{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Снижение издержек и прятание цены

На B2B рынке компетенция покупателей значительно выше, в сравнении с В2С, они могут знать все детали формирования себестоимости продукции и навязывать свои ценовые условия производителю. В такой ситуаций оказался и один из наших партнёров - региональный производитель колбасных изделий и мясных деликатесов реализует собственную продукцию через крупных дистрибьюторов, работающих с аграрными холдингами.

Привет! Меня зовут Николай Мясников, я руковожу “Маркетинговой компанией ВИАТ”, специализируемся на разработке решений для роста продаж и прибыли, проводим исследования рынка для запуска стартапа или проекта, разрабатываем стратегии продвижения.

С целью сохранения уровня доходности в компании вынуждены постоянно искать решения по сокращению затрат. Так, в 2018 году собственники открывают цех по забою и производству свинины и говядины, что позволяет снизить себестоимость готовой продукции почти в 2 раза. Однако этого решения не хватает надолго, так как из-за переработки полной туши, в ассортименте появляются новые позиции, не пользующиеся спросом.

Проведя аудит, обращаем внимание на то, что в компании присутствует эффект “перетягивания одеяла” между подразделениями в вопросах поисках лучших решений для оптимизации, например, директор по производству считает лучшим решением закупку нового дорогостоящего оборудования с большим уровнем автоматизации, а руководитель по логистике, увеличение числа собственного транспорта для снижения стоимости доставок.

Предложили заказчику систематизировать решения и оценить их экономическую целесообразность. Затем принять к исполнению те решения, которые способны принести наиболее высокий результат как с точки зрения покупателей, так и с точки зрения самого бизнеса. Для этого вначале наши коллеги собрали все идеи по повышению эффективности, затем рассчитали их экономическую целесообразность и наиболее результативные, касающиеся внешнего рынка, обсудили с дистрибьюторами. Окончательный список был включён в стратегическую сессию и по каждому проекту декомпозировали задачи со списком ответственных.

Копчёная колбаса нашего заказчика реализовывалась в двух фасовках 800 г. и 400 г., тогда как большинство других производителей используют вес 750 г и 375 г. Визуально продукты похоже, поэтому дистрибьюторами они воспринимались как сопоставимые по цене. Скорректировав вес готовых продуктов в меньшую сторону, мы сохранили действующие цены, тем самым повысили доходность на единицу продукции на 5%.

Для стимулирования продаж номенклатуры, пользующейся неравномерным спросом, разработали комплекты готовой продукции для дистрибьюторов, которые в сумме стоят дешевле, нежели покупка россыпью, но при этом обязывают приобретать менее ходовые, но высокомаржинальные продукты.

Для конечных потребителей приобретение товара в крупной фасовке выгоднее, чем в маленькой при пересчёте стоимости товара за 1 грамм. Мы рассчитали % выгоды в каждом продукте и отразили его на упаковке.

Скорректировали взаимодействия сотрудников производителя с дистрибьюторами. Например, основные решения по принятию в ассортимент продукции у дистрибьюторов производится закупщиками и маркетологами на основании % доходности и прогнозируемого объема продаж. Далее отдел продаж нашего партнера выстраивал взаимоотношения исключительно с сотрудником и руководителем отдела закупок. Такие взаимоотношения не отражают полную картину деятельности компании по продвижению продукции на рынок. Например, в случае снижения объема заказов со стороны дистрибьютора, закупщик сообщает о затоваривании склада и снижении оборачиваемости, но при этом он не может отразить реальные причины падения продаж. Условия стимулирующих акций и рекламные материалы также передаются закупщику дистрибьютора, обратную связь об их понимании и эффективности отсутствует.

Схема работы отдела продаж, как было:

Продажи → Закупки,

Как стало:

Продажи → Закупки → Маркетинг → Продажи.

Мы также предложили разделить функционал отдела продаж на специалистов по отгрузкам и специалистов по продажам. Первые должны заниматься исключительно операционной деятельности, т.е. обеспечить качественное принятие заявок, контроль их своевременного выполнения и сопровождение отгрузочных документов. Вторые -развитием продаж, взаимодействие со всеми ключевыми специалистами дистрибьютора, сбором обратной связи и совместной реализации маркетинговых инициатив.

Для второй группы разработали стандарты работы и типовые стимулирующие мероприятия для сотрудников дистрибьютора и клиентов дистрибьютора:

Запустили проект, который включал в себя следующие мероприятия:

Разработку аргументатора для разных типов сотрудников о преимуществах продукта.

Разработали презентацию для отдела продаж дистрибьюторов о продуктах и исследованиях рынка, чтобы каждый понимал, как и кому лучше всего продавать наш ассортимент.

Провели совместную встречу с сотрудниками дистрибьюторов, в которую входили закупщики, продавцы и маркетологи. Показали презентацию и собрали обратную связь о сотрудничестве.

Разработали корректирующие мероприятия по итогам обратной связи. Запустили стимулирующие акции нацеленные на продавцов дистрибьюторов, которые получали баллы за объем продаж нашей продукции. Данные баллы обменивались на сертификаты в маркетплейсы по итогам акции.

Запустили акцию для клиентов дистрибьюторов (за исключением сетевого ретейла), которая заключалась в предоставлении бесплатной продукции при выполнении объемных показателей закупки.

Проанализировали результаты, разработали корректирующие действия для масштабирования проекта.

За счёт тактики “прятания” цены валовая прибыль выросла на 12%, оборачиваемость продукции категории “С” выросла на 37%, категории “В” на 4% (согласно “АВС-анализу”). В результате тестирования всего проекта на базе трех дистрибьюторов увеличили продажи продукции на 38%, при этом для каждого дистрибьютора сохраняли цены на уровне целевой маржинальной рентабельности. Масштабирование проекта позволило в 2022 г показать рост валовой прибыли на 19%, рост продаж на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г.

Чтобы не пропустить мои новые материалы, подписывайтесь на VC, или telegram-канал.

0
34 комментария
Написать комментарий...
Владимир Королев

Разделение отдела продаж на закупки и продажи действительно хорошо работает. Испытал на своей практике.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Совершенно согласен. Также в компании раздробили отдел на продажников и закупщиков, которые занимаются поиском нужного товара.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Ну это прям отче наш Александр

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Спасибо Владимир!

Ответить
Развернуть ветку
Alex K

Несколько мыслей про даунсайзинг:
1. как я понял, продукт есть в сетях, а новый вес = новый штрих-код, а это время на перезапуск скю;
2. идея оставить продажную цену при даунсайзинге стара, как Мир, но толковые закупщики в лобовую такое не "хавают" по понятным (надеюсь) причинам;
3. снижение веса = рост логистических издержек. Хотя в этом случае даунсайзинг минимальный, поэтому можно пренебречь этим фактором

Наличие кастомер сервиса - must have!

Систем мотивации дистров великое множество, но не затронули самую простую - ретробонусы в том или ином виде :)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Спасибо за содержательный комментарий.
1. С учётом необходимой замены бирки и этикеток на всё про всё ушёл месяц, но это всё стоило того.
2. Действительно старо, но по прежнему работает в некоторых случаях.
3. Этого не произошло, так как груз всегда идёт сборный из разных продуктов.
4. Ретробонусы не затронули в статье, так как они не влияли на снижение издержек. Если вам интересен вопрос программ лояльности, предлагаю изучить пару других наших кейсов: https://vc.ru/marketing/721179-zapustili-programmu-loyalnosti-dlya-b2b-kotoraya-prinesla-1-4-mln-rubley-dopolnitelnoy-pribyliти
https://vc.ru/marketing/673540-kak-razrabotat-programmu-loyalnosti-kotoraya-prinosit-pribyl

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Арташов

В B2B быть ближе к продажникам та ещё тема

Ответить
Развернуть ветку
Дамир Самирьянов

Это главная задача продажников, не просто собирать зявки а дружить со всеми, кто работает у заказчика.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Главная задача продажника, выполнять план продаж.

Ответить
Развернуть ветку
Закоренелый Задрот

Старый приём с уменьшением веса, ужали все пачки настолько, что уже ничего не осталось.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Птичкин

Но он до сих пор работает

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Их ужимают и разжимают и от этого никуда не деться.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Менькова

Тот, кто это придумал должен быть проклят до седьмого колена

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Эксперты B2B, подскажите, как повысить интерес к предложения у клиента в B2B? Традиционное, скидывайте КП, изучим и после этого всё…

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

1. Выше КП должно быть составлено по RDB-модели, и доказывать, зачем им нужен ваш продукт.
2. B2B - это экспертные продажи, во всяком случае вы должны к ним стремиться. А это значит ваши продажники должны уметь объяснять экономическую и техническую выгоду продукта.
3. В компании клиента несколько ЛПР, нужно узнать всех. Для этого обязательно нужны личные встречи.
4. КП вы готовите только после того, как продажник выявит всех ЛПР и узнает реальную потребность в деталях.
5. Вы должны быть готовы продавать не просто продукт, а решение проблем заказчиков.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Шатов

Отдел продаж уровня "Бог".

На самом деле это сложно. Научить наёмного продажника вникать в суть задачи, предлагать решения очень сложно. Честно говоря, трудно понять зачем такому продажнику работодатель. Можно и свой бизнес замутить с такими навыками.

Ответить
Развернуть ветку
LazzyLawyer

Не все наемники стремятся в бизнесмены.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Согласен, собственный бизнес приниципально отличаеться от карьерного роста, и тем более работы специалиста на стабильной должности.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Корсаков

Ну не соглашусь. Тут вопрос стоит не в том, что продажник пришел к вам и сам во всем разобрался. Есть команды, которые готовят материалы и обучают продажников. Если брать продажников, работающих до СВО в международных компаниях, именно такими компетенциями они и обладали по своему продукту. Но далеко не все пошли и построили бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Андрей, вы правы. С продажниками из каких компаний вы знакомы?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Корсаков

Henkel, Bosch

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Артем, на самом деле научить продажников довольно легко, и для этого достаточны середнячки, а не суперкоманда. Проблема всегда в другом, чему учить? Большинство российских компаний не имеют не только сформированной экспертизы по продукту, но даже понимания рынка.
Для повышения эффективности продаж в первую очередь нужен сильный маркетинг, который разложит по полочкам экономику конкурентов и корректно сопоставить ее с внутренней рентабальностью. Во-вторых, готовность ГД меняться в соответсвии с требованиями потребителей, так чтобы бизнес-процессы компании соответсвовали ожиданиям. В третих команда из маркетологов, инжинеров, технологов и продажников должны сформулировать реальные преимущества продукта для клиента. В четвертных, обучить МОП.

Ответить
Развернуть ветку
Абьюзы Оптом

Да, за 30ку в депрессивных регионах, и за 70ку в отдаленных сложно. Особенно когда этот "продажник" не одухотворённый идиот, а хочет чего-то большего в жизни, чем дядино барахло впаривать. Все мечтают о вовлеченном супер-эксперте, предлагающем решения, и все это за 30(подставить нужное для своего региона значение) тысяч.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Это как раз одна из главных ошибок малого бизнеса, предполагающих, что успех в продажах зависит от успешных продажников. На самом деле все на оборот, успех в продажах зависит от наличия инструментов, которые компания может дать продажнику.

А зарплата - это рынок. Если на рынки средняя з/п 70 000 руб., то за 30 000 руб. простно невозможно кого либо нанять. И наоборот, если средняя з/п 30 000 руб., то о каких бы большинх цифрах не мечтал продажник, всегда найдеться тот, готов работать за 30 000 руб.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Птичкин

Что делать, если компания не подпускает к внутренней кухне. Ни с кем не знакомят, на вопросы отмечают размыто. Сплошной забор с колючей проволокой.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Вячеслав, чаще всего так происходит, когда продавец не может показать высокий уровень экспертизы клиенту. Они к вам приходят как в ларёк за пивом. Компании, способные показать перспективный рост прибыли своим клиентам всегда найдёт отклик со стороны сотрудников.

Ответить
Развернуть ветку
Крутой перец

Хорошая тактика, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
LazzyLawyer

Еще бы уговорить РОПа и коммерческого директора считать экономическую эффективность того или иного решения 😁

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Вы можете показать разницу в эффективности принятого решения основанного на данных и интуиции.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Lyubeznov

Круто, что компания активно ищет способы оптимизации затрат

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Спасибо Алесандр!

Ответить
Развернуть ветку
ixet08

Пертягивание - это сильно

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Раскрывать всегда