7 смертных грехов при создании бренд-медиа
консультант по контент-маркетингу expert-content.ru и руководитель контент-маркетинга в Artsofte.
В этой статье расскажу о 7 смертных грехах при создании бренд-медиа. На собственном опыте покажу, как эти ошибки могут пошатнуть самые масштабные проекты, и научу их избегать. Вы узнаете, чем грозит недооценка целевой аудитории, игнорирование контент-стратегии и почему важно не забывать об аналитике.
Как пришли к созданию бренд-медиа?
Компания Artsofte создает продукты для банков, недвижимости, автобизнеса. Разрабатывает инновации, упрощающие работу бизнеса, один из продуктов компании Profitbase — экосистема для девелоперов, именно в команде этого продукта появилась идея создать бренд-медиа.
В 2020 году активно начала развиваться цифровизация девелопмента — все говорили о CRM для недвижимости, интеграциях, обработке данных. Но все обсуждения велись только на отраслевых конференциях. Эксперты хотели делиться знаниями с широкой аудиторией, но площадки для этого не было. Так мы с коллегой маркетологом Profitbase Аленой Акмалтдиновой придумали создать бренд-медиа.
Когда вы решаете запустить своё бренд-медиа, вы точно не хотите, чтобы контент выглядел как сборище случайных текстов, верно? Главное — единообразие и порядок. Вам нужен чёткий регламент оформления контента. У Светланы Ковалевой есть чек-лист по редактуре текстов, в котором собраны критерии качественной редактуры. Забрать его можно здесь.
Что из этого вышло?
Сначала сделали MVP на Tilda, добавили туда:
- каталог интеграторов и IT-решений для девелопмента,
- колонку новостей по теме,
- спецпроект с рейтингом CRM интеграторов.
Проект зашел аудитории и сейчас DigitalDeveloper – медиа, в котором мы пишем о 90% цифровых решений для недвижимости, выпускаем интервью с лидерами рынка PropTech и выпускаем масштабные спецпроекты. Например, «Сказки о PropTech на Руси», где боремся с невежеством отрасли или «Кладбище решений», где почтительно прощаемся с неудачными проектами.
Занимается этим медиа редакция из 11 человек, от креативщиков до спецов по бренд-медиа.
Цель бренд-медиа сейчас — полностью компенсировать затраты на него, чтобы сделать продвижение наших брендов бесплатным. Сейчас наши бренды получают те же охваты, что в других СМИ, но дешевле. Заработок с рекламы покрывает 40% расходов на проект в чистом виде.
Но не всегда были только победы.
Как мы нагрешили за 3 года?
Грех 1: Дать идее себя ослепить и подумать, что знаешь рынок
Первый системный анализ аудитории мы провели только когда впервые вышли на плато. До этого мы тестировали гипотезы, не подтвержденные исследованиями. Например, мы сделали каталог IT-решений для недвижимости и предположили, что наша аудитория будет в восторге, а трафик на сайт взлетит до небес. Оказалось, читатели предпочитают статьи и обзоры сервисов. Это стало нашей ахиллесовой пятой и одновременно уроком — предпочтения аудитории важнее наших собственных убеждений. Когда к вам приходит клиент и просит сделать ему медиа, начинайте с аналитики.
Как не согрешить?
- Найти ядро проекта — вокруг чего будет строиться ваша уникальность,
- Подкрепить это аналитикой,
- И только потом делать медиа.
В нашем случае ядром стала база решений: мы про цифровые технологии в недвижимости. Умная кровля — это не наша тема, наша — умные датчики затвердевания бетона. Это ядро помогает отсекать лишние темы и форматы.
Грех 2: Переоценивать свою уникальность
В начале пути мы:
- Боялись, что нас скопируют.
- Были слишком гордыми, чтобы копировать коллег по рынку. Даже если формат рабочий, тема классная, мы не повторяли.
Спустя время поняли, что брать лучшие практики рынка — это нормально. Вы можете развить формат и тему лучше, чем автор оригинала.
А если вас скопируют — это не страшно. Мы прошли через воровство, у нас копировали структуру портала, статьи слово в слово. Это раздражает, но не мешает работать и делать крутые проекты.
Как не согрешить?
Берите идеи, если понимаете, как их использовать.
Заберите подборку полезных материалов для агентств, которые помогут самостоятельно построить контент-маркетинг. Отправим вам пример описания аудитории, видео с разбором агентских кейсов и несколько статей по теме.
Грех 3: Дать себя обмануть
В начале мы рассчитывали, что контент будут делать эксперты, сделали для них инструкции и статьи. Они приходили к нам и говорили, что хотят вести колонки, обещали отправить материал. Но обещать — не значит делать с вами совместный контент. Из 10 экспертов только 1 прислал текст.
А еще мы думали, что фаундеры PropTech-решений побегут к нам табунами, но никто не присылал нам описания своих сервисов для каталога. И это логично, они не понимали кто мы и зачем им это надо.
Как не согрешить?
Спрашивайте сразу:
- о чем будет статья,
- на какую тему,
- когда пришлете материал,
- какие данные используете.
Это направляет человека в конструктивное русло. Он осознает, что действительно придется что-то делать.
А еще при создании бренд-медиа первые 6 месяцев рассчитывайте только на свою редакцию. Остальные авторы поймут вашу ценность со временем и придут позже.
Грех 4: Тратить деньги, будто они у вас есть
Распространенная ошибка начинающих проектов — это бездумные траты денег. Часто это происходит на фоне надежд на инвестиции.
Содержание небольшой редакции требует примерно 4 млн рублей в год, хотя точная сумма варьируется в зависимости от скорости развития бизнеса. Под «небольшой» я подразумеваю примерно 238 контент-единиц за год плюс запуск спецпроектов, таких как исследования.
Если такого бюджета нет, а контент нужен, заказать тексты можно в Студии экспертного контента Светланы Ковалевой.
Но это вложение окупается. В результате работы бренд-медиа мы запустили новое направление в Artsofte, делаем консалтинговые проекты в области цифровой трансформации недвижимости.
Как не согрешить?
Считать отдельный баланс проекта. Важно четко контролировать финансы, обеспечивая отдельный бюджет для медиабренда в рамках общего маркетингового бюджета. Если ваши сотрудники будут задействованы и в основном контент-маркетинге, и в бренд-медиа, то нужно считать затраты по отдельности.
Важно использовать гибко управляемый подход: критически важные задачи остаются внутри, остальное — делегируем. Например, мы сами проводим интервью и проводим финальную редактуру, но расшифровку и первичную обработку отдаем на подряд.
Грех 5: Иметь только одну точку монетизации
Первая форма монетизации, о которой мы думали — зарабатывать на заявках для решений через реферальную программу. Плюс монетизировать трафик в каталоге за счет баннерной рекламы.
Но с реферальной программой оказалось много сложностей, и мы её даже не запустили, а баннерка на узкоспециализированном рынке никому не нужна.
Однако нужны PR-услуги: комментарии, статьи, комплексное сопровождение. Теперь планируем привлекать ресурсы подписчиков, делать платный контент и краудфандинг для отдельных проектов.
Как не согрешить?
Просчитайте запасные треки развития проекта. Сейчас мы генерируем несколько направлений для дополнительной монетизации. Перестраиваем методику продаж и переводим менеджера на работу с потенциальными клиентами, а не только на входящие обращения. Выработали три дополнительные гипотезы по монетизации на 2024 год, связанные с продажей эксклюзивного контента и краудфандингом.
Грех 6: Безвозмездная дружба
Когда медиа станет заметным на рынке, к вам начнут приходить с запросами и коллаборациями. Я часов 200 потратила на бессмысленные переговоры, которые не привели к сотрудничеству: «Обязательно сделаем что-то классное и будем вас поддерживать. Придем с идеями». С идеями никто не пришел.
Партнерство — это хард-скилл. В него нужно идти либо с четкой целью, либо вообще не идти.
Как не согрешить?
Очень важно просчитать экономический эффект любого партнерства. И понять, что теперь не только вы влияете на проект. Придется поддерживать чужую репутацию, поэтому до того, как соглашаться на партнерство, нужно проверить экспертизу — реально ли ей обладают. Достаточно посмотреть прошлые проекты, чтобы понять уровень экспертности потенциального партнера.
Я рекомендую партнерство только в том случае, если это win-win история, и для обеих сторон будет реальная польза. В противном случае партнерство развалится.
Грех 7: Останавливаться на достигнутом
Заранее думайте, кем хотите стать, когда вырастете. Для бренд-медиа есть 3 возможные точки роста:
- Расширение темы (и аудитории).
- Выход за рамки медиа, например, запуск консалтинговых проектов.
- Запуск спиноффы — кулуарные медиа в тех нишах, которые вам интересны.
От того, как вы собираетесь развивать бренд-медиа, зависит выбор модели и способа масштабирования. Поэтому сразу думайте о том, что делать, когда освоите нишу.
Как безгрешно запустить бренд-медиа?
План запуска:
1. Целеполагание: что беспокоит вас больше всего? Кто заказчик, зачем ему это нужно? Определите самую значимую проблему или потребность, на решение которой будет направлен ваш проект. Задача — найти «точку боли» вашей целевой аудитории, к которой сможете обратиться.
2. Анализ конкурентов и поиск вашего уникального пути. Изучите рынок, на котором собираетесь работать, и найдите свою нишу — то, что сделает ваш проект уникальным и выгодно отличающимся от других.
3. Формирование концепции и «сердцевины» вашего проекта. Создайте четкую концепцию бренд-медиа, которая будет отражать его суть и ценности. Определите «ядерную» идею или набор принципов, вокруг которых будет строиться весь проект.
4. Запуск MVP (минимально жизнеспособного продукта). Разработайте MVP, он позволит тестировать концепцию «в поле» и собрать обратную связь от аудитории, минимизируя начальные риски и затраты.
5. Найм сотрудников под проект. Подберите команду специалистов, разделяющих вашу миссию и видение, и имеющих необходимые навыки для реализации.
6. Привлечение первой волны аудитории (реклама, мероприятия). Используйте различные каналы и методы, такие как реклама в социальных сетях, контент-маркетинг, организация и участие в мероприятиях, для привлечения первой аудитории.
7. Развитие проекта. На этом этапе важно не останавливаться на достигнутом, а продолжать развивать проект, анализировать собранную обратную связь и корректировать стратегию в соответствии с меняющимися условиями и потребностями аудитории.
Какие роли нужны в бренд-медиа
Чтобы медиа-проект развивался, крайне важно сформировать команду. Вот ключевые роли:
- главред,
- драйвер инициатив,
- редактор для курирования контента,
- контент-маркетолог для привлечения и расширения аудитории,
- контент-менеджер для обеспечения актуальности и наполненности сайта,
- специалисты клиентской поддержки,
- специалисты по поиску партнеров,
- разработчики и дизайнеры,
- проектные менеджеры.
Кроме того, необходимы эксперты в области клиентской поддержки и партнерских отношений, разработчики и дизайнеры, а также проектные менеджеры для эффективного управления.
Вот подборка из 45 сервисов для работы с контентом, которые помогут здорово упростить жизнь бренд-медиа команде.
Советы эксперта
- Экспериментируйте с форматами, выстрелить может то, отчего не ждешь. Наш самый успешный контент, который привлек внимание рынка и получил 300 отзывов — PDF-документ на тему цифровизации в сфере недвижимости. Несмотря на продвинутые технологии и личный кабинет с удобными фильтрами, именно PDF оказался наиболее популярным.
- А еще не бойтесь убивать то, что не работает. Мы первыми запустили войс-чаты, они оживили канал и дали ему приток аудитории, но потом перестали работать. И пришлось их выпилить, хотя было больно — даже рекламодатели просили вернуть формат, но мы были непреклонны. И ни разу не пожалели об этом.
Резюме
Вот ошибки, которые могут помешать созданию успешного бренд-медиа:
- Дать идее себя ослепить и подумать, что ты знаешь рынок. Найдите ядро проекта, подкрепите аналитикой и делайте медиа.
- Переоценивать свою уникальность. Не бойтесь заимствовать форматы и темы, берите на борт успешные идеи, если понимаете, как их использовать.
- Дать себя обмануть. Первые 6 месяцев рассчитывайте только на свои силы.
- Тратить деньги, будто они у вас есть. Важно четко контролировать финансы, обеспечивая отдельный бюджет для медиабренда в рамках общего маркетингового бюджета.
- Иметь только одну точку монетизации. Ищите запасные варианты зарабатывания денег.
- Безвозмездная дружба. Рассчитывайте эффект от партнерства и вписывайтесь только в win-win сотрудничество.
- Останавливаться на достигнутом. Сразу думайте о том, что делать, когда освоите нишу.
И если планируете развивать свой канал или медиа — подпишитесь на телеграм-канал «Экспертный контент в маркетинге». Там много пользы о создании контента.