Комплексный маркетинг для промышленного оборудования: от идеи до 20 тысяч лидов в год!
История о том, как предприниматель запустил свой бизнес с небольшим бюджетом, но огромным энтузиазмом и верой в идею. Прошло 7 лет. Теперь «ПромЭлВент» это крупная b2b-компания по продаже вентиляционного и электротехнического оборудования. Рассказываем, как мы помогли клиенту вырасти и чем жертвовали в кризисы.
С чего начиналась компания
В сентябре 2016 года к нам в WebCanape обратился начинающий предприниматель с решением основать свою компанию по поставке вентиляционного и электротехнического оборудования.
Перед стартом он анализировал рынок, потребности аудитории и нашел нишу, где мог воплотить свои идеи. Изучил техники продаж и понял, где брать заказы.
К тому времени у нас было запущено 6 похожих проектов, промышленное оборудование — хорошо знакомый нам сегмент. Был опыт, на который можно опереться.
Как распорядились стартовым капиталом
Клиент выделил бюджет на развитие онлайн-канала продаж, с этим к нам и обратился. Поставил задачу: создать сайт в короткий срок и получать в месяц 1500 посетителей и не менее 100 заявок.
На сайт ушла меньшая часть стартовых денег, разработали его на Canape CMS. Клиент хотел протестировать нишу, сайта с минимальным функционалом было достаточно для этой задачи.
В сентябре запустили разработку сайта и параллельно работали SEO-специалисты — они собрали ключевые запросы и контент для разделов, составили метатеги. Это было нужно, чтобы на момент запуска сайта поисковые системы корректно проиндексировали контент, и сайт можно было найти в поисковых системах.
Сайт с товарами сделали за три недели. После запуска продолжили работу над структурой каталога и техническими параметрами, дорабатывали карточки товара.
2017 год: первое плато, запуск новых направлений и рост в 10 раз за год
В феврале трафик из поиска вырос до 300 человек, а уже в марте из поисковых систем пришло 650 посетителей. Но в апреле рост замедлился, превысить отметку 700 новых визитов в месяц не удалось.
Для роста нужно было найти новые ниши и увеличивать ассортимент на сайте. Проанализировали семантику в сегменте, клиент выбрал интересные для себя группы запросов, нашёл поставщиков. Теперь нужно было добавить тысячи товаров на сайт.
И да, как часто бывает, времени делать это вручную у нас не было.
Строим ракету: парсим сайты поставщиков и добавляем товары
Информацию о товарах собирали с помощью парсинга. Это автоматическое копирование контента с одного сайта на другой. Мы пользовались открытыми источниками — площадками производителей, доступными каталогами.
Собранную информацию структурировали:
- визуально улучшали представление текстов, добавляли абзацы, подзаголовки;
- оформляли таблицы;
- адаптировали вёрстку таблиц под мобильные.
Размещение новых категорий дало ещё один скачок трафика. В мае посещаемость выросла в 4 раза. В день поступало по 15–20 заказов, в связи с чем клиенту пришлось расширять штат.
Ускоряемся: запускаем контекстную рекламу
Чтобы сразу «раскачать» новый ассортимент, запустили рекламу в Яндекс Директ. В 2017 кампании нужно было настраивать и вести вручную, и мы их создали на все товарные группы.
После нескольких месяцев тестирования обнаружили большое количество пересечений запросов с автомобильной тематикой. Оптимизация, очистка их «минусами» заняла бы много времени и ресурсов. Поэтому оставили в рекламе только те категории, по которым трафик был качественным.
Результат: за 2017 год получили 33 000 посетителей из поиска и рекламы, 4 360 заявок.
2018-2019 год: снова SEO, масштабирование рекламных кампаний, рост х6 по трафику, х3 по лидам
Эти два года были относительно спокойными. Кризисов и экшена не случалось, мы кропотливо апгрейдили сайт, оптимизировали рекламные кампании.
Что делали: дорабатывали карточки товаров, страницы категорий, формы, улучшали юзабилити каталога, сделали региональные поддомены (только за счёт этого выросли на 26%). Рекламировали те группы товаров, по которым был качественный трафик.
Результат: за 2018 год получили 59 000 посетителей из поиска и рекламы, 5 900 заявок. За 2019 год — 142 000 посетителей и 9 400 заявок.
2020 год: Коронакризис? Ничего подобного! Запускаем новое направление и растём в 2,5 раза
Глобальная приостановка логистики перекрыла клиенту доступ к поставкам ключевых товаров — вентиляционной продукции и фильтров. Большинство производителей были из европейских стран, продажи упали, а компания потеряла основной источник дохода.
Клиент решил переориентироваться на другую продукцию — электротехническое и светотехническое оборудование. И у нас снова нет времени! Запустить продажи нужно было в течение месяца:
- быстро наполнить сайт новыми товарами;
- настроить контекстную рекламу, чтобы сразу привлечь покупателей.
Где-то мы это уже видели… Запуск нового направления из нескольких тысяч товаров — мы знаем, как сделать это быстро. Снова написали парсер, выгрузили и структурировали данные. За неделю создали более 400 разделов, перенесли 20 000 товаров на сайт и запустили рекламу.
В кризисы нужно принимать решения быстро. У клиента эта суперспособность есть.
Рекламный трафик в конце 2020 года приносил больше заказов, чем органический, новые категории ещё не успели «разогнаться» в органике.
Результат: за 2020 год получили 435 000 посетителей из поиска и рекламы, 19 000 заявок.
2021 год: добавляем корзину, разгоняем рекламу и снова растём
«Зачем корзина на сайте, если мы работаем в b2b?» — частый вопрос в b2b-сегменте. Функционал корзины нужно разрабатывать, это дополнительные строки в смете на сайт. А зачем? Ведь всё общение с клиентом проходит по электронной почте, и состав заказа перед оформлением обсуждается с менеджером.
В 2021 мы продолжали наращивать рекламный трафик. Средний бюджет на контекст во второй половине 2021 года был более 1 миллиона рублей.
Результат: за 2021 год получили 954 027 посетителей с поиска и рекламы, 20 279 заявок.
2022 год: новый кризис, реклама дорожает, рынок трясёт, но мы сохранили объёмы
Основную долю трафика приносил Яндекс Директ, но мы работали и с рекламной площадкой GoogleAds. Там мы начали запускать кампании в 2018, доля бюджета и трафика была в районе 5-7%. В конце 2021 года масштабировали этот канал, стоимость лида устраивала нас и клиента.
GoogleAds ушёл, Яндекс Директ стал дороже, что делать?
После отключения Google бизнес переключился на Яндекс Директ. Ставки в контексте выросли, заявки стали дороже. Мы сократили рекламный бюджет в Директе, оставили активными только кампании на приоритетные для клиента товарные группы.
Сфокусировались на продвижении в поиске, в том числе в Google. Реклама ушла, но посетители там остались.
Вот сравнение трафика в 2021-2022. Видим, что посещений с рекламы стало меньше, потому что мы сами снизили бюджеты. А вот из поиска — больше, как из Яндекс, так и из Google.
Но это снова кризисный год! Как вы не просели в продажах?
Результат: в 2022 году получили 656 207 посетителей из поиска и рекламы, 20 793 заявок. Трафик упал за счёт снижения рекламного бюджета, но количество лидов нам удалось сохранить на уровне прошлого года.
2023 год: уходим из B2C, акцентируемся на B2B
С 2016 клиент работал и с юридическими, и с физическими лицами, но заказы от «юриков» были приоритетными. Решение отказаться от работы с «физиками» зрело ещё в 2022 году, заявки от них стали не целевыми. Хотелось сконцентрировать усилия на более крупных контрактах, постоянных клиентах.
Сделали это в марте 2023. В корзине добавили обязательное поле «ИНН» и интегрировали сервис Dadata. Он автоматически искал и подтягивал название компании по введённому ИНН. Теперь отправить заявку могли только юридические лица.
В итоге количество трафика и заказов уменьшилось. Объёмы продаж мы раскрыть не можем, но по словам клиента лиды стали целевыми и средний чек вырос.
Результаты: в 2023 году получили 566 166 посетителей из поиска и рекламы, 19 672 заявок. Это меньше, чем в прошлом году, но лиды стали качественнее.
2024 год: время автоматизировать бизнес и переезжать на новую CMS
Да, когда-то мы сделали простой сайт. Все эти годы мы его постоянно дорабатывали, и теперь его стоимость превышает 500 000 рублей. Этот сайт был стартовой площадкой, с ним клиент начинал бизнес и рос на протяжении 7 лет.
Парсинг: принимать осторожно, возможны побочные эффекты
Добавление ассортимента парсингом помогло нам быстро и кратно вырасти в продажах. Но тут есть нюанс. Мы брали информацию с разных сайтов, и данные на них были представлены в разных форматах. Сейчас все характеристики товаров — это одно текстовое поле, а не таблица с данными, которые можно сгруппировать по значениям. Из-за этого сложно сделать фильтры на сайте. Чтобы они работали, данные нужно разнести по отдельным полям. И да, у нас десятки тысяч товаров.
Тогда мы прекрасно понимали, что столкнёмся с такой проблемой и с внедрением фильтров будут сложности. Но главная задача была — быстрое наполнение товарами. И мы её решили.
Но зато у нас есть точки нового мощного роста
Сейчас, когда вы читаете этот текст, мы продолжаем работать с клиентом и не сбавляем темп. Перед нами стоит новая задача — привести контент к единому формату и перейти на новую CMS, которая будет отвечать текущим запросам бизнеса. Это большой объём работы, ждать некогда, но у нас есть идеи.
Когда мы сделаем фильтры, мы создадим посадочные страницы с разными значениями и комбинациями. А значит, мы сможем привлечь больше поискового категорийного трафика.
Клиент начинал с холодных звонков, он всё ещё так работает?
Чего добились за 8 лет совместной работы
Общая посещаемость сайта в пиковые периоды превышала 120 000 посетителей в месяц, учитывая довольно узкую тематика это серьезный результат.
С 400 лидов в 2016 году мы выросли до 20 000, чем обеспечили окупаемость инвестиций и рост бизнеса клиента.
Факторы успеха
- Прислушивайтесь к советам подрядчика. Даже если по вашему мнению аргументы «против» весомы, не бойтесь тестировать новый функционал. В нашем случае с внедрением корзины получилось на 20% увеличить средний чек, а ведь изначально она казалось неудобной. Доверяйте подрядчику, ведь именно за его экспертизу, накопленную на многих проектах, вы и платите.
- Включенность клиента в процессы. Гибкость заказчика, его амбициозные планы, энтузиазм, готовность быстро принимать решения на нестабильном рынке — вот залог успеха в этой истории.
- Фокус на приоритетные товары. Не стоит распыляться на весь ассортимент, если вы понимаете, что основную долю продаж приносят конкретные товарные группы. Именно на них мы и фокусировались, чтобы быстро получить результат. Особенно в условиях кризиса, когда речь идет о сохранении темпов развития бизнеса.
- Лучшее — враг хорошего. Иногда приходится выбирать между «идеально и очень долго» и «не идеально, но результативно здесь и сейчас». Когда надо было быстро расширить ассортимент, мы дважды применили парсинг, понимая, что это ограничит в будущем наши возможности по фильтрации товаров. Но именно это решение помогло кратно повысить продажи в те периоды.
- Связка маркетинг-продажи. Да, маркетинг клиент полностью делегировал нам, но он понимал, что без эффективного отдела продаж бизнес развиваться не будет. Мы приводим целевые лиды, но этого мало — надо, чтобы их конвертировали в сделки. Именно поэтому заказчик много сил вкладывает в своих продавцов и выстроил свою собственную систему их роста в компании.
Было полезно и интересно?
Делитесь этой статьей со своим маркетологом и подписывайтесь на авторский Telegram-канал «Сомелье Маркетинга». Только актуальные исследования и рабочие кейсы.
Вам это может быть интересно:
Заметил, что великий и ужасный коронакризис для многих бизнесов стал как бы перезагрузкой, валом новых возможностей.
Те, кто выжил, нормально бустанулись
А по сути он был тренировочным забегом :) Кто научился, тот и дальше побежал.
Читал несколько исследований, там не так все позитивно. Мы по всоим клиентам наблюдали: были те, кто придумывал новые идеи и варианты развития, а были те, кто смирился и закрылся.
Да, научились не все. И это и есть выживание
Согласны, да, перезагрузка была серьезная. Выжили сильнейшие)
На какую cms думаете переходить? Битрикс? Или свою дорабатываете?
Сейчас с клиентом запускаем новый проект на Битриксе. А на текущий пока готовим техническое задание.
15-20 заказов (не холодных заявок) с сайта в первый год запуска? Это около 150-200 холодных лидов в день по вашей конверсии около 10%. Так? Многовато выходит, сюрреалистично...
Сергей, вполне реалистично, учитывая, что это 2017 год, когда конкуренция была ниже.
Простите, конечно, но что за инструмент для парсинга вы использовали, что было принято решение объединять описание и характеристики?
Даже при таком количестве sku это очень и очень спорное решение.
Собрать и отфильтровпть 4-5 ключевых характеристик для каждой товарной группы это не такая ужасная работа.
Валерий, согласны с вами, что решение на тот момент было не оптимальное, но там было не так просто. В связи с очень разным ассортиментом продукции, было не просто разнести информацию по отдельным полям карточки товара, да и источники парсинга были на момент 2017 года тоже не идеальные. Парсер писали сами под каждый источник информации.
в 17-ом году был у меня сайт кабельной продукции, выглядел также: вроде те же пункты в меню, та же самая картинка =)
Покажите, сравним.
Кто вообще пользуется Canape cms 😂😂😂, смех да и только, неудачная попытка пропиарить свою неудачную цмску 😂
Дмитрий, большинство наших клиентов успешно ей пользуются. Cms есть реестре Российского ПО, постоянно нами дорабатывается и развивается. Но кейс совершенно не про нее.
Почему остановились именно на Canape CMS для сайта?
Эта наша студийная CMS и она полностью закрывала потребности клиента. Сейчас мы работаем не только с этой CMS, но еще с Битриксом и Тильдой.