей или пишите свои вопросы - а мы ответим 💬

Виталий и Алексей

Типичная проблема, возникающая в процессе / мешающая начать:

Убеждение, что рынок уже сформированный, и ничего нового там не придумать.

Бизнес использует те же инструменты что и все вокруг. А любой анализ конкурентов сводится к поверхностному мониторингу сайтов и обзвону - с целью “понять, как продают и по каким ценам”.

Как решить на практике:

Сейчас буквально пара абзацев теории, а потом дадим чит-код. Потерпите.

Как выявить 5 основных причин*, почему наш бизнес не растет минимум x2 в год

Вам нужно провести анализ своего продукта по твёрдой методологии, а не на собственных ощущениях. Наше мнение и опыт часто не равно реальным потребностям клиентов.

Прикинуть, что реально важно для вашего клиента.

Выбрать десяток факторов и сопоставить по ним свой бизнес с конкурентами.

Провести несколько десятков интервью со своими клиентами, чтобы убедиться, какие факторы реально влияют на выбор.

Все это собрать визуально и от этого плясать дальше, придумывая сильный продукт и преимущества.

Вроде всего 4 пункта, но на самом деле в них - куча работы, да? Согласны, стало душно. Но профи работают только так :)

Простой и наглядный пример визуализации
Простой и наглядный пример визуализации

Есть вариант попроще. Надежный, как швейцарские часы.

И более практичный, чем пересказывать вам книги про методологии разработки продукта.

В большинстве случаев у клиента возникают типовые вопросы, прежде чем он решит - позвонить вам или конкурентам:

  • Что вы предлагаете?
  • Почему это должно мне подойти?
  • Чем вы отличаетесь от ваших конкурентов?
  • Сколько нужно заплатить?
  • Почему я могу вам доверять?
  • Что мне нужно сделать, чтобы начать?
  • Почему нужно начать прямо сейчас?

Сможет ли ваш сайт, реклама или профиль в соцсетях развернуто ответить на все эти вопросы?

Если нет, то вы сейчас теряете много денег.

И вот вам пример, как увеличить выручку в 2 раза при тех же расходах.

Стоматология в Москве (а конкретно - ортодонтия). Основная масса рынка - одинаковые сайты в стиле «Брекеты в Москве от 30 000 рублей, сделаем вам голливудскую улыбку», где еще много страниц по другим направлениям лечения зубов:

Как выявить 5 основных причин*, почему наш бизнес не растет минимум x2 в год

Сравните этот скучный оффер с другим - с уникальным позиционированием — «Самый крупный центр ортодонтии в РФ - создадим красивую и ровную улыбку невидимым способом»:

Как выявить 5 основных причин*, почему наш бизнес не растет минимум x2 в год

В результате клиника становится лидером в своём сегменте и уже не конкурирует с обычными стоматологиями. Потому что пациент, которому нужны услуги врача-ортодонта, всегда выбирает узкопрофильный центр с крутой упаковкой.

А сильное позиционирование транслируется на всех этапах рекламной связки. Сравните цифры до и после:

Показатели на старте:

  • Рекламный бюджет: 900 000 ₽
  • Посетителей в месяц: 10 000
  • Конверсия сайта: 1%
  • Заявок: 50
  • Конверсия в продажу: 50%
  • Средний чек: 100 000 ₽
  • Продаж: 25
  • Выручка: 2 500 000 ₽

Показатели после:

  • Рекламный бюджет: 900 000 ₽
  • Посетителей в месяц: 12 500
  • Конверсия сайта: 2%
  • Заявок: 250
  • Конверсия в продажу: 40%
  • Средний чек: 150 000 ₽
  • Продаж: 100
  • Выручка: 15 000 000 ₽

И чтобы сделать такой результат - достаточно было наглядно и развернуто ответить на 7 простых вопросов на сайте.

А теперь самое главное. Не нужно изобретать что-то инновационное, чтобы добиться уникальности.

Вы можете подсмотреть идеи в схожих сферах бизнеса, повысить ценность продукта за счет дополнительных услуг или добавить эмоциональную составляющую к продукту.

В 50% случаев у вас уже есть отличия от конкурентов - но не те, о которых вы думаете. Или они просто не в том виде.

Или их можно сгенерировать искусственно или эмоционально (все помнят про бум эко-продуктов?).

И помните, что на все возражения конкурента достойно отвечают лишь единицы компаний - они и становятся номерами один на рынке.

Что изучить по теме?

→ Книга “Стратегия голубого океана” - в ней подробно расписано о том, как сделать сильный продукт и отстроиться от конкурентов.

→ Книга “Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?” - может стать вашей базовой инструкцией по исследованиям потребностей ЦА и тесту гипотез.

Причина 2: У бизнеса нет понимания понятия “продукт”

Лучше всего себя чувствует тот бизнес, чей набор продуктов или услуг позволяет охватить множество сегментов потребителей.

Живых примеров много.

Тот же Тинькофф Банк предлагает разные виды пластиковых карт под разную ЦА. У них есть разные продукты (карты, инвестиции, кредиты), лучше всего решающие потребности РАЗНЫХ групп клиентов.

Сервис “Финолог” решает проблему учета финансов и заточен под запросы малого бизнеса, так как в крупных компаниях есть штатные финансисты и бухгалтерия.

И у них есть разные решения - одним клиентам нужен простой учет финансов, другим - полная автоматизация, третьим - возможность принимать платежи на сайте.

В чем преимущества такого дробления продуктов под конкретные аудитории?

  • Можно типизировать каждый отдельный продукт, прописывать регламенты (за счет этих преимуществ увеличивать пропускную способность)
  • Проще удешевлять себестоимость
  • Легче увеличивать средний чек (так как такой продукт сложнее сравнить с другими)

Как решить на практике:

Банальное решение - разделите свой продукт на отдельные услуги, чтобы охватить больше клиентов.

Строите дома под ключ? Кому-то нужен только фундамент или инженерные коммуникации. Или проект дома, а дальше клиент хочет строить своими силами.

Еще один живой пример из кейсов нашей команды:

Давно и успешно продвигаем услуги по получению гражданства Израиля. В основном берут услугу под ключ, стоит она недешево, те кому дорого - просто отваливаются.

Как выявить 5 основных причин*, почему наш бизнес не растет минимум x2 в год

Услуга состоит из трех основных этапов, первый из них - поиск документов в архивах. Многие не хотят покупать сопровождение под ключ из-за дороговизны, а вот помощь архивистов им нужна.

Что делаем? Упаковываем услугу архивного поиска по нашему методу.

Создаем сильное позиционирование, расширяем продукт (не ограничиваемся поиском документов только для получения гражданства Израиля, да и в целом ищем под все остальные нужды):

Как выявить 5 основных причин*, почему наш бизнес не растет минимум x2 в год

Основное направление клиента не пострадало, а новый сайт начал приносить около 30.000$ дополнительной выручки в месяц. Неплохо, да?

Из опыта добавим, что особенно остро вопрос продуктовой матрицы стоит у продуктов/услуг с высоким чеком.

Пытаетесь продать что-то дорогое в лоб, даже через бесплатную консультацию - продажи можно будет посчитать по пальцам, а стоимость привлеченного клиента будет запредельной.

Что изучить по теме?

→ Книга “Как создать продукт, который купят. Метод Lean Customer Development”

→ Книга “Основы маркетинга. Краткий курс” (Филип Котлер). А именно - главы 7-9

→ Книга "Метод тыквы. Как стать лидером в своей нише без бюджета"

Причина 3: Реклама “в лоб”

Время офигительных историй.

Был у нас знакомый мужик, с 2011-го занимался инженерными системами. Офис, команда, вырос благодаря сайту «на коленке» и Яндекс с двумя настроенными рекламными кампаниями.

Когда показывали ему кейсы конкурентов, которые вели соцсети - он надувался как шарик, плевался и говорил про “раскрученные бренды” и демпинг.

Жил и не тужил до момента скачка валюты в 2014-15 годах (сами знаете, с чем связанного). Оборудование закупалось в валюте, деньги не вкладывали никуда, кроме прямой рекламы в Директе.

Ну и сгорел бизнес за пару месяцев. Не выдержал конкуренции.

В чем юмор? Спустя пару лет он вернулся к тому же бизнесу, только через Директ + лендинг не получалось так активно снимать сливки.

Сильный рост пошел, когда он нашел хорошего маркетолога, запустил ВК, начал выкладывать живой контент и сделал там автоворонку :)

Почему он не сделал так раньше? Потому что пытался с одним и тем же подходом зайти в разные источники трафика и одинаково работать с разными по уровню осведомленности клиентами.

В каждом из источников трафика - будь то контекстная реклама, соцсеть, мессенджер, рассылка или партнерская программа - разные возможности по поиску своей ЦА и разные уровни осведомленности о вашем продукте.

Как решить на практике:

В своей работе мы часто используем модель лестницы Бена Ханта.

С ее помощью мы делим целевую аудиторию на 5 ступеней, каждая из которых показывает, на каком этапе от отсутствия проблемы до момента покупки находится клиент:

Как выявить 5 основных причин*, почему наш бизнес не растет минимум x2 в год

Разберем на примере. Представим, что вы продаете туры в Тайланд.

В 90% случаев маркетологи делают один оффер из серии «Туры в Тай со скидкой до 100500%» и гонят туда весь трафик. Это быстро и дешево с точки зрения запуска, но неэффективно.

Как делать правильно и выжать максимум из трафика? Делим сегменты по лестнице Ханта:

Этап 1 — Отсутствие проблемы - тут человек в принципе ничего не ищет.

Этап 2 — Осведомленность

Хочу отдохнуть, но не знаю куда полететь. Турция осточертела, Россия неинтересна, может, куда-то еще?

Как выявить 5 основных причин*, почему наш бизнес не растет минимум x2 в год

Этап 3 — Сравнение решений

Человек задается вопросом: что лучше — Тайланд или Вьетнам? Дешевле забронировать самому или купить тур? Где искать отели?

Как выявить 5 основных причин*, почему наш бизнес не растет минимум x2 в год

Это может быть как трафик из поисковиков по инфозапросам, так и реклама в соцсетях или Telegram по тематическим каналам.

Завлекаем сравнением — ТОП мест…, ведем трафик на статейную страницу.

В самой статье даем ссылку на следующий шаг и ведем по лестнице Ханта к покупке.

Этап 4 — Выбор компании

Покупать на агрегаторе туров? Идти в агентство рядом с домом? Обратиться к частнику в соцсетях?

Как выявить 5 основных причин*, почему наш бизнес не растет минимум x2 в год

Тут уже более горячий трафик, к которому мы привыкли.

В поисковиках — запросы со словами “купить”, “агентство”, “из москвы”, “дешево” и так далее.

В соцсетях — активные подписчики вашей автоворонки, дошедшие до определенного этапа.

Такой трафик уже можно вести на посадочную страницу с прямым оффером «Туры в Тай со скидкой…»

Этап 5 — Выбрал продукт, купил, готовится чиллить на пляже и отбиваться от обезьян

Как выявить 5 основных причин*, почему наш бизнес не растет минимум x2 в год

Это очень простой и наглядный пример, но сразу дам ремарку — к примеру, при закупке рекламных постов в Telegram даже в релевантных каналах может находиться как ЦА с 2-3 этапа, так и с 4-го.

Когда у вас нет возможности выделить нужную аудиторию с помощью настроек рекламы, то остается лишь тестировать разные офферы/посадочные и аудитории — и таким образом находить эффективные связки.

Сделаем выводы.

Под каждый сегмент клиентов нужно разрабатывать отдельные рекламные кампании и разные офферы.

То есть стратегия должна выглядеть таким образом:

ЦА > Уровень осведомленности > Источник трафика > Формат рекламы > Оффер

Главное преимущество такой стратегии - это возможность найти эффективные рекламные связки в разных источниках трафика и не зависеть от какого-то одного.

Что изучить по теме?

→ Книга «Конверсия сайта» Бена Ханта — описанный в книге метод подойдет не только для поднятия конверсии, но и для выстраивания пути клиента от первого знакомства до покупки.

Окей, 3 из 5 причин разобрали. Что насчет остальных 2-х?

Как выявить 5 основных причин*, почему наш бизнес не растет минимум x2 в год

Пора представиться — на связи были Виталий Пивиков и Алексей Кузнецов, тандем директоров по маркетингу.

Мы с командой adsdads.agency занимаемся лидогенерацией в разных сферах бизнеса по всему миру, закрывая комплексные задачи по продвижению под ключ.

Предлагаем оставаться на связи — если уже подписались на наш телеграм-канал “Тетрадка с чит-кодами”, то супер!

Если интересно, что же там за оставшиеся причины - напишите “+” или любой другой комментарий к посту-закрепу в тг-канале. Так мы поймем, что тема вам интересна - и тогда раскроем все карты в будущих постах.

⚠ Стоп. И еще кое-что важное.

Если вы открыли статью - то с большой вероятностью вы либо предприниматель, либо продвигаете чей-то бизнес.

Или вы эксперт-блогер. Или спец по продажам.

Или Игорь Николаев 😀

Как уже было сказано в начале статьи, мы проводим много интервью с предпринимателями. И видим одни и те же проблемы, из-за которых вы зарабатываете меньше:

  • Слабое позиционирование и плохо раскрытые смыслы
  • Несистемная работа отдела маркетинга и слабая аналитика
  • Зависимость от одного канала трафика

Скажем честно - сейчас мы процессе разработки своего уникального продукта. И поэтому стараемся больше вникать в разные проекты и их проблемы.


Даем пользу людям, и от этого сами получаем пользу - потому что нам нужны данные для собственного продукта.

Вот что мы предлагаем. Давайте найдем слабые места в вашем продукте и системе привлечения клиентов. И составим пошаговый план с решениями.

Приходите к нам на диагностику. Подробности по ссылке: https://adsdads.agency/audit

Ждем вас 🤝

Ну а мы с Игорем пока поднимем бокал за продажи вашего продукта
Ну а мы с Игорем пока поднимем бокал за продажи вашего продукта
55
2 комментария

В очередной раз показывает, как даже самый ценный, нужный и полезный продукт будет вообще никому не нужен без правильно подачи.

Самый лучший пример — средство от цинги. В XVI веке один из первооткрывателей обнаружил, что включив богатые витамином С продукты в состав питания, можно практически исключить смерти моряков. И хотя многие об этом уже знали, распространяться такая практика стала только после XIX века...

1
Ответить

Хороший пример!

Ответить