Маркетинг
Alexey Sorokin
1929

Как мы искали «концепцию ежа» для биржи копирайтинга

У любого бизнеса должно быть какое-то уникальное торговое предложение — выгодное отличие от конкурентов, причина, по которой люди должны идти именно к нам. Свое УТП мы искали довольно долго и понятия не имели, что все это время оно было совсем рядом.

В закладки
Чтобы тебя выбрали — нужно отличаться ото всех на рынке​

Первый вариант: автоматизируем и стандартизируем

Сначала мы не понимали, что такого уникального может быть в нашем проекте. В 2017 году мы просто делали удобный инструмент для себя, чтобы упростить работу с большим количеством авторов и статей (писал об этом в статье «Как мы запилили биржу копирайтинга»).

Мы очень не любим тратить свое время, поэтому постарались сделать инструмент, который максимально его экономит: автоматизировали отправку на доработку, отказ от статьи, продление срока автором и так далее. Это уже достаточно серьезно снизило временные затраты.

В начале своей карьеры я работал с авторами напрямую. В неделю у меня уходили десятки часов на менеджмент процесса, при том что текстов я получал не очень много — 50-60 в неделю или около того.

Позже мы подумали, что нет предела совершенству, и решили сделать стандартные технические задания на тексты. В результате оказалось, что это не только экономит время отправки задачи в работу, но еще и существенно снижает цену. Все просто — авторы четко понимают, что от них хотят, и готовы делать простую работу дешевле (на 20-30%, а иногда и 40%).

Дополнительный бонус — выяснилось, что, когда все стандартно и все авторы проходят одинаковый отбор, нет смысла выбирать конкретного исполнителя. С задачей справится любой.

Второй вариант: добавляем гарантию

Какое-то время мы работали в таком режиме и использовали нашу систему только для себя. Потом решили, что она получилась действительно крутая, и в 2018 начали делать первые эксперименты по массовому привлечению заказчиков. Тогда-то и пришлось задуматься о наших конкурентных преимуществах.

Бирж копирайтинга много. Чем мы от них отличаемся? Решили, что делать акцент стоит на двух моментах: мы даем гарантию и экономим время.

Если с последним все уже более-менее понятно, то в чем гарантии? В том, что заказчик может просто отказаться от плохого текста в любой момент, неважно — сразу или после энного количества доработок. А если биржа ему совсем не понравилась, мы возвращаем все деньги с баланса.

Это зашло даже при том, что тогда у нас была абсолютно простая система: все заказы просто становились в общий список, и копирайтеры выбирали то, что им нравится.

Апгрейды системы очередей

Чтобы быть лучшими, нужно постоянно развиваться. Поэтому мы продолжали дорабатывать и улучшать инструменты работы.

Сначала ввели обязательную систему оценок — за каждую принятую работу заказчик ставит от 1 до 5 баллов. Изначально мы не применяли к авторам никаких санкций за низкие оценки, просто собирали статистику.

Но очень круто сработал психологический момент — получать плохие оценки исполнителям не нравилось, поэтому они начали тщательнее выбирать задачи. В результате качество работ реально улучшилось.

Параллельно мы начали штрафовать авторов на 20% от максимальной стоимости задачи в случае срыва дедлайна или самостоятельного отказа. Это тоже существенно увеличило количество успешно завершенных задач, и авторы перестали резервировать за собой то, что они не планировали выполнять.

Со временем мы добавили еще некоторые ограничения, например:

  • Автор не может брать больше одной задачи в работу, пока не докажет свою адекватность и ответственность (напишет 10 первых текстов).
  • Автор не может брать больше 1 задачи за раз от одного заказчика, пока не напишет ему 5 текстов.

Одновременно мы продолжали делать мелкие улучшения, дифференцировали различные виды копирайтинга, вводили дополнительные разделы и тому подобное.

В какой-то момент мы серьезно задумались: «А достаточно ли этого, чтобы сделать реально уникальное торговое предложение?» Наверное, все-таки нет.

Лисы и ежи

Мы вспомнили про «концепцию ежа» (она отлично изложена в книге американского бизнес-эксперта Джима Коллинза «От хорошего к великому», очень рекомендую к прочтению). Суть в том, что в результате глобального рыночного отбора выживают только те компании, которые делают что-то лучше всех.

«При чем тут вообще ежи?» — спросите вы. За основу концепции взята древнегреческая притча про лису, которая охотилась на ежа.

Лиса — очень крутое животное. Умное, быстрое, обладает кучей разных навыков и хитростью. И лиса каждый день придумывает новый способ охоты на ежа, каждый день пробует что-то сделать по-новому. Еж умеет только одно — сворачиваться в клубок колючками наружу. Он каждый день делает только это, но делает это лучше всех остальных. И в итоге лиса раз за разом проигрывает, несмотря на то, что она хитрая, быстрая и умная, а еж — страшненький и ничего не умеет.

Все это работает и в бизнесе. Бывают компании-лисы и компании-ежи. Лисы видят мир сложно и ставят перед собой огромное количество задач, в итоге их внимание расфокусировано, им гораздо сложнее достичь результата. Ежи, наоборот, сосредоточены на чем-то одном и ищут максимально простое и эффективное решение проблемы.

Вот на этой идее и основана «концепция ежа». Как она проверяется по словам автора книги «От хорошего к великому»:

  • Это должно быть что-то, в чем вы в теории можете стать лучше всех в мире.
  • Это должно доставлять вам удовольствие или волновать вас.
  • На этом можно заработать (по крайней мере теоретически).

Мы начали думать над тем, что же такого мы делаем, что происходит само собой и что мы можем научиться делать лучше всех, да еще и на этом заработать.

​Концепция ежа Картинка с knigrazbor.ru

Наш еж, какой он?

У нас никогда нельзя было выбирать авторов, потому что если все стандартизировано, то нет никакого смысла в выборе. А можно ли эту нашу особенность превратить в «концепцию ежа»? Я решил попробовать.

Мы можем для каждого конкретного задания подобрать лучшего исполнителя, основываясь на большом количестве данных: оценки, продления, отказы, штрафы, опыт работы в конкретной тематике, с конкретным заказчиком и так далее.

Так появилась наша автоматическая система распределения задач, в которой автора выбирает специальный алгоритм.

Подходит ли эта концепция для масштабного развития? Получается, что подходит. Мы можем подбирать исполнителей не только для текстов, но и для любого типового фриланса на любом языке.

Это значит, что, если мы научимся выбирать лучших исполнителей для текстов на русском языке, то сможем научить эту же систему выбирать лучших исполнителей для текстов на английском языке, для типовых заданий по программированию, дизайну и так далее.

Все это уже есть в наших планах (англоязычный копирайтинг уже работает, расскажу об этом в следующей статье).

Новое УТП: уникальный способ сэкономить время + гарантия

Многие говорят, что современный стартап должен экономить чье-то время.

Мы занимаемся именно этим — наша система позволяет нашим заказчикам освободить десятки и сотни минут на этапе размещения заказа. Мы не знаем про аналоги таких систем, значит, в каком-то смысле мы делаем это уже лучше всех в мире.

Наверное, аналоги есть. Но точно не среди русскоязычных бирж копирайтинга и не среди самых популярных фриланс-площадок. Найдем конкурентов — поборемся!

В итоге наша «концепция ежа» заключается как раз в том, что мы максимально экономим время заказчиков, автоматически подбирая лучших исполнителей для каждой конкретной задачи.

А если заказчику что-то не понравится в любой момент — мы просто вернем деньги.

Новая система подбора в полной мере заработала только в начале марта этого года, сейчас мы продолжаем ее совершенствовать и строим дальнейшие планы развития, ориентируясь именно на этот вектор развития.

Буду рад ответить на ваши вопросы в комментариях!

Первый результат новой системы — количество продлений сроков и отказов от задач снизилось на 60% (почти в три раза!).

Другие наши публикации на VC

Посмотрите и их тоже, будет интересно!

P. S. А еще я веду канал, в котором публикую свои мысли о стартапах и развитии бизнеса. Многие из мыслей капитанские — ну да не все являются Илонами Масками прямо с рождения. Кому интересно — подписывайтесь!

{ "author_name": "Alexey Sorokin", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 53, "likes": 19, "favorites": 52, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 119500, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 14 Apr 2020 14:21:34 +0300", "is_special": false }
0
53 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
5

За такими механизмами будущее фриланса. Но пока никто особо этого не понимает. 

Ответить
1

Большое спасибо за тёплые слова! Я очень рад, что не я один так думаю ))

Значит, все с заказами будет хорошо )

Ответить
1

Если совсем глубоко, то в этом вся суть - выполнять работу за пользователя. Чем больше работы выполняется за пользователя, тем лучше. Но почему-то применив привычную схему народ костенеет и начинает двигать кнопочки, изменять радиус закругления рамок и так далее. Возможности изменились, потребности пользователей не удовлетворены, но народ сидит и ждет, пока кто-то сделает что-то в самом деле новое. 
Так что да, в итоге все будет хорошо. Это новый виток, для него уже все готово. 

Ответить
4

вот это подход в маркетинге....круто!

Ответить
1

Большое спасибо за теплые слова =) Но в целом, мне казалось что у всех есть хоть какое-то УТП, мы просто свое очень долго искали =))

Ответить
3

Глубокая проработка, молодцы 👍

Ответить
1

Спасибо, стараемся!

Ответить
3

Крутая история с автовыбором исполнителя. Надо в наших сервисах внедрить )

Ответить
1

Нененее, не нада =))) А то чем мы друг от друга будем отличаться? )))) Занимайтесь Юнитпеем =)))

Ответить
3

Отличный проект, давно слежу

Ответить
0

А мы за вами! =)))

Ответить
2

Выглядит как реальная тема, только пока непонятно, где там деньги и сколько.
"Новая система подбора в полной мере заработала только в начале марта этого года" - можно с этого места поподробней? ))

Ответить
1

Я не совсем понял вопрос. У нас биржа копирайтинга, деньги - в комиссии, которую мы зарабатываем =)

Я немного раскрывал наши цифры в самой первой статье - https://vc.ru/u/428899-alexey-sorokin/115031-kak-my-zapilili-birzhu-kopiraytinga

Ответить
1

Бизнес модель ясна, кстати в Израиле сидит подобный маркетплейс - "Fiverr", может слышали? Так вот, не уверен что они вышли в плюс. Сейчас посмотрю.

Ответить
0

Если я не ошибаюсь. Фиверр как наш Кворк (точнее Кворк, как Фиверр).

То есть там огромная онлайн-витрина исполнителей, среди которых заказчик сам должен выбрать подходящего по каким-то критериям.

У нас этого нет. Размещаешь задачу в нужном разделе и дальше магия, тратить время на выбор и чтение отзывов не нужно, все решат накопленные данные.

Ответить
1

Согласен, говорю же - реальная тема! ))
Удачи!

Ответить
1

Большое спасибо, мы будем стараться. У нас вариантов нет =)) Шкура на кону, как завещает Талеб.

Ответить
2

Спасибо за статью, напомнило Доставляя счастье(про zappos )только здесь уже ближе к реальной жизни и в России)

Ответить
1

Книга кстати отличная. Вот только они особо не зарабатывали вроде (я помню что в какой-то из годов у них был миллиард оборота и около 10м чистого заработка - но времени прошло много, может быть я что и путаю).

И, спасибо за сравнение!

Ответить
1

Концепция интересная, но как я пойму, что ваш исполнитель справится? Допустим мне нужны тексты для рекламы в Дзене, у вас на сайте это есть, но как сделать заказ и получить достойный результат? Как перед заказом понять, что человек пишет так, как мне нужно? 

Ответить
1

Система сама поймет кто статистически достоверно с такими заказами справляется. У нас данные по десяткам тысяч заказов же есть =) Мы можем понять, кто хорошо пишет под Дзен (и даже больше - кто пишет под Дзен в конкретной тематике, не срывает сроки и тд).

Ну и наша позиция - всегда можно отказаться от работы, если она не устроит. Тогда из потерь - только немного времени.

Ответить
0

Хорошее сравнение - вызов такси через агрегатор. Вы же не выбираете там из сотен профилей водителей и сотен фотографий авто? 

Вы просто знаете, что приедет чистый водитель на чистом автомобиле и достаточно безопасно доставит вас туда, куда нужно. А в случае серьезного косяка - водителя просто уволят.

Вот и у нас примерно так =) Если взять столичную стоимость поездок - даже примерно суммы одинаковые (200-300 рублей за поездку и 200-300 рублей за текст).

Ответить
0

Иногда хотелось бы, пару раз меня чуть не угробили на Яндекс.Такси.
Пару раз отменяли заказы и т.д.
В Харькове подали машину бизнес класса, Daewoo Nexia!

В общем гладко было на бумаге, но забыли про овраги.

Поэтому я за гибрид тендера и автопринятия заявки. Создал заказ, определился с критериями. Нашелся подходящий копирайтер, заказ ушел автоматически в работу.
Не нашелся, можно дать шанс новичку.

Ответить
0

Спасибо за идею!

А если серьезно - я думаю многие системы не без шероховатостей. У нас поэтому всегда можно отказаться от заказа, если его сделали как-то не так, как ожидал заказчик. Это в нашем случае риски биржи, исполнителю мы возместим из  своих денег.

Ответить
0

Вызов такси не корректный пример: извоз это не творческая работа. 

Я лучше заплачу за текст 5000р, чем получу шлак и потеряю время за 300р. 

Ответить
0

А мне кажется пример вполне корректен. И там и там результат стоит 300 рублей.

Если вы готовы платить за текст 5 тысяч - скорее всего вам нужны какие-то другие, не биржевые тексты. Биржа не замещает всех-всех-всех авторов и не решает все-все-все задачи, только некоторые.

Если в некоторых случаях можно получить за 300 рублей результат, неотличимый от результата за 5000 - зачем платить больше?

Ответить
0

Чем отличаются биржевые тексты? Водой и бесполезностью?

Ответить
0

Вам виднее. Вы же написали про 'качество за 5000'.

По факту, на мой взгляд - не отличаются практически ничем при правильной постановке задач.

1) Но задачи нужно уметь ставить, не все обладают этой компетенцией.

2) 'Штатный' копирайтер может глубоко погрузиться в продукты и быт компании, удалённый сделать этого не сможет. Там, где штатный сообразил сам - удаленному нужно выдать тезисы.

Это может и должен сделать редактор, но у многих небольших бизнесов такого просто нет.

Ответить
0

Я не утверждаю, что качество за 5000р можно получить. Можно и за 15000р не получить качественный текст. 

Но у меня большие сомнения, что за 300р получится хоть что-то вменяемое, ведь специалисты за такие деньги не работают и даже в задачу вникать не будут. 

Ответить
1

У нас есть подобная фишка, автопринятие заявки. Если исполнитель соответствует определённым параметрам, его заявка принимается автоматически..

Но использовать BIG DATE интересная идея! 

Ответить
0

Ну вот, спалился ))

Ответить
1

Не переживай, сейчас у ETXT немного другой вектор развития.

Идея не нова, так делает textbroker.ru!

 

Ответить
0

Вообще, было бы интересно сверить карты развития =)) Чтобы удостовериться, что мы двигаемся в разные стороны и будем минимально пересекаться =)

Ответить
1

Ты строишь строгую систему под конкретную задачу, мы гибкую систему под разные задачи. По сути мы лиса, а ты еж. Но на каждом этапе развития нужна своя модель поведения.  

Ответить
–1

Бедные копирайтеры.....

Ответить
1

Почему? Лучше заставлять их принимать участие в тендерах по традиционной схеме? Или рассылать тысячи откликов на заказы?

Ответить
0

Работа копирайтеров и так поставлена на поток, качество работы при этом безбожно падает, многое уже в принципе невозможно читать, пропускаешь на автомате. При этом создатели биржи ещё больше вынуждают понизить качество текстов в угоду другим чисто субъективным показателям. Заботясь о заказчиках, не забывайте об исполнителях. Или вы хотите, чтобы за 45 рублей за тысячу знаков, вам написали шедевр, который будут находиться не только в поисковой выдаче но и читать?

Ответить
1

К сожалению, цены устанавливаем не мы, а рынок. Мы бы с радостью платили по 5000 за любой текст, забирая себе 1000 комиссии. 

Ответить
1

А если автор впервые зарегистрировался на бирже и у него нулевые баллы, как тогда он попадёт в отбор? Никогда?

Ответить
0

У нас есть определенный механизм обучения системы, само собой. Часть задач уходит новым авторам, без этого никак. Но мы очень сильно лимитируем это количество и очень серьезно думаем, какие из задач можно поручить новичкам, а какие - нет.

Ответить
1

Алексей, круто расписали свою биржу, только вот на ней даже не поработать))
Цитата:
"Копирайтинг
Навык: Еще не получен
К сожалению, набор новых авторов временно приостановлен. Следите за новостями в нашей группе".
Жаль))

Ответить
0

Пока у нас избыток авторов, сорри.

Ответить
1

О! как раз встает задача заказа текстов. Попробуем вашу биржу

Ответить
0

Отлично! Добро пожаловать =) Промокод crisis даст 1000 рублей в подарок при пополнении баланса на 5000 или больше. Действует до конца апреля.

Ответить
1

Кстати, насчёт лисы и ежа. Когда лиса устает мучать этого ежа, она пытается столкнуть его или в воду, или просто справляет нужду на него. Еж разворачивается, подставляет пузико, и тут-то его лиса и хватает. 
Ни на что не намекаю, биология просто вспомнилась. 

Ответить
0

Спасибо за дополнение!

Ответить
0

А что с начинающими копирайтерами? Где им место в вашей автоматической системе раздачи заказов? В итоге задания, а стало быть и деньги, получают те исполнители, которые были у вас первыми? Или как ?

Ответить
0

Или как. Начинающие получают свою долю заказов, достаточную для первых выводов и обучения системы.

Но сейчас заказов на всех желающих не хватает, мы впервые за всю историю временно приостановили набор авторов.

Ответить
0

То есть заранее отказались от всех новых авторов, не проверяя их уровень, профессионализм и работоспособность. Ок. Имеете право. Вы ведь хозяева вашей биржи, а нам новым, хотя и не совсем молодым , дорога на другие биржи для накопления опыта, а со временем, видимо, создание своих компаний копирайтинга=ваших конкурентов!

Ответить
0

А смысл нам проверять новых авторов, если совершенно точно хватает своих? Любой найм происходит в момент, когда есть свободная вакансия. Сейчас у нас вакансий нет.

Ответить
0

Похоже на финансовую пирамиду. Кто первым пришёл тот и съел. Даже крошек не оставят. Замкнутая система без свежей крови приведёт к диктатуре.

Ответить
0

Обычно у нас найм открыт ) но посмотрим, что будет за ближайшие 3-4 недели - диктатура, революция или еще какая беда.

Ответить

Прямой эфир