{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Чем россияне поплатятся за рекламу на ресурсах иноагентов?

Без политической подоплеки рассуждаю о том, что ждет рекламную сферу после нового запрета на рекламу у иноагентов. В статье ― 4 прогноза на ближайшее будущее.

Дисклеймер: что произошло

Сегодня Государственная дума РФ одобрила в первом чтении проект закона (внесен на рассмотрение 15 февраля), который запрещает размещать рекламу на ресурсах юридических и физических лиц, признанных в России иноагентами. Это сайты, блоги, соцсети, платформы ― в общем, все, чем сегодня пользуются эти лица в инфополе.

На следующей неделе проведут второе и третье чтение, так что спойлер: закон совсем скоро выйдет.

За несоблюдение нового закона россиянам придется немало заплатить: для физлица - это штраф в 50 тысяч рублей, для юрлица ― 500 тысяч рублей.

При этом, цитировать иноагентов СМИ все еще могут. Разумеется, если это делается не в целях рекламы.

По данным Минюста РФ, в стране уже 700+ человек записаны в реестр иноагентов. В прошлом году более 200 физлиц и юрлиц из РФ размещали у них рекламу услуг и товаров.

Депутат Владислав Володин заявляет, что эта мера нужна, чтобы лишить иноагентов любого возможного источника дохода в России. В записке к проекту также поясняется, что это необходимо, чтобы они не могли вмешиваться во внутренние дела государства.

Я не депутат, не политик и не эксперт в области морали. И не планирую обсуждать законопроект с точки зрения правовых или морально-этических норм. Я ― маркетолог, поэтому для меня важно как новый закон отразиться на рекламной сфере.

Давайте размышлять.

4 прогноза на будущее

Итак, во-первых, это сильно ударит по рекламной индустрии в целом. Как бы сильно мы не осуждали блогеров, звезд и артистов за их политические взгляды или высказывания, они ― популярные медийные личности, минута рекламы у которых дает овермного прибыли компаниям.

Большинство людей искренне верят лидерам мнений. Есть даже целое направление маркетинга на эту тему ― инфлюенс называется.

39% россиян хотя бы раз купили товар, потому что его рекламировал известный блогер ― результат опроса агентства ResearchMe и платформы по работе с блогерами Perfluence (2022 год).

Реклама с их участием или на их платформах, как правило, обладает высокой конверсией. Получается взаимообмен выгодой: рекламодатели обретают новых клиентов, блогер получает гонорар. Все счастливы.

Теперь же эта цепочка сильно сократится, потому что иноагентами в стране объявлено достаточно много инфлюенсеров, и раз доступ к их площадкам рекламодателям будет закрыт, им придется искать новые каналы связи, на которых выстроить доверительные отношения с аудиторией сложнее.

Просто пример. Когда Моргенштерн (признан в РФ иноагентом) был лицом Альфа-Банка, у организации была лучшая конверсия за всю историю проведенных рекламных кампаний.

Во-вторых, эта история ударит сильно и по обычным блогерам (вернее, по их кошелькам). Скорее всего, рекламодатели в принципе побоятся с ними связываться, ведь сложно предугадать, кого объявят иноагентом завтра.

Поверьте, рекламу дешевле не запустить в принципе, чем запустить, и на следующий день резко прекратить, потому что главное лицо объявлено врагом народа за какой-либо поступок. Репутационные риски для компаний ― они вообще одни из самых страшных.

В-третьих, иноагенты все равно продолжат продвигать рекламодателей, но только их услугами будут пользоваться в большинстве недобросовестные и, мягко говоря, шлаковые компании. Те же VPN-сервисы, мутные IT-компании, ставки, игры, казино.

Казалось бы ― а нам-то какое дело? Вспоминаем, что эти люди являются лидерами мнений, особенно для молодежи. И теперь подрастающее поколение будет наблюдать за кумирами, рекламирующими сомнительные товары и услуги (а наблюдать будут, потому что на ТВ молодым плевать, а в сети можно найти что угодно). И все это будет откладываться в неокрепших молодых умах. Теперь тот же Моргенштерн (признан в РФ иноагентом) подпишет контракт с каким-нибудь казино, и будет вещать с мониторов нашим детям о том, что надо делать ставки. А ведь когда-то он мог пропагандировать обучающие программы того же Skillbox.

И, наконец, в-четвертых, я почти уверен, что большинство блогеров сильно уйдут в инфополе, чтобы хоть как-то восполнить упущенный источник дохода, и в скором времени мы будем встречать рекламу курсов, коучингов и тренингов едва ли ни на каждом шагу. Вызовет ли это новую волну охоты на инфоцыган ― не знаю. В конце концов, на примере той же Блиновской блогеры явно научились правильно преподносить свой информационный продукт. Еще больше горячих новостей и обсуждений на тему маркетинга я пишу здесь. Подписывайтесь, у нас не скучно.

А как считаете вы ― новый закон сильно ударит по рекламной индустрии? Или все у нас в порядке?

0
130 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Белкин
был лицом Альфа-Банка, у организации была лучшая конверсия за всю историю проведенных рекламных кампаний.

Та рекламы Альфы была отвратительной. Я в целом за свободу, но когда видишь такое, хочется взять в руки огнемет

Ответить
Развернуть ветку
Корнеев Кирилл
Автор

Конверсию не судят

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Белкин

По этой логике можно бесконтрольно вырубать леса, делать электронику, которая сломается через год, разводить людей на деньги по телефону. Конверсию ведь не судят, бабло оправдывает средства.

Ответить
Развернуть ветку
Дамир Пустынов

Ага. И там и там цифры, значит можно проводить параллели. Имеется в виду конверсия продаж в рамках закона. Тут альфа преуспели, и не важно нравится ли кому то определенному кампания. Потому что недовольные ей найдутся всегда. Нет в мире ни одной идеальной медийной личности

Ответить
Развернуть ветку
127 комментариев
Раскрывать всегда