Главная цель рекламы — это принести прибыль бизнесу. Если реклама не окупает затрат на себя, то она нерентабельна и смысла в ней нет Видео на YouTube, в котором я делаю ABC-анализ в Гугл ТаблицеПривет, уважаемая аудитория VC!Для того чтобы получать прибыль от рекламы, важно продавать товары с высокой наценкой, в которых маржа будет покрывать все расходы на маркетинг и оставаться в плюсе.Нет смысла рекламировать товар, который стоит 3000 ₽, если привлечь клиента на покупку этого товара обходится дороже. Если только такой клиент потом не останется с Вами на долгое время. Здесь уже речь идёт о LTV, но статья о другом.Пример: Электрический чайник на сайте стоит 3000 ₽.Стоимость клика по рекламе — 150 ₽Конверсия, с которой посетители на сайте отправят товар в корзину — 2%Конверсия из корзины в покупку — 50%Стоимость оформления заказа — 15 000 ₽Таким образом мы видим, что расходы на рекламу превышают доход с неё. Рекламировать такие товары не имеет смысла. Иначе работать придётся в убыток.Для того чтобы не тратить деньги на убыточные товары существует ABC-анализ, который разделяет товары на категории по уровню прибыли и уровню спроса.Здесь мы видим, как анализ делит товары на несколько категорий Что такое ABC-анализ и как его сделатьABC-анализ — это маркетинговый инструмент, который позволяет оценить долю прибыли от продажи конкретных товаров или категорий этих товаров для всей компании.Анализ нужно делать именно по прибыли, так как выручка не в полной мере показывает финансовый успех компании.Можно сделать хорошую выручку, но при этом получить маленькую прибыль за счёт постоянных скидок и демпинга. Про то, что ABC-анализ основан на принципе Парето писать не буду, это расхожий фактПринцип Парето, согласно которому 20% усилий дают 80% результатаТовары делятся на 3 категории:А — 20% товаров, которые приносят 80% прибылиB — 30% товаров, которые приносят 15% прибылиС — 50% товаров, которые приносят 5% прибылиТакже ABC-анализ делается по количеству проданных товаров. Делать анализ только по прибыли в отрыве от объёма продаж не совсем правильно.Вы можете получать хорошую прибыль с товара, но при этом продавать его будете совсем не часто.Поэтому ABC-анализ также делается в разрезе объёма продаж:A — 20% товаров, которые обеспечивают 80% от спросаB — 30% товаров, которые обеспечивают 15% от спросаC — 50% товаров, которые обеспечивают 5% от спросаПосле того, как мы сделаем два этих анализа нам нужно свести обе категории по прибыли и обороту вместеУ нас получится вот такая таблица:Так выглядит итоговая таблица после ABC-анализаЧто нам делать с этой информациейТеперь когда у нас есть общая категория и по прибыли и по товарам, мы видим какие товары приносят прибыль и чаще всего продаются.Давайте разберём эти категории:AA — лидеры по прибыли и по объёму спроса. Это товары, которые нужно в первую очередь продавать и следить, чтобы спрос на них не падал, постоянно держать их на складе с необходимым запасом. Эти товары генерят больше всего прибыли для компании и им нужно уделять максимальное вниманиеAB — товары с высоким показателем по прибыли и средним — по объему спроса. Это также одни из самых важных товаров. И следить за тем, чтобы они всегда были в наличии также нужноBA — товары со средним показателем по прибыли, но флагманы по объёму спроса. Вместе с категорией AB — это топ для фирмы.Для этой группы можно провести эксперимент: поднять цену так, чтобы прибыль перешла в категорию A и следить за спросом, если спрос останется на том же уровне, то наш эксперимент сработал, и мы получим ещё один товар в категорию звёзд AACA — низкоприбыльный товар с высоким спросом. Такие товары могут привлекать новых клиентов за счёт доступной цены, уже потом клиент может купить что-то ещё из более прибыльной категории. Поэтому исключать эту категорию из рекламы крайне не рекомендуетсяAC — товары класса «люкс». Приносят хорошую прибыль, но продаются редко. Также это могут быть товары-новинки, спрос на которые ещё не сформировалсяBB — товары со средней прибыльностью и средним уровнем спроса. Крепкие «середняки». Оставляем по ним всё как есть. Главное регулярно мониторить по ним спрос и прибыль, чтобы они не оказались в категории нижеBC — товары со средним уровнем прибыли и низким уровнем спроса. Можно запустить по ним акцию. Главное не уйти в минусCB — товары с низкой прибылью и средним уровнем спроса. По этой категории нужно задуматься, а стоит ли тратить деньги на её продвижение и маркетинг. Если есть возможность снизить себестоимость, тогда по прибыли товары этой категории смогут перейти в другую, и тогда, возможно, появится смысл их рекламироватьCC — категория товаров аутсайдеров. Главный кандидат на исключение из продаж. Эти товары стоит заменить другой категориейНе стоит забывать что товары из одной категории могут перейти в другую.Может сыграть роль сезонность или резкий рост спроса, например, как это было с медицинскими масками или спиннерами.Поэтому стоит проводить ABC-анализ не реже одного раза в квартал, а лучше раз в месяцПри чём тут контекстная реклама?Я писал выше, что реклама должна приносить прибыль и быть рентабельной. Если этого не происходит значит от такой рекламы нужно отказываться.Поэтому крайне важно использовать как в контекстной рекламе, так и в любой другой, только те товары, которые дают прибыль.Если затраты на привлечение покупки превышают стоимость товара, тогда такой товар нужно исключать из рекламы.Определить какие это товары и поможет ABC-анализ.Если есть вопросы — напишите в комментарии. Я буду рад пообщатьсяЧтобы статья была максимально полезной добавлю ссылку на таблицу с АВС-анализом.docs.google.comABC-анализ