Как разработка позиционирования определяет стратегию и выбор каналов продвижения

Какие ошибки допускают владельцы бизнеса, думая, что маркетинг - это реклама, SMM и сайты. Вторая часть серии из трех статей.

В первой части я говорил о том, что владельцы компаний, запускающие новый бренд или продукт, сразу ищут узких специалистов: в контексте, в SEO, в SMM и тому подобном. А в итоге получают кривые результаты с нецелевыми заявками, холодной аудиторией, непониманием ценности продукта у клиентов. Происходит это из-за того, что никто в связке «заказчик – узкий специалист» не отвечает за самое главное — за ключевые смыслы:

  • кто клиент,
  • что для него ценно в продукте,
  • почему он будет его покупать,
  • с кем мы конкурируем за этого клиента,
  • как нужно скорректировать продукт, чтобы соответствовать ожиданиям аудитории и т.д.

Обязательно нужно, чтобы между компанией и исполнителями был кто-то, кто сосредотачивает в себе все смыслы продукта, видит план продвижения и ставит ТЗ исполнителям. Это и есть маркетолог.

Сейчас покажу кейс позиционирования и вывода бренда на рынок, в котором все было сделано правильно.

Кейс №2

Вводная

Новый бренд профессиональной хоккейной экипировки заходит на рынок России. Первый продукт для старта - коньки.

Бюджеты есть, но они несравнимы с кошельками гигантов отрасли. Бренд изначально рассчитывал ограничиться продвижением через SMM. После того, как была проведена разработка позиционирования бренда, был найден нетривиальный канал, который стал одним из основных каналов продвижения.

Это решение не было бы найдено без работы классического маркетинга.

Итак, что мы делали до того, как стартовали продвижение и что нужно делать всегда, когда новый бренд выводится на рынок:

ШАГ 1

Разбирая рынок, мы увидели, что ни один ТОП бренд не работает специализированно на детей и юниоров, а делает экипировку для них по остаточному принципу, копируя взрослые модели в меньших размерах и уменьшая количество технологий по мере уменьшения размера продукта: будь то коньки, клюшки и т.п.

ШАГ 2

Погружаясь в конкурентов, мы выявили, что все крупные бренды бьются за идею “достижения любой ценой”. Спорт - это в принципе про “быстрее, выше, сильнее”. И фирмы экипировки работают с этим смыслом: “с нами ты станешь чемпионом”. Мы увидели, что ни один бренд не работает с идеей здоровья и безопасности спортсменов. Мы построили все позиционирование бренда на идее “Достижения не ценой здоровья”.

ШАГ 3

Дальше была работа над УТП отдельных продуктов: коньки, клюшки, краги. Логично, что отдельные продукты бренда также должны отражать идею здоровья через свои характеристики. Что касается коньков, то они были созданы с акцентом на защиту стоп за счет увеличенного количества пены, на здоровье за счет ортопедической стельки, на комфорт за счет технологии анатомической посадки. То есть УТП продукта (коньки) раскрывало, конкретизировало идею бренда “Достижения не ценой здоровья”.

ШАГ 4

Когда мы выбирали с какого продукта заходить на рынок мы задались вопросом: кто больше будет думать о здоровье и безопасности: профессиональный игрок или мама сына, который только начинает заниматься хоккеем и еще не факт, что дорастет до профессиональных высот? А с искалеченными ногами ему жить всю жизнь. Поэтому нами было принято решение стартовать с детско-юношеской линейки, а не со взрослой, как делают все.

ШАГ 5

Далее случился инсайт, когда мы изучали самого потребителя - детей, которым предстояло кататься в этих коньках. Мы проводили время в раздевалках, на тренировках, общались с самими детьми их родителями. И мы увидели, что детям больше заходит медиа тема: медиа хоккей, хоккейные блогеры. Каждый из них сам хочет стать медийным больше, чем играть на профессиональном уровне. Ценности поменялись. "Трус не играет в хоккей" им не интересен. Они не смотрят хоккей, а рубятся в игры и смотрят ютубчик на телефоне. Каждый из них хочет стать такой же звездой ютуба. Это было открытие, которое мы применили при работе над планом продвижения.

ШАГ 6

Когда мы отбирали каналы продвижения, то заметили, что у всех брендов есть несколько амбассадоров бренда среди профессиональных игроков. Но мы уже знали, что детской аудитории это неважно. Они не смотрят хоккей и не знают этих людей. Поэтому мы решили не идти в эту сторону и не делать как все. А сделать по-своему.

Мы предложили детям стать нашей медиа командой. Мы решили строить сеть амбассадоров не среди проф игроков, а среди детей и юниоров. Мы им дали то, что они хотели - известность, популярность, возможность быть в центре внимания.

В итоге мы получаем массу бесплатного контента от пользователей продукта: ребята фотографируются и снимают видео в экипировки бренда, шерят его в соцсетях, а мы им за это даем бонусы на будущие покупки, но главное для них - заливаем их фотографии и био на сайт, выкладываем их контент у себя в соцсетях, делаем из них медиа звезд.

Создание user generated content самими пользователями продукта стало возможно только благодаря разработке позиционирования.

Без чего весь маркетинг свелся бы к скучному SMM и интернет-рекламе?

  • Разбор рынка показал свободную товарную нишу, где можно было специализироваться.
  • Работа с конкурентами выявила свободную идею для позиционирования “Достижения не ценой здоровья”
  • Сформировали УТП, которое раскрывало позиционирование
  • Разбор ЦА привел к тому, что стало ясно, что выгоднее начать выход на рынок с аудитории, для которой это УТП является более ценным
  • Наблюдение за потребителем “в полях” показало, чем он живет, о чем мечтает

Вот это был пример правильной связки “Владелец продукта - маркетолог - смм-менеджеры”.

Но почему владельцы компаний не знают, что нужно работать именно так?

Потому что:

а) произошла подмена понятий (о которой я писал в прошлой статье),

б) рынок труда захламлен маркетологами низкого сорта. Большинство из них - это люди без фундаментального маркетингового образования.

Да, не каждому врачу с дипломом можно довериться. Но врачей без диплома не бывает. А маркетологов без диплома большинство. У них нет фундаментального понимания, а только практические навыки, что делает их достойными исполнителями по узкому кругу задач.

Они не знают основных принципов, которые определяют то, как клиент принимает решение. А именно это и есть то, на что влияет маркетинг - склонить клиента покупать наш продукт, а не продукт конкурентов.

Сегодня маркетолог - это человек до 25 лет, который прошел онлайн курсы по узкому профилю, пошел на джуна и научился техническим вещам: работать в кабинете, настраивать кампании, пробрасывать данные из метрики в CRM и обратно, настраивать коллтрекинг, писать тексты, клепать посты, рисовать сайты на Tilda и т.п.

Это люди, предназначенные для работы руками, а не головой. Хотя среди них много гениальных ребят, которые хороши в своей области. Но их место в цепочке маркетинга следующее:

взять готовые ТЗ (смыслы продукта, готовые тексты, готовый контент) - оформить смыслы из ТЗ в пост/объявление/сайт/статью. Это копипаст. Работа в редакторах, кабинетах, профилях.

А вот кто должен готовить ТЗ и отвечать за смыслы в ТЗ остается вопросом.

2 комментария

Только одного не поняла, позиционирование «не ценой здоровья» оно для кого? Кажется, что для родителей. Дети точно не будут выбирать этот аспект. Соотвественно, что для детей? Утрирую: покупай коньки и будь блогером? И типа дальше они приходят к родителям, говорят: «купи», те видят, что это про здоровье и покупают? Мысль такая была?

Ответить

Позиционирование всегда только одно.
"Не ценой здоровья" - позиционирование всего бренда, на все ЦА. В т.ч. для детей/подростков. Про детей 7-10 лет говорить не стоит - они не участвуют в принятии решения вообще, слишком маленькие.
А для подростков с 10 лет и старше, когда они уже могут повлиять на выбор родителя - это тоже сильное П., потому что у всех уже были травмы, они прекрасно понимают, что такое безопасность на льду.
Но подросток выберет не из-за П. или УТП, а потому что увидит, что в этом катаются его одноклубники, медийные игроки, проф игроки. Для первичного вовлечения П. не нужно - нужна цепная реакция копирования.
Поэтому инструмент построения амбассадоров бренда среди самих подростков и был выбран. "Так делают все, значит и мне надо". А дальше, увидев их на своих же одноклубниках, увидев в соцсетках других игроков в этих коньках, они попросят родителей их купить. Купив, захотят узнать, в чем они будут кататься, чтобы обосновать свой выбор другим. И вот тут как раз прочитают инфу на сайте, в офиц соцсетках про бренд, где описана идея П.
Т.е. для подростков не нужен месседж ДО ПОКУПКИ, кроме как "посмотри, в этом уже катаются твои друзья". Месседж нужен ПОСЛЕ ПОКУПКИ, чтобы обосновать свой выбор и доказать другим, почему ты купил именно эти коньки.
Вот так работает П.

Ответить