Цифровая экосистема МТС: результаты 2023, планы, стратегия

В эпоху развития экосистем и маркетплейсов довольно трудно сформировать своё конкурентное преимущество и сохранить позиции на рынке. Одна из стратегий в этом случае — следование за лидером. МТС, одним из последних, заявил о своём позиционировании как экосистема и, пожалуй, единственный из всех телекомов. Разберёмся в этом посте с его результатами, планами и стратегией.

Цифровая экосистема МТС: результаты 2023, планы, стратегия

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

Ключевые финансовые цели МТС:

  • Рост телекоммуникационных и новых направлений бизнеса с достижением лидерских позиций (трансформация из Telco в Techno).
  • Инвестиции в цифровые продукты.
  • Удержание уровня долговой нагрузки компании.

Основные цифры МТС 2023:

  • Число абонентов – 81,1 млн
  • Число экосистемных клиентов – 15,1 млн
  • Выручка – 606 млрд руб.
  • Чистая прибыль – 54,9 млрд руб. (+67,5% к 2022 г.)
  • Общий долг – 554,6 млрд руб.
  • Капитальные затраты – 101,5 млрд руб.
  • Чистый денежный поток – 44,8 млрд руб.
  • Выплаты дивидендов – 67,2 млрд руб. (размер дивидендов на 1 акцию – 3429 руб.)
Цифровая экосистема МТС: результаты 2023, планы, стратегия

От авторов настоящей статьи

Интересно разобраться, сколько дают МТС именно новые направления от сервисов. Из 606 млрд руб. в 2023 г. 75% – услуги связи, 9% – реализация товаров, 14% – финансовые сервисы, и только 2% дают новые направления (в 2022 г. – 1,9%, в 2021 г. – 1,3%). Полагаем, что запуск новых направлений больше связан с:

  • удержанием клиентов за счёт высокочастотных, сезонных сервисов;
  • формированием добавленной стоимости к услугам основного бизнеса;
  • расширением состава сервисов в рамках программы МТС Premium.

Данные усилия вполне себе оправданы: 18,5% абонентской базы МТС являются экосистемными клиентами, и их число растёт. Однако доля новых направлений в выручке за 2022 и 2023 гг. изменилась минимально. Посмотрим, как МТС пройдёт 2024 г.

Учитывая, что компания владеет конечным клиентом (с высокими издержками абонента в случае смены оператора), интересно, сколько компания тратит на рекламу и маркетинг. В 2023 г. такие расходы составили 17,7 млрд руб. или 2,9% от выручки, в 2022 г. – 2,6%, в 2021 г. – 2,4%. Похоже, что продвижение новых сервисов увеличивает бюджет на рекламу, включая ребрендинг и позиционирование себя как цифровой экосистемы.

Для справки: за 2023 г. выручка Группы МТС выросла на 13,5% (что выше темпов официальной инфляции), а OIBTDA (валовая прибыль) на 6,4%, что говорит о том, что компания растёт быстрее, чем её себестоимость продуктов и услуг. Это хороший знак.

Услуги связи Группы МТС выросли на 7,2% в 4 квартале 2023 г. Учитывая, что в целом группа выросла на 13,5%, очевидно, что новые направления драйвят выручку быстрее, чем телекоммуникационные услуги.

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360и получайте новые статьи каждую неделю.

Новые продукты B2B:

  • МТС Линк (ex.Вебинар.ру) – платформа для бизнес-коммуникаций и совместной работы
  • Сервисы безопасности (DDoS, антифрод, спам-звонки)
  • МТС Exolve (сервисы коммуникаций для бизнеса)
  • МТС Маркетолог

Рост участников программы МТС Premium в 4 квартале 2023 г. к 4 кварталу 2022 г. составил 24%, а рост доходов программы – 43%.

Продукты экосистемы:

  • ID (авторизация)
  • KION (онлайн-кинотеатр)
  • Строки (электронные книги)
  • Музыка
  • Лончер (настройка рабочего стола на абонентских устройствах)
  • Защитник
  • МТС Travel (бронирование отелей)
  • Urent (аренда самокатов)

Хорошие результаты показало направление МТС Live – офлайн развлечения. Только одни сборы мюзикла «Ничего не бойся – я с тобой!» превысили 2,5 млрд руб.

Цифровая экосистема МТС: результаты 2023, планы, стратегия

В рамках реализации стратегии МТС использует инструменты неорганического роста. Так, в 2022 - 2023 гг. Группа МТС приобрела:

  • Разработчика платформы programmatic-рекламы (для усиления собственной рекламной вертикали бизнеса, а также увеличения доли на рынке).
  • Региональных операторов фиксированной связи (расширение последней мили в регионах).
  • Разработчика телематических решений для управления коммерческими автопарками (развитие интернета вещей в сегменте транспортной телематики).
  • Финансовую организацию.
  • Компанию-разработчика компьютерного зрения и машинного обучения (расширение портфеля в области искусственного интеллекта за счёт развития направлений видеоаналитики и повышения потенциала экосистемы).
  • Компанию-разработчика охранных систем (развитие направления «Умный дом»).
  • Оператора бронирования отелей (развитие направления в сфере путешествий и туризма).
  • Платформу для видеоконференций (решения для бизнеса).

Стратегия МТС на 2024 год

В мае 2024 г. МТС презентовала новые цифровые решения в рамках «МТС Платформа 2024». Были озвучены планы по цифровому пространству МТС VERSE для взаимодействия с продуктами экосистемы («Создай аватара и погрузись в цифровое пространство»), секретарю (голосовому помощнику) с использованием ИИ, развитию видеоплатформы NUUM (российский ТикТок), разработке собственной облачной платформы.

Цифровая экосистема МТС: результаты 2023, планы, стратегия
Цифровая экосистема МТС: результаты 2023, планы, стратегия

От авторов настоящей статьи

Конкуренция экосистем нарастает, и МТС, похоже, делает ставку на развитие своей технологичности, максимальном удержании абонента в физическом и виртуальном пространстве, несмотря на отказ многих от хайпа метавселенных. Какая базовая транзакция победит (Сбер – банк, VK – социальные сети, Яндекс – поиск и портал) – интересный будущий кейс (надо разобрать и их результаты, сравнить). Пока очевидно одно: в телефоне с мобильной связью мы точно проводим больше времени. Удастся ли МТС переключить своих абонентов (81 млн) на свои сервисы, покажет время. Учитывая развитие сетей 5G, МТС точно готовится к тому, чем загрузить каналы связи.

Не исключено, что МТС пойдёт на расширение ритейла (имея банк, салоны связи и их трафик, опыт работы с реализацией товаров). Логичным с точки зрения стратегии для МТС будет развитие медиаконтента (как для добавленной ценности для рекламного направления бизнеса, так и для самостоятельных сервисов, например, «ПАО «МТС» могло бы расширить свою экосистему вертикалью образовательных технологий»), а также за счёт контента, создаваемого пользователями (https://pokolenie.mts.ru/contests).

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

Цифровая экосистема МТС: результаты 2023, планы, стратегия
33
4 комментария
Комментарий удалён модератором

Почему так думаете?

Ответить

Вряд ли корректно рассуждать о победе "базовой транзакций", потому что она только обеспечивает пользователями, лучше говорить об экосистеме в целом. В этом плане их сравнение, определение обязательных транзакций их эволюция, перспективы и прочее будет весьма интересным

Ответить

Вместо того чтобы довести до ума хотя бы одно направление мтс решил создать ещё несколько новых куч говна.

Ответить