В 2023 году уровень безработицы показал рекордно низкие показатели: всего 2,9%. Но причина таких рекордов кроется в сильной нехватке кадров в большинстве отраслей экономики.HR-тренды 2024 от ITSPACEЧтобы привлечь и удержать ценных сотрудников, компаниям приходится идти на разные ухищрения. И если раньше работодатели выбирали из нескольких кандидатов на вакансию, то сегодня они вынуждены бороться за каждого.О том, как в изменившихся условиях привлечь и удержать сотрудников рассказываем в этой статье.ТОП-5 причин текучести кадровНесмотря на текущую обстановку на рынке труда, большая часть причин текучести кадров характерна и для более спокойных времен.Причина №1: неудовлетворенность зарплатойДеньги – это один из наиболее важных ресурсов, необходимых человеку для качественной жизни. За последнее время цены на основные товары и услуги значительно выросли.Данные Росстата по росту стоимости товаров в 2023 годуЭто значит, что при прежних зарплатах люди могут себе меньше позволить. Потому, чтобы хотя бы сохранить привычный уровень жизни, сотрудники вынуждены искать вакансии с более высоким окладом.Причина №2: рост обязанностей без роста окладаНекоторые компании практикуют следующий подход: когда сотрудник увольняется, его обязанности перераспределяются между оставшимися работниками. Но часто это происходит без увеличения заработной платы.Когда дополнительной работы становится слишком много для текущего уровня оклада, сотрудник начинает искать вакансии с меньшей загрузкой и большим уровнем оплаты труда.Причина №3: отношения в командеСогласно данным опроса сервиса по поиску работы «Работа.ру», 25% респондентов увольнялись с работы по причине плохих отношений в коллективе.Несколько примеров нормального коэффициента текучести в год для разных ниш от Skillbox MediaПричина №4: отсутствие развитияКарьерный и профессиональный рост – это один из важных мотиваторов многих сотрудников. Развитие по карьерной лестнице приносит как материальное, так и психологическое удовлетворение. И если у специалиста нет возможности расти внутри компании, он ищет вакансию с повышением у конкурента.Причина №5: неинтересные задачиВ опросе «Работа.ру» 18% респондентов отметили, что достаточной причиной для увольнения являются неинтересные задачи. И чем моложе сотрудник, тем важнее для него данный критерий.Масла в огонь подливает и достаточно широкий выбор вакансий. Так что найти подходящую работу с интересными задачами сейчас не составляет особого труда.Как отбирать кандидатов, чтобы снизить вероятность их скорого уходаПодготовить описание вакансииОно должно быть максимально подробным, реалистичным и соотноситься с возможностями компании. Качественно составленное описание вакансии позволит понять, какой кандидат требуется на должность.Составить профиль кандидатаОпишите, какими профессиональными и личностными характеристиками должен обладать потенциальный сотрудник. Это необходимо для того, чтобы найти специалиста, который:будет качественно выполнять поставленные задачи;сможет влиться в уже сложившийся коллектив;сможет найти общий язык с руководством;разделяет ценности компании.Отобрать подходящее резюмеНа этом этапе важно обращать внимание на следующие характеристики:опыт работы;обязанности на предыдущих местах работы;достигнутые результаты;образование.В образовании сейчас важнее смотреть не столько на профильный ВУЗ, сколько на количество пройденных дополнительных курсов и повышений квалификации. Склонность к постоянному обучению является важным критерием в стремительно развивающейся экономике в большинстве отраслей.Провести собеседованиеОтберите 4-5 подходящих резюме и проведите собеседование с ними. На этапе собеседования обратите особое внимание на следующие моменты:вовремя ли пришел кандидат;опрятно ли он одет и соответствует ли стиль его одежды деловому собеседованию;как он общается – это поможет понять его психотип;как он решает тесты и отвечает на сложные вопросы.По общему впечатлению, которое кандидат производит на собеседовании, можно понять, как он вольется в коллектив и проявит себя в работе.Методы адаптации и поддержки специалиста после наймаРезультаты опроса Job.ru (ныне hh.ru) «Кто чаще помогает новичку быстрее вписаться в новый коллектив, освоить новые задачи»Для полноценной адаптации сотрудника, используйте следующие методы.Обеспечьте доступ к нормативным актамСотрудник должен тщательно изучить и иметь под рукой документы, в которых прописаны:его рабочие обязанности;нормы, правила поведения и особенности корпоративной культуры в компании.Предоставьте куратора на период адаптацииЭто должен быть человек, к которому новый специалист может обратиться с совершенно любым вопросом по работе в компании. Так сотрудник не будет чувствовать себя потерянным и брошенным.Обеспечьте постоянный контакт с руководителемВ идеале это должны быть еженедельные встречи всей команды для обсуждения текущих вопросов по проектам и рабочим процессам. Но если такой подход еще не внедрен в вашей фирме, рекомендуется организовывать хотя бы регулярные встречи руководителей и новичков.Так новый сотрудник сможет получать обратную связь по своей работе.Проводите регулярные опросы удовлетворенности работы в компанииЭто также стоит делать для всех сотрудников без исключения. Но если ресурсов не хватает, то проводите опрос новых специалистов во время периода адаптации, чтобы получить от них обратную связь и поддержать их.Пример шаблона опроса «Уровень мотивации сотрудников» от сервиса testograf.ruОбеспечьте доступ к корпоративным курсам и библиотекеВозможность профессионально развиваться – это один из важных критериев формирования лояльности новых специалистов.ЗаключениеСостояние современного рынка таково, что компаниям приходится бороться за привлечение и удержание специалистов. И главными критериями удержания сотрудника на сегодняшний день являются:достойная заработная плата;здоровые отношения в коллективе;возможность карьерного и профессионального роста;интересные рабочие задачи.Это необходимый минимум для того, чтобы снизить риск ухода грамотных специалистов и обеспечить компании рост.Подписывайтесь на наш канал в Телеграме!Каждую неделю разбираем сервисы для бизнеса, примеры ошибок продвижения. Выделяем лучшие инструменты для работы и методы повышения конверсий.