Это вам не игрушки: 5 факапов при запуске геймификации

Привет, мы — студия геймификации RevGames, помогаем крупному бизнесу решать свои задачи через относительно небольшие игры в их приложениях и на сайтах. Помимо этого следим за рынком геймификации, новыми проектами и рассказываем новости из этой индустрии в своем Telegram-канале.

Запуск первой геймификации — самый болезненный. Рассказываем о рисках и ошибках, которые могут возникнуть во время внедрения геймификации в бизнес. Чтобы было интереснее — делаем это на реальных примерах.

Подождите, а бизнесу-то игры зачем?

Это вам не игрушки: 5 факапов при запуске геймификации

Назовите одну любую метрику, которую вы бы хотели прокачать в своем бизнесе. Скорее всего, это можно сделать при помощи игры.

• Увеличить средний чек — у «Пятерочки» это уже получилось.

• Вовлечь клиентов в приложении для инвестиций — коллеги из Тинькофф сделали именно это.

• Повысить уровень финансовой грамотности у клиентов банка — Сбер уже опробовали эту гипотезу.

Казалось бы, если игры так хорошо работают, их должны сделать абсолютно все. Что же идет не так? Почему запуск игры — такая сложная задача?

Геймификация — это вам не игрушки

При разработке игровых проектов работает закон Мерфи: если что-то может пойти не так, то оно точно пойдет не так. Особенно, если игру запускает крупный бизнес с большой аудиторией, сложными внутренними процессами и высокими требованиями к интеграциям и безопасности.

Собрали пять заметных для пользователя факапов, которые возникают при разработке игр.

№1: Сэкономить на призах

Геймификация без призов это как празднование дня рождения без угощения для гостей. Даже если в первый раз к вам кто-то придет, то вряд ли задержатся надолго.

Наши коллеги из программ лояльности проводили опросы среди клиентов: возможность выиграть бонусные баллы и призы остается самым главным стимулом попробовать геймификацию и продолжать играть.

Пример игры без призов в игровом центре Сбера. Все покупки в игре за бонусы «Спасибо». Выиграть бонусы или другие призы — нельзя.
Пример игры без призов в игровом центре Сбера. Все покупки в игре за бонусы «Спасибо». Выиграть бонусы или другие призы — нельзя.

Призы важны, поскольку именно они дают пользователям мотивацию зайти в приложение и открыть геймификацию. Геймификация без призов начинает соревноваться напрямую с классическими играми, которые уже установлены на телефонах пользователей, где контента в десятки раз больше, а бюджеты игры и команды разработки начинаются от 60 млн рублей.

№2: Запустить геймификацию без игровых механик

Цель геймификации — вовлечение пользователя через игровой челлендж. Игрок достигает цели, конечного результата (или проигрывает). В случае победы игроку забирает приз или промокод, который имеет для него ценность. Если игрок проигрывает, то остается без приза.

Будет ли у игрока интерес играть, если проиграть невозможно? Смысл геймификации теряется, если проиграть невозможно. Игра превращается в лишнюю ступеньку на пути к промокоду, а у игрока возникает вопрос: «не проще ли было сразу дать промокод?».

<p>Пример игры без игры в «Самокате», игроку необходимо сделать 14 кликов в нужных точках карты, чтобы получить промокод. Проиграть невозможно. </p>

Пример игры без игры в «Самокате», игроку необходимо сделать 14 кликов в нужных точках карты, чтобы получить промокод. Проиграть невозможно.

№3: Не полностью продумать концепцию игры

Посмотрите на игру глазами пользователя. Обратите внимание на игровую сцену и события, происходящие в ней. Как игра будет выглядеть для пользователя, который пропустил онбординг? Сочетаются ли компоненты игры между собой?

Как правило, разработка геймификации подразумевает жесткие дедлайны и длительные процессы согласований. В такой гонке часто легко упускаются мелочи, которые кардинально меняют имидж проекта.

Например:

Это вам не игрушки: 5 факапов при запуске геймификации

•В «Магните» пёс-маскот едет по супермаркету и набирает полную тележку шоколада, который является ядом для собак. Вероятнее всего, коллеги забыли проверить, чтобы все бренды-участники акции вписывались в логику сюжета.

Это вам не игрушки: 5 факапов при запуске геймификации
  • «Суши мастер» решили поиграть с гендерными стереотипами ко дню влюбленных и проиграли. Сеть ресторанов предлагает своим клиентам игнорировать свою вторую половинку и уворачиваться от попыток начать диалог. Если справитесь — станете абьюзером получите промокод на роллы.

Вероятнее всего авторы игры просто увлеклись идеей и забыли, что день всех влюбленных это праздник любви и взаимопонимания в отношениях, а не конфликтов и токсичных ремарок.

№4: Забыть про оптимизацию под слабое железо

Если в игре пользователь увидит 5–15 FPS, вряд ли такая игра конвертирует его в повторную покупку или принесет пользу бизнесу. Тем не менее, такое нередко происходит и игры начинают тормозить на слабом железе.

Как это происходит? Все просто — некоторые подрядчики тестируют игры только на мощном железе, а в рамках показов запускают на телефонах менеджеров и топ-менеджеров компаний, которые зачастую используют премиальные и производительные смартфоны.

В то же время самые популярные смартфоны — бюджетники на Android. По данным портала TAdviser россияне предпочитают бюджетные модели (Redmi, Tecno).

Это вам не игрушки: 5 факапов при запуске геймификации

Чтобы геймификационный проект запустился на таком смартфоне подрядчику придется попотеть над оптимизацией.

В офисе RevGames есть пул тестовых телефонов, на которых мы запускаем не только наши игры, но и активно следим за играми конкурентов. Наши исследования показывают, что каждая пятая геймификация с трудом запускается на бюджетных смартфонах с актуальной версией Android.

№5: Забыть защиту от фрода

Фродеры лица, обходящие правила игры и механизмы начисления наград с целью извлечения собственной выгоды. Чаще всего они приходят за призами, а последствия их вмешательства могут быть разными.

В худшем случае — акция станет убыточной, а призовой фонд достанется мошенникам. Если вам повезет чуть больше, то они просто займут верхние строчки рейтинга лидеров, заберут часть призов и испортят впечатление от акции для остальных пользователей.

За одну игру можно набрать приблизительно 3000 очков. Получается, что лидер рейтинга сыграл 2300 раз или 80 часов.
За одну игру можно набрать приблизительно 3000 очков. Получается, что лидер рейтинга сыграл 2300 раз или 80 часов.

Лучшая защита — сочетание превентивных механик (обработка команд на бэкэнде, ограничения в игровой логике) и реактивных механик (мониторинг рейтинга лидеров, отслеживание лидерборда в реальном времени).

Вместо заключения

Запуск проекта геймификации — это не игрушки. Чтобы хорошо запустить игру потребуется целая команда специалистов, которая будет заниматься исключительно этим проектом, контролировать выполнение задач и результат работ.

Если вы планируете запуск такого проекта или просто следите за трендами геймификации — подписывайтесь на нас в тележке. А если вы уже запускали проекты геймификации — делитесь своим опытом в комментариях.

5
1 комментарий

Перестаньте ставить тинькофф в пример. Ничего путного и нового у них не осталось

1
Ответить