{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Чем россияне поплатятся за рекламу на ресурсах иноагентов?

Без политической подоплеки рассуждаю о том, что ждет рекламную сферу после нового запрета на рекламу у иноагентов. В статье ― 4 прогноза на ближайшее будущее.

Дисклеймер: что произошло

Сегодня Государственная дума РФ одобрила в первом чтении проект закона (внесен на рассмотрение 15 февраля), который запрещает размещать рекламу на ресурсах юридических и физических лиц, признанных в России иноагентами. Это сайты, блоги, соцсети, платформы ― в общем, все, чем сегодня пользуются эти лица в инфополе.

На следующей неделе проведут второе и третье чтение, так что спойлер: закон совсем скоро выйдет.

За несоблюдение нового закона россиянам придется немало заплатить: для физлица - это штраф в 50 тысяч рублей, для юрлица ― 500 тысяч рублей.

При этом, цитировать иноагентов СМИ все еще могут. Разумеется, если это делается не в целях рекламы.

По данным Минюста РФ, в стране уже 700+ человек записаны в реестр иноагентов. В прошлом году более 200 физлиц и юрлиц из РФ размещали у них рекламу услуг и товаров.

Депутат Владислав Володин заявляет, что эта мера нужна, чтобы лишить иноагентов любого возможного источника дохода в России. В записке к проекту также поясняется, что это необходимо, чтобы они не могли вмешиваться во внутренние дела государства.

Я не депутат, не политик и не эксперт в области морали. И не планирую обсуждать законопроект с точки зрения правовых или морально-этических норм. Я ― маркетолог, поэтому для меня важно как новый закон отразиться на рекламной сфере.

Давайте размышлять.

4 прогноза на будущее

Итак, во-первых, это сильно ударит по рекламной индустрии в целом. Как бы сильно мы не осуждали блогеров, звезд и артистов за их политические взгляды или высказывания, они ― популярные медийные личности, минута рекламы у которых дает овермного прибыли компаниям.

Большинство людей искренне верят лидерам мнений. Есть даже целое направление маркетинга на эту тему ― инфлюенс называется.

39% россиян хотя бы раз купили товар, потому что его рекламировал известный блогер ― результат опроса агентства ResearchMe и платформы по работе с блогерами Perfluence (2022 год).

Реклама с их участием или на их платформах, как правило, обладает высокой конверсией. Получается взаимообмен выгодой: рекламодатели обретают новых клиентов, блогер получает гонорар. Все счастливы.

Теперь же эта цепочка сильно сократится, потому что иноагентами в стране объявлено достаточно много инфлюенсеров, и раз доступ к их площадкам рекламодателям будет закрыт, им придется искать новые каналы связи, на которых выстроить доверительные отношения с аудиторией сложнее.

Просто пример. Когда Моргенштерн (признан в РФ иноагентом) был лицом Альфа-Банка, у организации была лучшая конверсия за всю историю проведенных рекламных кампаний.

Во-вторых, эта история ударит сильно и по обычным блогерам (вернее, по их кошелькам). Скорее всего, рекламодатели в принципе побоятся с ними связываться, ведь сложно предугадать, кого объявят иноагентом завтра.

Поверьте, рекламу дешевле не запустить в принципе, чем запустить, и на следующий день резко прекратить, потому что главное лицо объявлено врагом народа за какой-либо поступок. Репутационные риски для компаний ― они вообще одни из самых страшных.

В-третьих, иноагенты все равно продолжат продвигать рекламодателей, но только их услугами будут пользоваться в большинстве недобросовестные и, мягко говоря, шлаковые компании. Те же VPN-сервисы, мутные IT-компании, ставки, игры, казино.

Казалось бы ― а нам-то какое дело? Вспоминаем, что эти люди являются лидерами мнений, особенно для молодежи. И теперь подрастающее поколение будет наблюдать за кумирами, рекламирующими сомнительные товары и услуги (а наблюдать будут, потому что на ТВ молодым плевать, а в сети можно найти что угодно). И все это будет откладываться в неокрепших молодых умах. Теперь тот же Моргенштерн (признан в РФ иноагентом) подпишет контракт с каким-нибудь казино, и будет вещать с мониторов нашим детям о том, что надо делать ставки. А ведь когда-то он мог пропагандировать обучающие программы того же Skillbox.

И, наконец, в-четвертых, я почти уверен, что большинство блогеров сильно уйдут в инфополе, чтобы хоть как-то восполнить упущенный источник дохода, и в скором времени мы будем встречать рекламу курсов, коучингов и тренингов едва ли ни на каждом шагу. Вызовет ли это новую волну охоты на инфоцыган ― не знаю. В конце концов, на примере той же Блиновской блогеры явно научились правильно преподносить свой информационный продукт. Еще больше горячих новостей и обсуждений на тему маркетинга я пишу здесь. Подписывайтесь, у нас не скучно.

А как считаете вы ― новый закон сильно ударит по рекламной индустрии? Или все у нас в порядке?

0
130 комментариев
Написать комментарий...
Марина Вартемидис

У инфлюенсеров слишком дорого, неплохо реклама работает и с маленькими блогами

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

Зависит от конкретного случая. Было дело в автотематике размещения делал. Платили до 400 тыс. по расценкам 2018 года. Основное отличие между одним крупным и кучкой мелких на ту же сумму сводилось к тому, что мелкие суммарно могли дать за короткий срок больше охватов. Но у них меньше лояльной им аудитории и в долгосрочной перспективе у крупных ролики с интеграциями могли за месяц получить х2, а то и х3 охватов от первой недели. А у мелких, как правило, первая неделя это больше половины охватов даже в сроках больше месяца. Фишка же ютубовских интеграций в том, что реклама там остается на все время пока ролик не удален с площадки.

Ответить
Развернуть ветку
127 комментариев
Раскрывать всегда