Управление репутацией в интернете. Как работать компании/бренду с имиджем в сети. Стратегия. Этапы. ORM и SERM

Управление репутацией в интернете. Как работать компании/бренду с имиджем в сети. Стратегия. Этапы. ORM и SERM

Всем, привет! ) Меня зовут Даниил Founder and CEO в Loksmarkt Agency. Наше главное направление это управление репутацией в интернете. Сегодня я расскажу вам про «Управление репутацией в интернете. Как работать компании/бренду с имиджем в сети. Стратегия. Этапы. ORM и SERM»

А теперь поехали к статье!

Пункты к рассмотрению:

  1. Что такое управление репутацией в интернете?
    - Образ, имидж и репутация — есть ли разница?
  2. Кому нужно начать управлять репутацией прямо сейчас?
  3. Зачем управлять репутацией в интернете — 3 ключевые задачи
  4. ТОП-7 инструментов по управлению репутацией
    - Реклама и продвижение
    - SERM
    - Поисковые подсказки
    - Работа с отзывами и партизанский маркетинг
    - Позитивный полезный, интересный контент
    - Взаимодействие с аудиторией
    - Интерактивы и спецпредложения
  5. С чего начать управление репутацией и сколько оно займет?

Образ компании напрямую влияет на ее прибыль. Это неоспоримый факт. Точно также как и то, что с образом компании нужно работать. Он может сформироваться и самостоятельно. Но (a) не факт, что при формировании таким методом он будет положительным. И (b) естественным путем образ может собираться годами. Поэтому управление репутацией сегодня — обязательный этап развития любого бизнеса.

Что такое управление репутацией в интернете?

Управление репутацией в интернете. Как работать компании/бренду с имиджем в сети. Стратегия. Этапы. ORM и SERM

Управление репутацией в интернете — это работа с факторами, которые могут влиять на образ компании. Официальное название такого комплекса мероприятий — Online Reputation Management (ORM). Его главная задача заключается в том, чтобы создать положительное общее мнение пользователей в интернете о конкретной компании.

В ORM входит и SERM (Search Engine Reputation Management). Это тоже управление репутацией, но направленное на работы с Яндексом и Google (чтобы в ТОПе их выдачи находилась положительная информация о компании). Раньше SERM и ORM строго разграничивали. Первое направление репутационного маркетинга использовалось для формирования позитивного образа компании в ТОП-10 выдачи поисковика, а второе — для формирования общего положительного рейтинга и обработки имеющегося в сети негатива. Сегодня же ORM и SERM переплетены и применяются одновременно.

Образ, имидж и репутация — есть ли разница?

Образ компании формируется из двух основных составляющих:

  • Имидж — мнение целевых потребителей о компании, которое складывается на основании общедоступной информации. Например, после изучения отзывов, просмотра рекламы, посещения сайта. Это картинка того, как бизнес выглядит в глазах своих целевых потребителей.
  • Репутация — мнение потребителей компании, которые взаимодействовали с ней лично. Ее можно назвать более независимой оценкой. Это картинка того, как бизнес видит его действующая и активная аудитория.

Чтобы имидж компании был положительным, важно работать с ее репутацией.

Кому нужно начать управлять репутацией прямо сейчас?

Управление репутацией в интернете. Как работать компании/бренду с имиджем в сети. Стратегия. Этапы. ORM и SERM

Управление репутацией необходимо любому бизнесу. Неважно, какое целевое действие собирается выполнить потребитель: купить шампунь, заказать строительство дома или забронировать виллу в ОАЭ. Перед покупкой/заказом/бронью он обязательно изучит информацию о компании, которая есть в интернете. Положительное решение о сотрудничестве клиент примет только при условии положительной репутации бренда/магазина/подрядчика.

Особенно важно управлять репутацией в интернете компаниям, которые:

  • Открылись относительно недавно. Естественная репутация формируется годами. Чтобы не тратить это время на ожидание, важно начинать управлять своим образом как можно раньше. Это поможет зарекомендовать себя с лучшей стороны и повысить продажи уже в первые месяцы запуска бизнеса.
  • Развиваются в сфере высокой конкуренции. На рынке между двумя абсолютно идентичными прилавками покупатель выберет тот, чей продавец симпатизирует ему больше. В интернете все примерно также: пользователи отдают предпочтение тем компаниям, у которых лучше репутация. Особенно очевидно это в высококонкурентных нишах.
  • Столкнулись с черным пиаром. Недобросовестные действия со стороны конкурентов могут свести годами выстраиваемую позитивную репутацию к нулю. Справиться с черным пиаром можно только путем подключения интенсивного ORM.

Актуальным управление репутацией будет для бизнеса любого направления: магазины, салоны красоты, медицинские центры, строительные бригады и т.д. Более того работать над формированием нужного образа необходимо и отдельным персонам. Особенно это касается предпринимателей, медийных личностей, блогеров. Чем лучше репутация в интернете — тем выше вероятность интересных и перспективных проектов.

Зачем управлять репутацией в интернете — 3 ключевые задачи

Управление репутацией в интернете. Как работать компании/бренду с имиджем в сети. Стратегия. Этапы. ORM и SERM

Первая и ключевая задача управления репутацией — это повышение прибыли компании. Образ бренда напрямую влияет на его продажи. В 2020 году в рамках опроса, совместно организованного «AliExpress Россия» и Data Insight, было установлено, что 9 из 10 онлайн-покупателей принимают решение на основе информации из отзывов о конкретном магазине, товаре, компании. А в 2022 году компания «Ашманов и партнеры» провела исследование и определила, что как минимум 55% покупателей перед покупкой какого-либо товара (в онлайне или офлайне) ищут информацию о нем в интернете, изучая отзывы как о самом продукте, так и о его представителе (производитель, продавец, поставщик и т.д.).

Значимой репутация компании является в сфере не только В2С, но и В2В. G2 Crowd и Heinz Marketing проводили исследование и определили, что более 92% компаний предпочитают сотрудничать с брендами, у которых уже сформированный позитивный образ.

Вторая задача управления репутацией заключается в нивелировании негатива. Даже самым идеальным брендам приходится сталкиваться с отрицательным мнением о себе. Негативные отзывы оставляют по разным причинам: кто-то на эмоциях, кто-то от реального недовольства товаром, кто-то из-за личной неприязни к бренду. Исход всегда одинаков — один отрицательный комментарий ставит под вопрос всю репутацию бренда.

Интересно: 1 отрицательный отзыв по силе равен 50 положительным, т.к. негативу пользователи доверяют значительно больше.

Управление репутацией помогает выровнять образ компании, переведя имеющийся негатив на задний план и перекрыв его позитивом. Как результат — у потенциальных клиентов формируется положительное отношение к бренду.

Особенно полезным управление репутацией оказывается при черном пиаре. Улучшая образ компании комплексно, можно справиться с негативными действиями конкурентов.

Третья задача управления репутацией — улучшение качества оказываемых услуг. Такая работа подразумевает комплексный и беспрерывный анализ текущего мнения аудитории касательно компании. На основе его результатов можно корректировать общую стратегию развития бизнеса, создавая еще более сильный бренд и расширяя таким образом клиентскую базу.

ТОП-7 инструментов по управлению репутацией

Управление репутацией в интернете. Как работать компании/бренду с имиджем в сети. Стратегия. Этапы. ORM и SERM

Формирование нужной репутации в интернете — это многоэтапный и комплексный процесс. Достичь желаемого результата можно только при разработке эффективной репутационной стратегии, которая может включать использование нескольких инструментов.

Реклама и продвижение

Одним из ключевых инструментов формирования репутационного имиджа является реклама. Она позволяет заявить о бренде широкой аудитории и зафиксировать позицию компании. Задача рекламы в управлении репутацией заключается в том, чтобы запомниться клиенту положительными характеристиками и чтобы в следующий раз при взаимодействии с компанией потребитель подумал: «я их знаю, я им доверяю».

Хороший эффект дает нативная реклама через рекомендательный контент, а также контекстная реклама в поисковых системах. Последняя позволяет компании моментально выходить на первые позиции выдачи поисковика, что моментально увеличивает доверие целевого клиента.

SERM

Как мы уже говорили в начале, SERM априори входит в ORM. И именно этому направлению работы по управлению репутацией стоит придавать особое значение. SERM — это формирование образа компании в поисковой выдаче. Именно здесь целевые потребители вашего бизнеса ищут информацию о товарах и услугах, предоставляемых вами. Чем больше негатива о вашем бренде им будет демонстрировать поисковая система в ТОПе выдачи, тем ниже вероятность того, что потенциальный клиент станет реальным.

В SERM входит:

  • Контроль всех упоминаний о компании;
  • Продвижение на первые позиции в выдаче управляемых площадок с уже сформированным положительным имиджем компании;
  • Размещение позитивного контента, который формирует нужный образ бренда;
  • Мониторинг текущего рейтинга компании.

Основная задача SERM заключается в создании благоприятного мнения целевой аудитории о конкретном бренде. Также он позволяет изменить уже сформированный негативный имидж за счет смещения фокуса внимания на положительные характеристики бренда.

Поисковые подсказки

При работе с репутацией крайне важно улучшать поисковые подсказки. Под ними подразумевается продолжение, предлагаемое поисковиком. Например, если при вводе «интернет-магазин Х…» поисковая система предлагает «интернет-магазин Х мошенники», то вероятность того, что клиент совершит здесь покупку, снижается к нулю. Чтобы не допустить негативные поисковые подсказки, необходимо прорабатывать отрицательные отзывы и увеличивать массу положительных.

Работа с отзывами и партизанский маркетинг

Работа с отзывами, по сути, является частью SERM. Но ей нужно уделять особое внимание. Для создания положительного имиджа важно:

  • Постоянно мониторить новые отзывы;
  • Оперативно давать обратную связь на позитив и негатив;
  • Публиковать реальные отзывы;
  • Пытаться решить проблемы пользователей, которые остались недовольны товаром/услугой.

Обработка отзывов не только улучшает общую репутацию компании, но и повышает уровень доверия к ней со стороны целевой аудитории. Видя, что бренд отвечает на комментарии и заинтересован в самосовершенствовании, пользователи начинают относиться к нему более лояльно.

При обработке отзывов можно использовать так называемый партизанский маркетинг. Это ответы на комментарии, которые оставляют пользователи под видом клиентов компании. С помощью партизанского маркетинга можно быстро и недорого распространить необходимую информацию о бренде.

Позитивный полезный, интересный контент

Формирование образа компании происходит и через контент. Пользователи больше доверяют брендам, которые:

  • Публикуют интересные статьи;
  • Размещаются на тематических, отраслевых, профессиональных ресурсах;
  • Предоставляют развлекательные и обучающие публикации;
  • Проводят опросы;
  • Делятся результатами собственных исследований, работ, конференций и т.д.

Положительный тематический контент убивает двух зайцев. С одной стороны он укрепляет положительную репутацию бренда. С другой — привлекает новых клиентов, ненавязчиво продавая им товары и услуги.

Взаимодействие с аудиторией

Хороший эффект в выстраивании репутации дает коммуникация с целевой аудиторией. Под ней подразумевается:

  • Ведение социальных сетей;
  • Оперативные ответы техподдержки;
  • Обратная связь в диалоговом окне на сайте;
  • Ответы на комментарии;
  • Публичные заявления;
  • Прямые эфиры;
  • Интервью с ответами на популярные вопросы и т.д.

Коммуникация дает клиентам понять, что компания заинтересована в них и готова идти с ними на контакт. Сегодня это крайне высоко ценится.

Интерактивы и спецпредложения

Усилить и укрепить положительную репутацию помогают интерактивы и спецпредложения. Это могут быть розыгрыши в честь праздника, бонусы за заказы, скидки, персональные подарки и т.д. Очень часто целевой покупатель, который только выбирает магазин, отдает предпочтение именно той площадке, где за покупку можно получить накопительные баллы. В этом есть два плюса. Во-первых, программа лояльности улучшает образ бренда в глазах его целевого клиента, за счет чего он быстрее принимает положительное решение о заказе товара. Во-вторых же, накопленные баллы заставляют покупателя вернуться в магазин для их траты (а значит — для новой покупки).

С чего начать управление репутацией и сколько оно займет?

Управление репутацией в интернете. Как работать компании/бренду с имиджем в сети. Стратегия. Этапы. ORM и SERM

Формирование нужной репутации бренда — процесс длительный. А ее уничтожение — дело всего нескольких отзывов. Поэтому начинать работать с образом своей компании необходимо как можно раньше. И продолжать это необходимо на протяжении всего развития бизнеса.

Управление репутацией начинается с полного анализа текущего имиджа компании, что позволяет:

  • Оценить текущее положение бренда;
  • Определить положительные и негативные стороны компании;
  • Поставить четкую цель управления репутацией (создание образа с нуля, обработка негатива, восстановление естественного имиджа или др.);
  • Выбрать подходящие репутационные инструменты;
  • Разработать эффективную стратегию управления репутацией.

Только после разработки стратегии начинается непосредственное улучшение образа компании. Полное формирование нужной репутации может занять от 3-х месяцев до 1-3 лет. Все зависит от текущего имиджа компании и поставленной цели.

Заключение

Управление репутацией — значимая часть маркетинга для бизнеса. От имиджа компании в интернете зависит многое. Как минимум, отношение к ней целевой аудитории. Как максимум, итоговая прибыль. Поэтому начинать работать с репутацией необходимо как можно раньше, формируя нужный образ компании комплексно.

  • Управление репутацией Loksmarkt Agency - https://www.loksmarktagency.ru ( Оставить заявку на бесплатный аудит)
  • Телефон для связи: +7 (905) 719-69-16
  • Почтовый ящик: info@loksmarktagency.ru
  • Почтовый ящик: pr@loksmarktagency.ru
103103
85 комментариев

Даниил, что за дилемма? Вы опять про свою репутацию рассказываете? Зачем? Почему? Ведь по вашим статьям компании могут положительную репутацию накрутить очень просто. Фууу, таким быть. Заказуха это плохо.

3
Ответить

Здравствуйте!) Спасибо большое за ваш комментарий. Согласен!! Заказуха это плоха в формате Черного PR, а вот белые отзывы с упоминанием бренда и обеления компании в глазах потребителей это совсем иное.

Ответить

Здрасьте всем. Прочитал статью и вот сижу думаю. Получается, что вообще нельзя верить отзывам на товары и услуги, которые мы читаем на том же Отзовике? Я как-то наивно полагал, что эта платформа прям борется за честность каждого отзыва. А тут такая задница нарисовалась. Грустно, товарищи.

2
Ответить

Абсолютно верные рассуждения к вам пришли, клиенты редко возвращаются дабы оставить положительный отзыв, они возвращаются только с негативом, поэтому накрученную репутацию очень легко отличить от честной!

2
Ответить

И вам доброго дня. А почему сразу такие выводы, что все отзывы куплены и никому нельзя верить? Что-то я сомневаюсь, что в таких количествах можно клепать эти самые отзывы на любой товар. Тем более как посмотришь, там и негатива полно. А в статье ведь как раз говорится, как с этим самым негативом бороться.

1
Ответить

Да, это верно, отзывы - это фейк

Ответить

Как верно отмечено в статье, репутация сейчас очень важна. А, если этот товар привлекателен, то почему бы и не заработать на нем? По принципу, завалю сайт отзывами без разницы честными или нет, работают многие отзовики. Старайтесь фильтровать их. Выбирайте специализированные. Например,чтобы узнать, какие колеса для моего авто лучше, я пойду на спецфорум или сайт, а не на отзовик-агрегатор. Там, где обитают заинтересованные темой люди, не терпят комивояжеров.

Ответить