Интервью с Руководителем диджитал маркетинга, Власенко Анной

Всем привет! Сегодня у меня в гостях Власенко Анна, руководитель дитжитал маркетинга в компании, занимающейся разработкой ПО в сфере информационной безопасности. Я знакома с Аней очень давно, и позвала ее ответить на вопросы о том, как она менеджерит проекты и как руководит своей командой.

— Аня, привет! Расскажи о себе, о своем профессиональном пути: как пришла в IT и маркетинг, что нравится в этой сфере и почему.

— Привет! Я Пришла в IT довольно поздно, в 32. Нельзя сказать, что до этого у меня не было опыта в IT, но всегда это было что-то разовое. Например, я писала SEO-тексты для строительной компании. Приходилось писать большое количество материала про бетон и арматуру. Потом помогала наполнять сайты на WP контентом, немного верстала, но это было больше в формате подработок. Все это время я работала в сфере обслуживания, но постоянно чувствовала себя не на своем месте. Долго собиралась с мыслями, решалась и в итоге поступила в университет на заочку на прикладную информатику в экономике. Решила сразу искать работу в IT, еще во время обучения. Так я устроилась в компанию в сфере ИБ, а внутри доросла до текущей должности в маркетинге. Ни о чем не жалею)

— У тебя сложный и вдохновляющий путь получился. Ты как ходячая реклама смены профессии и навыков в сознательном возрасте, круто, что получилось! Но прошлое прошлому, а над какими проектами или задачами ты работаешь сейчас?

— Сложно выделить какой-то один проект, поскольку в маркетинге занимаемся постоянно различными задачами, и часто одновременно. Основное такое направление работы — это развитие продуктового маркетинга, плотно работаем с продукт-оунерами и другими техническими специалистами, чтобы лучше доносить выгоды продукта. Постепенно меняем сайт под продуктовое виденье. Второе направление работы ближе к работе над процессами, мы работаем над тем, чтобы больше заканчивать задачи, чем начинать новые. Недавно вот пришлось даже ввести лимиты на количество проектов на человека, чтобы не брать сверх меры и доводить начатое до конца. Что, конечно, бывает очень сложно сделать из-за специфики маркетинга.

— Раз ты заговорила о специфике, какие особенности управления проектами в маркетинге, чем отличаются от управления проектами в других областях?

— Тут, конечно, во многом зависит от специфики бизнеса. В B2С все быстрее проходит, чем в B2B. Но конкретно в нашей нише, где большой цикл сделки, многие активности очень растягиваются. Мне кажется, основное отличие — то, что многие проекты зависят не только от самой команды, но и от экспертов вне компании. Например, согласование материалов с клиентами, когда хотим выпустить кейс или интервью, может занимать несколько месяцев. Потому что либо в данный момент компания не готова дать комментарии и просит отложить активность, либо приходится ждать кого-то из отпуска, согласовывать материалы с PR службой и т.д. И таких кейсов может быть одновременно несколько, и по всем разные сроки в зависимости от компании. А еще есть выставки, где надо подготовить активности, стенды, подарки, раздаточные материалы, и даже когда всё готово, этот проект не закроешь, потому что сам ивент еще не прошел, и после ивента надо провести аналитику по итогам и понять, сколько лидов это мероприятие принесло.

— Да, отлично понимаю, когда такая неопределенность в планировании и сроках, причем большая часть завязана на людей, которые вне твоей команды. А как ты в таких условиях распределяешь цели, задачи, скоуп маркетинговых проектов? Есть ли какая-то взаимосвязь со стратегическими целями компании?

— Конечно, все стратегические цели компании мы обсуждаем с руководством и на основе этих целей решаем, какая стратегия будет у маркетинга. Дальше смотрим, какие инструменты будем использовать исходя из их эффективности и ресурсов, которые есть, включая человеческие. Потому что придумать космолет очень легко, но только кто реализовывать будет.

— Расскажи про распределение ресурсов, пожалуйста, думаю, будет интересно посмотреть, как вы это делаете, в моей практике всегда есть проблемы с этим блоком управления.

— Ресурсы распределяем исходя из стратегических целей компании. Например, если перед компанией стоит задача по увеличению доли рынка и повышению узнаваемости бренда, то используются одни инструменты, больше бюджета на PR и контент. Если стоит задача увеличить число лидов, то больше упор на диджитал, сайт, SEO и т.д. Но все так или иначе должно сводиться к тому, какую прибыть компания получит от той или иной активности. А чтобы это заработало, нужна аналитика. В нашей нише это делать сложнее, поскольку, как я говорила ранее, долгий срок принятия решения по сделке. И за эти условно полгода во взаимодействии с клиентом так или иначе могут быть задействованы разные инструменты. Каждый из которых был касанием с клиентом, и это надо учесть, в том числе, на будущих проектах.

— Спасибо, так понятно. Если говорить про управление, то мы затронули сроки, ресурсы, специфику, а расскажи про подход к управлению, как ты менеджеришь процессы?

— Мне кажется, самое оптимальное для меня и моей сферы, — это Канбан. Наиболее наглядная визуализация всего, что в работе. Сейчас используем 2 доски, одна с проектами, где большими мазками смотрим, что в работе, и доска с тасками, где эти проекты разбиты на конкретные отдельные задачи для каждого сотрудника.

— Кстати про сотрудников, я знаю, что у тебя есть своя команда, как ты организуешь ее работу, эффективное взаимодействие между командой и другими отделами компании?

— Ну тут немного я описала ранее, определяем проекты (не более 4 штук на каждого, сюда относятся все стадии, и to do, и in progress, и review). Далее проекты делим на задачи. С другими командами мы дружим и активно взаимодействуем. Вообще я считаю, что здоровое общение, в том числе и между командами, — это большой плюс. Потому что когда этого нет, то много сил уходит на уговаривание себя пойти к тому-то, чтобы о чем-то договориться и что-то решить. Когда общение проходит легче, то эти силы уходят на другие полезные для компании задачи. Поэтому при взаимодействии с другими я стараюсь придерживаться фреймворка SCARF. Чтобы они тоже получали мотивацию, и тогда всё было бы win-win.

модель мотивации SCARF Дэвида Рока затрагивает такие аспекты как статус, определенность, автономия, общность и справедливость. SCARF предполагает, что эти пять факторов являются ключевыми для понимания мотивации и социального взаимодействия людей, и что их учет может помочь в создании более мотивирующей и поддерживающей рабочей среды.

— А как внутри команды ты продвигаешь новые идеи? Как стимулируешь креативность и вдохновение?

— Я стараюсь объяснять пользу для каждого от нововведений, далее говорю что-то вроде «давайте попробуем пожить с этим какое-то время», а затем мы собираемся и вместе смотрим результат. Это если говорить про новые идеи по ведению проектов и т.д. По маркетинговым идеям похоже, внедряем, и через время смотрим результат.

Чтобы была креативность, важно выделить время на креативность. Если над тобой висит 10 задач, которые надо сделать СЕГОДНЯ!!!! АСАП!!!!, а ты сел креативить, что-то мне подсказывает, что результата не будет. И тут мы возвращаемся к нашим лимитам по проектам. Я стараюсь ограничивать количество проектов еще и за тем, чтобы у команды оставался воздух для идей и чтобы и над ними, и надо мной не висел ворох срочных задач.

— Отличный подход, я считаю, воздух для креативности очень нужен, да и откуда вообще взяться силам, чтобы придумать что-то новое или справиться с чем-то новым. Вот про «справиться» если говорить, с какими вызовами ты сталкивалась в своей работе, как преодолевала?

— Ооо, об этом можно говорить часами, потому что ,как внутри компании всегда есть новые вызовы, так и ситуация в стране и мире постоянно подкидывает новые вызовы самому бизнесу, а там и нам в конечном счете. За короткий промежуток времени пришлось сменить бренд, ряд привычных инструментов, переориентироваться на другую поисковую систему и т.д. Мы сменили систему рассылки, чат-бот платформу и несколько других удобных и привычных инструментов.

— Можешь рассказать о каком-то конкретном маркетинговом проекте, который особенно запомнился из-за вызовов перед тобой и командой, и поделиться уроками, которые извлекла из этого опыта?

— Как проживали ребрендинг. В очень короткие сроки надо было менять всё, от позиционирования до дизайна. Команда тогда была очень маленькая, руководство настаивало, чтобы всё, кроме верстки, было инхаус. Буквально за пару месяцев мы изменили всё. Для меня самое сложное было соблюсти выставленные нам сроки, и не всегда это получалось.

Для себя я отметила следующее:

  • вопросы — это твои лучшие друзья, надо задавать как можно больше вопросов и руководству, и подрядчикам, тогда можно избежать лишних телодвижений, которые только растягивают сроки.
  • планировать параллельные задачи. Например, отдавать страницы в верстку по мере их рисования, а не ждать пока весь сайт будет отрисован.
  • уметь беречь себя, свое душевное спокойствие и иметь трезвый взгляд на ошибки — помогли бы легче пережить этот сложный момент. Тогда я этого не понимала, но сейчас знаю, работа — это просто работа, и ты в ней работаешь иногда с ошибками и это нормально. Это помогает мне избегать ступора.

— Кажется, этот проект стал серьезным бустом в прокачке твоих менеджерских и личностных навыков. А есть ли у тебя список каких-то очень важных компетенций для менеджера маркетинговых проектов, вот никуда без них не получится в твоей сфере?

— Да, на первом месте коммуникация — понимание, что люди, и в том числе твои подчиненные, — это не инструменты, не молоток или отвертка, которые если не нравятся, то можно выкинуть и заменить, это живые люди. От выстраивания взаимодействия с ними твоя работа зависит тоже. Еще очень важно не бояться брать ответственность, быть проактивным, продумывать «а что бы я мог еще сделать по этому проекту», а не перекладывать на других и идеи, и реализацию, и ответственность.

Мне кажется, харды всегда можно нарастить, и многие качают именно их, и это правильно, но без команды ты далеко не уедешь, особенно когда тебе надо взаимодействовать с другими отделами. Из хардов никуда в нашей сфере без понимания работы инструментов, каналов, анализа их эффективности.

— Какие советы ты бы дала начинающему менеджеру маркетинга или руководителю маркетинговых проектов, чтобы прийти к успеху?

— Тут, наверное, я смогу только покапитанить, потому что мне кажется лучшего совета нет: «вкалывайте, ошибайтесь, набивайте много много шишек и не сдавайтесь».

Ошибаться нормально. Больше вопросов к тем, кто не ошибается. Ну и, мне кажется, главное пережить эту долину неудач, и понимать, что на старте она обязательно будет, эта долина. Я имею ввиду, когда ты входишь в любую профессию, то на старте тобой будут недовольны. И это нормально. Пока нет опыта, пока нет навыков у человека, но есть какие-то требования от руководства, ожидания. И в начале, скорее всего, вы в эти ожидания попадать не будете. И это надо понять и принять. От этого будет больно и обидно, и тут важно всеми силами поддерживать себя, отмечать не только неудачи но и то, что хорошо получается. И здраво рефлексировать, конечно, не ругая себя, а подмечая ошибки просто как факт, чтобы их потом не делать.

Еще может помочь дурацкий совет, собирать куда-то скриншоты с похвалой от кого-то. Это может очень поддержать на этих начальных этапах. Не надо ожидать от себя великих свершений на старте, и всё получится.

— Ты права, делать и не сдаваться, не зацикливаться на ошибках, потому что у тебя есть ты и ты справишься. Про скриншоты напомнило мем про то как парни на энергии от комплимента, полученного от буфетчицы в 2011 живут до сих пор.

— Что-то вроде того, но в профессиональном плане))

— Спасибо тебе за ответы и советы, и вообще за разговор, было здорово узнать побольше!

Итак, это было интервью с Аней Власенко, и она рассказала нам немного о маркетинговых процессах, проектах и особенностях. Делитесь впечатлениями и задавайте вопросы, которые вы бы хотели, чтобы я узнала в другой раз, предлагайте людей и сферы, в которых эти люди могут быть, к кому мне пристать с вопросами про проекты.

Жду всех в чатике, обняла, приподняла, вот это вот все:

22
Начать дискуссию